Василий Карцев - легенда советского футбола!
Здравствуйте, уважаемые читатели! В такой сложный период нашей жизни, я решил отвлечься от всех тем, связанных с коронавирусом, немного окунуться в историю и начать писать блог о великих футболистах, игравших в СССР. Дело в том, что недавно, 9 апреля, исполнилось бы 100 лет легендарному советскому футболисту Василию Карцеву. Я думаю, что это событие достойно внимания и упоминания в моей статье.
Василий Михайлович родился 9 апреля 1920 года в городе Егорьевск Рязанской губернии. Надо сказать, что Василий с детства не отличался хорошими физическими данными. Он был хрупкого телосложения, болезненный, даже предрасположен к туберкулезу. Однако скромные характеристики не помешали Василию Михайловичу стать футбольным героем послевоенного времени.
Карьера Карцева началась в команде «Красное знамя», представлявшей родной город Василия – Егорьевск. Уже тогда был виден бомбардирский потенциал начинающего форварда, его способность ударить по воротам с любой позиции, практически без замаха. Вскоре первые успехи Василия Михайловича заметил московский «Локомотив» и в 1939 году Карцев становится игроком столичной команды. Выступления за «Локо» ограничились всего-навсего одним сезоном, в котором, впрочем, статистика Карцева была очень даже хороша. За 39 матчей форвард забил 16 голов, среди которых мяч в ворота «Динамо» в кубковой встрече. Этим голом нападающий обратил на себя внимание бело-голубых, что поспособствовало скорому уходу Карцева из «Локомотива». Однако по причине Великой Отечественной войны карьера Василия оборвалась в 1940 году. Возобновилась она 20 мая 1945 года игрой «Динамо»-«Спартак», в которой Василий Михайлович Карцев впервые вышел на поле в цветах московских динамовцев. Дебют вышел неоднозначным: форвард появился в игре на 62 минуте, когда на табло горели цифры 0:1 в пользу «Спартака». Вскоре «Динамо» отыгралось усилиями своего новичка – Василия Карцева. Но спустя 17 минут после своего появления на поле, дебютанта удалили за грубость. Динамовцам удалось сдержать финальный штурм своего соперника - игра завершилась вничью. На фотографии Карцев первый справа.
В том сезоне московская команда «Динамо», под руководством легендарного тренера Якушина, стала чемпионом СССР по футболу. Но самое важное событие для Карцева и других динамовцев, да и для всей страны стало легендарное турне московского «Динамо» в Британию. Футболистам предстояло сыграть четыре матча: две игры в Лондоне против «Челси» и «Арсенала», игра в Кардиффе против «Кардифф Сити» и заключительная игра в Глазго против «Рейнджерс». Интерес к подобному турниру был запредельным. Британские любители футбола гадали: что же из себя представляют советские игроки? Однако в своем превосходстве они были уверенны. Все-таки родоначальники футбола! Да и в такое неблагоприятное, послевоенное время для Советского Союза предположение о том, что советская модель футбола ни в чем не уступает британской, казалось абсолютным заблуждением. Но итог турнира показал обратное. Динамовцы выиграли два матча, в остальных встречах была зафиксирована ничья. Общая разница забитых и пропущенных мячей: 19-9. Столь хорошая цифра в графе забитых, в том числе и заслуга Василия Карцева. За весь турнир он забил три гола, самый важный из которых – мяч в ворота «Челси». Гол стал первым для «Динамо» в этом мини-чемпионате и переломил ход игры с «аристократами» (так называют «Челси»). Результат турне дал зримый толчок развитию и популяризации футбола в СССР, дал понять иностранцам, что уровень футбола в Советском Союзе довольно высокий, а также поспособствовал проведению исторического матча СССР – Англия, в котором Карцев также принял участие.
