8 мин.

В 1993 году «Марсель» выиграл Лигу чемпионов, но потом был отправлен во второй дивизион за махинации

Несмотря на то, что Франция входит в топ-5 европейских чемпионатов, французские клубы почти никогда не выигрывали Лигу Чемпионов. Даже ПСЖ с его огромными финансовыми возможностями последних лет и такими футболистами в составе, как Златан Ибрагимович, Дэвид Бэкхем, Эдинсон Кавани, Неймар до нынешнего года не доходил даже до полуфинала.

На сегодняшний день последним французским клубом, который вышел в финал Лиги чемпионов был «Монако» в 2004 году. Та история для монегасков закончилась разгромом от «Порту» со счётом 0:3, причем один из голов забил Дмитрий Аленичев.

Единственным клубом из Франции, которому на сегодняшний день удалось взять заветный чемпионский кубок, стал «Марсель». Провансальцы, ведомые амбициозным президентом Бернаром Тапи, выиграли в самом первом розыгрыше Лиги чемпионов в сезоне 1992-93. Эта непростая история заслуживает детального рассказа.

Тапи пригласил в клуб лично мэр Марселя. На момент его прихода клуб переживал непростые времена

В начале 1980-х дела у марсельского «Олимпика» складывались не лучшим образом, клубу явно не хватало стабильности. Хотя в 1976 году провансальцы выиграли Кубок Франции, в 1980 случилось падение во второй дивизион.

Ко всему прочему в 1981 году «Марсель» был признан банкротом. Ситуация оказалась настолько ужасной, что клубу пришлось расторгнуть контракты со всеми футболистами, всем тренерским штабом и вводить в состав юниоров. Из них можно выделить Эрика Ди Меко, который впоследствии вырос в одного из лучших игроков французского футбола и выиграл пять чемпионств во Франции, кубок страны и ту самую Лигу чемпионов 1992-93.

Впоследствии в 1984 году провансальцы добились-таки повышения в классе, но клуб продолжало лихорадить. Единственным достижением стал выход в финал Кубка Франции 1986, где «Олимпик» уступил «Бордо» в дополнительное время.

В этом же году произошло событие, которое повлияло на всю дальнейшую судьбу марсельского клуба. Президентом команды в апреле 1986 года стал Бернар Тапи, который до этого момента не слишком интересовался футболом.

Зато у него было множество других увлечений. Он учился на инженера-электрика, затем после службы в армии безуспешно пытался сделать певческую карьеру. Наконец, он решил попробовать себя в гонках класса Формула 3. Казалось, что здесь он нашел себя, однако через некоторое время с Тапи случилось несчастье. Он попал в серьёзную аварию, вследствие которой несколько дней пролежал в коме. После этого Тапи решил завязать с гонками.

В «Олимпик» Бернара Тапи пригласил мэр Марселя Гастон Деффер в надежде на то, что клуб сделает решительный рывок вперед. К тому времени Тапи стал известным и влиятельным бизнесменом. Он купил «Олимпик» за 35 миллионов долларов и тут началась великая и драматичная история.

С приходом Тапи «Марсель» четыре раза подряд стал чемпионом страны и выиграл Лигу чемпионов. Единственную в своей истории

В первом полноценном сезоне президентства Бернара Тапи марсельский «Олимпик» стал вторым в сезоне 1986-87, уступив чемпионский титул «Бордо». В следующем сезоне провансальцы заняли шестое место. А затем началось триумфальное шествие: в период с 1989 по 1992 годы «Марсель» доминировал во Франции, став чемпионом четыре раза подряд.

Однако Бернар Тапи мечтал о большем. Он хотел победы в еврокубках. И его «Марсель» шёл к этой мечте шаг за шагом. Провансальцы могли взять Кубок европейских чемпионов ещё в 1990 году, но вылетели в полуфинале из-за грубейшей ошибки судьи Марселя ван Лангенхува, который в матче между «Бенфикой» и «Марселем» в Лиссабоне засчитал гол, забитый рукой футболиста «Бенфики» Вата Манату Гарсия. Так или иначе, после того матча Тапи не утратил оптимизма: «Я быстро учусь. Этого не произойдет с вами вновь».

В следующем сезоне казалось, что эти слова подтверждаются: «Марсель» дошёл до финала Кубка европейских чемпионов. Но и в этот раз провансальцев ждала неудача: сербская «Црвена Звезда» оказалась сильнее в серии пенальти.

В 1992 году произошла реорганизация турнира: Кубок европейских чемпионов стал называться Лигой чемпионов. И в самом первом розыгрыше турнира под новым названием «Марселю» наконец улыбнулась удача. Всё началось с игр 1/16 финала против клуба из Северной Ирландии «Гленторан». По сумме двух матчей французы играючи разобрались со своим оппонентом 0:8.

Следующим соперником на пути к заветному трофею стало бухарестское «Динамо». В Румынии динамовцы дали бой провансальцам сыграв 0:0, однако в ответной игре сказался класс хорватского нападающего «Марселя» Алена Бокшича, сделавшего дубль и отправившего свою команду в групповой этап.

Там подопечные Раймона Гуталса попали в группу к московскому ЦСКА, «Рейнджерсу» из Глазго и бельгийскому «Брюгге». Армейцы, которые в этом розыгрыше Лиги чемпионов выбили на предварительном этапе «Барселону», сыграли на Олимпийском стадионе в Берлине (домашние матчи Лиги чемпионов в том сезоне ЦСКА проводил в Германии) с «Марселем» вничью 1:1. А вот на «Велодроме» ЦСКА неожиданно уступил провансальцам 6:0.

