Рууд Гуллит. «Как смотреть футбол». Седьмая глава. «Системы»
В данной рубрике автор в моем лице, каждый день будет опубликовывать по одной главе книги Рууда Гуллита под названием: «Как смотреть футбол. Руководство диванного эксперта». Книга была издана в 2016-ом году. Я считаю этот материал крайне полезным и интересным, а также обязательным к изучению. Также от себя буду добавлять иллюстрации по теме в каждой главе. Приятного чтения!
Глава 7 - «Системы»
Тактические формации
Все знают, что это такое: диаграммы игровых схем появляются перед матчем в газетах и на телевидении вместе с бесконечными дискуссиями о том, какую систему выберет на игру тренер: 4–4–2, 4–3–3, 5–3–2, 3–4–3, 4–3–2–1, 4–2–3–1, 4–2–2–1–1.
Заметьте, что в сумме все цифры в схеме дают десять: вратарей никогда не учитывают при описании тактических формаций. Однако современные голкиперы тоже должны уметь играть ногами, особенно после того как в 1992 году было введено правило, запрещающее им брать мяч в руки после пасов назад. Многие тренеры рассматривают вратаря как первое звено в цепи атаки из глубины.
Не стоит забывать, что в команде не десять человек, а одиннадцать. Вратарь — неотъемлемая часть командной тактики. Но что такое тактика? Если вкратце, то это использование конкретных качеств одного или нескольких игроков вашей команды, которые способны сыграть решающую роль, и атака на уязвимые места в составе соперника. Тактика работает, только если личности могут дать результат.
Тактика и системы тесно связаны. Для меня система — какую бы вы ни выбрали — это каркас для обороны и наступления.
В защите система используется для организации и сохранения компактности, так что соперники не могут прорваться к воротам, даже владея мячом. Нужно решить следующие проблемы: что делать без мяча? Как дать сопернику как можно меньше пространства и ограничить его возможности для атаки?
Во время атаки вы придерживаетесь системы и формации, при которой создается как можно больше пространства для ваших нападающих, чтобы они смогли использовать свои лучшие качества. Задача защитников в то же время состоит в том, чтобы определить, откуда будет грозить опасность, если нападающие или полузащитники потеряют мяч.
Формация 4–4–2
Необходимо до такой степени наладить взаимодействие между игроками в рамках игровой схемы, чтобы они чувствовали, что собираются делать другие. Иными словами — до того, как это было сделано. Как ни парадоксально, дело не в том, что происходит, когда вы с мячом, но в том, что делается, пока вы им не владеете.
Как мы уже видели, системы и планы нападения во многом зависят от качеств конкретных игроков. Если центральный защитник не очень быстр, защита не должна выдвигаться к середине поля. Если нападающий скоростной, но технически ограниченный, то нет смысла строить игру вокруг забросов в чужую штрафную.
Начать нужно с анализа сильных и слабых сторон вашей команды. Только после этого можно делать выбор в пользу той или иной структурной формации: это может быть 4–4–2, 4–3–3 или какой-то другой вариант. Затем обратите внимание на слабости схемы или отдельных игроков другой команды — например, на футболиста, который вынужден играть не на своей привычной позиции.
Чтобы победить в игре, нужно владеть мячом. Но слишком долго владеть мячом не обязательно: по этому показателю вы можете и не превосходить соперника. Это распространенное заблуждение. Более того, при получении мяча нет нужды долго с ним не расставаться: главное — извлечь из владения как можно больше преимущества.
Игровая схема 4–4–2
Формация 4–4–2 — это система с атакующим блоком из двух центральных нападающих. Когда команда владеет мячом, атака строится вокруг них. Двум нападающим легче забить, чем одному. Кроме того, в этом случае легче загнать оборону противника поглубже и внести хаос в организацию его игры.
Один из нападающих занимает позицию перед двумя левыми защитниками соперника, а другой — перед двумя правыми. Это вынуждает вратаря не пасовать защитникам, поскольку нападающие могут немедленно начать их прессинговать. Многие английские клубы применяют эту систему и в атаке, и в качестве первой линии обороны.
В Англии команды широко используют забросы вперед на двух нападающих. Лучшее сочетание — крупный, высокий, сильный нападающий плюс невысокий, легкий, проворный форвард. Высокий нападающий выигрывает верховую борьбу и переадресует длинный пас второму форварду, который либо врывается сзади, либо остается на своем месте — в этом случае передача следует в ноги.
Тем самым сохраняется давление на двух центральных защитников, которые вынуждены вступать в единоборства в непосредственной близости от ворот. Особенно тяжело центральным защитникам, поскольку им обычно удобнее, чтобы один из них закрывал высокого форварда, а второй страховал сзади, занимая свободную позицию. Если нападающих двое, то центр обороны попадает под давление, так что левый или правый защитник вынужден смещаться в центр для страховки — в результате оголяется фланг…
В формации 4–4–2 левый и правый полузащитники становятся вингерами. Таким образом, владеющая мячом команда держит впереди четверых игроков. Когда команда теряет мяч, крайние полузащитники оттягиваются назад, помогая сдерживать хавбеков соперника. Два центральных полузащитника переходят к оборонительной игре, запечатывая защитную схему.
Как только команда возвращает себе мяч, она легко может перейти к атакующему варианту, поскольку пара нападающих уже впереди. Скорость, с которой команда переключается с владения мячом на действия при его потере (защита), а также на организацию игры после отбора мяча (атака), часто оказывает решающее влияние на достижение результата.
В мое время в «Милане» при Арриго Сакки мы играли 4–4–2. Но это ни в коей мере не было похоже на современные 4–4–2 — хотя бы потому, что в то время вратари могли брать в руки мяч после паса назад. Начинали мы с 4–3–3, но результаты были далеки от желаемых, пока из-за травмы лодыжки не выпал на какое-то время из состава Марко ван Бастен.
При системе 4–3–3 крайние защитники идут вперед, а центральные отвечают за большие участки поля. Они вместе с вратарем образуют треугольник, чтобы нейтрализовать приближающегося форварда. После этого один из центральных защитников может продвигаться в середину поля, создавая там численное преимущество
Тогда-то мы и перешли на 4–4–2. Эта схема предполагает предоставление свободных зон сопернику, который начинает считать, что обладает пространством для атаки. Мы вынуждали противника двигаться по флангу: нельзя же позволить ему начинать атаку через центр. Если бы мы дали соперникам такую возможность, Сакки устроил бы нам настоящую взбучку. Дело в том, что, когда вы теряете мяч, вашим полузащитникам приходится выбирать, в какую сторону двигаться. Если выбор неверен, то они отыграны, в результате опасность становится гораздо более серьезной.
4–3–3 (выход через центр)
Всегда просто удивительно наблюдать, как легко команды забывают базовые принципы в попытках предотвратить наступление по схеме 4–3–3. Очень часто команды выстраивают игроков по центральной оси поля.
