Записки селекционера (продолжение) УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Запятую в заголовке каждый ставит там, где посчитает нужным.
После каждого материала в моем блоге получаю много комментариев, писем, звонков. Чаще от родителей. Вот и последняя статья от 14 августа не осталась без комментариев и вопросов. На некоторые ответил непосредственно в откликах, но есть такие, что требуют более развернутого ответа. Вот один такой комментарий, на который нужно откликнуться, не оставить без внимания. Поэтому посвящаю ему отдельный материал, естественно, с разрешения автора вопроса.
Привожу его полностью.
Вы случайно не обладаете информацией по зачислению ребят 2008 г.р. в академию ФК «Краснодар»? Я являюсь родителем одного из воспитанников базовой школы. В этом году странная система. Отбор, как обычно, провели, но помимо зачисленных набрали еще некую "резервную" группу из, примерно, 40 человек и продекларировали, что данная группа продолжит такие же ежедневные тренировки на протяжении 1-1,5 лет. И что, якобы, из этой группы в будущем, также будут отбираться игроки в академию. Раньше такого не было. Мы просто попали в эту группу, и среди родителей ходят разные слухи. Одно из самых популярных мнений, что группу эту создали с такой целью чтобы ребята не перешли в другие команды и клубы. То есть чтобы эти 1-1,5 года ребята были вне поля зрения других футбольных школ и академий. Условия пребывания в этой группе тоже неоднозначные. Естественно, выездов на турниры никаких не будет, новой формой и экипировкой уже не обеспечивают. Игровая практика - максимум двусторонки между собой два раза в неделю. У многих родителей, естественно, зародились сомнения в целесообразности нахождения ребенка в этой группе. Некоторые уже покинули ряды этой призрачной группы. Но многие еще надеются в будущем попасть в академию из этой группы. Не могли бы вы прокомментировать сложившуюся ситуацию...
Попробую высказать свое мнение по этой ситуации, довольно необычной для академии «Краснодара». Необычность ее сначала заключается в количестве зачисленных воспитанников 2008 г.р. В этом году их всего 52 или 54, из них 6 вратарей. Это фактически только два состава. За последние три года меньше 65-70 человек в интернат на первый год обучения не зачислялось. Конечно, первым объяснением является постигшая всех нас пандемия, карантин, который резко сократил возможности в селекции. Скорее всего, это причина главная, потому что в версию, что наконец-то в академии осознали слабый уровень базовой школы и признали, что она не дает достаточного количества подготовленных для интерната детей, я не верю. То, что базовая школа не готовит воспитанников на должном уровне, в клубе осознают, но никому об этом не скажут, не признаются. Да и самим себе не признаются… Поэтому в предыдущие годы всеми силами старались дотянуть до цифры, жестко обозначенной президентом клуба – 70 чел. Так примерно и было: человек 40 более подготовленных ребят( из них большая часть привезенные селекционерами с просторов нашей необъятной родины), а остальных добирали из базовой школы, закрывая глаза на явные пробелы в футбольном образовании. Из этих «добранных» и состояла третья группа, изначально обреченная на плановое отчисление после первого года в интернате. Причем эта группа жила в академии, готовилась полностью по плану: ежедневные двухразовые тренировки, использование всех возможностей изумительной материальной базы, правильное питание, режим, медицинский контроль и т.д. Но даже такой уровень подготовки не спасал от неизбежного отчисления, главной причиной которого была все-таки слабая базовая подготовка. На вопрос: «Зачем набирать детей, уступающих первым двум группам?»- следовал ответ с самого верха: «А вдруг они уйдут в другие команды?!». Такой торгашеский подход. Не получу доход, но и конкуренту не достанется. В одной из своих статей я достаточно полно писал об этом. Если не ошибаюсь, в материале «Заполнены полки товаром».
В этом году такого количества достичь не удалось. И тут кого-то осенило: давайте создадим резервную группу из лучших воспитанников базовой школы, оставшихся без интерната. Информация эта пришла родителям тех 40 «счастливцев», оказавшихся в этой когорте избранных для нового смелого эксперимента. Текст обращения к родителям, размещенный в группе, привожу дословно:
«Добрый вечер! Уважаемые родители, на данный момент по спортивному принципу ваши дети не прошли отбор в академию. Формируются группы 2008 г.р. для занятий в базовой школе на филиале Жлобы. За каждым ребёнком из данных групп будет вестись наблюдение, с целью отслеживания прогресса и дальнейшей возможности попасть в академию».
