Шесть волн украинской футбольной эмиграции
Украина, по моему глубокому убеждению, должна быть поставщицей кадров для футбольной Европы, точнее, для европейских ТОП-чемпионатов. Наше законное место на футбольной карте, сродни положению Хорватии, чьи лучшие игроки, едва перешагнув 20-летний рубеж, уже начинают штурмовать профессиональный олимп, на вершине которого находятся клубы, претендующие на победу в Лиге Чемпионов.
Не стоит чураться положения футбольной Африки, чьи неограненные таланты сияют тем ярче, чем быстрее попадут к умелым ювелирам. Не с нашей экономикой перекупать, как это было, например, в сытые нулевые годы, игроков из европейских клубов, заманивая мастеров двукратным повышением зарплаты. Страна, давшая миру трех обладателей Золотого мяча (Блохин, Беланов и Шевченко), или, совсем недавно, в 2019 году победившая на молодежном чемпионате мира, просто обязана грамотно продавать своих мастеров и питать экономику и спортивную инфраструктуру деньгами из международного футбола.
Воспитание и продажа за рубеж футболистов у нас пока не поставлена на поток, как в Бразилии или на Балканах. Тем не менее, в Украине накоплен богатый опыт взаимодействия с западноевропейским футбольным рынок. Не у всех наших парней за границей получалось лучше, чем на родине. Тем не менее, все больше украинских мастеров кожаного мяча строят свою карьеру в расчете, скорее на жесткую конкуренцию в западных чемпионатах, чем на тихую гавань в отечественном клубе.
Первая волна эмиграции, имени Беланова и Заварова (1988 – 1991 г.г.)
Это была распродажа лучших игроков киевского «Динамо» и сборной СССР, которые во второй половине 80-х достигли больших успехов на международной арене. Главными достижениями, тогда еще советского украинского футбола можно было бы считать Золотой мяч 1986 года (звание лучшего игрока Европы) нападающего «Динамо» и сборной Игоря Беланова, победу в том же 1986 году «бело-голубых» в Кубке Кубков (был такой третий по значимости еврокубок) и «серебро» сборной СССР (костяк которой составляли те же киевские «динамовцы» под руководством Валерия Васильевича Лобановского) на чемпионате Европы 1988 года.
Естественно, что игроки с такими достижениями были крайне привлекательной целью для европейских клубов, и когда «железный занавес» пал, или, проще говоря, советским футболистам разрешили играть за границей, лучшие парни из киевского «Динамо» были моментально раскуплены.
Надо сказать, что практически все наши супер-мастера не сумели построить карьеру на Западе. Виной, в основном, оказалась разница в менталитете. После казарменных условий, бытовавших в СССР, парни оказывались в свободном мире, где быстро теряли свои кондиции.
Игорь Беланов, вообще, попал в позорную ситуацию в Германии, когда играл там за «Боруссию» из Менхенгладбаха. Не то его жена, не то друзья его жены, обалдев от изобилия немецких магазинов, попались там на краже. Не добившись успехов в «Боруссии» нападающий и вовсе перебрался в клуб второй бундеслиги.
Полузащитник Александр Заваров в 1988 перешел в туринский «Ювентус», где ему прочили едва ли не славу Мишеля Платини (обладатель Золотого мяча 1983-1985 г.г.). Но в итоге, через два сезона в Италии атакующий хав перебрался в скромный французский «Нанси».
Нынешний главный тренер киевского «Динамо» Алексей Михайличенко в 1988 году сумел отличиться в составе сразу двух сборных. С основной сборной СССР полузащитник дошел до финала Евро, а с олимпийской победил на Олимпиаде в Сеуле. И в обеих командах Алексей был на ведущих ролях. В итоге, Михайличенко уехал в 1990 в Италию, где стал чемпионом Серии А в составе «Сампдории». Его карьера в ТОП-чемпионате также не сложилась, и продолжил киевлянин играть уже в шотландском «Глазго Рейнджерс».
Наши футболисты оказались, прежде всего, ментально, советскими людьми и не сумели оправдать щедрые авансы западных ТОП-клубов. Никто из блистательных воспитанников «Динамо» Лобановского времен СССР не засиял на западе ярче, чем на родине.