Когда команда владеет мячом, крайние защитники продвигаются вперед, уводя за собой вингеров соперника. Два центральных защитника широко расставляются, немного удаляясь друг от друга и образуя треугольник с вратарем. Оставшийся нападающий соперника вынужден бороться один против троих. Пользуясь этим, один из центральных защитников может вывести мяч в середину поля, в зону полузащиты. Если все проходит гладко, то у команды с мячом в каждой линии образуется численное преимущество. Отличный выход из обороны — несомненный плюс формации 4–3–3.
В «Милане» мы часто выходили из обороны через длинный высокий пас на нападающего, который должен был зацепиться за мяч и передать его набегающим полузащитникам, освобождающимся от опекунов
Но если вы теряете мяч, то полностью открывается зона за центральным защитником, вышедшим было вперед. В результате оставшиеся защитники вынуждены встречать нападающих один в один и оказываются уязвимыми для возможнойконтратаки. Индивидуально сильный нападающий способен легко решить такой эпизод.
Поэтому нападающие должны стремиться помешать организации атаки после перехвата мяча соперниками, вынудив перевод мяча на фланг, — в результате полузащитнику не придется отбиваться сразу от двоих оппонентов.
Забросы как атакующая тактика
Тренеры других клубов не теряли времени даром и изучали систему 4–4–2, принятую в «Милане». Поэтому они часто пытались заставить нас строить атаку по флангам. Если у нас не оказывалось пространства, то крайние защитники Паоло Мальдини и Мауро Тассотти возвращали мяч в центр Франко Барези или Алессандро «Билли» Костакурте. Те через центр поля забрасывали мяч на нападающих — на меня или Марко ван Бастена. Затем мы либо сохраняли мяч, либо отыгрывали его назад набегающим полузащитникам Карло Анчелотти и Франку Райкаарду, и те уже строили атаку. По флангам у нас играли спринтеры — Роберто Донадони и Анджело Коломбо.
Если я или ван Бастен теряли мяч, другие игроки имели полное право нас обвинять, поскольку вся команда в этот момент двигалась вперед, была открыта и уязвима для потенциальной контратаки. Мы часто отрабатывали это оригинальное развитие нападения.
Эти запросы были едва ли не самым сложным типом передач, поскольку выполнять их нужно было очень точно. Итальянские защитники дышали нам в ухо, не оставляя мне и ван Бастену никакого пространства. Нам нужно было находиться именно там, куда поступал заброс. Франко и Билли примерно понимали, где мы окажемся в результате рывка, и направляли мяч именно в эту точку. Просто поразительно. Кажется, это так просто, но за простотой скрывается исключительный уровень мастерства.
Формация 3–4–3
Кроме того, необходимо было полное взаимопонимание между мною и ван Бастеном. Мы могли предсказать движение друг друга, поэтому никогда одновременно не бежали к мячу, вперед, направо или налево одновременно. Наши движения дополняли друг друга и были практически инстинктивными. Мы доводили взаимодействие до совершенства на тренировочной базе в Миланелло, постоянно отрабатывая комбинации. Обоим нам, взращенным на фирменной голландской системе 4–3–3, пришлось учиться играть в рамках формации 4–4–2.
«Аякс» против «Милана»
В начале 1990-х «Аякс» был одной из главных сил в международном футболе. На бумаге команда ван Гала играла 4–3–3, но, получая мяч, переходила практически на систему 3–4–3 благодаря ключевой роли Данни Блинда, ныне тренера национальной сборной Голландии. Он выдвигался вперед, присоединяясь к трем игрокам полузащиты. Тем самым создавалось численное преимущество — четыре в три, и в результате выдвинутый полузащитник Яри Литманен мог перейти вперед, на позицию сразу под нападающим.
Четыре нападающих впереди оказывались в ситуации, когда каждому противостоял только один соперник. И если Марку Овермарсу или Патрику Клюйверту удавалось обыграть непосредственного противника, они сразу же оказывались в численном преимуществе в штрафной площадке или даже с глазу на глаз с вратарем.
Главная предпосылка для такого успеха — численное преимущество в середине поля. При этом игроки должны быть хорошо технически оснащены, поскольку пространство для маневра у них ограниченное. Хотя у футболистов «Аякса» всегда были высокие показатели владения мячом, им, разумеется, случалось его и терять. Так как Блинд часто выдвигался со своей оборонительной позиции, подчищать за ним приходилось Франку Райкаарду. В то время Райкаард уже завершал свою карьеру. Это был опытный игрок, который руководил игрой команды из глубины. Именно благодаря ему «Аякс» мог демонстрировать настолько атакующий футбол.
Формация 4–3–3
Хотя в то время крайние защитники обычно охотно подключались к атаке, Франк де Бур и Михаэль Райцигер стягивались к центру, откуда выдвигался Блинд. Это давало «Аяксу» возможность ограничить пространство в случае атаки соперника. Тем временем Эдгар Давидс обеспечивал баланс в середине поля: он постоянно следил за тем, сколько игроков находится впереди мяча, и если их было больше четырех, то он отзывал одного назад.
В сезоне-1994/95 «Милану» с его системой 4–4–2 против «Аякса» пришлось несладко. В том году они проиграли трижды, и последний раз — в Вене, в финале Лиги чемпионов. Решающий гол забил Патрик Клюйверт.
Крайние защитники «Аякса» закрывали крайних полузащитников «Милана», а двум оставшимся итальянским центральным полузащитникам приходилось иметь дело с тремя игроками «Аякса», а иногда и четырьмя, если Данни Блинд успевал выдвинуться вперед. В результате итальянцы не смогли толком забрать мяч и оказались полностью переиграны. Крайние защитники «Милана» не осмеливались прийти к ним на помощь, поскольку их удерживали на месте вингеры «Аякса».
Благодаря умелому использованию схем 4–3–3 и 3–4–3 «Аякс» создавал на поле ситуацию, при которой у команды в каждой линии было численное преимущество. Футболистам «Милана» постоянно приходилось решать, кого атаковать, и не всегда они делали правильный выбор. Итальянская команда пришла в замешательство и стала ошибаться.
Как отреагировал «Милан»? Итальянцы могли попытаться применить ту же формацию, что и «Аякс». Но не так просто сменить тактику, если достиг таких убедительных результатов в системе 4–4–2. Фабио Капелло настойчиво придерживался проверенных итальянских методов работы — и постоянно проигрывал, в том числе и в финале Лиги чемпионов.
План игры в схеме 4–3–3
Огромное преимущество формации 4–3–3 состоит в том, что по всему полю можно играть треугольниками, а продвигаясь вперед, вы естественным образом соединяете одно трио с другим. Работа в треугольниках облегчает жизнь игроку, владеющему мячом, поскольку всегда сохраняются два варианта передачи вперед. Это ставит в трудную ситуацию защитников, которым приходится принимать решения и постоянно пытаться предугадать, в каком направлении будет развиваться атака и куда движется тройка игроков соперника. Ключ к успеху — отдать мяч в нужном темпе и нужному игроку.