Не разбираю довольно корявый текст, попробую разобраться, как же будет вестись это самое отслеживание прогресса.
Для того, чтобы его все-таки вести, надо этот самый прогресс обеспечить. По замыслу авторов этого судьбоносного проекта через год-полтора лучшие получат возможность попасть в академию. Количество лучших не уточняется. Но понятно, что они должны к концу этого смелого эксперимента как минимум не уступать тем, кто параллельно будет заниматься в интернате, тем, уже зачисленным. А это значит, что у них должны быть равные условия для подготовки.
Что имеют дети, уже находящиеся в интернате?
- Проживание всей командой в отдельном коттедже, где обеспечивается оптимальный режим, дисциплина, питание, отличные условия для учебы, организованного досуга, интересных и полезных школьных мероприятий;
- Ежедневные двухразовые тренировки, возможность заниматься на самых современных футбольных тренажерах, тренироваться и играть на отличных полях;
- Обеспечение полным комплектом спортивной экипировки;
- Полное медицинское обеспечение с утра и до ночи, на каждой тренировке и игре;
- Возможность выезда на очень сильные турниры (для первой группы), турниры послабее (для второй группы) за счет академии;
- Тренировки и игры под руководством очень квалифицированных тренеров (предполагается, что они в академии есть), где одну группу ведут сразу два тренера;
Можно еще перечислять сумасшедшие возможности, которые есть в академии «Краснодара», но думаю, что и от тех, что я назвал, в других академиях будут плакать завистливыми слезами.
А какие конкурентные возможности появляются у этих 40 счастливцев, которых будут так тщательно отслеживать? Что из перечисленного доступно жертвам эксперимента?
Только поля для тренировок под руководством молодых тренеров, которые еще сами пока не дотянули до уровня работы в интернате. И это все.
Школу дети посещают по месту жительства; тренировки проводятся один раз в день; никакой новой экипировки за счет клуба; выезды на третьесортные турниры за счет родителей; спарринги в основном между собой, ну, может, иногда удастся сыграть с командой из интерната.
Ясно, что дети заранее поставлены в явно не равное положение. И самое главное: они до этого пять лет занимались в базовой школе и на момент отбора в интернат оказались недостаточно подготовленными. И теперь им предлагают за этот год наверстать то, что им эта самая базовая школа не дала, не справилась со своими обязанностями. Те, кто уже в интернате, за этот год убегут вперед еще быстрее только потому, что будут заниматься в несравнимо лучших условиях.
А ведь в составе этой экспериментальной группы не только краснодарцы, но и дети из разных регионов страны, которых привезли родители год-два назад для того, чтобы они в базовой школе «Краснодара» смогли улучшить свой уровень и осуществить мечту попасть в ведущую академию. Родители жертвовали здесь многим. Самый классический пример: один из родителей остается дома, зарабатывает, а другой с сыном снимает квартиру в Краснодаре и водит ребенка на тренировки в базовую школу. Чаще с ребенком приезжает мама, иногда и папа, пока супруга остается дома с другими детьми. Это, безусловно, жертва. Но кто из руководства академии имеет список таких детей, кто следит за ними хотя бы из чувства уважения перед определенными лишениями, пусть не лишениями, а жизненными сложностями у этих людей? Если этот мальчик мало в чем уступал зачисленным в академию, а не попал лишь по малости, по каким-то субъективным критериям тех, кто отбирал, то это значит, что спортивное руководство академии поразила душевная тупость, безразличие. Ведь если ребенок прошел такой сложный путь и приблизился к уровню кандидата на зачисление, то только за это упорство и желание он достоин быть в интернате. А теперь ему предлагают еще год-полтора находиться в подвешенном состоянии.
Уверен, есть среди этих 40 кандидатов дети с очень хорошими данными, может даже не уступающие тем, кого уже зачислили. Механизм отбора тоже несовершенен, да и те, кто отбирает, не уверен, что досконально разобрались с каждым юным футболистом. Дай бог, что некоторые из них титаническими усилиями смогут сделать шаг вперед, добиться зачисления в академию. Но главный ужас будет ждать их впереди- та самая порочная практика плановых отчислений. Некоторые, не успев вкусить счастья пребывания в лучшей футбольной академии, оказываются отчисленными. А это гораздо хуже для детской психики, чем не попасть в академию изначально, на первом этапе отбора.