Много лет спустя в декабре 2017 года на Спорт-Экспрессе вышло интервью бывшего тренера ЦСКА Геннадия Костылева. Он рассказывал, что игрок «Марселя» Жан-Жак Эдели признал попытку отравления армейских футболистов перед матчем на «Велодроме».

«Он признался, как французы смеялись, потому что напоили нас какой-то отравленной водой. Для меня это стало шоком. Сволочи – что-то подсыпали в воду или ввели шприцем вещество в бутылки! Несколько наших ребят это выпили... Помню, когда ехали на стадион на автобусе, увидел, что некоторые игроки уснули. Я подумал, что, может быть, они так настраиваются. А на поверку оказалось совсем другое. Это еще хорошо, что в такой ситуации получили всего 6 мячей. Мы сражались, как могли, но...» - сказал Костылев.

В первом розыгрыше Лиги чемпионов на групповом этапе было всего две группы по четыре команды, и в финал выходили лидеры групп. В итоге «Олимпик» с 9 очками занял первое место, опередив «Рейнджерс» на один балл и вышел в финал.

И вот 26 мая 1993 года наступил момент финального матча. Мюнхен. Олимпийский стадион. На трибунах 64 400 зрителей. «Марселю» предстояло играть против грозного «Милана», у которого в составе такие звёзды, как Паоло Мальдини, Франко Барези, Франк Райкард, Марко ван Бастен. А возглавлял эту «банду» Фабио Капелло.

Однако «Марсель» и не подумал сдаваться на милость грозному сопернику, и единственный гол Базиля Боли на 43-ей минуте принёс Бернару Тапи и его клубу главный европейский трофей.

Через несколько недель после финала Тапи так отозвался об этом успехе: «Мы были абсолютно уверены в победе, никто из нас даже не сомневался, что мы завоюем этот трофей. Два года назад, на бумаге, у нас была, возможно, лучшая команда в Европе, но к этому финалу пришло 11 игроков, которые были готовы умереть друг за друга».

Казалось, что «Марсель» на долгие годы станет европейским топом, но то, что произошло дальше шокировало абсолютно всех.

«Марсель» был исключён из еврокубков и отправлен во второй дивизион за нарушение принципов fair play

Через некоторое время выяснилось, что перед финалом Лиги чемпионов футболист «Марселя» Жан-Жак Эйдели позвонил футболисту «Валансьена» Жаку Глассману. Через его посредничество представители «Марселя» предложили Глассману и ещё двум футболистам «Валансьена» Хорхе Бурручаге и Кристофу Роберу деньги, если они согласятся сдать предстоящий матч чемпионата Франции. Таким образом провансальцы рассчитывали на то, что футболисты «Марселя» не получат травм перед решающим матчем.

В итоге результат того матча был аннулирован и началось расследование. Через некоторое время Кристоф Робер признался в получении взятки от представителей «Марселя», а 250 000 франков обнаружили спрятанными в саду его родителей.

Арсен Венгер, который тогда тренировал «Монако», так отозвался о втором месте монегасков того сезона: «Это был самый трудный период моей жизни. Если ваша работа схожа с моей, то вы беспокоитесь за каждую деталь. Но когда вы идёте на работу и знаете, что всё это бесполезно, конечно, это катастрофа».

Несмотря на то, что «Марсель» стал победителем первого розыгрыша Лиги чемпионов, он был исключён из этого турнира со следующего сезона и лишён звания чемпиона Франции 1992-93, а в 1994 году и вовсе был отправлен во второй дивизион за махинации. Это решение нанесло серьезный урон финансам клуба. Долги провансальцев достигли 400 миллионов франков.

В 1995 году несмотря на то, что «Марселю» было запрещено регистрировать новых футболистов, команда заняла первое место в своём дивизионе. Однако у клуба ещё оставались долги в 250 миллионов франков, из-за чего ему пришлось объявить себя банкротом и провести во втором дивизионе ещё один сезон.

По итогам судебного разбирательства так называемого «дела ОМ-ВА» Бернар Тапи был отправлен в тюрьму, генеральный директор клуба Жан-Пьер Бернес, а также футболисты Эйдели, Бурручага и Робер оштрафованы от 5 до 15 тысяч франков.

В своей автобиографии Жан-Жак Эйдели описал ещё несколько приёмов, которые применял Тапи, в частности использование запрещенных препаратов: "Единственный раз, когда я согласился принять допинг, был финал Лиги чемпионов 1993 года. Я видел подозрительные вещества, которые принимали игроки, во всех клубах, в которых играл до этого, но тогда это был первый и последний раз, когда я присоединился к остальным. Мы все сделали серию уколов незадолго до игры, и чувствовал себя не так, как обычно, во время того матча. Единственным игроком, который отказался в этом участвовать, был Руди Феллер".

Тем не менее, даже после полученного тюремного срока, Бернар Тапи считает себя одним из выдающихся футбольных деятелей Франции: «Если и есть кто-то, кто ненавидит меня, это только потому, что он либо чересчур любит меня, либо очень хотел бы оказаться на моем месте. Конечно, я давал некоторым пару лишних буханок хлеба, но на земле есть очень мало людей, которые могут утверждать, что я их обидел".

***

Хочется надеяться, что, если ПСЖ выиграет Лигу чемпионов, подобной истории с ним не произойдёт. Впрочем, остальных клубов это тоже касается.