Василий Карцев играл за «Динамо» до 1951 года. В 1948 году он получил звание «Заслуженный мастер спорта СССР». В этом же году занял второе место в списке 33-х лучших футболистов страны, а год спустя вновь выиграл первенство Союза. Среди всех достижений Василия также числятся: победа в Суперкубке и Чемпионате Москвы, победа в Кубке всесоюзного общества «Динамо», а также несколько серебряных наград за второе место в Чемпионате СССР. Но постепенно карьера Карцева подходила к концу, и завершилась матчем против ЦСКА. В своей статье «Василий Карцев – феномен» журналист Александр Нилин вспоминал:
"Василий Карцев, в сезонах начала пятидесятых выступал уже редко. Но метким быть не переставал - и в середине лета того же пятьдесят первого на берлинском фестивале молодежи и студентов сборной ГДР свои два мяча забил (то есть столько же, сколько и за весь чемпионат страны). Видимо, что-то в действиях Карцева против ЦСКА не устраивало тренера Дубинина - и на беговой дорожке под двенадцатым номером появился то ли Конов, то ли Савдунин, сейчас уже не помню. Именно в этот момент динамовский инсайд переправил в армейские ворота мяч, влетел по инерции за ним - и, устало обвисая спиной на сетке, увидел своего коллегу, готового выйти на замену. Карцев сразу понял, кого меняют. И мне с трибуны отчетливо было видно, как не хочется ему, особенно теперь, когда забил он гол принципиальному сопернику, уходить с поля. Я был еще в том счастливом возрасте, когда думают, что успех и слава нескончаемы. И не мог поверить, что кто-либо из звезд футбола моего детства вдруг уйдет. Они для меня действительно не ушли, никуда не делись. Но по тому, как надеялся Карцев, что тренер после достигнутой форвардом удачи все же передумает, по тому, как положил ему руку на плечо, ласково поворачивая к боковой линии, кто-то из сверстников, я понял: эта карьера закончена - на поле Василий больше не выйдет..."
За всю свою карьеру Карцев отличался особенным голевым чутьем, он был нетипичным форвардом своего времени. Природа не наградила его потрясающей техникой и дриблингом, у него не было своего стиля игры, как у Пеле, но у Василия Михайловича были другие козыри. Мгновенный стартовый рывок, он как ракета убегал от своих оппонентов, врывался в штрафную и наносил хлесткий удар, которым мог застать врасплох любого голкипера. Карцев тонко понимал игру, знал все особенности футбола, был великолепно сыгран с партнерами и зачастую приносил своей команде победу. Конечно, любому нападающему должна сопутствовать удача, так вот Карцев и был таким, если угодно, «фартовым парнем». Свои шансы Василий использовал практически всегда, о чем и говорит превосходная статистика нападающего: 72 гола в 109 матчах за «Динамо». И около сотни забитых мячей за карьеру.
После завершения карьеры футболиста, Василий Михайлович решил попробовать себя на тренерском поприще. Однако добиться таких же успехов, каких добился Константин Иванович Бесков, с которым Карцев выступал за «Динамо», ему не удалось. Спустя четыре года после того, как Карцев повесил бутсы на гвоздь, он уезжает в Ярославль, тренировать местное «Динамо». Но там долго не задерживается и переезжает в Ростов-на-Дону. Там тоже есть команда «Динамо», куда Карцев и устраивается тренером. К сожалению, и эта гастроль великого в прошлом футболиста не завершилась успехом. Но Василий Михайлович оказывается настырен, как и положено форварду, в своих тренерский начинаниях и продолжает путешествие по стране в поисках своей команды. Находит он ее в Свердловске. Название клуба нетрудно угадать с первой попытки. «Динамо». Правда и тут Карцеву не удается пробыть больше года. Он возвращается в родные края. Рязань встречает его предложением поработать в местном «Спартаке». Карцев отвечает согласием. После двух лет пребывания на посту тренера рязанского «Спартака» Василий Михайлович решает закончить футбольную деятельность и уходит работать радиомонтажником на Рязанском радиозаводе.
До последнего дня своей жизни Василий Карцев жил и работал в Рязани. Девятого апреля 1987 года он отметил свое шестьдесят седьмое день рождения, а через два дня скончался. Достижения Карцева, его манеру игры в футбол вполне можно назвать футбольным наследием нашей страны. Таких игроков сейчас в нашей стране, к сожалению, мало!