Еще об обещанном «отслеживании прогресса». Не будет никакого отслеживания. Смотреть за тренировками и играми этой экспериментальной группы будут лишь формально. Эта инициатива не нужна тем людям, которые работают в академии, ее спортивному руководству. Для них это обуза и относиться к ней они будут соответственно. Уверен, эта гениальная идея пришла с самого верха. Но блажен, кто верует. Может тому, кто там выше всех и греет душу мысль, что, мол, вот какие мы гуманные и внимательные, даем детям еще один большой шанс, но, думаю, сомнения родителей, которые они высказали в письме, не так уж далеки от истины. Вполне возможно, что одним из мотивов создания этой экспериментальной группы является как раз боязнь того, что ребята разбредутся по другим футбольным школам и там вдруг начнут прогрессировать. А тут они вроде и пока привязаны к академии, хотят туда попасть, а значит не попадут к конкурентам.
Да и в расходах нынче приходится сжиматься. Времена наступают суровые и смутные. Возможно сокращение количества зачисленных в академию как раз станет постоянным. Было 70, потом 65, сейчас 52, а на следующий год возможно будет меньше. Не будем считать чужие деньги, но уверен, что дополнительных расходов на этот эксперимент не предвидится. Пусть скажут спасибо, что дают им тренера и поля.
Конечно, это мое субъективное мнение. Я бы на месте родителей этой самой экспериментальной группы не тешил себя иллюзиями, не ловил журавля в небе. А просто бы нашел ребенку футбольную школу попроще, без такого количества понтов. В том же городе Краснодаре, уверен, эти дети могли попасть в команды «Кубани». Академии футбола Краснодарского края, где как минимум, они бы играли, выезжали на турниры. Да и в России есть футбольные интернаты, куда можно было бы поехать на просмотр. Просто для большинства из этой группы это будет еще один потерянный год. Хотя, будут тренироваться, играть, что возможно и неплохо. Не на улице же без присмотра гонять.
Но все же я, несмотря на возраст, иногда предаюсь наивным мечтаниям. Вдруг, тот самый, который и придумал этот смелый эксперимент, выделит на него дополнительное финансирование, повезет детей на сильные турниры, даст им дополнительные возможности для развития и тогда они через год смогут конкурировать со сверстниками из академии.
Но потом просыпаюсь и вижу реальную картину…
В академии "Краснодара" Пруцев не остался по личным причинам, скажем так, семейным, и это стало большой потерей для "Краснодара". То, что он переходит в "Сочи", конечно, шаг вперед в карьере. Если ему будут доверять, то очень скоро он сможет прогрессировать еще сильнее. Кстати в молодежке "Сочи" играет его родной брат, 2002 года рождения.
Спасибо за очередной материал. Жаль, что выходят они так не часто. Об околофутболе околофутболисты и околокомментаторы пишут много, но гораздо интересней читать и размышлять над информацией от профессионалов, которые живут в игре.
Как Вы думаете, стоит ли вообще отчислять детей? или всех желающих доводить до выпускного класса? Стоит ли тогда разделять группы? Если "разделять", то по какому принципу? И если разделять, то как в дальнейшем работать с каждой группой?
Или есть какие-то другие варианты в детском футболе? Например, отпускать в другую команду, но при этом закреплять юного футболиста за тренером и/или селекционером, чтобы они совместно отслеживали прогресс и контактировали по вопросам развития с тренером в текущей команде?
Что подсказывает Ваш опыт?
И даже если мальчик в свое время был зарегистрирован в базе и имел паспорт футболиста, то согласно правилам ФИФА он имеет право сменить футбольное гражданство. Процесс занимает разное количество времени, в зависимости от предыдущего статуса игрока в той стране. Так, в том же "Краснодаре" довольно долго решали этот вопрос с Рейхменом (2002 гр), который имел украинское футбольное гражданство, но все же решили. А вот с Мудраком (2005 гр) проблема решилась быстро, тут помогли юристы ЦСКА и активные родители. Потом, как вы знаете, "Краснодар" провернул ловкую комбинацию и переманил парня назад в Краснодар. Загреб жар чужими руками. Поэтому в месте рождения Сухорученко проблем никаких нет.