11 мин.

В конце ХХ века в Англии были великие играющие тренеры (Далглиш, Гуллит, Виалли). Куда они пропали?

Сегодня совмещать практически невозможно.

Летом 94-го «Мидлсбро» объявил о переходе капитана «МЮ» Брайана Робсона. Презентация была такой же скучной, как и другие, и забылась бы так же быстро, если бы не странный прикид главного героя. На Брайане был распахнутый пиджак, галстук и рубашка, неожиданно заправленная в шорты, а ниже – красные гетры и мяч под босой ногой.

Он выглядел как похмельный менеджер, очнувшийся в незнакомом мотеле после ночного кутежа, но в нелепой стилевой эклектике был очевидный смысл. «Мидлсбро» представил играющего тренера. Образ схватил совмещение должностей.

Фото, сделанные в тот день, стали символом исчезнувшей роли.

Играющие тренеры перезапустили историю «Челси» и «Мидлсбро». Но чаще заканчивалось плохо

В конце прошлого века играющие тренеры были обычным явлением.

Чаще ими пользовались маленькие клубы. Стареющие титаны получали необходимый тренерский опыт, глухие середняки – последние проблески класса. «Это был способ получить двоих по цене одного, – объяснял директор Ассоциации профессиональных футболистов Гордон Тейлор. – Многих устраивало, что у них есть опытный мастер, который близок к концу карьеры и вскоре займет руководящую должность».

История, которая привела Брайана Робсона в «Мидлсбро», ничем не отличалась от остальных. В 94-м Брайану исполнилось 37; он играл и забивал меньше, чем раньше, но на тренерском кресле «Манчестер Юнайтед», где Робсон капитанил 12 лет, уже слишком комфортно сидел Алекс Фергюсон. Брайан искал место для нового старта. «Мидлсбро» этим воспользовался.

В то время «Боро» болтался в середине второго по силе дивизиона, отпугивал фанатов унылой игрой и одновременно строил стадион, который никогда бы не заполнил – на матчи ходило меньше 10 тысяч. Робсон все изменил. Он играл в каждом втором матче, менял тактику прямо на поле и в первый же год вывел «Боро» в АПЛ, но там почти не выходил на поле. Робсон не успевал совмещать скорости Премьер-лиги с динамикой тренерской должности, сконцентрировался на управлении и за два года в главной лиге сыграл всего 3 матча. Он начал лучшее десятилетие в истории клуба, но главных успехов добился, когда оставался в технической зоне.

Брайан Робсон в «Мидлсбро»

Развязка Робсона схватывает общее развитие роли. Играющие тренеры редко добивались успеха на топ-уровне. Чаще они заканчивали как Аттилио Ломбардо, который вошел в 50 лучших игроков в истории «Кристал Пэлас», но вычеркнул все, когда занял вторую должность – и проиграл 5 матчей из 7. Приходилось чем-то жертвовать. 

Дело было не в недостатке опыта и даже не в управлении с поля. Совмещение ломало психологически. Многие не успевали переключиться, не могли сосуществовать сразу в двух ролях одновременно и обязательно лажали в одной из них. «Помню один такой случай, – рассказывал BBC Энди Прис, работавший играющим тренером «Бери». – Мы неделю отрабатывали защиту против стандартов. У нас был условный сигнал, после которого все делали шаг вперед и создавали офсайд. Итак, мы в игре, кто-то дает сигнал, и все парни выходят. Все кроме одного. Он задержался, и соперник забил. Я был в таком бешенстве, что до конца матча не мог сосредоточиться на игре».

Перестроиться было непросто, но еще сложнее – остаться с командой на одной волне и сохранить авторитет. «Вдруг мне пришлось дистанцироваться от мира раздевалок и шуток – мира, который я очень любил, – описывал Кенни Далглиш, который сочетал роли в «Ливерпуле». – Нужно было придумать, как игроки должны обращаться ко мне. Я остановился на титуле Босс».

«Как-то я вышел на поле и сразу получил желтую, – вспоминал Пол Диков, совмещавший в «Олдхэме» в сезоне-2010/11 (другая эпоха и другой уровень, но те же сложности). – Перед матчем я распинался перед командой о дисциплине и самообладании, а потом вышел и получил карточку. Затем я сделал пару кривых передач и увидел парней, которые хотели меня обложить, но в последний момент вспомнили, что я их босс. В тот момент я понял, что с игрой надо завязывать».

