17 мин.

Клубы РПЛ забили на регламент безопасности. Мы собрали самые разные нарушения социальной дистанции, ношения масок и так далее

Иногда клубы поступают совсем глупо – мы такого не ожидали.  

Российский футбол вернулся триумфально: сначала «Ростов», шесть положительных тестов на коронавирус и школьники в «Сочи», потом заболевания в «Динамо», теперь – странный тест в «Уфе», о котором было известно еще до матча с «Тамбовом». 

Во всех случаях мы громко обсуждаем регламент. Во-первых, он крив тем, что автоматически выключает команду из борьбы на две недели (если заболел хоть один игрок – на карантин уходят все, а на матчи отправляется в лучшем случае молодежка; 14-дневный карантин для всех контактных – требование закона). Такого нет ни в одной топовой лиге – и уже очевидно, что регламент будут чинить с позволения Роспотребнадзора. 

Вторая проблема: регламент вертят и применяют в зависимости от того, кому как удобно. Клуб Бориса Ротенберга не хочет отступать – играют, Сергей Галицкий все понимает – не играют, «Уфа» вообще применила новые правила, когда их еще никто не согласовал.

Такой хаос – не лучшая атмосфера для возобновления сезона в эпоху пандемии. 

Запрет на встречи с другими людьми прописан размыто (посмотрите, как четко это сделали в Бундеслиге), скопировали пункты Роспотребнадзора для салонов красоты, не контролировали тестирование до самого старта РПЛ: суета вокруг регламента

Главная проблема регламента – он доделывался второпях, местами неконкретен, отсюда и провал в коммуникации между клубами и лигой (иногда нашим клубам надо объяснять все на пальцах, а не закидывать сложными бюрократическими документами).

О возобновлении сезона стало известно 15 мая, но, по данным Sports.ru, только спустя почти две недели (25 мая) в клубы пришло письмо с требованием назначить ответственного за общение с лигой по вопросам вируса до 27 мая. Корректный официальный протокол, в который заносится информация обо всех тестированиях, клубы получили только 17 июня – когда за игроками следили уже 2-3 недели, а до возобновления матчей оставалась пара суток (то есть до 17 июня у лиги не было полной картины по тестированию). Сам регламент Роспотребнадзор согласовал 28 мая, но предфинальная версия пришла в клубы только 8 июня.

В регламенте хватает слабых мест – и это напрямую относится к той же ситуации «Ростова». Нулевым заболевшим в клубе стал Хорен Байрамян, съездивший к родителям, – да, поездка в нынешних условиях слишком рискованная, игрок точно виноват, но регламент в отношении общения с другими людьми (даже родственниками) крайне скуп на пояснения. В рекомендациях Роспотребнадзора для спортивных команд про родственников не сказано ничего – в регламенте РФС есть предложение «После прохождения теста контакты с третьими лицами, не имеющими результатов тестов, выполненных не более 48 часов назад, должны быть исключены». Причем написано это в контексте подготовки тренировочной базы и персонала, про частную жизнь – ни слова, кого считать третьими лицами – вопрос. И еще один пункт регламента обязывает игроков дома хранить еду отдельно от еды других членов семьи – и в индивидуальной упаковке. Все.

В регламенте Бундеслиги, про вдохновение которым много раз говорили РФС и РПЛ, такой набор:

• Если игрок живет не на базе или в изолированном отеле, а дома, то всем его родственникам рекомендуется дважды сдать тест на вирус: перед началом подготовительных сборов и в середине доигровки сезона. Если родственники против – их обязывают записывать каждый контакт с другими людьми.

• Игрок не может встречаться с соседями и другими людьми. Никаких гостей (и всегда со всеми держать дистанцию 2 м)

• Походы в магазин сократить – причем за покупками должен отправляться не футболист, а другой член семьи

• Хорошо проветривать кухню и ванную комнату

• Мыть все горячей водой, не трогать лицо и так далее. 

