14 мин.

Галерея изящных искусств «Чертаново»

Условия самоизоляции и карантина дают возможность не только прочитать все книги мира и посмотреть многочисленные сериалы, но еще и проявить свою творческую натуру. Культурологическое начинание семьи Александра Кержакова увидело продолжение.

Футболисты «Чертаново» воплотили в жизнь шедевры мировой живописи. Стилистический разброс очень широкий: тут классика русской живописи Васнецов, повлиявший сразу на несколько течений, гуру «наивного искусства» Пиросмани, рупор соцреализма Дейнека и даже отец-основатель абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок. 

 

Вчера утром в социальных сетях клуба появился пост о том, что выбрано десять картин, и было предложено отгадать, какое произведение искусства взял для себя тот или иной футболист «Чертаново». Не знаю, по каким критериям футболисты определяли работы, которые они будут обыгрывать, но вышло у них очень интересно.

Кстати, весьма занимательный факт: отцом Николая Ларина, директора «Чертаново» является Юрий Ларин, член Союза художников СССР. Его работы находятся в собраниях многих музеев и галерей,  в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея искусства народов Востока и в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Наш разбор открывает работа Винсента Ван Гога. «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» взял на себя 21-летний защитник Юрий Горшков. Он в команде с 2016-го. Кстати, на момент написания автопортрета, художнику было 35.

История портрета, написанного в 1889 году весьма и весьма яркая. Как и вся жизнь и творчество великого импрессиониста. 

В 1888 году он решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции — в местечко Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог выделял своему приятелю Полю Гогену. Но когда Гоген приехал, чтобы обсудить идею творческого союза, мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры. В итоге Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся).  В ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента.

 

Полузащитник клуба Егор Рудковский предстает в образе героя картины «Надоела». Полотно принадлежит кисти одного из членов союза «передвижников», Александру Маковскому.

Прежде чем вернуться в родной клуб, Егор успел поиграть за вторую команду «Спартака». Маковский тоже не сразу нашел своих единомышленников. Сначала он состоял в Московском товариществе художников и только после это примкнул к «передвижникам». Мастерски владея сюжетами жанровой живописи, Маковский создавал запоминающиеся образы. Вот и на картине «Надоела» мы видим мужскую фигуру, которая выражает раздражение и самоуверенность. Сигарета в руке и возмущенное лицо придают выразительности образу. Девушка оперлась на изгородь и плачет, видимо только что между ними произошла серьезная размолвка. 

Кто был инициатором ссоры мы не знаем, но поза молодого человека явно намекает на то, что первым на встречу он не пойдет. Как и во всех сюжетах жанровой живописи, нам оставляют простор для мысли и предлагают сочинить окончание истории самостоятельно. 

 

Александр Солдатенков, Юрий Зевезен, Егор Рудковский и их версия картины «Богатыри» Виктора Васнецова. Как и былинные богатыри, эти ребята многое прошли вместе. Футболисты представляют команду 1996 года, которая успела пошуметь в Европе на детско-юношеских турнирах и дала сразу нескольких футболистов для сборной России U-17, которая в 2013 году выиграла чемпионат Европы.

Виктор Михайлович Васнецов является одним из ключевых художников для русского изобразительного искусства. Основоположник «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтизма, связанных с фольклором и символизмом, Васнецов оставил важнейший след как в живописи, так и в архитектуре. Над одним из главных своих полотен он работал семнадцать лет (!). Картина «Богатыри» была закончена в 1898 году и вскоре приобретена меценатом Павлом Михайловичем Третьяковом для своей галереи, где и находится по сей день.

Вот как карт на описана на сайте музея:

«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича — Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»

 

Картина Пабло Пикассо, времен его  «голубого периода». «Абсент» был написан в 1901 году. Юный Александр Надольский примеряет на себя образ, очень популярный в живописи на рубеже девятнадцатого и двадцатого века. Одинокий человек, сидящий в кафе, часто со стаканом абсента, выражает одиночество и потерянность. Подобные сюжеты встречаются у Дега, Мане, а также Тулуз-Лотрека, искусство которого Пикассо особенно любил.

Основоположник кубизма, Пабло Пикассо оказал исключительное влияние на развитие искусства двадцатого века. Согласно оценке Музея современного искусства, Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ. Безумно огромное наследие!