Некоторые справлялись, но их добивало время. «Я просил парней тренироваться так, словно они играют, и играть так, будто они на тренировке, – продолжал Диков. – Если бы я пропустил тренировку из-за встречи или другой тренерской работы, то сам не следовал тому, что проповедовал – и, получается, обманул бы команду. Это очень тяжело. Я чувствовал себя так, словно вернулся в «Арсенал», в 16-летний возраст, и заново учусь. Было так много всего, что я играл только в крайнем случае».

Пол Диков в «Олдхэме»

Понятно, что были и другие. Гордон Стракан вернулся на поле, когда «Ковентри» выиграл всего один матч за три месяца, спас команду от вылета и после назвал совмещение «самой большой нервотрепкой в жизни». Грэм Сунесс взял три чемпионства с «Рейнджерс». Кенни Далглиш совмещал с 34 лет и в первый сезон выиграл золотой дубль.

С Далглиша и началась мода на играющих тренеров в главной лиге Англии. Он принял «Ливерпуль» в 85-м, прошел через все типичные кризисы совмещения, но справился с ними – создал команду из четырех помощников (советником был Боб Пейсли, выигравший с «Ливерпулем» 6 чемпионств и 5 еврокубков) и построил работу так, что за два года сыграл 52 матча и успевал выступать в сборной. Сложнее всего было вначале, когда ровесник Фил Нил отказался звать Далглиша боссом и обращался к нему строго по имени. Нил тоже претендовал на должность играющего тренера и угрожал авторитету конкурента, но Далглиша не зря называли Королем: «Я сразу осадил его. Вскоре он уже звал меня «боссом».

«С Кенни роль играющего тренера заработала, потому что он был фантастическим футболистом и его все уважали, – объяснял бывший защитник «Ливерпуля» Джим Беглин. – Он сохранил ауру величия за пределами поля. Остальные смотрели на его успех и думали, что тоже справятся с ролью играющего тренера».

Благодаря Далглишу играющие тренеры стали обычной практикой. Лучше всех получилось у «Челси». В середине 90-х лондонцы были безнадежными середняками, ничего не выигрывали с 71-го и применили стандартную тактику андердога – позвали статусного ветерана, который одновременно тренировал. Им стал Глен Ходдл.

Глен Ходдл и Руд Гуллит

Назначение Ходдла запустило необычную цепочку. Тренерская скамейка «Челси» пустовала 6 лет – главные надевали бутсы и тащили команду. Ходдл вывел «Челси» в финал Кубка Англии и добрался до полуфинала Кубка кубков, а потом ушел в сборную Англии. Играющим тренером стала новая звезда «Челси». Авторитетный Гуллит (с помощью денег Кена Бейтса) привел Виалли, Дзолу и Ди Маттео, с новой мощной командой с ходу выиграл Кубок Англии и к февралю второго сезона поднялся на 2-е место, но не договорился о новом контракте и вылетел из клуба посреди сезона.

Новым играющим тренером стал Виалли. Итальянец доделал начатое Гуллитом, в том же сезоне выиграл Кубок кубков и Кубок лиги, а летом добавил Суперкубок УЕФА. Одновременно он был главным бомбардиром и забил 19 голов. Через два года команда слила его. Виалли был центром компании и королем розыгрышей, когда играл, но в новой роли не смог найти нужную дистанцию и не справился с совмещением. «Наши отношения стали невыносимыми. Было неприятно, потому что до того, как Виалли стал тренером, я думал о нем совсем иначе», – жаловался Дешам. Так закончилась история последнего играющего тренера топ-уровня.

***

Виалли выиграл еврокубок, но не он был самым успешным играющим тренером в истории. Итальянца опередил Марк Хейтли. В «Халле» определенно не поняли, с кем подписывают контракт. За каждый выход на поле форварду обещали премию в 1000 фунтов. «Это было весело, – рассказал Four Four Two бывший игрок «Халла». – Хейтли выпускал себя на последних минутах каждого матча. Он выпустил себя на замену, даже когда не мог играть из-за травмы голеностопа. Хейтли выпрыгнул на поле, повернулся к владельцу на трибунах и помахал ему, поблагодарив за очередную премию».

Марк Хейтли

Конфликт интересов был одной из главных проблем совмещения. Но роль исчезла не из-за этого.

