3 мин.

Связь времён

 

Всё прогрессирует, сегодня рождается много новых идей. Это чрезвычайно интересно, но все базовые понятия и принципы игры всё равно вторичны. Тотальный футбол и основные схемы, придуманные из ничего, пожалуй, вызывают чуть больше восхищения, чем всё, что строилось затем вокруг этих принципов.

В 1982-м году на мундиале в Испании сборная Советского Союза в последнем туре группового этапа встречалась с командой Шотландии. Нашим для выхода в следующий раунд достаточно было сыграть вничью, сопернику же была необходима победа. Матч завершился со счётом 2:2. Первый гол был забит в дебюте встречи форвардом шотландцев Джо Джорданом, воспользовавшимся ошибкой советской команды в обороне. Во второй половине после эффектной комбинации Чивадзе счёт сравнял, а в концовке команды ещё раз обменялись голами. Шотландцы вернули должок, подарив мяч в центре поля Шенгелии, легко этот подарок реализовавшему. Затем Сунесс восстановил равновесие, хлёстко пробив в угол ворот сборной СССР, но на большее британцев не хватило, и во второй групповой этап вышла наша команда.

Можно считать, что это своего рода переходный период в советском футболе перед эпохой Лобановского и становлением киевского "Динамо" как базового клуба для национальной команды. По крайней мере, если говорить о принципах игры и философии комплектации сборной. В Испании команда наполовину состоит из киевлян, но при этом ещё играет в чисто спартаковский футбол, явно поставленный Бесковым. Упор делается в целом на пресловутые действия в одно касание, "в стенку" и на розыгрыш мяча перед штрафной соперника. В эпизоде с первым голом советской команды именно с использованием коротких передач была отыграна вполне грамотно располагавшаяся оборона шотландцев. Более того, этот стиль ведения игры применяется и в центре поля. Вообще, можно сказать, что команда выглядит в достаточной степени авторской. Довольно много присутствует нестандартных ходов, оригинальных розыгрышей стандартов и тому подобного.

И проблемы, и плюсы российского футбола девяностых, базировавшемся примерно на той же школе, ясно просматриваются уже здесь. Можно вычесть тот факт, что отсутствие необходимости играть на победу не стало в случае с этим матчем критичным фактором, влияющим на расслабленность. Но забитый на 85-й минуте гол явно подействовал на внимательность оборонительных рядов, буквально через минуту отдавших слишком много пространства в своей опорной зоне Сунессу, который, не встретив должного сопротивления и продемонстрировав минимум техники, спокойно уложил мяч в правый нижний от Дасаева угол.

В целом, медлительность и привозы защитников регулярно вынуждают вратаря демонстрировать свой класс. Ошибка Чивадзе при первом пропущенном мяче - это зеркальное отображение периодически неаккуратной игры условного Онопко, а сумасшедший сэйв Дасаева, невероятным образом в молниеносном прыжке отбившего мощнейший удар с близкого расстояния в самый угол ворот навевает воспоминания о действиях всех голкиперов сборной России 20-30 летней давности: Черчесова, Филимонова, Нигматуллина. Кроме того, Ринат отлично умел выбирать позицию, что также можно считать сильной стороной большинства его последователей.

Касаемо шотландской сборной отметим, прежде всего, традиционный характер команды. Пропустив за пять минут до конца встречи, подопечные Стейна не сдались, почти сразу же отыгрались и до последних секунд сохраняли шансы на успех. В целом, эта дружина - явно ультрасовременный на тот момент продукт. Не затерялась бы такая команда и сегодня. Борьба на каждом участке поля, высокий прессинг, хорошие скорости, контратаки, работа фланговых игроков и универсализм, помноженный на техничность, которым мог бы позавидовать даже сам Бессонов. Помимо всего, нападающий шотландцев Джордан перемещался по всему фронту атаки, что не слишком характерно для футбола старого образца, где в большом почёте была позиция так называемого страйкера, действовавшего исключительно в пределах штрафной площадки соперника. Джордан был отличным форвардом в Англии, но затерялся в Серии "А", что в девяностых стало нормой для британских легионеров, не справлявшихся с условими плотного итальянского футбола.

Очевидно, что стиль и тренерский почерк Джока Стейна - учителя, наставника и кумира сэра Алекса Фергюсона - был одним из важнейших факторов, оказавших влияние на видение футбола как будущей легенды "МЮ", так и, вероятно, к примеру, Грэма Сунесса и Гордона Страхана (кстати, игравшего тогда как раз у Фергюсона в "Абердине"). Таким образом, и здесь ясно прослеживается связь времён, даже, можно сказать, связь эпох.