«В футболе бывает «золотая эра», так вот 70-е в Германии можно назвать бриллиантовой». Интервью с Игорем Кытмановым
Мы поговорили с Игорем Кытмановым – комментатором телеканалов холдинга «Матч», Telesport, модератором подкастов с Василием Уткиным и Вадимом Лукомским на Sports.ru и футбольным экспертом. Узнали о самых запоминающихся играх Бундеслиги в прошлом сезоне, с чем связан успех немецких команд в Лиге чемпионов и провал в Лиге Европы, о латиноамериканцах в Германии и о том, чем радио лучше телевидения.
О немецком футболе
– Вы работаете на матчах Бундеслиги. Какая игра запомнилась Вам больше остальных и почему?
В прошедшем сезоне больше всего запомнилась игра «Хоффенхайм» – «Бавария», которую я комментировал с Александром Еремиевым. Матч прерывался, потому что болельщики мюнхенцев вывешивали нецензурный баннер о президенте соперников. Сначала был баннер «Дитмар Хопп – *** сын», а следом – «Дитмар Хопп – все ещё *** сын». Через некоторое время встреча возобновилась, а игроки «Хоффенхайма» и «Баварии» аплодировали, тем самым выражая поддержку президенту. Когда Румменигге и Хопп выходили из подтрибунного помещения, глава мюнхенцев даже хотел взять Дитмара за руку, но тот ее немного одернул. Очень неловкая ситуация.
«Хоффенхайм» вызывает у немецких фанатов негатив, эта команда – исключение из традиционных правил Бундеслиги. Сейчас, правда, еще больший негатив в Германии связан с «РБ Лейпциг». Хотя у клуба много поклонников, которые в восторге от селекционной работы и детско-юношеской школы «быков».
Я же в этом плане также за традиционные клубы. Мне не нравится, как «Ред Булл» ведет агрессивную маркетинговую политику и меняет клубы, которые приобретает. Тот же «Брагантино» в Бразилии: меняют и цвета, и название. Болельщики зальцбургской «Аустрии» и вовсе были вынуждены создать новую команду и начать свой путь с низших дивизионов. В Германии, конечно, такая политика в полной мере не прокатила.
Из прошедших матчей своей атмосферой запомнилось и берлинское дерби на «Ан дер Альтен Фёрстерай». Как и 4:3 «Байера» и «Боруссии», там хозяева ушли от счета 2:3. У Петера Боша в минувшем сезоне вообще очень интересная команда: Бендер, Хавертц, Диаби. Надеюсь, скоро раскроется Паласиас – талантливый аргентинский полузащитник, который приходил в клуб одним из самых значительных активов «Ривер Плейта». С одной стороны, жаль, что Английская Премьер-лига переманивает таких игроков как Хавертц, но с другой – хорошо, что Кай не перешел в «Баварию», что сделало бы ее еще на голову сильнее.
– Какие команды в Германии Вам симпатичны? С чего началась эта симпатия?
Германия – одна из тех стран, где у меня нет конкретной команды, которой я симпатизирую. Могу сказать, что мне нравится берлинское «Динамо». Во многом потому, что в России болею за «Динамо» московское. Слежу за столичным клубом, хотя сейчас он выступает в Региональной лиге, и дела, мягко говоря, идут не лучшим образом.
После объединения Германии, если брать значимые команды на востоке страны, «Динамо» пострадало больше остальных. В том числе это случилось из-за болельщиков клуба – многих ультраправых посадили. Именно тогда в Германии появилась «категория C»: в 90-е к ней относились фанаты, представляющие наибольшую угрозу обществу. После этого команда пропала из виду, хотя когда-то дерби «Унион» – «Динамо», а не «Унион» – «Герта» считалось самым взрывоопасным в столице.
В целом мне интересны команды с востока: там несправедливо, в угоду олимпийским комплектам наград, мало внимания уделялось футболу. С годами начинаешь больше внимания посвящать тому, что было раньше. Я застал объединение Германии, и с тех пор клубы с востока остались на вторых ролях, как и многое другое в этой части страны.
Там всегда была интересная ультра-сцена, и дрезденское «Динамо» – тому подтверждение. Даже в третьей лиге команда собирала полные стадионы, такая любовь болельщиков вызывает уважение. Мне нравятся маленькие исторические команды в Германии, поэтому я с интересом буду следить за «Арминией» и «Штутгартом».
– Чем Вас привлекает Бундеслига? Что отличает немецкий чемпионат от других?
Во-первых, появлением молодых, очень ярких тренеров. Сейчас это тенденция не только в европейских чемпионатах, но и во всем мире. Бундеслига привлекает атмосферой на стадионах. Также – препятствованием появлению иностранных олигархов во главе клубов.