Вторая волна эмиграции, имени Юрана и Цимбаларя (1991 – 1993 г.г.)
Украинские мастера классом попроще решили, что за рубежом им не многое светит, и переехали в Россию, иногда по замысловатым траекториям, иногда, меняя при этом и футбольное гражданство.
Причина смены гражданства была довольно проста. Российская федерация считалась правопреемницей СССР и на чемпионат мира 1994 года начинала отбор с позиций и с рейтингом бывшего Советского Союза. Украина же, как совершенно новая федерация, начинала с нулевой отметки.
В итоге, за сборную России на чемпионате мира 1994 года сыграли:
- нападающий Олег Саленко, уроженец Ленинграда, большую карьеру начавший в киевском «Динамо», а в 1994 уже бывшим игроком испанского чемпионата.
- нападающий Сергей Юран, уроженец Луганска, составлявший в конце 80-х и начале 90-х блистательную пару форвардов с Олегом Саленко в киевском «Динамо». Юрана еще помотало по футбольной Европе (Португалия, Германия, Австрия, Англия), и даже дважды заносило в московский «Спартак».
- защитник Виктор Онопко, уроженец Луганска, начинавший большую карьеру в донецком «Шахтере», но в 1992 году перебравшийся в московский «Спартак».
- полузащитник Илья Цимбаларь, уроженец Одессы, захватил даже пару чемпионатов независимой Украины и сыграл три матча за сборную Украину. В 1993 году Илья из «Черноморца» перешел в московский же «Спартак».
- защитник Юрий Никифоров, также как и Цимбаларь, уроженец Одессы, и пошедший почти тем же, что и Илья путем. Немного зацепил чемпионат Украины и те же три матча за «желто-синих», но с 1993 года в «Спартаке» и сборной России.
- защитник Владислав Тернавский родился в Киеве, и начинал в местном «Динамо». В 1994 он уже из тернопольской «Нивы» перешел, опять, в московский «Спартак» и заиграл в сборной России. В 1995 Тернавский переехал на сезон в одесский «Черноморец», а потом еще долго скитался по российскому чемпионату.
Не станем давать моральных оценок футболистам, которые тогда еще могли воспринимать развалившийся СССР как единое пространство.
По факту, украинская сборная в начале 90-х сильно потеряла в качестве состава из-за того, что многие ведущие игроки сменили футбольное гражданство.
Надо сказать, что большой славы это парням не принесло. Разве что Олег Саленко вписал свое имя в мировую историю, забив пять мячей в ворота сборной Камеруна и став одним из двух лучших бомбардиров Мундиаля 1994 года. Ни в 1994, ни в 1996 году на Евро сборная России из группы не вышла.
Надо сказать, что эмиграция шла не только из Украины в Россию, но и в обратном направлении. Так в Украину попал уроженец Тюмени и в будущем трижды лучший игрок Украины (1993, 1994 и 1995 г.г.) а также блистательный футбольный эксперт Виктор Леоненко.
Третья волна эмиграции, имени Шевченко и Реброва (1999 – 2000 г.г.).
В первой половине 90-х украинский футбол прошел через череду болезненных потерь. Однако, постепенно, клубы и система сборных приспособилась к новым условиям. Важным фактором для нашего спорта стало возвращение у 1996 году в Киев Валерия Васильевича Лобановского.
За несколько лет главный гений украинского тренерского цеха смог сделать свое третье блистательное «Динамо». Его команда в розыгрышах Лиги чемпионов 1997/98 и 1998/99 доходила до стадии плей-офф. В 1999 киевляне были в шаге от того, чтобы обыграть «Баварию» и выйти в финал главного клубного турнира Европы. Увы, не сложилось.
Главной звездой того «Динамо» был нынешний старший тренер сборной Украины Андрей Шевченко. В 1999 году форвард перешел в итальянский «Милан» и там с ним произошло то, что ранее не случалось с другими выдающимися мастерами, родившимися в Украине. Андрей сумел прогрессировать и за пределами родного клуба и страны.
Пересказывать карьеру Шевченко не имеет смысла, факт в том, как минимум 5-6 сезонов он был постоянным ТОП-игроком мирового футбола, входящим в различные лучшие тройки и пятерки.
