Жозе припарковался против «МЮ». У Сульшера перспективная система розыгрыша, но пока не хватает слаженности (а Бруну и Погба хороши)
Разбор Вадима Лукомского.
1. Жозе Моуринью выбрал привычную схему 4-2-3-1. Из-за дисквалификации игру пропускал Деле Алли. Его в атакующей четверке заменил Эрик Ламела – далеко не первый претендент: Ло Чельсо оказался на скамейке, а Моура прямо перед матчем получил травму.
В центре защиты внезапно вышел Эрик Дайер – при том, что и Вертонген, и Алдервейрелд были доступны. Моуринью давно игнорирует Вертонгена, но отсутствие Алдервейрелда в стартовом составе стало сюрпризом.
2. Оле-Гуннар Сульшер тоже использовал 4-2-3-1. Именно с ней команда выдала удачную серию до паузы. Были слухи, что норвежец сменит формацию, чтобы максимально продуктивно разместить Поля Погба и Бруну Фернандеша, но пока в этом нет необходимости – француз не готов стартовать.
3. Матч разделился на три этапа.
В первые полчаса «Юнайтед» владел мячом и территорией, но атакующие действия команды были слишком медленными и недостаточно острыми. «Тоттенхэм» практически не выбирался в атаку, однако редкая попытка завершилась нелогичным голом.
Концовку тайма «МЮ» провел значительно хуже. По-прежнему владели мячом, но допускали много ошибок и плохо реагировали на потери. Теперь «Тоттенхэм» действительно неплохо ловил на быстрых атаках и мог увеличить разрыв.
Во втором тайме «Юнайтед» вернул себе инициативу: гости атаковали и наращивали давление. «Тоттенхэм» за тайм не нанес ни одного удара из штрафной с игры (лишь один со стандарта). Растущее давление Сульшер совместил с грамотными заменами – это помогло сравнять счет.
4. При розыгрыше мяча «Манчестер Юнайтед» регулярно создавал ситуативную тройку защитников. Аарон Уан-Биссака оставался на одной линии с Харри Магуайром и Виктором Линделефом:
Создавалась ситуация 3-в-2 – против Кейна и Ламелы в первой стадии атаки. Здесь у «Юнайтед» был действительно неплохой контроль – проблемы начинались выше.
5. Описанные перестроения были частью более широкой структуры. Сульшер пытается внедрить принципы позиционной игры, которые здорово помогают Клоппу и Гвардиоле.
Структура «МЮ» при владении выглядела так: три центральных защитника, два опорника (Мактоминей и Фред), два игрока на флангах (Шоу и Джеймс), два в полуфлангах (Рэшфорд и Бруну) и нападающий (Марсьяль). В таком расположении сбалансированно заполнялись все вертикальные линии. Таким же образом (но более слаженно) атаки строят «Ливерпуль», «Манчестер Сити» и другие команды, использующие концепцию.
Пока расстояния между игроками и перемещения неоптимальны. Но видно, что «МЮ» работает над этим. В частности над реакцией игроков и постоянным поддержанием структуры: один игрок сменил позицию – другой компенсировал.
Простой пример таких смен – взаимодействие Шоу и Рэшфорда. В стандартном сценарии Шоу держит ширину, а Рэшфорд располагается ближе к центру. Но когда Рэшфорд оказывался на фланге, Шоу реагировал смещением в полуфланг – структура сохранялась:
6. Был и другой вариант розыгрыша – более смелый со Скоттом Мактоминеем в линии защитников. Тогда Уан-Биссака имел возможность подключаться. «МЮ» получал больше игроков в атаке, а в первой стадии трех защитников поддерживал только Фред:
Вообще за счет продуманной структуры владения команды часто добиваются эффективности в позиционной атаке. Но у «МЮ» пока есть стремление и общая идея, но моменты возникают не постоянно. Команда играла достаточно стерильно, особенно в первом тайме.
Пока игроки слишком медленно реагируют на изменения позиций друг друга. Занимают правильные позиции, но с опозданием в пару секунд. Думают прямо на поле, а эталонные для этой концепции команды перемещаются на автомате.
