Евгений Ловчев - легенда советского футбола!
Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня, в рамках моего нового блога «Легендарные советские футболисты», я буду рассказывать про замечательного в прошлом игрока, а ныне эксперта, Евгения Серафимовича Ловчева. Многие знают этого человека, как частого гостя различных футбольных передач на телевидении, но мало кто знает, что за первоклассными и исключительными знаниями всех тонкостей игры в футбол, скрывается прекрасная спортивная карьера, о которой я и расскажу Вам в этой статье.
Родился Евгений Серафимович 29 января 1949 года в поселке Крюково Химкинского района. С самого детства он полюбил спорт. Занимался баскетболом, лыжами. Но в авангарде спортивных начинаний Ловчева встал футбол. Узнав, что неподалеку, на Ширяевом поле, тренируются спартаковские мальчишки, начинающие футболисты клуба, которому Ловчев симпатизировал уже с юных лет, Евгений Серафимович сразу записывается в секцию. Летом юные футболисты уезжают на сборы в Тарасовку, но Евгений Серафимович остается дома, так как он не был зачислен в команду. Спустя некоторое время, Ловчев приходит заниматься на стадион «Буревестник». Там начинающих футболистов тренировал бывший игрок «ЦДКА» Иван Кочетков. На первой же тренировке Евгений Серафимович забивает два гола, и его сразу же зачисляют на первенство Москвы нападающим. Однако сыграть на позиции форварда Ловчеву так и не удалось. Команда, за которую он выступал, испытывала острую потребность в защитниках, поэтому молодому игроку пришлось представлять защитную линию своего коллектива.
- «Помню, идет матч на первенство города, я в запасе. Один из наших защитников все время ошибался, и Кочетков, обращаясь к нам, запасным, спросил: "Кто готов на замену?" Все дружно крикнули: "Я!" Но Иван Александрович почему-то остановил свой выбор на мне. Так и решилась в тот день судьба футболиста Ловчева» - вспоминает Ловчев.
Именно благодаря этому эпизоду, позицией Ловчева стал левый фланг обороны. В роли крайнего защитника он и провел большую часть карьеры. Вскоре футбольное отделение клуба «Буревестник» было закрыто, Ловчева взяли в ДЮСШ «Юность» Дзержинского района Москвы, а затем перевели в экспериментальную школу «Буревестник».
Уже тогда был виден талант юного футболиста, он обладал качествами лидера, хорошо взаимодействовал с партнерами. В 1969 году Ловчева замечает московский «Спартак», и сам Никита Симонян, будучи в то время тренером команды, приглашает Евгения Серафимовича в столичный коллектив.
В "Спартак", я считаю, меня пригласили благодаря Николаю Николаевичу Алексееву. В "Буревестнике" он работал доктором, до этого - в "Спартаке", а в 1962 году ездил со сборной СССР на чемпионат мира в Чили. Мы с ним дружили и как-то вместе пошли попариться в «Сандуны». Я первым вышел на улицу, Николай Николаевич задержался в бане. Потом смотрю, выходит и он... с Симоняном, который в то время был старшим тренером "Спартака". Никита Павлович подходит ко мне и говорит: "Женя, мы давно за тобой наблюдаем и хотим пригласить в "Спартак". Я даже растерялся: "Никита Павлович, я болею за "Спартак", мечтаю о "Спартаке", но пока существует "Буревестник", не имею права его бросать..." Через неделю "Буревестник" обыграл в товарищеском матче дублеров "Торпедо" - 4:0, и меня после игры позвал к себе в кабинет начальник торпедовской команды мастеров Юрий Золотов. Говорит те же слова, что и Симонян - приглашает. Но я уже собрался идти в "Спартак". Даже когда в Спорткомитете решили "Буревестник" в полном составе передать в дубль московского "Локомотива", мы с Сергеем Ольшанским (коллегой Ловчева по «Буревестнику») стояли твердо - только в "Спартак"! – позже говорил сам Евгений Серафимович.
Четвертого апреля 1969 года Ловчев дебютирует за «Спартак» в официальном матче. Это была игра против ташкентского «Пахтакора». Красно-белые демонстрируют хорошую игру и заслуженно побеждают со счетом «1:2». Стартовый матч чемпионата положил начало великолепному сезону московского «Спартака». Никите Симоняну удалось создать очень сыгранный, великолепно играющий коллектив, важным звеном которого стал Евгений Ловчев. «Я уверен, что в "Спартаке"-69 вместе оказались футболисты, рожденные друг для друга» - вспоминает Ловчев. В том сезоне Чемпионата СССР «Спартаку» удалось прервать гегемонию киевского «Динамо» и стать чемпионами Советского Союза. Публика восхищалась, доселе никому неизвестным парнишкой – Евгением Ловчевым, который провел все матчи чемпионата, завоевал золото, стал лучшим в своем амплуа и дебютировал в составе сборной СССР. В этом же году Ловчев оказался на первой строчке рейтинга 33-х лучших футболистов СССР.