В 2004 году Андрей получил Золотой мяч, и по версии все того же журнала France Football нападающий 1999 и 2000 году был третий в Европе, в 2003 – четвертый, в 2005 – пятый. По версии World Soccer Шева был третьим в мире в 1999, 2000 и 2004.
Андрей стал первым украинцем, который смог построить ТОП-карьеру в ТОП-клубе из ТОП-чемпионата. Дальше был неудачный трансфер в 2006 году в «Челси», но с кем не бывает.
Главный партнер по атаке в «Динамо» Сергей Ребров также уехал в Европу, в 2000 году в лондонский «Тоттенхэм», но, увы, его карьеры оказалась слишком схожа на пути соотечественников из начала 90-х. Ребров не закрепился в составе «шпор», после чего начал скитаться по клубам классом ниже.
Нечто среднее между траекториями Шевченко и Ребровым случилось с карьерой Олега Лужного. Защитник переехал в лондонский «Арсенал» в 1999, когда ему уже было за тридцать. Тем не менее, за четыре сезона Лужный под руководством коуча Арсена Венгера стал одним из игроков обоймы и иногда даже выводил команду на поле с капитанской повязкой. Украинец успел стать чемпионом Англии, дважды выиграть кубок Англии, дошел с командой до финала кубка УЕФА и кубка Англии. В общем, Олег Романович в стране, родоначальнице футбола провел время с пользой.
Четвертая волна (несостоявшаяся) имени Милевского и Алиева (2005 – 2013 г.г.)
В нулевые годы в украинский футбол, постепенно начали приходить большие, иногда шальные деньги. Футбольная школа из-за провала 90-х (упадок системы футбольных школ и интернатов) перестала давать классных игроков в достаточном количестве, а потому в Украину поехали иностранцы. Вначале совсем слабые или экзотические, а потом все более мастеровитые, и даже заметные по европейским меркам.
Положение пытались как-то спасать лимитом на легионеров, отчего игроки с украинским паспортом были переоценены в разы. Естественно, большинство украинских талантов предпочитали оставаться на родине, в тепличных условиях.
Наиболее показательны в этом плане нападающий Артем Милевский и полузащитник Александр Алиев. Они запомнились именно, как прожигатели жизни и своих, несомненных футбольных талантов. Нынешние видео-блогеры, ранее в нулевые годы, напротив, бежали от фото- и видео-камер журналистов светских хроник, которые ожидали их у выходов из ночных клубов, где парни оставляли значительную часть своего здоровья и азарта.
В эти жирные годы, которые продолжались до 2014 года, и которым даже не сильно помешал мировой финансовый кризис 2008 года, практически каждый украинский футбольный мастер был переоценен. Игроки барахтались в теплой ванне и не желали уезжать на запад, где их ценник был бы на порядок ниже.
Впрочем, и тут, конечно же, были некоторые исключения. Наиболее показательными из них можно считать нападающего Андрея Воронина и полузащитника Анатолия Тимощука.
Надо сказать, что их траектории их карьер были совершенно разными. Андрей Воронин уехал в Германию еще в 1995 году, когда ему было 16-ть лет. Причем в ту же «Боруссию» в Менхенгладбахе, что и его предшественник, тоже одессит Беланов. Постепенно Андрей из второй Бундеслиги в 2004 году перебрался в первую, где здорово заиграл в леверкузенском «Байере». Нападающий выступал за немецкий клуб и в Лиге чемпионов и даже забивал киевскому «Динамо».
Наконец, в 2007 году Андрея пригласил сам британский «Ливерпуль». Воронин в новой команде великолепно провел предсезонку и стартовые игры. Но на этом его путь вверх по карьере завершился. Дальше пошли клубы попроще, и еще раз одессит здорово себя проявил, когда пару сезонов был на ведущих ролях в московском «Динамо». В итоге, Андрей так и не сыграл ни одного матча в украинском чемпионате.
Анатолий Тимощук, напротив, созрел как игрок серьезного европейского уровня именно в Украине. Потом он в 2007 году перешел из «Шахтера» в питерский «Зенит», голландский тренер которого Дик Адвокат сказал, что не знал футболиста более профессионального чем Тимо.
