По пути Моуринью. Почему у Андре Виллаша-Боаша не получилось в «Челси»
Владислав Речкин вспоминает, как молодого тренера погубили отношения с ветеранами «Челси» и отсутствие тактической гибкости.
У Влада, кстати, есть свой канал про «Челси» — советую подписаться, если хотите поддержать молодого автора.
Лето 2011-го года ознаменовалось для «Челси» настоящей революцией — по ожиданиям сравнимой с той, что случилась после первого захода Жозе Моуринью на «Стэмфорд Бридж». После увольнения Карло Анчелотти было официально объявлено, что пост главного тренера займет 33-летний Андре Виллаш-Боаш, только что взявший с «Порту» требл — чемпионат Португалии, Кубок Португалии и Лигу Европы (как раз про команду Боаша Валерий Карпин говорил «ну потому что они сильнее епт»). Надо сказать, что это было не первое появление Боаша в «Челси» — он работал аналитиком в тренерском штабе Жозе Моуринью.
Абрамович хотел видеть привлекательный, атакующий «Челси» — как раз то, что получилось выстроить у Боаша в Португалии. Желание было настолько сильным, что «Челси» заплатил 13 миллионов фунтов компенсации за досрочное расторжение контракта Боаша с «Порту». В клуб пришли новые игроки: Хуан Мата, Рауль Мейрелеш, Ромелу Лукаку, Ориоль Ромеу, к основе подтянули Даниэля Старриджа. Хотя предсезонку португалец провел со старой обоймой игроков. И провел весьма недурно: за 6 матчей «Челси» пропустил лишь один раз и забил 15 мячей.
В АПЛ «Челси» стартовал с ничейного результата в матче со «Сток Сити» (0:0), а дальше пошли победы — где-то минимальные и волевые (2:1 с «Вест Бромвичем» и 2:1 с «Сандерлендом»), где-то уверенные и на классе (3:1 с «Норвичем», 4:1 с «Суонси», 5:1 с «Эвертоном»). Однако в матчах с топ-командами «Челси» был неубедителен — гостевое поражение от 1:3 от «МЮ», в котором произошел легендарный Фернандо Торреса, качельный матч с «Арсеналом» (3:5). К этим проигрышам добавились совсем внезапные поражения от «КПР» и «Астон Виллы».
По-настоящему сбоить «Челси» начал в октябре — команда потеряла стабильность, упускала даже самое железное перимущество, например, как это было в поединке все с тем же «МЮ» на «Стэмфорд Бридж» в феврале. «Челси» вел со счетом 3:0, но упустил победу и сыграл 3:3. После поражения от «Наполи» в ЛЧ и от «Вест Бромвича» в чемпионате, руководство не выдержало и отправило Виллаша-Боаша в отставку. Его сменил Роберто ди Маттео, с которым «Челси» в аномальном стиле и при немалой доле фарта взял Лигу Чемпионов.
Виллаш-Боаш должен был повторить путь Моуринью. Молодой тренер из «Порту» приезжает в Англию и переворачивает игру. Звучит неплохо, схемка отработанная. Однако Виллаш-Боаш и Моуринью имели крайне различные взгляды на построение игры — почему-то это никого не смутило. На то, чтобы выстроить систему под АВБ — было мало одного сезона.
Да и сам португалец признал впоследствии свою ошибку. «Я слишком рано возглавил «Челси». В то время меня нельзя было назвать гибким тренером, мне не хватало опыта. Я был общительным, но не гибким в своем подходе к работе. В профессиональном футболе необходимо каждый день жить своей работой. Главная цель – высокая производительность всего коллектива, но за все отвечает только главный тренер. Ты не можешь нравиться каждому из своих подопечных. В «Челси» фактор дружного коллектива был крайне важным, а я слишком серьезно придерживался своих методик», – вспоминал нынешний наставник «Марселя».
Виллаш-Боаш слишком резко пошел на омоложение состава — это как раз тот случай, когда за схемами и аналитическими цифрами кроется человеческий фактор. Виллаш-Боаш быстро посрался со всеми старичками клуба. Вот сравнение по старичкам в сезоне 2010/2011 при Анчелотти и в 2011/2012 при АВБ:
Дидье Дрогба — 36 матчей (2793 минут) против 24 матчей (1481 минут)
Флоран Малуда — 38 матчей (2810 минут) против 26 матчей (1155 минут)
Майкл Эссьен — 33 матча (2802 минут) против 14 матчей (920 минут)
Саломон Калу — 31 матч (1563 минут) против 12 матчей (577 минут)
Джон Оби Микел — 28 матчей (2219 минут) против 22 матчей (1327 минут)
Если рассуждать на тему того, в какой футбол хотел играть Виллаш-Боаш, то его главной идеей было построение стремительных атак через свободные зоны с подключением крайних защитников — Эшли Коула и Жозе Босингвы. Это сочеталось с пресловутым высоким расположением линии обороны (любимый прием АВБ). Однако в оборонительном плане «Челси» не был готов к таком резкому перестроению — «синие» постоянно пропускали после провалов в обороне, когда соперник в несколько передач проходил через огромные разрывы между линиями.
Кстати, тогда чморить Давида Луиза было еще не так модно — типичные для бразильца позиционные ошибки и отсутствие дисциплины и концентрации были при нем, просто тогда думали, что пройдет с возрастом. Не прошло.
В атаке главным завершителем вообще был Старридж — это при живых Дрогба и Торресе. Переход на новый стиль оказался для «Челси» более болезненным, чем ожидалось.
Вина Абрамовича и самого клуба заключалась в том, что они просто не предоставили время Виллаш-Боашу. Молодой специалист попал под каток требовательности под названием «здесь и сейчас». Руководство не готово было ждать — оно требовало мгновенного результата и поставленной красивой игры. Можно провести параллели с назначением Лэмпарда. Клуб дал Фрэнку сразу два года, сделав скидку на тот момент действующий трансферный бан и на молодость Фрэнка (как тренера, конечно). Понятное дело, что Лэмпард для «Челси» значит больше, чем Виллаш-Боаш, но факт остается фактом. По итогам первого сезона Лэмпард вышел в ЛЧ, обозначил слабые места и клуб уже подгоняет ему требуемых футболистов (хотя по обороне «Челси» пока что молчит).
Клуб также пригласил вместе с Лэмпардом его штаб в лице Джоди Морриса и Джо Эдвардса. Моуринью также приводил в клуб своих людей и игроков из «Порту». С Боашем же приехали всего два человека из его португальского тренерского штаба.
В общем, амбициозный затратный проект шел дальше уже без Боаша — «Челси» при ситуативном тренере-мотиваторе взял Лигу Чемпионов (+ Кубок Англии), но на дистанции стало понятно, что Ди Маттео объективно не тащит. Дальше был Бенитес, затем снова Моуринью, потом Конте и Сарри, пока, наконец, «Челси» не решился на долгоиграющий проект с большим испытательном сроком в лице Фрэнка Лэмпарда. Новая концепция «доверия» созревала целых 10 лет.