Годом позже спартаковцам не удалось защитить титул чемпионов страны, красно-белые стали вторыми, уступив лишь «ЦСКА». Однако примечательным стал дебют Ловчева за сборную СССР на крупном международном турнире, ЧМ-1970 в Мексике. Не все любители футбола знают, что желтые карточки вошли в рацион футбольного арбитра только на этом мексиканском мундиале. Так вот Евгений Ловчев навсегда вошел в историю, как третий человек, получивший «горчичник». На этом турнире сборная Советского Союза дошла до четвертьфинала, уступив в нем Уругваю. Ловчев на тот момент был одним из лидеров сборной. Поражение от Уругвая было очень обидным: советские игроки проиграли за четыре минуты до конца дополнительного времени. Если бы дотерпели, кто знает, может достигли и куда более лучшего результата. Но футбол не терпит сослагательного наклонения. Сборная остановилась на стадии ¼ финала.
Через год Евгений Серафимович стал обладателем Кубка СССР, а еще через год вновь был признал лучшим футболистом страны! Конечно, глядя на столь значительный и быстрый рост Ловчева как футболиста, главный тренер Олимпийской сборной СССР Александр Пономарев не мог не включить Евгения Серафимовича в состав на ОИ-1972 в Мюнхене. Советская команда провела великолепный турнир, по итогам которого завоевала бронзовые медали!
Одним из самых знаменательных событий в карьере Евгения Ловчева стало участие в прощальном матче великого бразильского игрока – Гарринчи, о котором позже вспоминал сам Ловчев:
- В декабре 1973 года сборная СССР совершала турне по Бразилии. После игры в Натале мы переехали в Рио-де-Жанейро, где бразильцы как раз завершали подготовку к прощальному матчу Гарринчи. Там, в Рио, я познакомился с Игорем Горанским, корреспондентом Гостелерадио по странам Латинской Америки. Он-то мне и сказал, что организаторы праздника хотят пригласить в сборную мира, которой предстояло сразиться на "Маракане" со сборной Бразилии, и нескольких советских футболистов. Так и случилось: в сборную мира включили Сергея Ольшанского, Володю Онищенко и меня.
Чествование Гарринчи продолжалось около шести часов. После этой трогательной церемонии судья возобновил матч. И тут потрясающий гол забил Пеле. Он обыграл пятерых в нашей штрафной и сравнял счет. В перерыве мы с Ольшанским пошли переодеваться - мы выходили на поле во втором тайме. Я обратил внимание, что в раздевалке на шкафчиках для одежды наклеены изображения "Золотой богини". Так на "Маракане" метят шкафы, в которых переодевались в свое время чемпионы мира. Мне достался шкаф с двумя богинями - раньше он принадлежал легендарному Диди, двукратному чемпиону мира. Во втором тайме бразилец Жаирзиньо забил в ворота сборной мира еще один мяч, и мы проиграли - 1:2.
В том году Ловчеву вновь удалось стать первым в рейтинге 33-х лучших. Удивительно, как быстро Евгений Серафимович смог проделать путь от начинающего игрока до фактически лучшего футболиста СССР! За всю карьеру Ловчев семь раз попадал в тройку этого списка, останавливаясь на самых разных позициях топ три. Четырежды Ловчев был первым, дважды вторым и один раз третьим.
В 1976 году «Спартак» вылетел в первую лигу, в связи с чем команду возглавил Константин Иванович Бесков, с приходом которого Евгений Серафимович Ловчев стал реже попадать в состав. Отношения Бескова и Ловчева складывались по-разному. Были и очень жаркие споры, разногласия. Еще в 1972 году Бесков, возглавлявший на тот момент «Динамо», звал защитника к себе. Но Ловчев был предан красно-белым цветам и ответил отказом. Вскоре после поражения сборной СССР от Югославии произошла очень неприятная ситуация, о которой в 1998 году Евгений Серафимович рассказал еженедельнику «Футбол»:
«Мы проиграли Чехословакии (0:1) в Одессе, и у нас с ним был на базе очень резкий разговор. Я тоже вспылил: "Больше прошу вас меня в сборную не вызывать. Считаю, что еще не дорос до ее уровня". А он вывернул все это так, будто я отказался защищать честь советского футбола на международной арене. Тогда я поклялся (сам себе): в чемпионате страны буду играть за "Спартак" так, что они сами пригласят меня в сборную на октябрьский отборочный матч первенства Европы с ирландцами в Дублине. Пахал в тот год на тренировках, как никогда! И добился своего - вернули в сборную, а ребята в пику тренеру выбрали меня ее комсоргом».
Вот Вам, уважаемые читатели, пример трудолюбия и стремления к поставленной цели!