Все прописано до мельчайших подробностей, запрет понятен и очевиден. В РПЛ – огромное пространство для двойных прочтений (это даже поощряется лигой) и простор для нарушения того, что даже не прописано, а только предполагается духом закона.

Регламент Бундеслиги учитывает даже такие мелочи, как разведение команды на потоки: основа должна переодеваться в раздевалке раньше, запасные – только после нее (либо в другом месте – чтобы не увеличивать интенсивность контактов). В РПЛ регламент собирали из нескольких нормативных документов Роспотребнадзора, и в итоге в нем остались следы инструкции для салонов красоты и парикмахерских. В пункте про организацию работы на базе есть такое:

• Ограничение контактов между работниками и между посетителями путем организации обслуживания с соблюдением принципов социального дистанцирования не менее 1,5 м.

• Ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерыва на отдых: выхода за территорию (при наличии), перемещение внутри предприятия.

Запрет приема пищи на рабочих местах.

Ну, бывает.

Тренеры без масок (хотя это запрещено), нулевое социальное дистанцирование на лавках и трибунах, селфи с фанатами: первый тур после карантина

В этом несовершенном регламенте нашлись и другие пункты, которые клубы отчаянно не соблюдают. Мы не обсуждаем, насколько оправданны те или иные меры – просто берем карандаш, читаем регламент и следим за его выполнением. Клубы, согласившись не просто возобновить сезон, а еще и играть при зрителях, взяли большую ответственность – и обязаны учитывать правила. Поехали. 

Самое простое – все люди на стадионе должны носить маску и перчатки (за исключением игроков на поле и судей). Тренеры и запасные – в том числе. Тренеры могут приспускать маску для крика, но затем должны снова ее надевать. 

Sports.ru проанализировал телетрансляции и фоторепортажи со всех стадионов и заметил, что на маску забили 13 из 14 тренеров (напоминаем: «Динамо» и «Краснодар» не играли). Постоянно ее носил только Сергей Семак. Остальных КДК точно накажет. 

Вот пример: Вадим Евсеев, «Уфа».

Тренер «Спартака» Андреас Хинкель в Туле.

Дмитрий Парфенов, «Урал». 

Леонид Слуцкий, «Рубин». 

Виктор Гончаренко, ЦСКА.

И так далее.

Увидев «Спартак», про простейшую защиту забыл и Кирилл Комбаров.  

А что с социальным дистанцированием?

В регламенте написано, что на скамейке тренеры и игроки должны соблюдать минимальную дистанцию 1,5 метра – и если всем места не хватает, организатор должен удлинить скамейку. Это тоже соблюдалось далеко не всегда. Особенно ярко сработали «Уфа» и «Тамбов».

В Бундеслиге все обязаны сидеть через 1-2 кресла – в РПЛ вообще-то тоже, но почему-то не сидят.

Еще один пример отказа от социального дистанцирования. После 2:4 от «Ахмата» защитник «Крыльев Советов» Никита Чернов отбивал пять фанатам в футболках «Спасибо врачам». Вообще-то их должны были остановить стюарды. 

«Существуют региональные законы о соблюдении мер предосторожности. Этими мерами любой стюард может пользоваться. [Когда болельщики] без средств защиты, другие нарушающие факторы. Это будет использоваться», – говорил в четверг президент РПЛ Сергей Прядкин. 

Но вот на фото два стюарда в желтых манишках, они явно никому не мешают, фанаты – почти все без масок – столпились и трогают игрока.

Проходит еще несколько секунд – и Чернов отдает трибуне свою пропитанную потом футболку. Которую, согласно регламенту, должен оставить в специальной корзине в раздевалке, чтобы ее никто не трогал. 

Кажется, игрокам «Крыльев» не читали регламент.

А вот парень, который превратил свой инстаграм в галерею фото футболистов, снявших маску и нарушивших социальную дистанцию.

