Как «горожане» стали «канарейками»: история метаморфоз «Норвича»
С днем рождения, "Норвич Сити"!
Сегодня желто-зеленый клуб из Норвича празднует 118-ый день рождения. Несмотря на внушительный возраст, команда не впечатляет любителей футбола результатами, а болельщикам клуба и вовсе приходится туго: “Норвич” прозвали “йо-йо” по аналогии с игрушкой, которая скачет то вверх, то вниз. Еще одно любопытное прозвище – “канарейки”. Оно с клубом уже настолько давно, что, кажется, будто так было всегда, но все не так просто.
Откуда в Норвиче вообще взялись канарейки?
В 16 веке Норвич заполонили мигранты из Голландии и Бельгии. Уже тогда город был известен за разнообразие культур и вероисповеданий, а один из районов и вовсе был французским. Большинство же стран Европы переживало деспотию испанской католической церкви. Людей, которые отказывались принимать католицизм, считали еретиками, преследовали и убивали.
Руководствуясь не только гуманизмом, но и тягой к выгоде, власти Норвича пригласили беженцев в город – мигранты могли развить экономику региона благодаря ткацким навыкам. Именно это и произошло. «Чужаки» (так их называли местные) открывали заводы, текстильная промышленность процветала под их руководством. Администрация города пользовалась этими успехами: мигранты платили двойные налоги на недвижимость, покрывали расходы своих церквей и поддерживали бедняков.

Вместе с беженцами приехали и их домашние животные – канарейки. Птицы поднимали дух рабочих на заводах, они были своеобразным радио: повторяли звуки трещащих машин, развлекали уставших мужчин.
Канарейки так полюбились местному населению, что уже в 18 веке стали одним из символов города. Местные разводили птиц и продавали их по всему миру, чем и обеспечивали свое проживание. Норвичский “король канареек”, предприниматель Джейкоб Макли, каждый год отправлял по 10 тысяч особей в Америку.
Появилась даже отдельная порода «норвичские канарейки» или «норвичи», как их называют любители. Отличительные черты этих птиц – оранжевое пышное оперение, выпуклые глаза и коренастое телосложение.

В октябре 1873 года в Норвиче проходила традиционная выставка канареек: местные всегда с нетерпением ждали этого шоу, ведь в город приезжали разводчики птиц из разных уголков страны, что развивало главную индустрию города.
Но в этот раз не обошлось без скандала. Именитый производитель из Дерби заподозрил разводчика из Норвича, Эдварда Бемроза, в мошенничестве – уж слишком оранжевыми были его канарейки. Мужчина был уверен, что их перья окрашены, и даже прибег к анализу. Но результат оказался отрицательным.
Секрет окраски норвичских канареек очень прост: Бемроз кормил птиц перцем чили, который и придавал им ярко-оранжевый цвет. До середины 20-го века производители добавляли щепотку красного перца в корм канареек. Сейчас же такой эксперимент считается жестоким обращением с животными.
Ну а как птицы связаны с футболом?
В июне 1902 года несколько друзей встретились в одном из кафе города и заговорили о создании собственной команды – так и появился «Норвич Сити». Его двумя главными основателями были Роберт Уэбстер и Джозеф Купер-Натчи – футболисты церковного клуба для молодых людей «Норвич». У парней был спортивный опыт, поэтому команда процветала: уже через три года «Норвич Сити» стал профессиональным клубом.
Форму команде предоставил один из футболистов, который прежде выступал за «Блэкберн Роверс». Так появилась бело-голубая расцветка. Причем дизайн формы все время менялся: иногда голубой цвет был на левой стороне футболки, иногда – на правой. А сам клуб получил гордое прозвище «горожане».

В 1905 году в команду пришел первый тренер – Джон Бауман. Под его руководством «Норвич» провел 78 матчей, а сам Бауман сыграл в 7, единожды забив гол. Тренер ласково называл игроков «мои маленькие канарейки», явно отсылая к занятию местного населения. А в интервью «Восточной ежедневной прессе» сказал, что бело-голубая форма сохранится лишь еще на два сезона.
Так и произошло. В 1907 году команда полностью сменила расцветку: футболки игроков стали желто-зелеными, а на эмблеме клуба красовалась яркая канарейка. Полосы местных газет пестрели статьями со схожим посылом: «Горожане уже мертвы, а вот канарейки еще как живы».
С этим прозвищем команда провела матч против “Вест Бромвича”. Игру назвали дуэлью певчих птиц, потому что “Бромвич” известен и как “дрозды”. В этом поединке “дрозды” победили со счетом 1:0. Вероятно, посчитав прозвище “канарейки” несчастливым, Чарльз Фрай, британский крикетист, отказался его использовать, назвав “вздором”.
Образ птицы появился на гербе клуба тогда же, в 1907 году. «Норвич» стал первооткрывателем в этом плане, потому что до него команды редко изображали на футболках эмблему клуба. После одного сезона птица пропала с формы футболистов, но вновь появилась уже в сезоне 1913/14. Так, под влиянием времени герб менялся от случая к случаю.
В конце шестидесятых в местной газете клуб объявил конкурс среди болельщиков на лучший дизайн эмблемы. Участники прислали более 500 вариантов герба, а победителем стал Эндрю Андерсон, местный архитектор, который получил за работу 10 фунтов. Его рисунок до сих пор является логотипом «Норвича».

Объяснить изображение можно очень просто. На переднем плане эмблемы канарейка сидит на футбольном мяче. На заднем же расположился герб самого города: норвичский замок 11 века, который охраняет королевский лев. Считается, что льва городу подарил король Эдуард III, а замок в 14 веке замок был тюрьмой, сейчас же в нем располагается художественный музей.
Разве сердца фанатов не требуют перемен?
За сто с лишним лет художники клуба успели поэкспериментировать с дизайном формы: фанаты увидели и вертикальные линии, и изящные диагонали, и пестрые пятна – неизменной оставалась расцветка. В нынешнем сезоне майки футболистов выполнены в технике омбре: темно-зеленый плавно перетекает в ярко-желтый.

В характерных цветах оформлен и домашний стадион «Норвича» «Карроу Роуд». На нем болельщиков встречает маскот клуба – забавная канарейка Капитан – и его подруга Камилла.
В 2008 году появилась информация, что боссы клубы думают об изменении эмблемы. Эндрю Каллен, директор продаж и маркетинга, считал, что такие перемены могут положительно повлиять на репутацию клуба: “Мы должны быть уверены, что эмблема "Норвича" представляет команду в подходящей для цифрового века манере. Необходимо соответствовать веяниям времени”.
Но фанаты приняли эту идею холодно. Председатель организации норвичских болельщиков выступила с заявлением: “Я думаю, что все должно оставаться, как есть. Мы готовы согласиться на любые способы продвижения клуба, но менять фундамент, нашу основу не лучший вариант”.
Похоже, боссы клуба прислушались к фанатам и больше не задумываются об изменении эмблемы, которой вот-вот стукнет 40 лет. На официальном сайте команды есть отдельная страница, которая запрещает использование опознавательных знаков “Норвича”: гимна, герба и даже его прозвища, – чтобы защитить “идентификацию клуба”.
Что ж, своя эмблема ближе к телу.