Когда я играл в Нидерландах, почти все клубы полагались на систему 4–3–3, а большинство матчей выигрывались или проигрывались в середине поля. В формации 4–3–3 задачей вингера было сделать фронт атаки как можно шире. Поэтому правый и левый вингеры располагались как можно ближе к бровке, что заставляло крайних защитников соперника расставляться так же широко, создавая открытое пространство в центре.
Полузащитники пользовались этой возможностью, врываясь в свободные зоны между крайними и центральными защитниками. Чтобы предотвратить это, крайние защитники постоянно смещались ближе к центру, но тогда создавались пространства на флангах и вингеры могли свободно двигаться вдоль бровки и навешивать в штрафную.
Роль полузащитников в формации 4–3–3
В этой системе полузащита имеет три варианта расстановки.
1. Плоское расположение всех трех полузащитников в линию: это происходит редко, поскольку передача вразрез между этими футболистами отыгрывает всю среднюю линию.
2. Расположение, при котором центральный полузащитник является острием треугольника, направленного назад, то есть оказывается впереди защиты и играет шестого номера.
3. Расположение, при котором центральный полузащитник является острием треугольника, направленного вперед, и находится в атакующей позиции под нападающими (то есть играет десятого номера).
Голландским футболистам, которые расценивают эти тройки полузащитников как треугольники, идея знакома и хорошо понятна. В Англии же не принято говорить о вершине треугольника, направленного вперед или назад. Здесь формация команды описывается числами: 4–3–3 с вершиной треугольника, направленного назад, считается системой 4–1–2–3, а 4–3–3 с вершиной треугольника, направленного вперед, — системой 4–2–1–3. Таким образом, в первом случае у вас два атакующих полузащитника, а во втором — один.
После того как «Челси» отправил Жозе Моуринью паковать чемоданы, Гус Хиддинк попытался организовать полузащиту по системе 4–1–2–3. Чтобы создать идеальное сочетание в полузащите, вам требуется три игрока разных типов: тот, кто умеет хорошо контролировать мяч, спринтер и креативный форвард, который может забивать голы.
У Хиддинка как раз нашлись такие игроки в лице Джона Оби Микела, Неманьи Матича и Сеска Фабрегаса. Однако что-то шло не так. Всегда ли три выдающихся футболиста, обладающие определенными необходимыми качествами, вписываются в систему 4–3–3? Оказывается, нет. Оби Микел играет в оборонительном ключе, но ему не хватает навыков единоборств, он не выносит мяч, а когда команда получает или теряет мяч, он недостаточно быстро переключается на другую роль в глубине поля. Матич, конечно, спринтер, но только с мячом в ногах; для игры в глубине он недостаточно быстр. Фабрегас фантастически играет в атакующий футбол, но в обороне он часто допускает ошибки.
Когда вы присматриваетесь к полузащитнику и собираетесь его купить, к неудаче могут привести многие факторы. Сочетание требуемых от разных игроков качеств — это тонкая работа: на бумаге все может выглядеть здорово, но никаких гарантий нет. Нужно ждать и смотреть, что получится на практике. Часто оптимальное сочетание находится благодаря какой-то случайности.
Другой пример — «Манчестер Юнайтед» в конце девяностых. У сэра Алекса Фергюсона в середине поля была настоящая, хорошо смазанная машина, взаимодействие которой с одним или двумя нападающими было отлажено, как швейцарские часы. Эти талантливые и изощренные игроки могли легко переходить с системы 4–4–2 на 4–3–3, причем как с одним, так и с двумя атакующими полузащитниками. Все шло хорошо, поскольку полузащитники «Юнайтед» могли играть в разных системах и разных ситуациях.
У «Манчестер Юнайтед» были фантастические форварды: Энди Коул, Дуайт Йорк, Тедди Шерингем, Уле Гуннар Сульшер и Рууд ван Нистелрой. В центральной оси играли Рой Кин, Пол Скоулз, Ники Батт, а затем Майкл Каррик и Даррен Флетчер. На краях были такие игроки, как Райан Гиггз, Дэвид Бекхэм, а позднее Криштиану Роналду. Их качества позволяли «Юнайтед» прибавлять каждый раз, когда того требовала игра.
У команды сэра Алекса всегда был лишний козырь в рукаве. Особенно хороши они были, на мой взгляд, в Лиге чемпионов. Они могли легко преобразовать свою систему игры в формацию с единственным форвардом и игроком под нападающим. Казалось, что сэр Алекс Фергюсон может выпустить на поле одиннадцать любых футболистов — и все пройдет отлично.
Это доказывает, однако, что решающим фактором становятся все же индивидуальные качества.
Жесткая схема
Будучи тренером «Челси», «Ньюкасл Юнайтед» и «Фейеноорда», я при разработке системы игры всегда уделял основное внимание качествам своих футболистов. Ни в одном из этих клубов не был принят определенный стиль игры. Думаю, «Аякс» — единственный клуб в мире, который на формальном уровне требует от тренера применять систему 4–3–3. Все команды клуба — от шестилеток до первого состава — играют по этой системе. Тут нужно бы что-то сказать об инструкциях для тренеров вообще, но я не знаю иного клуба, где все было бы настолько жестко, как в «Аяксе».
В «Фейеноорде» я начал с 4–3–3, поскольку у меня был прирожденный форвард — Дирк Кюйт. Справа у меня был юный в те годы Саломон Калу, талантливейший игрок сборной Кот-д’Ивуара с великолепным даром паса — быстрый, эффективный и не без голевого чутья. Слева играл футболист бельгийской сборной Барт Гоор — казалось, у этого нападающего внутри какой-то дизельный двигатель, потому что он непрестанно носился взад-вперед. На бумаге он был левым нападающим, но на практике он был фальшивым вингером, потому что с мячом ему позволялись любые вольности.
В Нидерландах «Аякс» продолжал придерживаться системы 4–3–3, в которой за вингерами были жестко закреплены их позиции и им не приходилось постоянно двигаться навстречу продвигающимся вперед защитникам. Даже когда клуб играл в Лиге чемпионов или Лиге Европы, Франк де Бур, бывший в то время тренером, не делал никаких уступок. Заканчивалось дело обычно быстрым вылетом «Аякса», поскольку защищаться против этой системы сравнительно легко.
Более того, у «Аякса» недостает финансов, чтобы воспитать свою талантливую молодежь до полной зрелости, — она уходит в другие клубы. И уж тем более у «Аякса» нет сейчас ресурсов для покупки игроков такого уровня мастерства, чтобы они подходили под старую вариацию схемы 4–3–3, которая так удачно работала сорок лет назад. Мир поравнялся с «Аяксом» и обогнал его по финансам, физически и тактически. Физически — потому что «Аякс» выпускает на поле молодых игроков, которым еще только предстоит созреть. Тактически? Тут дело в простом упрямстве: люди в «Аяксе» живут прошлым.
