5 мин.

Вагнер Лав. Прощай, армейский Джек Воробей!

 

Как-то обратил внимание, что из всех персонажей мирового кинематографа Вагнер Лав больше всего похож именно на великолепно сыгранного Джонни Деппом Джека Воробья.

Он похож чем-то и внешне (тип физиономии, дреды, отстранённое грустноватое выражение на лице,  ленивая неторопливая походка, какая-то неуклюжесть в движениях) и, самое главное – похож своей ролью в общем ансамбле.

Про Вагнера никогда не скажешь, хорош он сейчас или плох. Конечно, бывали периоды в его игре, когда он был ужасно плох, и тогда к Вагнеру были вполне применимы и оправданны слова капитана Норрингтона – «Вы самый жалкий из всех пиратов, о которых я слышал!». Но бывали и другие периоды – когда Вагнер был неподражаемо великолепен, когда он был «футболистом с другой планеты», и впору согласиться с тем же капитаном Норрингтоном, когда он поддерживает слова своего подчинённого: «Он самый удалой пират из тех, что я видел». Зачастую смена этих ролей на поле занимает у Вагнера секунды. Только что ты плевался от его неряшливого обращения с мячом – и вдруг! Вагнер тут же из ничего забивает такой гол, который потом неделями крутят по ТВ, и как-то испытываешь даже неловкость оттого, что только что ругал его почём зря…

Вагнер так же уникален, как уникален Джек Воробей в фильме. Другого такого нет ни в фильме, ни на поле. Оба они великолепно умеют всё, что должны уметь люди их профессии, но применяют своё мастерство редко. Как Джек Воробей предпочитает не драться сам, а добиться своего переговорами или стравливанием противников, так и Вагнер, такое ощущение, получает удовольствие от того, что кто-то другой реализует его задумку.

Вагнер уникальный форвард для Бразилии – форвард, способный добровольно уходить в тень своего партнёра и играть на него, оставляя его забивать голы, получать все лавры бомбардира и форварда, восторг болельщиков, в то время как сам Вагнер, сделавший для своего товарища всю грязную работу, спокойно в одиночку бредет на свою половину поля всё с той же отстранённой грустной улыбкой. А ведь он из Бразилии, где «голеадор» по сути и представляет собой синоним слова «хороший футболист».

Но Вагнеру это не надо, он может забить сам, и делает это, не позволяя никому забыть о том, что он всё же форвард, а не диспетчер, но именно при нём в качестве напарника раскрылись бомбардирские качества Жо, а во «Фламенго» - Адриану. Дуэты, в которых Вагнер чаще был в роли таскающего рояль для партнёра. И кем был бы Жо без Вагнера? Наверное, тем, кем он стал без него в «Манчестер Сити» и дальнейших клубах по нисходящей – на него уже никто не играл, напарники играли сами на себя... Да и Адриану, игрок хоть и давно состоявшийся, после великолепного дуэта с Вагнером больше ничем не отметился – «Рома», купившая его, просто расторгла с ним контракт…

Слава напарников, кажется совсем не вызывает у Вагнера ревности, наоборот, он с ними лучше себя чувствует, хирея тогда, когда у него рядом на поле нет того, кто говорит с ним на одном языке. Конечно, если больше некому, Вагнер поведёт команду за собой, будет тащить её в одиночку, играя на острие, но ему как-то лучше быть вторым после первого.

К собственным командам и товарищам и Вагнер, и Джек Воробей относятся опять же сходно: сколько раз они бросали их? Сколько раз казалось, что всё, это навсегда – будучи в ЦСКА, Вагнер перекрашивал косички в первый раз в цвета другого клуба чуть ли не в первый сезон - когда в отпуск уехал в Бразилию и вышел там на пресс-конференцию «Коринтианса». Сколько раз он вообще уходил уже, я сам и не помню, да и спортивные журналисты сами уже вряд ли помнят, сколько раз они с ним уже прощались.

Но сколько раз Вагнер возвращался в ЦСКА за эти годы! И играл, играл, потому что знал, что так надо, играл, как будто никуда не уходил, и команда снова принимала его в свои ряды, ведь как не принять…

Заклинания горе-экспертов о том, что «Вагнер не хочет играть в России и потому он не похож на себя прежнего», «Вагнер хочет, чтобы его отпустили, и показывает это Гинеру» – превратились уже чуть ли не в постоянный надоедливый рефрен комментариев, но столь же далеки от понимания характера Вагнера, как попытки разобраться в отношениях того же Джека Воробья к героине Киры Найтли.

Если Вагнер на поле с мячом, он никогда не будет портить момент специально или избавляться от мяча абы кому, что бы он не чувствовал в этот момент – такого просто не может быть, душа поэта от футбола неспособна на такой самоубийственный шаг.

Впрочем, во многих поступках Вагнера не разобраться, пожалуй, никому – хотя они все на виду, эти его вечные перевязки шнурков, эти его желтые карточки, каким-то образом всегда подбирающиеся так, что четвертую, после которой дисквалификация, он получает аккурат перед последним матчем до отпуска, матчем, который уже ничего не решает… Да и как объяснить его последнюю красную карточку за жестокий фол против Джудовича, специально он это сделал, хотел ли вывести из строя игрока или так получилось? В любом случае – Вагнера нельзя отнести к футбольным джентльменам, как нельзя отнести к джентльменам и Джека Воробья, способного, тем не менее, на джентльменские поступки.

Теперь уже разбираться в Вагнере будут другие. Он возвращается на родину, на которой, как мне кажется, он так и не понят и не оценен должным образом. Я имею в виду его отношения со сборной – после великолепного сезона 2007 г., когда Бразилия в финале Копа Америка разобралась с главным своим соперником – Аргентиной, 3:0, Вагнер не вызывался на турниры. А ведь, несмотря на то, что Вагнер, игравший во всех матчах, забил только один гол, его вклад в итоговую победу (да и в итоговые 6 мячей еще одного его напарника – Робиньо) был внушителен – он снова играл на других, а не на себя...

«Вагнер Лав – душа нашей команды», как сказал когда-то не склонный к сантиментам и красивым речам Дейвидас Шемберас. Теперь мы больше не увидим Вагнера в футболке ЦСКА, на этот раз, думаю, окончательно. «Футбол другой планеты» уезжает, как покидает город бродячий театр, принесший горожанам праздник и оставляющий им лишь светлые, яркие воспоминания о показанной сказке…

Удачи, Вагнер Лав!