Об этом сказал и Оле: «Первые 25 минут протекали в очень медленном ритме. Мы слишком сомневались в себе в первом тайме. Ребятам нужно больше уверенности. Они достаточно хорошо готовы и могут играть быстрее».
Сульшер заигрывал с концепцией позиционного футбола на старте сезона. Но из-за эпидемии травм развить ее было трудно. Это новые попытки – сыро, но интересно.
7. Слаженности не хватает, но некоторые плюсы описанная структура все-таки дала. Именно она освобождала Магуайра в первой стадии и позволяла ему далеко продвигаться с мячом.
Так происходило часто, тепловая карта Харри – подтверждение:
Магуайр закончил матч с 98 пасами (94%) – с отрывом самый вовлеченный в игру. Прием создавал ему комфортные условия для продвижения мяча. Именно благодаря Харри с доставкой мяча в атаку у «Юнайтед» не было проблем. Не хватало автоматизмов и скорости у чужих ворот.
8. «МЮ» смело встречал «Тоттенхэм» прессингом. Обычно оба центральных защитника оказывались под давлением. Марсьяль накрывал Дайера, а Рэшфорд играл против Санчеса. Такое распределение ролей давало ситуативную свободу Сержу Орье (либо на весь эпизод, либо пока на него не выдвинется Шоу).
Рэшфорд так увлекался (а иногда просто халтурил/оставался в высокой позиции на случай отбора и контратаки «МЮ»), что часто Орье оказывался свободным не только при розыгрыше, но и в атаках.
Вот карта оборонительных действий Рэшфорда. Она косвенно подтверждает проблему – два выноса на своей половине поля в конце матча, один подбор на чужой и абсолютно нулевая работа на фланге:
9. Вторая проблема при прессинге «МЮ» – высокая линия защиты, которая для него нужна. Она ставит в невыгодное положение Харри Магуайра, который недостаточно быстр и ловок. Лучший пример его неуверенности – первый гол, в котором описанных качеств не хватило против Бергвейна.
Кроме этого, Магуайр старается обходиться без забегов: играет агрессивно и сразу же пытается накрыть соперника. Когда не удается, случаются провалы.
Во втором тайме был еще один эпизод на грани. Более уверенный в собственной скорости защитник мог просто направлять Бергвейна в сторону фланга под неудобную ногу (как раз партнеры бы вернулись во время забега):
Харри пытается сыграть агрессивно в подкате (но переправляет мяч сопернику).
10. «Тоттенхэм» вполне умышленно отдавал инициативу. В отличие от «Юнайтед», чья игра была интересной, пускай не все получалось, Жозе Моуринью максимально все упростил. Футбол «Тоттенхэма» был пугающе примитивным.
Без мяча команда выстраивалась глубоким блоком в компактные 4-4-2. После отбора следовала прямолинейная доставка мяча вперед со ставкой на скорость и индивидуальные качества атакующей четверки.
Особенно важную роль играли Бергвейн и Сон. Они очень дисциплинированно работали на флангах и эпизодически становились дополнительными защитниками:
При этом в атаке они должны были быть частью той самой четверки – не оставлять Ламелу и Кейна отрезанными от остальной команды. Проще говоря, Сон и Бергвейн буквально склеивали команду. Великолепно справились.
11. Бруну в шестой раз из шести признали лучшим игроком матча в составе «Манчестер Юнайтед». Он реализовал важный пенальти, но главным по традиции было общее влияние на команду. Кажется, карантин не ударил по его форме. Португалец по-прежнему полезен и умно двигается.
Как только схема соперника слегка рушилась в попытках реагировать на развитие атаки «МЮ», Бруну замечал это и пытался использовать уязвимость. Качественное движение помогало ему часто получать мяч свободным и созидать:
12. Выход Погба помог «Юнайтед» стать острее. Структура розыгрышей не изменилась. Но добавился дополнительный игрок, который быстро принимает решения и нестандартно мыслит. При таком контроле именно эта сторона игры Поля вышла на первый план, а оборонительные недостатки не были заметны.
«Тоттенхэму» стало еще труднее – именно француз внес решающий индивидуальный вклад в гол «МЮ».