В Амстердаме любят в качестве примера указывать на «Барселону», но тут не может быть никакого сравнения. «Барселона» может играть себе 4–3–3 и вообще не принимать во внимание планы другой команды: ее футболисты очень сильны индивидуально — технически и тактически. «Аяксу» о таком уровне приходится только мечтать.
Безумные или великолепные?
В середине девяностых команду «Уимблдон» знали под прозвищем «Безумная банда». Но ничего безумного на самом деле в них не было. Философия в основе их варианта системы 4–3–3 была чрезвычайно тщательно продумана. Они разумно использовали те качества, что имелись в распоряжении футболистов. Я могу судить об этом по собственному опыту, поскольку «Челси» весной 1997 года играл с «Уимблдоном» в полуфинале Кубка Англии.
В той команде ничего не делалось просто так. Они определенно не исповедовали стиль «бей — беги», как полагали многие. Они выходили из обороны через вратаря и центрального защитника, который отправлял мяч на фланг, чуть на ход набегающему правому защитнику. Резким диагональным пасом вперед крайний искал нападающего Маркуса Гейла у бровки. Он был футболистом гигантского роста, сильным как бык. Он постоянно искал возможность для стыка и никогда не берег себя. Его задачей было побороться за мяч, добившись углового или аута поближе к чужим воротам. Если же мяч оказывался в поле, на него устремлялись три полузащитника.
Этот план работал в любой ситуации. В «Уимблдоне» степень специализации была такова, что любой аут или угловой можно было рассматривать как голевой момент. Команда создавала аврал в рядах соперника. Они намного опередили свое время. Сейчас каждая команда усиленно тренирует стандартные положения, поскольку становится все сложнее пройти тщательно организованную оборону, полную лучших спортсменов. Игру в «Уимблдоне» делали такие игроки, как Винни Джонс, Эйвинд Леонардсен, Робби Эрл, Дин Холдсуорт и нападающие Эфан Экоку и Маркус Гейл. В том сезоне — 1996/97 — «Донс» финишировал восьмым в премьер-лиге и вышел в полуфиналы как Кубка Англии, так и Кубка Английской лиги, имея при этом самый маленький бюджет во всем дивизионе!
Моя стратегия борьбы с «Уимблдоном» в Кубке Англии предполагала отказ от привычной системы 3–5–2 и использование плана, основанного на формации 4–4–2. Мне нужно было найти способ борьбы с вертикальным футболом соперника, а если мяч все же летел в нашу сторону, левый и правый защитники должны были иметь возможность принять участие в обороне. Я вбивал в голову игрокам, что они должны были сделать все от себя зависящее, чтобы предотвратить угловые, штрафные и ауты. Пусть играют на флангах, говорил я, потому что в этом случае они умеют гораздо меньше, чем при излюбленных стандартных положениях. План сработал блестяще, и Гейлу почти не представлялось шансов посеять обычную панику.
Новые требования к центрфорварду в системе 4–3–3
Эволюция футбола привела к иному варианту 4–3–3, отличающемуся от той формации, которая захватила мир сорок лет назад, когда голландские футболисты успешно разрабатывали эту систему в «Фейеноорде», «Аяксе» и национальной сборной. Достаточно взглянуть на «Барселону».
Атакующие рывки полузащитников почти всегда проходят через центр, так что защитники соперников вынуждены страховать центр, бросая свои позиции на краях. Так создается пространство для Жорди Альбы и Дани Алвеса, подключающихся из глубины, или Неймара и Месси, играющих на левом и правом флангах.
Сегодня крайние защитники в системе 4–3–3 играют очень важную роль в атакующих действиях — как при выходе из обороны, так и собственно в нападении. Они могут далеко продвигаться по правому и левому флангам, потому что в наше время почти в любой команде, играющей по системе 4–3–3, на правом краю выступает левоногий форвард, а на левом — правша. Когда команда владеет мячом, вингеры естественным образом смещаются в центр. Это позволяет защитникам нырять в освободившиеся зоны на флангах, а двое полузащитников продолжают следить за двумя выдвинутыми вперед игроками соперника. В идеале команды должны быть способны быстро переходить с фланга на фланг, поскольку на том краю поля, где находится мяч, свободного пространства обычно немного: все защитники смещаются в ту сторону, где двигается мяч.
В компании крайних защитников, выступающих в роли атакующих вингеров, и собственно фланговых нападающих, которые смещаются в центр для организации комбинации или собственно захода на удар, центрфорвардам приходится доказывать свою полезность.
Центральным нападающим в современной системе 4–3–3 приходится сложнее всего, в то время как раньше они, можно сказать, могли отдохнуть. Нужно было всего лишь дождаться паса с фланга, ускориться и, как на тренировке, добежать до ближней или дальней штанги, чтобы замкнуть навес или прострел. Сейчас центрфорварды больше не могут бежать во главе атаки; они должны создавать пространство для других игроков команды, особенно для смещающихся в центр вингеров. А поскольку перед воротами обычно немного места, центрфорвард вынужден оттягиваться назад.
В современной системе 4–3–3 новые звезды появляются на флангах — Месси, Неймар, Криштиану Роналду и Роббен затмевают выдающихся бомбардиров, как это произошло с Руудом ван Нистелроем на чемпионате мира 2006 года в Германии или Робертом Левандовским в начале карьеры в «Баварии». В то время они были в числе лучших игроков мира, однако сама их позиция начинала доставлять неудобства, поскольку в ней важнее стало создавать пространство для Робина ван Перси и Арьена Роббена — или Франка Рибери и Арьена Роббена, — а не играть первую скрипку при завершении атак.
Короче говоря, в новом варианте 4–3–3 центрфорварды совершенно преобразились. Они перестали быть чисто атакующими игроками. Даже Златан Ибрагимович часто оттягивается назад и включается в игру в середине поля. В атакующих командах это может привести к совершенно немыслимым сочетаниям. Неудивительно, что нападающие оказываются под постоянной опекой и часто вынуждены уступать место полузащитникам, которым проще двигаться и контролировать мяч.
В голландской команде на чемпионате мира 2006 года в Германии Арьен Роббен и Робин ван Перси постоянно набегали с левого и правого флангов, а несчастный Рууд ван Нистелрой не понимал, куда ему деваться. Это было источником постоянного стресса и усугублялось еще и тем, что тренер Марко ван Бастен открыто и регулярно говорил о том, что ван Нистелрой не справляется на своей позиции. После чемпионата мира ван Нистелрой ушел из сборной.