Тимощук смог реализовать свою главную мечту и в 2009 оказался все-таки в мюнхенской «Баварии». Там он был, примерно как Олег Лужный, игроком обоймы. Все коучи немецкого клуба также отмечали, что Тимощук это 100% профессионал до мозга костей, который подает позитивный пример другим игрокам и вообще улучшает атмосферу в клубе. За четыре сезона, что Тима был в Германии, его клуб трижды доходил до финала Лиги чемпионов, один из которых выиграл. В общем, Толик побывал в ведущем европейском клубе в момент его пиковых результатов. Его железный характер не смог расслабить даже украинский чемпионат нулевых годов.
Пятая волна, имени Ярмоленко и Коноплянки (2014 – 2017 г.г.)
После того, как российские танки пришли на украинскую землю, а американские доллары убежали из украинского футбола, многие игроки моментально попали в новую экономическую реальность. Легионеры перетекли в другие чемпионаты, а местные мастера оказались перед сложным выбором. И тут сказалось их многолетнее пребывание в расслабленных условиях украинской Премьер-лиги.
Для «Днепра» сезон 2014/15 получился просто фантастическим. Команда теряла всякое финансирование и параллельно шагала к финалу Лиги Европы, где в итоге уступила многоопытной «Севилье». Полузащитник Евгений Коноплянка давно уже пользовался спросом за границей Украины, и тут сама судьба вытолкнула его, наконец, в Европу, причем в ту самую «Севилью». Евгений начал совершенно в духе своих предшественников из СССР, которые здорово играли примерно первые полгода. Коно не отрабатывал в обороне, не хотел выигрывать конкуренцию за место в составе, и, в 2016 году перешел в клуб послабее – немецкий «Шальке-04». Там его ждала примерно та же судьба – краткосрочные всплески чередовались с безликими матчами и долгим сидениям на скамейке запасных. Женя вернулся в прошлом году в Украину, в «Шахтер», где получает все-таки больше игрового времени. Но серьезной европейской карьеры не получилось. Неспособность к интенсивной конкуренции и к борьбе за место в составе сыграли свою роль. В УПЛ Женя блистал через игру, а в ТОП-чемпионатах такие игроки не задерживаются.
Нападающий Андрей Ярмоленко, антипод Коноплянки по позиции на фланге нападения (Женя в основном атакует с левого фланга, Андрей – с правого), также пересидел в родном киевском «Динамо». В 2017 он все-таки попал в дортмундскую «Боруссию», но, как водится у наших игроков, отличными вышли лишь первые месяцы в команде. И в Германии, и, позже, в лондонском «Вест Хэме» у Ярмолы хорошие матчи были, хотя и не так много. Помимо прочего, на его карьеру сильное влияние оказали травмы, из-за которых он пропустил долгие месяцы. Интенсивность в ТОП-чемпионатах оказалась совершенно иной, а организм Андрея был к этому не готов.
Другие украинцы разъехались и дальше продолжают разъезжаться на заработки в клубы попроще. Многие игроки обрели себя в чемпионатах Турции и Венгрии. Некоторые прямо сейчас будоражат болельщиков всего мира, участвуя в белорусском турнире. Нередко, мастера, которые еще несколько лет назад выходили в основе своих команд в еврокубках, теперь борются со своими клубами за выживание в посредственных турнирах. В целом, это перегретое сытыми украинскими годами (у нас, оказывается, были и такие) поколение футболистов за пределами родного чемпионата спустились по уровню на один-два этажа ниже.
Шестая волна, крайняя (но не последняя) имени Зинченко и Лунина (2016 – наст. время)
И наконец, в последние годы для украинского футболиста больше не является пределом мечтаний - контракт с клубом первой четверки (которой уже нет) или даже первой двойки украинской Премьер-лиги. Карьерная стратегия игроков, за которыми виден потенциал, стала ровно такая, какая она должна быть в нормальной ситуации, а не в украинском чемпионате нулевых годов, набухнувшем из-за избытка олигархических денег и амбиций.