Согласно опросу, который был организован журналом The Time и в котором приняло участие более миллиона человек, он был признан самым лучшим художником из тех, кто жил за последние сто лет. Работы Пикассо до сих пор уходят за безумные деньги на аукционах. Самые известные его творения находятся в области сюрреализма и постмодернизма, но на раннем этапе своего творчества он был под сильным влиянием импрессионистов. Работа «Абсент» принадлежит к так называемому «голубому» периоду его творчества. В это время в палитре мастера преобладают оттенки синего. Самоубийство ближайшего друга, художника Карлоса Касагемаса, сильно влияет на состояние Пикассо. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали.  Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период пишет портреты слепых, нищих, и алкоголиков. В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где и переходит к так называемому «розовому периоду», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. К этому времени относится знаменитая «Девочка на шаре» из собрания ГМИИ имени Пушкина. 

 

Форвард «Чертаново» Даниил Тюменцев обыгрывает образ рыбака с картины Нико Пиросмани «Рыбак в красной рубахе». В отличие от представителей наивного искусства, футболист имеет за плечами профильное образование, он является выпускником академии на юге Москвы. 

И тут у меня только один вопрос: почему не Влад Сарвели?

Жизнь и творчество тифлисского гения полны загадок. Многие факты из его биографии не подтверждены до сих пор. Являясь полноценным самоучкой, он не контактировал с другими художниками и продолжительный период своей жизни. Начав свой творческий путь с росписи вывесок трактиров, Пиросмани в скором времени добился относительной популярности не только в Тифлисе, но и за его пределами. Его работы вывозились в Москву, а в газетах его называли не иначе, как «художник-самородок». Однако, создавалось впечатление, что  финансовое благополучие и успех его не интересовали. 

Одна из отличительных особенностей творчества художника – это использование в работах черного фона. Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника. Кроме этого, в творчестве Пиросмани часто встречаются анималистические образы и бытовые сцены. Одной из таких картин на бытовую тематику и является «Рыбак в красной рубахе», написанный в 1908 году. Сейчас картина находится в собрании Третьяковской галереи. 

 

Полузащитник Леонид Герчиков лаконично смотрится в образе Федора Шаляпина. Полотно, написанно ярчайшим представителем русского импрессионизма – Константином Коровиным. Друзья в жизни и соратники в творческом процессе, Коровин и Шаляпин совместно отдыхали на французском курорте Виши, где и был написан этот портрет.

Прекрасно зная личность великого артиста,  художник подчеркнул главные черты и то, что влекло к Шаляпину современников — благородство, сквозящую во всем облике природную одаренность, открытость миру и широту души. И все это удалось передать через безмятежную улыбку и непринужденность позы. Коровин закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у таких мастеров, как Алексей Саврасов и Василий Поленов. Прекрасно владея техникой классического рисунка, он искал новые пути для реализации своих творческих замыслов. Как и любой творческий человек, Коровин много путешествовал. Он посетил русский Север, Норвегию, Швецию, и написал большое количество пейзажных картин. Однако, решающими в его творческом пути стали поездки в Париж, где он и познакомился с импрессионизмом. Участвовал в качестве оформителя и проектировщика российской экспозиции на  Всемирной выставке в столице Франции. 

Художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декораций  к драматическим постановкам, операм и балетам. Он оформил спектакли «Фауст», «Конек-горбунок», «Садко», «Золотой петушок». Оформлял спектакли Большого  театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. Именно совместное творчество и обсуждали два великих русских деятеля искусства на  французском курорте Виши, где оба они лечились и обдумывали совместную постановку оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского, осуществленную в конце 1911 года на сцене Большого театра в Москве. Картина «Портрет артиста Ф.И.Шаляпина» находится в собрании Государственного Русского музея в городе Санкт-Петербург.

 

Отец и сын Витюговы в образах героев картины «Бейсбол», написанной одним из столпов живописи соцреализма Валерием Дейнеко. Опорник Максим Витюгов играет в команде с 2015 года. Весьма неочевидный выбор из всех работ художника получилось обыграть очень органично.

Тематика спорта шла красной нитью через все творчество художника. 

В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма. В воздухе витал дух эмоционального подъема, культивировались стремления к победам, как спортивным, так и трудовым. Воспевалась красота и совершенство человеческого тела. Рисуя своего «человека будущего» Дейнека ориентировался на античные идеалы атлетической красоты. Одна из наиболее ранних его картин, посвященных теме спорта  — это «Футбол». Художник написал ее в 1924 году. Античность так и сквозит из этого полотна.

Вот что говорит сам Дейнека про футбол: 

«Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык.»

Картина «Бейсбол» была написана под впечатлениями от поездки художника в США, куда он отправляется в 1935 году. В этом-же году он посещает Италию и Францию и пишет целый ряд работ с новыми для него образами.