В 2015 году в «Баварии» Пеп Гвардиола начал с того, что усадил Роберта Левандовского на лавку. Гвардиола отрядил в центр атаки Томаса Мюллера, полузащитника по амплуа. Это не приносило особых результатов, пока Левандовский внезапно не забил пять мячей в вынесенной игре против ближайшего преследователя, «Вольфсбурга» — в то время второй команды бундеслиги. Был шестой тур, и Левандовский начал матч на лавке. На второй тайм он вышел вместо полузащитника Тьяго Алькантары. Команда проигрывала на «Альянц Арене» 0:1. С 51-й по 60-ю минуту Левандовский забил пять голов (и установил итоговый результат 5:1), что принесло ему ряд рекордов: самый быстрый хет-трик (три с половиной минуты), самый быстрый покер (менее шести минут) и самые быстрые пять голов (за девять минут) в бундеслиге. И ведь подумать только — до этой игры у него был сложный период, когда он пытался отвоевать место в стартовом составе, потому что не понимал, чего хочет от него Гвардиола, и, судя по всему, не обладал качествами, которые были нужны Гвардиоле от центрального нападающего.
Интересно, что в матче с «Вольфсбургом» не играли ни Роббен, ни Рибери — два крайних игрока, которые постоянно смещаются в центр. Роббен — левша, играющий на правом фланге, а Рибери — правша, занимающий позицию слева. Конечно, это никакое не совпадение.
Центральные нападающие часто испытывают проблемы такого рода в современном варианте 4–3–3, в котором команды стараются чаще переводить игру на половину поля соперника. Если вы, используя эту систему, оттягиваетесь к своим воротам и полагаетесь на контратаки, это ставит нападающего в трудное положение, хотя он все еще может остаться на своей позиции. Нападающие должны быть готовы покрывать большие расстояния в погоне за мячом, чтобы открываться за линией обороны соперника. Они должны уметь держать мяч в условиях численного меньшинства. В целом центральный нападающий — это цель, вокруг которой сосредоточивается игра в глубине.
Есть и еще один способ интерпретации роли центрального нападающего. Обычно, во всяком случае пятнадцать-двадцать лет назад, от крайних игроков ожидалось, что они будут поддерживать центрфорварда.
Когда крайние защитники подключаются к атаке, формация 5–3–2 переходит в 3–5–2
Сегодня, когда команда теряет мяч, крайние нападающие практически вынуждены брать на себя обязанности правого и левого защитников, поскольку они должны преследовать бросающихся в атаку непосредственных оппонентов (оборонительных полузащитников), а сами правый и левый защитник при развитии контратаки смещаются к центру, часто к границам штрафной площади. Иногда оборонительная линия (или компактный полумесяц) в этом случае состоит из пяти или шести игроков.
Система 3–5–2
Когда я приехал в Англию, «Ливерпуль» играл по схеме 3–5–2. Это было связано прежде всего с присутствием в команде Джона Барнса. Барнс был не очень хорош в отборе, но прекрасно работал с мячом и отлично видел игру. И что бы вы сделали на месте «Ливерпуля»? По максимуму задействовали бы эти возможности Барнса, предоставив ему возможность вести игру. Отобрав мяч, защитник немедленно отправлял его Барнсу, и именно он, а не кто-либо еще из пятерки полузащитников управлял атакующими действиями и мог играть даже в качестве нападающего.
«Ювентус» и национальная сборная Италии — «Скуадра Адзурра» — использовали ту же систему, чтобы задействовать лучшие качества Андреа Пирло. Иногда в зависимости от соперника они переходили на игру по системе 3–4–3 только для того, чтобы освободить Пирло от игры без мяча и защитить его, когда команда вновь обретала мяч.
Последнее было необходимо, поскольку ни одна команда не может остаться парализованной, если одного из футболистов выключат из игры. В этом случае команда должна сделать так, чтобы бремя лидерства перехватили другие, или перейти на другую формацию, не так явно выставляющую эту уязвимость.
Система 3–5–2 идеальна, если в соответствии с вашим игровым планом вам требуется насыщенный игроками центр поля. Эта формация неизбежно приводит к наличию двух игроков бровки, которые умеют бегать так, что им не составит проблемы регулярно совершать рывки на 50–60 метров туда и обратно.
В зависимости от того, кто владеет мячом, эти талантливые спринтеры эффективно закрывают три различные позиции: крайних защитников, полузащитников и форвардов. В «Ювентусе» справа играет швейцарец Штефан Лихтштайнер. Кажется, что у него пять пар легких.
Ван Гал, Бразилия, 2014 год
К ужасу всех голландских пуристов, Луи ван Гал на чемпионате мира 2014 года в Бразилии применил систему 5–3–2, чтобы поддержать слабую защиту, добавив лишних игроков. Он даже заставил одного из нападающих (Робина ван Перси) оттянуться назад, чтобы окончательно запечатать оборону. Ван Гал заставил национальную сборную играть в соответствии с сильными сторонами футболистов.
Поскольку Роббен в атаке мог занимать любую позицию, Нидерланды, хоть и отказались от своей исторической формации 4–3–3, преуспели на турнире, заняв третье место. Прежде чем вписывать игроков в тактическую формацию, тренер должен тщательно проанализировать качества своих футболистов. В отборе на чемпионат мира и на самом бразильском турнире ван Гал прекрасно справился со своей работой.
Когда голландская команда играла по защитной схеме 5–3–2, она могла быстро и искусно переключиться на атакующую формацию 3–5–2, отобрав мяч и выдвинув двух крайних защитников вперед. Это почти всегда давало численное преимущество в середине поля, особенно если соперники придерживались системы 4–4–2. При потере мяча два крайних защитника смещались в центр, замещая там уходящих в глубину полузащитников.
В ответ на критику со стороны СМИ и мысли по поводу того, что он перестал верить в атакующий футбол, ван Гал заявил, что на самом деле он играл не по схеме 5–3–2, а по схеме 3–5–2. Но ему никто не поверил.
То, насколько атакующей или защитной является та или иная система, зависит от команды и плана тренера на матч: как он собирается его выигрывать? Здесь к тому же было очевидно, что система как таковая — это не священная корова: она работает или не работает вследствие индивидуальных качеств игроков.
Ван Гал в «Манчестер Юнайтед»
Интересно, что после ухода из сборной Голландии Луи ван Гал внедрил систему 5–3–2 на «Олд Траффорд». В Бразилии, повесив себе на шею бронзовую медаль, ван Гал окончательно поверил в эту формацию, что было удивительно, поскольку до того он всегда придерживался совершенно иной философии, выступая за систему 4–3–3, за атакующий футбол, за доминирование и игру на половине поля соперника.
Новое видение футбола от ван Гала было тем более неожиданным, что он попытался применить его в одной из самых агрессивных команд Англии. Сэр Алекс Фергюсон разработал изощренный стиль, основанный на расчетливом атакующем футболе, и этот стиль был гораздо ближе к прежним убеждениям ван Гала, которые тот реализовал в «Аяксе», «Барселоне» и «Баварии».
Поскольку ван Гал считал, что его защита слаба, а сам продолжал вместо защитников покупать нападающих, его систему признавали неудачной, хотя в ходе матча он часто переходил на схему в четыре защитника. Голландский тренер в результате оказался под огнем критики и одержал слишком мало побед. Более того, такие бывшие звезды команды, как Пол Скоулз и Рио Фердинанд, жаловались, что его система скучная и убаюкивающая.