Более-менее корректная форма фотографии – у Сергея Семака, хотя, конечно, вопрос, почему при таком регламенте кто-то может подобраться к автобусу. 

Особая боль – соблюдение социальной дистанции не только на территории стадиона, но и на трибунах. В регламенте (пункт 3.6.6) четко прописано, что клуб-организатор должен исключить рассадку зрителей рядом друг с другом.

Минимальная дистанция между болельщиками – 1,5 – 2 метра во все стороны. То есть никто не должен сидеть/стоять рядом ни слева, ни справа, ни снизу, ни сверху. Вирус двигается не только по горизонтали – значит, для соблюдения регламента нужно размещать зрителей через ряд. 

В корректном исполнении регламента рассадка 10% зрителей выглядит вот так – и не иначе.

Фото выше сделано в прошедшие выходные, но не в России. Это чемпионат Дании, «Брондбю» принимает «Копенгаген». На стадион, вмещающий 28000 зрителей, пустили 3000 человек – даже чуть больше 10%. Зрителей разместили на всех трибунах на безопасной дистанции – даже не было требования надевать маску. Болельщиков разместили на всех трибунах, а не на двух-максимум трех, как в России. 

В итоге на многих стадионах отдельные трибуны выглядели так. Это женский сектор «Уфы»: плотная рассадка в белых – видимо, медицинских – халатах и стянутые на подбородок маски. Хотя тот же пункт 3.6.6 регламента обязывает зрителей носить маски и перчатки всю игру. 

А это – фанатский сектор «Крыльев Советов». 

А это – Тула на игре «Арсенала» со «Спартаком». 

Желание людей уйти с пекла поближе к тени понятно – но оно противоречит всем нормам. И в таких условиях очень важны стюарды, о власти которых говорил Прядкин перед возобновлением сезона. Но стюарды ничего не исправили. 

В Туле были хороши не только стюарды и болельщики, но и сами организаторы. В соответствии с пунктом 3.6.7 клуб-организатор маркирует сиденья, на которых можно сидеть.

Вот так отмаркировал «Арсенал»: сидеть можно каждый ряд, вирус двигается исключительно по горизонтали, поэтому там есть дистанция в два свободных кресла, а по вертикали достаточно, видимо, и сантиметров 80.

Раз критикуем – должны и похвалить. Пример хорошей стартовой рассадки в Екатеринбурге.  

Да и в Самаре тоже изначально было хорошо – если не учитывать сгруппировавшихся фанатов (на фото выше) и наплевавших на это стюардов. 

Еще раз: пункт 3.6.6 обязывает всех болельщиков сидеть в масках и перчатках (не снимая). Вот вам игра: посчитайте болельщиков, которые выполняют требования.

Сочи.

Самара. 

Еще на стадион не должны пускать болельщиков гостевых команд – в регламенте не описана процедура, просто заявлен факт. На что ориентироваться, решают уже сами клубы: кто-то отсеивает по футболкам и шарфам, кто-то – по регистрации в паспорте. Но главное: как минимум на игре «Арсенал» – «Спартак», ЦСКА – «Зенит» и «Урал» – «Рубин» были гостевые болельщики. Значит, клубы не справились со своими обязанностями.

Например, на фото ниже – фанат «Рубина», пробивающий золотой сезон. Вряд ли он катается по стране за казанской командой из Екатеринбурга. Значит, где-то «Урал», пускавший болельщиков только по абонементам, промахнулся. 

При выходе на поле любые стартовые церемонии отменены: команды не могут делать групповое фото, запрещено выходить в сопровождении детей и так далее. Запрещен и обмен вымпелами, но в 2 матчах из 7 это правило никого не смутило – и клубы нарушили регламент в самом простом пункте.

Вот «Уфа» и «Тамбов». 

А вот ЦСКА и «Зенит». Итого: ровно 25% клубов просто забили на элементарное правило

Традиционные предметчевые процедуры упорядочивает пункт 3.2.6. В нем есть две простые базовые установки:

• команды обязаны в полном составе собраться около своих раздевалок (не пересекаясь)

• судьи выходят на поле отдельно от команд.