Команды в Германии стараются играть в атакующий футбол, иногда получаются просто безбашенные матчи. Хотя опять же, Германия не единственная в этом плане. Когда я только начинал плотно следить за зарубежным футболом, игры Бундеслиги по телевидению иногда напоминали хоккейные матчи. Те годы, когда и «Вердер», и «Вольфсбург» могли безоговорочно выигрывать чемпионат уже позади – в последнее время в лиге абсолютное доминирование «Баварии».
Мой папа всегда симпатизировал футболу в Германии, возможно, потому что его молодость пришлась на 70-е. Годы величия немцев, когда были выиграны чемпионат Европы, чемпионат мира и три победы подряд в еврокубках. В футболе бывает «золотая эра», так вот эту эру можно назвать бриллиантовой.
– Кто, на Ваш взгляд, за исключением звездных и статусных игроков, принес наибольшую пользу своему клубу в немецком сезоне?
Первым назову Маттиаса Гинтера – человека, который выполняет огромный объем работы.
Голкипер «РБ Лейпциг» Петер Гулачи прошел вместе с командой с низов немецкого футбола, и в этом сезоне был очень полезен.
Почему-то мне на ум еще приходит Андрей Крамарич – универсальный, подвижный нападающий, он может обескуражить соперника порой непредсказуемыми действиями. Центральный форвард, который без проблем сыграет на любой позиции в атаке и не станет зацикливаться на одной функции.
– Связаны ли успешные выступления немецких клубов в Лиге чемпионов с тем, что Германия первой возобновила сезон? Или причина в другом?
Здесь можно идти от обратного: в Лиге чемпионов были и команды из чемпионата Франции, который вообще был досрочно завершен. Бундеслига же закончила сезон раньше других.
Пресловутые разговоры о том, что команда не в тонусе и те же российские клубы вылетают, потому что не успевают набрать форму, моментально разбились. Как показывает практика, такая грамотная подготовка в период межсезонья имеет ключевое значение. Что касается игровой практики, она необходима, но для мастеров, которые провели уже не один матч на высочайшем уровне, это не является серьезной проблемой для достижения результата.
Подбор исполнителей, отточенная до автоматизма взаимосвязь на футбольном поле, и, как показала «Бавария», главное – с каждой командой получать удовольствие от игры.
– Почему у немцев не получилось в Лиге Европы?
Не думаю, что из этой неудачи стоит делать какие-то глубокие выводы. Наверное, в первую очередь, причина в соперниках – «Байер» нарвался на амбициозный «Интер», который во главе с Конте рвал и метал, мечтая выиграть хоть какой-то трофей. Итальянцы превосходят «Байер» и по подбору игроков.
«Вольфсбург» играл с донецким «Шахтером» – испытанным кубковым бойцом. Победители еврокубков, их не стоит прочно ассоциировать с украинским футболом, ведь в первую очередь это легионеры, на которых строится вся игра.
Латиноамериканцы в Германии
– Почему у Коутиньо не получилось стать основным игроком «Баварии»?
Коутиньо по потенциалу и по игре – футболист-лидер. Но ментально он им быть не способен. Золотые годы Филиппе пришлись на «Ливерпуль». В «Баварии» он был неплохим вариантом для выхода со скамейки запасных, но для такой роли он получается очень дорогим футболистом.
К тому же, у него была травма и последующая операция. Возможно, он не до конца вписывался в схему команды Ханси Флика, которая в системе современного футбола при потере мяча играет в тотальный прессинг на чужой половине поля. Не скажу, что Коутиньо чурается черновой работы, скорее, он просто в ней не очень силен. В матчах со средними командами, где «Бавария» подолгу владеет мячом, взламывает оборону соперника, играет в позиционный футбол Филиппе – полезный футболист. Что касается решающих встреч, бразилец не тот игрок, что поведет команду за собой. К сожалению, его сильные качества раскрываются в играх против середняков, и здесь стоит искать проблему в психологии.
Помню, я очень радовался, когда Фил переехал в Европу. На заре быстрого интернета я с пиратских сайтов смотрел матчи бразильских команд и в «Васко да Гама» он действительно производил впечатление. В футзале, еще совсем мальчишкой, Коутиньо тоже ярко выделялся.
– После 7 лет в «Баварии» Тиаго Алькантара покидает футбольные поля Германии. Какой сезон его карьеры в Мюнхене Вы считаете лучшим и почему?
Мне запомнился 2017 год, когда «Бавария» крупно выиграла у «Арсенала». Тогда Тиаго был очень крутым игроком, а мюнхенцы стали чемпионами Германии.
Что касается сезона, то лучший – этот. Алькантара ярко проявил себя в финальной стадии Лиги чемпионов как одаренный и креативный плеймейкер с хорошим дриблингом, контролем мяча, видением поля и высокой точностью передач. Он может действовать как в глубине, так и ближе к атаке. Если мяч у Тиаго, то в 90% случаев он будет доставлен куда нужно, неважно передача ли это поперек поля или на ближнего игрока.