Игровая схема 4–5–1
Одна из самых защитных тактик — это формация 4–5–1. От четырех защитников в этом случае не требуется готовность в любой момент переходить к атакующей роли, а два полузащитника в основном занимаются поддержанием баланса в обороне. Это оставляет в атаке четырех игроков, хотя строится нападение по большей части вокруг единственного форварда. Если у вас быстрый форвард, атака становится его единоличным предприятием: поддерживают его максимум два игрока, а чаще и вовсе один. Остальные не теряют своей позиции. Если нападающий отличается скорее техникой, чем скоростью, то вся схема выдвигается немного вперед, чтобы сократить расстояние до чужих ворот и помочь центрфорварду. Без этого у соперников появляется слишком много пространства, чтобы обезвредить атаку.
Сенсационный триумф «Лестер Сити» в сезоне-2015/16 поразил всех. Стать чемпионами Англии — это впечатляющее достижение. Команда Клаудио Раньери играла в великолепный контратакующий футбол, поскольку такой стиль прекрасно подходил к лучшим качествам игроков.
Каждый раз, когда команда теряла мяч, все игроки устремлялись назад на свои позиции. Впереди оставался только быстрый как молния форвард Джейми Варди. В результате образовывалась расстановка 4–5–1, которая после перехвата мяча командой трансформировалась в 4–2–3–1. Это хорошо работает, если команда понимает, что делать, и все умело играют свою роль при потере мяча. Варди постоянно мешал организации атак соперника, что давало его партнерам возможность перегруппироваться и образовать плотную линию обороны.
Расстановка 4–2–3–1
«Лестер» был не просто хорошо организованной командой: игроки обладали железной волей и неукротимой энергией, которую умудрялись сохранять на протяжении всех девяноста минут. Так как детали стратегии были очень хорошо проработаны, им удавалось сполна воспользоваться сильными сторонами как своего нападающего, так и французско-алжирского плеймейкера Рияда Мареза и француза малийского происхождения Н’Голо Канте. Команда могла уходить глубоко в оборону, так что перед игроками было много свободного места, которым могли воспользоваться быстрые и вовремя переключающиеся с обороны на атаку полузащитники. Каждую игру мяч оказывался в сетке ворот соперников, хотя все и думали, что уж на этот-то раз сказка «Лестера» подойдет к концу.
Более того, отрадно было видеть, что тактика и система были специально подогнаны под команду и отлично подходили ее игрокам, как и в «Уимблдоне» за двадцать лет до этого. Если бы «Лестер» применял расстановку 4–3–3, это ни к чему бы не привело: большую часть матчей команда бы проиграла, поскольку игра без свободного пространства на половине поля соперника не заложена в гены этих футболистов. А защитники не относятся к игрокам, которые комфортно чувствуют себя, имея за спиной обширные свободные зоны. Так что Раньери и пробовать не стал.
Можно сказать, что «Лестер» адаптировался не к сопернику, а к самому себе. Так что нечего прислушиваться к критикам, которые всегда начинают жаловаться, как только проходит «медовый месяц». Потому что «Лестер» сумел так успешно бросить вызов верхушке премьер-лиги — обладателям больших денежных мешков и дорогих игроков, что большие клубы стали сами подстраиваться под них. Особенно примечательно, что успех был достигнут в условиях ограниченного бюджета.
Идеальная тактика игры против «Лестера» проста: используйте ту же систему, что и они. Пусть наживку глотают они. Отводите силы в оборону и помышляйте об атаке, только вернув себе мяч. На вид это просто, но можно ли так поступить, если вы — «Манчестер Сити», или «Арсенал», или «Челси», или «Манчестер Юнайтед», или «Ливерпуль», или «Тоттенхэм»? Каким командам хватит смелости и терпения так играть? Немногим, даже если это дает шанс на победу. Но на самом деле выбора нет. Таков футбол высшего уровня. Отдайте инициативу и следите за тем, что случится дальше.
В «Лестере» не привыкли играть с мячом. Они предпочитают быть слабейшей стороной. Если же отдать мяч, они начинают думать, что действительно очень хороши, и вскоре попадают впросак.
Это в природе каждого футболиста: любой игрок начинал с того, что думал, будто он способен в атаке сотворить с мячом нечто особенное.
От этого основного инстинкта не укрыться — он един для всех. Это относится и к игрокам «Лестера». У них прекрасные способности — неудивительно, ведь они играют в премьер-лиге. Они обладают должной выносливостью, чтобы добиваться результатов. Но их проблемы начинаются, когда отдаешь им инициативу.
Баланс в середине поля
При игре в три полузащитника идеальным будет такой вариант: один движется назад-вперед, занимая позицию у противоположных ворот, второй читает игру, организует атаку и диктует ее темп, третий отвечает за динамику игры, отбирая мяч у соперников и доставляя его плеймейкеру или нападающим. Он должен также уметь читать комбинации оппонентов.
Такое сочетание приводит к балансу в середине поля. Это необходимо, так как почти все матчи решаются в центре поля, поэтому сейчас многие тренеры предпочитают держать там четверых, а то и пятерых игроков. В наши дни расстановка 4–3–3 во время защиты часто переходит в 4–5–1, поскольку вингеры стягиваются к центру. В Англии это называется 4–1–4–1. В Нидерландах базовой структурой является трио, и большинство команд играют либо с одним выдвинутым вперед игроком (4–2–1–3), либо с одним оттянутым (4–1–2–3).
У команд, которые держат в середине поля четырех футболистов, как в расстановке 4–4–2, атакующий вариант преобразуется в 4–2–4. Часто двое полузащитников поддерживают атаку, что вынуждает двух оставшихся хавбеков находиться в середине поля, если команда теряет мяч.
Если в полузащите в системе 4–4–2 используется расстановка ромбом, то один центральный полузащитник располагается прямо перед двумя центральными защитниками, а второй — под двумя нападающими: 4–1–2–1–2. Два крайних полузащитника в такой формации играют несколько менее широко.
В любом случае полузащитники должны постоянно думать: а что если?.. Что если мы потеряем мяч? Будем ли мы в правильной позиции? Нужно знать свою позицию, поскольку футбол и анализ противника стали уже настолько изощренными, что секундная потеря концентрации при перехвате мяча соперниками может стать решающей.
Третий полузащитник сзади
Когда в расстановке 4–3–3 вы играете с тремя полузащитниками, при этом третий располагается позади остальных, то есть фактически по схеме 4–1–2–3, двое других полузащитников должны играть динамично, постоянно двигаясь взад-вперед. Если один начинает рывок, то второй должен оставаться на подстраховке, чтобы подчистить за ним, если атака захлебнется. Правый и левый полузащитники должны быть умными игроками: они не могут одновременно подключиться к атаке. Чтобы закрыть середину поля по всей ширине, требуется по меньшей мере два футболиста. Если остается только один, то у соперника появляется огромное пространство в центре, так что если он перехватывает мяч, то полузащитники побегут в контратаку, почти не встречая сопротивления.