Вот яркое нарушение регламента в матче «Урал» – «Рубин». Да, от такого нахождения в подтрибунном помещении вряд ли кто-то заразится, но суть в том, что есть требование регламента – либо его не надо было вписывать и принимать, либо надо соблюдать. Для чего показательное нарушение? 

Практически то же – в игре ЦСКА и «Зенита». 

А вот как должно быть. Вы будете смеяться, но правильно на поле судьи и команды вышли только в матче «Сочи» – «Ростов».

Судьи – отдельно, команды стоят слева и справа около своих раздевалок и выходят по очереди (сначала – хозяева, следом – гости). 

Регламент запрещает еще много чего в чистой зоне, где расположены раздевалки и ходят игроки. Например, никто, кроме судей, не может приближаться к игрокам и тренерам ближе чем на 2 метра. Запрещена видеосъемка в раздевалке. Этот пункт был нарушен как минимум в Сочи. 

На видео из раздевалки школьного «Ростова» мы видим еще и еду, а регламентом запрещается прием пищи в раздевалке. Есть нужно в специально оборудованной комнате. 

Собственноручно нарушение зафиксировал перед игрой с «Локомотивом» «Оренбург»: во-первых, администраторы раскладывали форму без перчаток, во-вторых, на столе видны печенья и шоколад – есть в раздевалке запрещено. Пример чистой раздевалки – «Зенит» (там нет еды, только напитки в отдельных бутылках). 

Нарушения продолжились, даже когда матчи заканчивались. Вот выход со стадиона в Екатеринбурге: из-за очереди социальная дистанция просто стерта. Понятно, что люди могли бы разойтись и сами, но создавать лишние условия для суеты точно не надо (тем более изначально обещалось, что для безопасности зрителей количество входов увеличат). 

И снова о «Ростове». Парни, отыгравшие с «Сочи», стали героями города, их встретили в аэропорту – и призвали вместе постоять у баннера. Тоже не очень хорошо стыкуется с требованием регламента о социальной дистанции при отъезде.  

По информации Sports.ru, во вторник КДК РФС накажет клубы за различные нарушения. Вот только сам председатель КДК Артур Григорьянц на матче ЦСКА – «Зенит» стягивал маску, нарушая регламент (фото сделал журналист «Известий» Севастиан Терлецкий). 

Итог: клубам срочно нужно исправляться, иначе через пару недель не пустят и 5% зрителей

За сутки до рестарта генеральный секретарь РФС Александр Алаев и президент РПЛ Сергей Прядкин несколько раз сказали: мы очень хотим, чтобы клубы и болельщики отнеслись к требованиям аккуратно – тогда через какое-то время мы сможем пускать на стадион больше людей.

Первый же тур показал, что РПЛ не готова не то что к увеличению вместимости, а даже к 10-процентной заполняемости. Клубы забивают на простейшие инструкции, а там, где разобраться сложно, регламент не помогает (потому что он не детализированный)

Выход простой:

• конкретизировать сложные пункты документа. Например, создать оптимальную схему рассадки: через один ряд по вертикали и через два кресла по горизонтали.

• пересмотреть работу со стюардами. Они должны не наблюдать за нарушениями (как на прекрасном фото из Самары), а пресекать их. Где та власть стюардов, которую в четверг обещал Прядкин? 

• усилить информирование болельщиков о важности социальной дистанции. В регламенте написано, что баннеры должны висеть в каждом месте, где есть риск скопления минимум 5 болельщиков – судя по первым футбольным выходным, пока работает плохо.

Пока не поздно – надо исправляться. 

Фото: РПЛpfc-cska.com; кадры трансляций Матч-ТВ; twitter.com/Sevastian49T; instagram.com/12cito; instagram.com/alexeybelykhinstagram.com/dimaloko2325twitter.com/ThomasSkovPeter