Играющих тренеров на топ-уровне давно нет. Виноват рост профессионализма и появление тренерских лицензий

Играющие тренеры всегда были чисто провинциальной фишкой. В Италии сакрализация тренерского искусства привела к появлению академии в Коверчано. Чтобы управлять клубом, студенты год учились на диплом, а это плохо сочеталось с активной карьерой. В других чемпионатах было что-то похожее. На континенте рождались и рушились глобальные концепции, устраивались тактические и управленческие революции, а тренерская мысль возносилось почти на уровень философии. Наполовину обученные спецы, после матчей стирающие форму вместо тактических разборов, не вписывались в типаж и точно не предлагали ничего нового. Поэтому совмещение здесь не прижилось.

АПЛ была единственной топ-лигой с играющими тренерами. Англичане заедали пиво хот-догами и о правильном питании впервые услышали только в конце 90-х, когда на острове высадились Венгер и топовые итальянцы. К тренерам здесь относились проще, чем на континенте – пока континент сам не пришел в Британию.

«За то время, что мы провели здесь, английский футбол фантастически прибавил, – рассуждал Джанфранко Дзола в 2000-м. – Несколько лет назад Арриго Сакки изменил итальянский футбол. Он научил нас анализировать другие системы и страны – голландцев, испанцев. Мы больше не ограничивались катеначчо, применили новые знания и шагнули вперед. Сейчас в Англии происходит то же самое. Кажется, что легионеры мешают местной молодежи, но это не так. Теперь у таких парней, как Джо Коул и Джоди Моррис, больше знаний на старте карьеры».

Так началось исчезновение играющих тренеров. Профессионализация АПЛ привела к тому, что за 20 лет нового века здесь ни разу не совмещали должности.

«Футбол стал индустрией, ориентированной на результат, – объяснял ВВС Ричард Беван, исполнительный директор Ассоциации тренеров. – Клубы превратились в мировые бренды, с каждым годом возрастают обязательства и давление, финансовые последствия вылета из АПЛ становится все более значимыми. Требования к человеку, который решится совмещать игру и управление, невероятно выросли и в плане физики, и в плане интеллекта. Все это осложняет эффективную работу на двух должностях».

Обязанностей стало больше. Тренер управляет командой и изучает соперника, встречается с агентами и боссами, а в трансферах больше не ограничивается правилом «я видел этого парня, он хорош» – скауты скидывают гигабайты отчетов об игроках со всего мира, и менеджер изучает потенциального новичка до мельчайших бытовых привычек. «Не думаю, что кто-то сейчас способен совмещать, потому что даже в мое время это было невероятно сложно, – считает бывший тренер «Ман Сити» Питер Рид. – Хуже всего было, что как игрок я нуждался в отдыхе, а как тренер не имел на это времени. Всегда были какие-то дела. Это выматывало».

Питер Рид в «Манчестер Сити»

Окончательно добило традицию обязательное лицензирование. АПЛ требует от тренеров категорию UEFA Pro. Чтобы получить ее, нужно поступательно выучиться еще на две лицензии – A и B. Это более 500 часов учебных занятий. «У игроков просто нет столько времени. Мы все больше похожи на континент, где обучение считается необходимым для работы», – говорит Гордон Тейлор.

***

В англиийском подземелье еще время от времени появляются играющие тренеры (даже такие, как Давидс), но и здесь прямо сейчас нет ни одного в трех первых лигах. Иногда появляются играющие помощники, как Руни в «Дерби», но полноценное совмещение на более-менее серьезном уровне практически обречено. Последнюю большую попытку совершил Райан Гиггз, когда под конец сезона заменил уволенного Мойеса и выиграл 2 матча из 4, но изначально было понятно, что полноценный контракт он не получит. На континенте совсем недавно пробовал вернувшийся домой из Англии Венсан Компани. Защитник начал этот сезон в «Андерлехте» в роли играющего тренера, ни разу не победил в 4 матчах и уступил тренерское место помощнику, сосредоточившись на карьере игрока.

«Ливерпуль» не был чемпионом 29 лет. Тогда забивали Барнс и Раш, а тренер сыграл в предпоследнем туре

Виалли побеждал везде, где играл. Теперь он победил рак

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Graham Chadwick/Allsport, Steve Munday/Allsport, Alex Livesey/Allsport, Clint Hughes, Ben Radford; globallookpress.com/imago sportfotodienst