«Поль сыграл хорошо. Не думаю, что у нас возникнут проблемы с его интеграцией в состав. Он делал все, что должен – отбирал мяч, здорово пасовал, демонстрировал индивидуальное мастерство. Его талант всем очевиден. Жду, когда он наберет форму. Постепенно мы будем чаще и чаще наблюдать его», – резюмировал Сульшер.
13. Потеряв Линделефа из-за травмы, норвежский тренер сделал амбициозную замену. В заявке был Эрик Байи, но вместо этого центральным защитником вышел Неманья Матич. Для защитника у Матича отличный пас. Такой ход подчеркивает растущую значимость стадии розыгрыша для Сульшера.
На практике получилось немного странно и запутано. Матич (левша) расположился в центре ближе к правому флангу. Магуайр (правша) продолжил играть ближе к левому. Это очень нетрадиционное распределение ролей в команде, которая ставит на владение. Пожалуй, итог – лишь дискомфорт. Через 10 минут Байи все-таки появился.
14. Эрик Дайер оказался слабым звеном в защите «Тоттенхэма». Дело не только в его провале в эпизоде с пенальти. Он проделал неплохой объем относительно простых оборонительных действий (например, 9 выносов – больше всех), а команда оборонялась достаточно глубоко, поэтому нагрузка на него была не очень высокой.
Но именно в трудных эпизодах – не только с пенальти, но и несколько раз против Марсьяля – Эрик провалился. Да, у Дайера есть опыт игры в центре защиты, но последние годы он провел в опорной (а в этом сезоне он еще и банально в плохой форме). Оказавшись в центре защиты, Эрик действовал слишком агрессивно (как опорник, которого поставили на неродную позицию) и недостаточно плотно.
15. В перерыве Рой Кин разнес Давида Де Хеа – преимущественно за неуверенную игру в эпизоде с пропущенным. В потоке критики ирландец сказал, что врезал бы ему в раздевалке, а после матча даже не пустил бы в автобус команды, заставив ехать обратно в Манчестер на такси. «Самый переоцененный вратарь, которого я видел за очень долгое время», – подытожил Кин.
Во-первых, даже учитывая медиаобраз Кина, он должен был проявить больше уважения – критикуя Давида, он даже не называл его имени – просто говорил «этот вратарь». Во-вторых, после пропущенного Де Хеа здорово потащил в важный момент. В-третьих, доля истины в словах Роя все же есть.
Испанец в последние годы крайне нестабилен. Через post-shot xG-модели мы можем проследить, насколько кипер хорош в шотстоппинге – грубо говоря, голов «спас» для команды относительно результата среднего вратаря. Это традиционно сильная сторона Давида, но в этом сезоне у него легкий минус (то есть чуть хуже среднего вратаря). Из киперов топ-6 у него 5-й результат (хуже только Кепа).
Добавим к этому не очень хорошую игру в пас при растущей значимости этого компонента в футболе Сульшера. Кин слишком грубо сформулировал вопросы, но это не значит, что их формулировать не стоит.
16. Нелогичный гол поставил «Тоттенхэм», который и до этого планировал играть от обороны, в очень удобную позицию. «МЮ» выглядел интереснее практически на любом отрезке матча, но отыгрываться команде по-прежнему тяжело.
«Я слегка разочарован тем, что мы не победили. Футбол иногда бывает странным. Качество игры меня порадовало», – сказал Сульшер.
Норвежец прав: «МЮ» был далек от совершенства и интересные сырые идеи еще нужно долго развивать, но они были явно лучшей командой.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: REUTERS/Glyn Kirk/Pool; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Glyn Kirk/ Pool
Очень порадовал Бруну, явно с мозгами и техникой был лучшим на поле.
Думал в конце Оле выпустит еще Мату вместо Матича вскрывать такой автобус тем более Тоттенхэм даже нос в атаку боялся высунуть во втором тайме.
А ведь эта команда одна из лучших контратакующих, если не самая лучшая в АПЛ и во всей Европе.
Сульшер абсолютно прав, прививая одновременно команде два стиля: контратакующий и позиционка с контролем мяча.
Если не ошибаюсь, Юнайтед эта единственная команда Европы сейчас, которая твердо поставила цель - стать универсальной командой.