– Почему скауты немецких команд готовы взять любого игрока из европейских чемпионатов, но мало внимания уделяют латиноамериканскому рынку? Связываете ли Вы это с тем, что тренерам-европейцам сложно найти общий язык с футболистами другого континента?
Я бы не сказал, что мало внимания уделяется латиноамериканцам, тот же «Байер» прекрасно их раскрывает. Но бразильцы, аргентинцы с удовольствием поедут в Португалию, Италию и Испанию, как к себе домой, там проще адаптироваться, и чувствуют они себя комфортнее.
Те же разговоры ходили когда-то и о Британии, но сейчас футбол космополитичен и все сводится к бытовым условиям. Если футболист быстро освоится в чемпионате, вопросы национальности не имеют значения. Клаудио Писарро – ярчайший пример европейского обывателя в Бундеслиге.
– Какие ассоциации возникают в Вашей голове при упоминании Брено? Что можете сказать о его выходке?
Первая ассоциация – он дебил. Спалил квартиру, чтобы получить страховку. Мне кажется, он не самый типичный пример южноамериканского футболиста, но это говорит и о некой бесшабашности игроков из Латинской Америки.
О спортивном радио
– В чем преимущества и недостатки работы на спортивном радио?
Недостатки – в заработной плате. А преимущества – в общении со зрителями, на телевидении Вы такого не встретите. Там жесткие временные рамки, ограничения и нет подобного интерактива в контакте с аудиторией.
Радио более демократично, меньше цензуры. Я ее никогда не ощущал, даже при работе на телевидении ты сам себя ограничиваешь, но все же на радио чувствуется больше свободы.
Игорь Кытманов сейчас
– Подкасты вышли на новый уровень популярности. Кого из представителей этой индустрии Вы слушаете? В какие подкасты Вас приглашали гостем?
Честно говоря, подкасты я не слушаю. Приходил в гости к Михаилу Поленову и Дмитрию Савину на «Матч ТВ» и вспоминал первые чемпионаты России в «Звуках футбола», было интересно.
– Где Вас можно увидеть, услышать и почитать сейчас?
Услышать – во время трансляций на «Матч ТВ», «Футбол-1», «Футбол-2» и Telesport, а также в подкастах «Подкасты о спорте» на YouTube и Sports.ru. Увидеть – приглашенным гостем на «Матч ТВ».
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!
***
У Гамбурга похожая ситуация, много кредитов например от владельца Кюне, они пытались погасить их путем успеха в таблице через трансферы и увеличением доходов, но без результатов опять та же спираль убытков.
В Штуттгарте уходу Форфельдера тоже только рады были. Вообщем вы очень утрируете и упрощаете.
А если он не должен, то зачем распостранять ложь? Умный человек промолчит в такой ситуации.
Не буду ворочать отчетностью клуба, просто коротко по вашим пунктам:
1) Трансферы: открываем трансфермаркт и видим, что трансферное сальдо Вердера за последние 10 лет всего -7 млн. Признайте, что это потянет даже нищий Бремен. В упомянутом вами 2009/10 году был кстати большой доход от трансфера Диего, который здесь не учтен и был еще и «размазан» на следующие годы, ну да ладно. Плохие трансферы Аллофса или нет, но они были по карману.
2) Инвестиционная политика клуба: какое отношение здесь имеют арабы и безработица, я не очень понимаю. Видимо вы имеете в виду возможных спонсоров, но они здесь не имеют значения. Смотрим активы клуба и видим, что Везерштадион все еще на половину принадлежит клубу. Только в 2008-2011 годах, как раз к началу бременского кризиса, в перестройку стадиона вложено 80 млн, наполовину клубом. Не считая большие долги на стадионе, инвестиций с тех пор и другие активы. Большинство остальных клубов уже давно сплавили стадионы и прочее (аутсорсинг) и платят аренду городу, как та же Герта, а не вбухивают еще денег в стадион. По спонсорам: из этических причин Вердер долго сопротивлялся продаже прав нейминга стадиона и браковал спонсоров, пока не сдался окончательно и не продался Визенхофу.
3) Мелочи: безработица в Бремене высока, да. Но она c 2000 года только 2 раза превышала 13%, откройте статистику. Но 30% и арабы конечно звучат красиво! Ну кому критиковать безработицу как не Берлинцам?
4) Конечно Вердер считал с другим успехом в лиге, я же написал про спираль. Но хребет клубу сломали не трансферы.
По Гамбургу и Штутгарту не буду раскладывать, и так длинно получилось. Просто задайте в гугле Штутгарт и Форфельдер и кликните по первой ссылке. Или почитайте статью в Хандельсблатте и посмотрите, к чему привел клуб патриарх.
Вам всех благ!