Один из крайних полузащитников должен всегда подключаться к атаке на ворота, а второй перемещается сзади, чтобы подхватить мяч, если тот будет выбит защитой соперника.
Третий полузащитник спереди
При игре в расстановке 4–3–3 с тремя полузащитниками, один из которых выдвинут вперед, то есть 4–2–1–3, двое других полузащитников должны закрывать всю центральную линию, по большей части для сохранения контроля над обороной, если нападающий или выдвинутый полузащитник, так называемый десятый номер, потеряет мяч. Кроме того, этот последний игрок отвечает за связь атаки с полузащитой.
Сейчас роль десятого номера сложнее, чем двадцать лет назад, поскольку он обрел много новых задач, а пространство для маневров, напротив, сократилось, так что игрок должен действовать быстро. Например, в своей тарелке на этой позиции себя чувствует Хуан Мата… Хотя, на мой взгляд, он мог бы забивать и больше.
Два голландских игрока до совершенства довели исполнение этой роли — Деннис Бергкамп и Яри Литманен в «Аяксе». Они всегда появлялись в нужном месте в нужное время. Голы Бергкампа были прекрасны: великолепно исполненные, почти произведения искусства. Их до сих пор помнят болельщики — например, потрясающий гол, забитый «Ньюкаслу» за «Арсенал» после затяжного рывка.
Позиция Руни
Уэйн Руни — еще один футболист, который умеет играть ложного форварда на позиции десятого номера. Тренеры Руни выбирают между тем, чтобы поставить его на позицию десятого номера, сделать центрфорвардом или левым вингером. Фергюсон нередко использовал его в последнем качестве. Руни никогда не мог сосредоточиться на какой-то одной роли. Его позиция часто определялась расположением игроков его команды или коллектива соперников.
Я могу понять тренеров, но для самого Руни это не всегда вело к положительным результатам — хотя бы потому, что постоянные изменения приводили к бесконечным спорам о том, какая позиция будет для него идеальной. Пока Руни играет на высшем уровне, СМИ никогда не успокоятся: кто же он — нападающий или десятый номер? Дебаты эти довольно искусственные, поскольку в основном вращаются вокруг его голов. Если он три недели не забивает, его объявляют десяткой, а если в этой роли ему удается отличиться дважды за матч, то вот он уже и центрфорвард.
Вероятно, Руни в своей карьере уже не сможет отделаться от этих споров. И все это наряду с постоянной сменой ролей не дает Руни развиться в одного из действительно лучших игроков современности.
Кто-то вроде Лэмпарда
В «Челси» Фрэнк Лэмпард был ключевым футболистом при игре без мяча. На своей позиции в центре поля он был не столько связующим звеном между полузащитой и нападением, сколько завершителем атак в штрафной площади. Он думал не как полузащитник, а скорее как оттянутый форвард. Как и вся команда, он должен был уметь оперативно переключаться при потере мяча, так что команда должна была быть очень сбалансированной. Такой полузащитник, как Лэмпард, всегда оказывается там, где мяч. Отсюда следует, что необходим другой полузащитник, который будет занимать оставляемую Лэмпардом зону. Без баланса в середине поля матч будет проигран. На эту проблему я уже указывал применительно к сборной Англии.
Если «Челси» был сильнее соперника, решить эту проблему удавалось относительно легко, поскольку класс полузащитников был достаточен. Но при встрече с более сильными оппонентами нужно было быть осторожным: если удавалось сохранить баланс, то футболист с такими качествами, как у Лэмпарда, мог легко решить игру. Тренер, имеющий в составе Лэмпарда или кого-то вроде него, постоянно должен искать идеальную позицию для такого игрока. Для этого, какова бы ни была система, которую решает использовать тренер, нужно, чтобы команда поддерживала своего Лэмпарда и давала ему возможность делать то, что нужно. Под систему можно приобрести и новых игроков. На высоком уровне это может стать решающим аргументом.
Численное преимущество в середине поля
Чтобы достичь численного преимущества в центре поля, можно либо выдвинуть вперед защитника, либо отодвинуть нападающего. Это создает пространство в атаке для набегающих игроков.
Неудивительно, что лучшая полузащита — у «Барселоны». Она смотрелась еще убедительнее, когда там играл Хави Эрнандес, формировавший в середине поля трио с Андресом Иньестой и Серхио Бускетсом. Ключевой аспект — это динамика в игре без мяча. Насколько они согласны работать друг для друга, давать возможность товарищу по линии играть еще лучше? Для этого нужно постоянно двигаться и быть готовым постоянно подхватывать мяч.
Бускетс был полузащитником оборонительного плана, Хави — плеймейкером, который раздавал пасы направо и налево, а Иньеста в этой тройке был атакующим полузащитником. Он предпочитал играть вперед, отдавая мяч партнерам и оказываясь рядом с нападающими прямо перед воротами.
Блуждающая позиция
В «Аяксе» в 1995 году в центре поля всегда было на одного игрока больше: свободный защитник Данни Блинд выдвигался вперед, а стоппер Франк Райкаард отходил назад. В «Барселоне» Месси до прихода Луиса Суареса часто занимал ту же позицию. Он часто оттягивался назад, в середину поля, создавая численное преимущество.
Центральные защитники редко покидают свой пост, так что с Блиндом и Месси у «Аякса» и «Барселоны» всегда было больше игроков в центре. Именно так, как мы уже видели, и выигрываются матчи.
В этом случае в защите нужно основывать стратегию на организации командной игры и сокращении расстояний, что удалось сделать «Челси» в полуфинале Лиги чемпионов в 2012 году. Компенсировать численное меньшинство в середине поля можно, если команда в состоянии предугадать, куда именно в атаку будет направлен мяч оттуда. Необходимо тщательно следить за теми, кто продвигается вперед, и встречать их, блокируя и не стесняясь при необходимости физического контакта. Нельзя, чтобы в центре поля кто-то просто смотрел на мяч. Полузащитники должны видеть более широкую картину, следя за всей игрой.
Йохан Кройф сначала был нападающим, но в ходе карьеры постепенно отходил назад, чтобы непосредственно развивать атаку из глубины и снабжать партнеров передачами. Той же тактики он придерживался и в роли тренера, насаждая этот подход в своих командах. Кройф осознал все преимущества нападающего, который может отходить назад. Полузащитник или оттянутый форвард могут быстро врываться в свободные зоны.
Однажды у нас с Кройфом была дискуссия по поводу игры «Милана» с «Аяксом» в начале 2000-х. Кройф говорил, что «Аяксу» нужно было вообще обойтись без нападающих в старте. «Ладно, — сказал я. — Но на планах “Милана” это никак не сказалось бы. Они никак не изменили бы игру в обороне. Блоки защиты и полузащиты расположились бы квадратом в центре поля, подкрепленные крайними защитниками и полузащитниками. Если “Аякс” сдвигает игру налево или направо, туда же уходит и блок обороны».