Карьера легендарного спартаковца шла на спад. Потеряв место в основе «Спартака», полузащитник вынужден уйти в московское «Динамо» в 1978 году. Однако доиграть тот сезон за «Динамо» футболисту не удается, его не выпускают на поле. В то время Бесков обратился к Евгению Серафимовичу с просьбой помочь создать молодую Олимпийскую сборную СССР, на базе «Спартака». Константин Иванович на тот момент был ее тренером. Ловчев должен был стать вожаком, лидером и капитаном команды. Но вмешалась травма. В матче против донецкого «Шахтера» игрок порвал мышцу. Всего за «Динамо» Ловчев сыграл 19 матчей.
На закате карьеры игрок переходит в «Крылья Советов» из города Куйбышев, где выдает классный сезон. В 22 матчах он забил 13 мячей, выступая на позиции «под нападающими». Это было не самое лучшее время в жизни Ловчева, так как тогдашние игроки «Крыльев» были обмануты руководством, а команда играла договорные матчи. Ловчев в этом принимать участие не стал.
Так сложилось, что к концу сезона я стал играющим старшим тренером. Предстоял решающий выезд — в Орджоникидзе и Нальчик. Руководство к Дню физкультурника выписало вроде бы игрокам премию. Но на деле все эти деньги, не розданные команде, предназначались для соперников — чтобы обеспечить нужный результат. Меня попросили эти деньги им отдать. Я даже начал выходить на этих людей, но в какой-то момент у меня в мозгах «щелкнуло» — и я раздал деньги своим ребятам. В межсезонье, когда мне окончательно стало ясно, что и меня, и ребят обманули с условиями, написал заявление об уходе. Узнав об этом, заявления написали еще несколько игроков. Меня вызывали к местному начальству, угрожали, а я ответил: «Я от бабушки (из „Спартака“) ушел, я от дедушки („Динамо“) ушел, а от вас и подавно уйду». В этом клубе и закончился его игровой путь. Как часто бывает, после спортивной карьеры, начинается тренерская. И в списке бывших игроков, в последствии перешедших на тренерский мостик, Евгений Ловчев не был исключением. Конечно, его тренерские успехи не были такими красочными и яркими, как достижения в качестве игрока, но решиться попробовать себя в новом амплуа – тоже своего рода достижение. Сначала был «Металлург» из Златоуста, затем «Локомотив» из Челябинска, а после - футбольный клуб «Дружба» из города Майкоп.
Далее последовал один из самых интересных этапов в деятельности Евгения Серафимовича. Ловчев становится главным тренером «Спартака»! Правда мини-футбольного. Эту команду Ловчев тренировал 12 лет. За это время клубу удалось выиграть Чемпионат России по мини-футболу, завоевать серебро и бронзу этого турнира. За хорошие результаты у руля красно-белых Ловчева пригласили на пост главного тренера сборной России по мини-футболу. Перед ним стояла задача – пройти отбор на Чемпионат Европы 2003. С поставленной задачей новый тренер справился, однако, на Евро наша команда потерпела неудачу. Впервые в истории россияне не смогли выйти из группы. Но подобный провал легко объяснить. Дело в том, что с приходом Ловчева в команду, произошла смена поколений. Евгений Серафимович активно привлекал молодых футболистов, выступающих за разные клубы. Таким образом, Ловчев внес огромный вклад в развитие нашего мини-футбола, вовремя произведя чистку состава. После провала на ЧЕ-2003, тренер продолжил работать со «Спартаком». Однако позже, в 2008, из-за финансовых проблем МФК «Спартак» был вынужден прекратить свое существование.
Позже начинается всем нам хорошо известная работа Ловчева на телевидении. Многие болельщики выросли на футбольных программах, гостем которых был Евгений Серафимович. Он всегда говорит то, что думает, старается донести до зрителя свою точку зрения, всегда смотрит в корень той, или иной проблемы. Даже сейчас, на телеканале «Матч ТВ», вы часто можете увидеть Ловчева, громко и эмоционально рассуждающего о футболе, о игре всей его жизни, о игре, которую он до сих пор знает и понимает, как никто другой! Он все также всей душой переживает за «Спартак». Это команда его жизни. В ее составе он провел 249 матчей, забил 30 голов. От мальчика, желающего попасть в любимую команду, он проделал путь до легенды. Причем не только легенды «Спартака», но и всего советского футбола. Карьера Евгения Ловчева – это пример того, что любая мечта может превратиться в реальность, главное – не жалеть себя и упорно идти к своей цели!
-«Иногда нас жалеют. Говорят: «Несчастное поколение, сколько вы бы сейчас зарабатывали игрой в футбол!» А я счастлив, что играл именно тогда. Я не знал, что такое пустые трибуны. И когда сейчас хожу по своим делам, начинаю представляться, мне отвечают, что ходили на все матчи «Спартака» в первой лиге и скандировали: «Же-ня Лов-чев!» Нет, несмотря ни на что, я счастливый человек!»
Это было предательством "Спартака", как ни крути. Покинуть команду в тяжелое время и так цинично! После этого лично для меня этот футболист перестал ассоциироваться со "Спартаком", хотя игрок он был , конечно, от Бога пока не стал Иудой.