 

Одна из самых неожиданных работ в серии – это образ, созданный голкипером Иваном Ломаевым. Он воссоздал автопортрет мексиканской художницы Фриды Кало. Кало написала «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» после развода с Диего Ривейрой и завершения её романа с фотографом Николасом Мюрреем. Как и все работы художницы, он наполнен символизмом.

Творчество Фриды Кало пришлось на период с 1925 по 1954 год. Она начала писать в тот году, когда была прикованной к постели из-за травм, полученных в автобусной аварии. Большая часть её работ состояла из автопортретов, которые непосредственно касаются её борьбы с проблемами со здоровьем и ее тяжелым браком с художником Диего Риверой. Считается, что творческая активность Фриды была способом пережить и освободиться от осознания проблем со здоровьем и гендерного гнета, который она ощущала из-за своего бесплодия.

Как я уже упоминал, работа «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» наполнена символизмом. Для ее понимания нужно обратиться к мексиканской культуре, которая оказала сильное эстетическое влияние на творчество Фриды. Мёртвая колибри, являющаяся частью ожерелья, считается талисманом удачи для влюблённых в мексиканском фольклоре. Чёрная кошка символизирует неудачу и смерть, а обезьяна — зло. Природа на заднем плане, символизирует плодородие и отсылает к культуре поклонения коренных народов естественным силам. Ривера подарил Кало паукообразную обезьяну, что может служить поводом для отождествления обезьяны на картине отношениям с художником, что подчеркивается болью, причиненной животным, дергающим ожерелье с шипами так сильно, чтобы заставляет Фриду истекать кровью. Терновое ожерелье можно трактовать и как отсылку к терновому венцу Христ. Таким образом обыгрываются боль и страдание, которые Фрида чувствовала после своих неудачных романтических отношений. В соответствии с этой интерпретацией, бабочки и стрекозы могли символизировать ее воскресение. Картина является частью коллекции Николаса Мюрея в Центре Гарри Рэмсона при Техасском университете в Остине.

 

Очень резко переходим от фигуративного искусства к абстрактному. Если честно, то такого я не ожидал. Перед вами «Номер 5, 1948» от Джексона Поллока и вольная интерпретация от голкипера «Чертаново» Александра Радионова. Абстрактное мышление явно помогло вратарю по своему взглянуть на классическое произведение середины двадцатого века.

Любое полотно абстрактного экспрессионизма несет в себе задачу спонтанного выражения внутреннего мира в хаотических формах. Именно потому, чаще всего авторы таких произведений пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, используя технику разбрызгивания краски. Именно таким способом и пользовался Джексон Поллок о время создания своих работ.  В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капельной живописью или дриппингом, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).

«№ 5, 1948» была завершена в 1948 году и является одной из самых известных работ абстрактного экспрессионизма. Как и большинство картин художника, она не получила специального названия, а была подписана порядковым номером и годом создания. Она была впервые выставлена в январе 1949 года на персональной выставке Поллока в галерее Бетти Парсонс. 

Кстати, творчество Поллока теперь связано и с футболом. Сам художник не имеет к этому никакого отношения. Его творческое наследие было переосмыслено группой The Stone Roses и использовано в оформлении релизов. А футбольные фанаты из Британии, являющиеся большими поклонниками творчества группы, привнесли визуальные образы на стадионы, сделав их частью субкультуры. Обязательно расскажу об этом подробнее в одной из своих заметок.

 

Завершает нашу экскурсию интерпретация картины «Друзья», написанной представителем «сурового стиля» (одно из направлений реализма) Евгением Широковым. За эту картину взялся защитник Владимир Бартасевич.

Во всех работах пермского живописца очень много внимания уделяется внутреннему миру героев. Настроение и мысли выражаются в застывших позах и взглядах. На картине «Друг» мы прежде всего обращаем внимание на задумчивое выражение лица мальчика, сидящего рядом со своим псом. О чем он думает мы не знаем, но в данный момент он полностью умиротворен, тк находится рядом со своим другом, который совершенно точно никогда не предаст его, не обидит и не попросит ничего взамен за свою дружбу.  

Показательно, что именно этой картиной завершается прогулка по виртуальному вернисажу, организованному «Чертаново». Ведь в эти дни нам всем не хватит этих теплых и чистых чувств. Обязательно выйдите на связь со своими близкими и друзьями, скажите им приятные слова, погладьте кота, погуляйте с собакой. 

Берегите себя, любите футбол и искусство.

Больше про культуру футбольного боления, фанатов и особенности стадионной атмосферы вы сможете узнать на Телеграм-канале Pitch Invasion.