История моего боления. Часть третья
Часть 3. Окно в Европу
В 1980 году ЦСКА занял 5-е место в чемпионате СССР и получил право в следующем сезоне играть в Кубке УЕФА. На болельщиков моего поколения это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы. По нынешним временам испытываемые тогда ощущения можно сравнить с выходом в четвертьфинал Лиги чемпионов. Никак не меньше! По жеребьевке в соперники армейцам достался австрийский клуб «Штурм» (Грац). Первый матч, проходивший в Австрии, советское телевидение не показывало. Я слушал репортаж по «Маяку». Комментировал Георгий Саркисьянц, и с его слов напрашивался вывод о большом преимуществе армейцев. При этом, наши все-таки умудрились проиграть – 0:1.
Естественно, что ответную встречу я должен был увидеть воочию. Но для 14-летнего пацана такая задача представлялась довольно сложной. Место моего проживания находилось тогда за пределами Москвы почти на границе с Тверской областью. До столицы надо было трястись час сорок на электричке. Периодически, примерно раз в месяц, мы с приятелем посещали матчи ЦСКА, однако исключительно в дневное время. На игры, которые заканчивались позже 20:30 детей пускали только в сопровождении взрослых. Но, все равно, на свой страх и риск, я решил ехать. Один. Компанию мне никто составить не смог. У меня почему-то была уверенность, что матч состоится в Лужниках. Вообще, в те времена с любой достоверной информацией наблюдался дефицит. Все держалось на слухах и разговорах. В общем, по прибытии на станцию Спортивную, стало понятно: никаким футболом здесь и не пахнет, ввиду отсутствия привычного столпотворения. Совершенно случайно на перроне я столкнулся с мужиком кавказской внешности. Его тоже интересовало: где состоится матч? По моему предложению мы отправились на «Динамо». В вагоне метро мужик рассказал, что сам живет в Тбилиси, болеет, естественно, за своих, а сейчас, находясь в Москве, захотел поддержать отечественную команду в еврокубке. Как оказалось, встреча с ним была подарком судьбы. На место мы прибыли минут за 15 до начала игры. У касс выстроилась приличная очередь. «Так можно и до второго тайма простоять», - мелькнула в голове грустная мысль. Но мой попутчик нырнул в толпу, с кем-то там переговорил и довольно быстро вернулся назад с двумя билетами. Когда я дрожащей от радости рукой протянул ему деньги, грузин напрочь отказался их брать. Это была вторая приятная неожиданность. Не помню, сколько стоил билет, но сэкономить полтора-два рубля для советского школьника - редкостная удача. Ну и наконец, сам собой решился вопрос с моим проходом на стадион, ведь я шел в сопровождении взрослого.
Мы поднялись на Северную трибуну. Картина, которая открылась справа, привела меня в неописуемый восторг. Весь «Запад» окрасился в красно-синие цвета. Флаги, шарфы, воздушные шары – никогда прежде такого мне видеть не приходилось. На матчи чемпионата СССР с клубной атрибутикой не пускали, а здесь, наверное, ввиду исключительного случая разрешили проносить все, что захочешь. Народ болел неистово. Честно говоря, я полматча смотрел не на поле, а на фанатов – настолько это было впечатляющее зрелище. Кстати, не верьте официальным цифрам по количеству зрителей на матче. Их собралось тысяч 25-30. Не меньше.
О ходе игры расскажу вкратце. Чесноков открыл счет. Во втором тайме прозевали контратаку и пропустили глупый гол. В конце устроили штурм на ворота «Штурма». Тарханов забил второй мяч. Нужен был третий. По соседству сидели два мужика, по-видимому, из стана «заклятых». Они потихоньку болели против армейцев. Но вот, когда шли последние решающие минуты, один говорит другому: «Да ну тебя, Вась! Пусть наши победят!» Вскочил и громогласно начал поддерживать ЦСКА. Австрийцы отскочили чудом. Армейцы не дожали соперника и вылетели из еврокубка. Как потом выяснилось, на последующие 10 лет.