Двойной аккордеон
Организация игры «Лестера» в сезоне-2015/16 напоминала организацию «Милана» того времени, когда я за них играл: плотный оборонительный блок, способный гибко перемещаться в ту сторону, где находится мяч. Это сокращает расстояния, но требует от игроков концентрации и дисциплины: они должны постоянно двигаться, как меха аккордеона. И дело не только в перемещении слева направо и наоборот — нужно также передвигаться вперед и назад. Такую оборону соперники почти не в состоянии преодолеть. Этот блок нельзя разбить, пока его участники сосредоточены на том, чтобы сохранять свои позиции и помогать друг другу, оставаясь на одной и той же дистанции. В результате разрывы настолько маленькие, что почти с любой ситуацией можно легко справиться.
Организация обороны в «Лестере» показалась мне знакомой. Тренер Клаудио Раньери, итальянец по национальности, сделал из «Лестера» современный вариант «Милана». Таким образом, можно сказать, что мы в «Милане» обогнали свое время на двадцать лет.
Атаки «Лестера» начинаются в обороне. Не все защитники одинаково быстры. Такой игрок, как Роберт Хут, еще и не слишком гибок. У него достаточно физических данных, чтобы оставаться на ногах все девяносто минут в условиях премьер-лиги. Но такого игрока, как Хут, нельзя размещать в середине поля или просто слишком далеко от вратаря. Что же делать? Вы создаете блок вокруг собственной штрафной. Кроме того, у вас есть два быстрых футболиста в середине поля, которые способны занять оборонительные позиции, два-три сверхбыстрых, жадных до голов атакующих полузащитника и один-два быстрых нападающих, которые способны неприятно удивить соперника в контратаке.
Сцилла и Харибда
Несколько лет назад «Арсенал» выступал с опорой на сильную защитную линию, состоявшую из четырех человек — Тони Адамса, Мартина Киоуна, Патрика Виейра и Эмманюэля Пети. За ними стоял вратарь Дэвид Симэн. Впереди играли центрфорвард Иэн Райт, быстрые вингеры — Марк Овермарс и Фредерик Юнгберг — и, разумеется, мастера стиля Тьерри Анри и Деннис Бергкамп. Поскольку Анри для рывков вперед требовалось пространство, необходимо было, чтобы защитный блок не двигался вперед слишком быстро, иначе игроки «Арсенала» только мешали бы друг другу. Привыкнув к партнерам и научившись играть командой, они лучше стали действовать на чужой половине поля. В итоге «Арсеналу» удалось развить идеальное сочетание двух систем: игры на чужой половине поля и контратак. Это сочетание оказалось идеальным и в 1998 году стало приносить дивиденды — титулы в лиге, Кубки Англии и место в парижском финале Лиги чемпионов 2006 года, где команда проиграла «Барселоне».
После того поражения Арсен Венгер решил и дальше развивать команду и стиль игры. За образец он, судя по всему, взял «Барселону». Заполучив в состав Алексиса Санчеса, «Арсенал» сумел до какой-то степени перенять стиль каталонцев, так что Венгер наверняка хотел бы взять в клуб еще и кого-то вроде Серхио Агуэро.
Каждый сезон смотришь на игру команды и думаешь: на этот раз у «Арсенала» наконец-то получится, они возьмут свой титул. Так и хочется, чтобы они преуспели, ведь у Венгера настолько позитивные стиль игры и футбольная философия. К сожалению, все, что он сумел выиграть за последнее десятилетие, — Кубок и Суперкубок Англии. Возможно, дело в том, что «Арсенал» мечется между двумя вариантами: держать курс на «Барселону» или на старый «Арсенал», так что команда играет и не в чисто контратакующем, и не в чисто атакующем стиле.
Наконец
Тактика — это важное оружие в вашем плане на игру. Но необходима система, которая подойдет вашим футболистам и станет для них второй натурой, которая будет заточена под их конкретные качества. Тактика должна учитывать к тому же и конкретные свойства другой стороны. Игнорировать их — значит переоценивать собственные возможности и недооценивать другую команду (если только ваша не столь же хороша, как «Барса»).
Ни одну систему не стоит считать идеальной: судьбу матча решают игроки. Стоит ли выдвигать защиту к середине поля, если она недостаточно быстра? Конечно, нет. Нужно ли играть в два нападающих, если у меня на самом деле только один? Нет, нужно придумать, как извлечь пользу из схемы с единственным форвардом. Иногда нападающему может оказаться необходимо открыть пространство для вингера, если тот является ключевым игроком для команды. Словом, ничто не идеально.
Ввод мяча
Ввод мяча в игру может показаться малозначительным действием: обычно мяч катят чуть вперед, после чего он в девяноста девяти случаях из ста отыгрывается назад на свою половину поля. Но я всегда смотрю эти первые секунды с большим интересом. Часто команда, которая начинает встречу, каким-то образом сигнализирует о своих намерениях: будет ли она выискивать слабое место соперника или начнет с выяснения планов другой стороны; предпочтет ли комбинационную игру или настроена на суровую рубку?
Иногда видно, что три или даже четыре игрока готовы ринуться вперед после длинного паса сзади на чужую половину поля. Это значит, что команда хочет сразу же начать оказывать давление на соперников, так что, когда мяч опускается на землю, защитнику приходится иметь дело сразу с двумя-тремя соперниками и схватка завязывается сразу же. Это четкий сигнал: мы не боимся.
Порой команда некоторое время гоняет мяч по собственной половине поля, ожидая реакции соперника: что ответят оппоненты на такую перепасовку вдали от их ворот? Хотят ли они сразу начать прессинг или тоже предпочтут выжидать?
Есть команды, которые сразу после стартового свистка доставляют мяч вратарю, который либо держит его, либо выбивает через все поле вперед. Это сразу же приводит к единоборствам. И если сила вашей команды именно в этом, то так и стоит начинать.
Спасибо за прочтение! Ждите продолжения уже завтра, на очереди 7 Глава под названием – «Системы». Подписывайтесь на блог чтобы не пропустить следующую главу и ставьте плюсы, если нравится данная рубрика!
Подписывайтесь на мой основной блог!
6. Глава 5 - «Почему все пошло не так?»
7. Глава 6 - «Стандартное положение»
Автор: Рууд Гуллит / Издательство: Манн, Иванов и Фербер / Перевод: Коробейников А.
Фото: Gettyimages.ru
Спасибо за труд.
Но хочу попросить по возможности добавлять ссылки на все существующие посты и к старым записям. А то очень неудобно переходить на следующую главу.
Вот я сейчас читаю первую главу. После неё захочу перейти на вторую. А там ссылки нет.
Если спортс не даёт редактировать старые посты тогда понятно. Но если есть такая возможность, то было бы замечательно их добавить.