Полузащитник Александр Зинченко буквально вырвался из цепких лап донецкого «Шахтера», чтобы сделать карьеру. Кем бы он был, останься в «Шахтере» где Зина почти наверняка не вписался бы в бразильскую полузащиту? По каким арендам бы искал счастья?
Путь Зинченко тернист, а будущее туманно, тем не менее, у него за спиной уже есть опыт игры у одного из лучших коучей современности, Пепа Гвардиолы, который руководит сумасшедшим составом в "Манчестер Сити", перед которым стоят максимальные задачи. У Александра уже семь титулов в Английском футболе (две победы в чемпионатах и пять в местных кубках), и, надо полагать, это далеко не предел.
Голкипер Андрей Лунин в 2018 году также попал в ТОП-клуб, возможно лучший в мировой истории футбола, мадридский «Реал». И пусть он пока еще не сыграл за команду ни одного официального матча, но в 19-ть лет обрести контракт со «сливочным», это уже громадное достижение. Собственно, кроме него из украинцев в Мадрид пока еще никто не попадал.
Другие игроки, талант которых пока еще не привлек внимание супер-клубов, пробиваются к мировым вершинам постепенно, проходя адаптацию в западноевропейских чемпионатах второго эшелона. Наиболее показательны здесь примеры Руслана Малиновского и Романа Яремчука.
Полузащитник Малиновский стал одним из ведущих игроков бельгийского чемпионата, после чего привлек внимание самого Джана Гасперини. Коуч «Аталанты» привил своей команде бескомпромиссный атакующий стиль, благодаря чему многие матчи с участием бергамасков – это истинный футбольный праздник. Руслан в этой команде пока еще – игрок обоймы. Но даже 25 матчей (очень нечасто это были все 90 минут) и 5 голов в первом неполном сезоне – очень приличный результат. Однозначно, что карьера Руслана идет вверх, и сейчас он сейчас гораздо более заметный игрок, чем во времена выступлений за бельгийский «Генк».
Нападающий Роман Яремчук отлично проводил в Бельгии нынешний чемпионат. Он, наконец, стал не только работать на команду, но и много забивать. И за «Гент» и за сборную Украины. Сейчас сложно вообще что-либо прогнозировать, но Роман уже максимально близок к переходу в более сильный чемпионат, о чем говорят уже многие агенты и тренеры.
Можно сказать, что именно последняя волна эмиграции наиболее реалистично отражает место украинского футбола на европейской и мировой футбольной карте. У нас много талантливых парней, для которых футбол – отличный социальный трамплин и возможность сделать большую карьеру. И для этого не обязательно мариноваться в богатом украинском клубе (а их все меньше), или мотаться по бессмысленным арендам.
Сама экономическая реальность говорит о том, что нашим футболистам не нужно чураться на начальных этапах скромных контрактов и чемпионатов. Не будем лукавить, нашим игрокам, как и бразильцам, или африканцам, нужно проходить адаптацию к западноевропейскому футболу. И для этого вполне подходят маленькие турниры. Например, бельгийский, как показывает практика.
Можно сказать, что после некоторых зигзагов украинский способ взаимодействия с европейским трансферным рынком приходит в нормальное состояние. Самых талантливых (как Лунин или Зинченко) ТОП-клубы хотят забрать сразу, игроки уровнем пониже проходят обкатку в чемпионатах западной Европы второго эшелона.
Донецкий «Шахтер» и киевское «Динамо» довольно неохотно расстаются со своими мастерами, которые демонстрируют большой потенциал на уровне юношеских и молодежных команд. Нередко и сами игроки прельщаются большими контрактами и не хотят менять свою привычную среду обитания, ленятся изучать иностранные языки. Тем не менее, траектория понятна и предсказуема. Чем раньше украинский талант попадает в чемпионат, где у него есть игровая практика и разумная конкуренция, тем больше шансов, что его карьера состоится. Если же юный и подающий надежды игрок пересидит в нашей Премьер-лиге, то ближе к тридцати годам его может ожидать такое же разочарование, как то что ожидало Коноплянку или Ярмоленко. Как минимум, в ближайшие 10-20 лет главная украинская сборная должна более чем на половину состоять из легионеров, и, желательно, из ведущих европейских чемпионатов.