Записки селекционера (продолжение). ТРЕВОЖНОЕ БУДУЩЕЕ
Хотелось бы во всем написанном сильно ошибиться
С тоской смотрю на график официальных турниров РФС по детско-юношескому футболу на 2020 год. Вот как раз сейчас, с 9 по 19 апреля, в Крымске проходит… нет, должен был проходить финал Первенства России среди команд спортивных школ по 2004 году рождения. В мае ждали первый российский финальный турнир среди игроков 2006 года рождения, затем в июне - 2003 и 2005, в сентябре Кубок РФС среди команд клубов РПЛ по 2006 году рождения и далее, далее, далее. Все сломала эта жуткая эпидемия. Реальных сроков проведения турниров нет, возможно, финалы Первенства России по 2005 и 2006 годам рождения пройдут только в сентябре, это при тех сроках окончания эпидемии, которые прогнозируются. Ясно, что игроки 2003 и 2004 года рождения финалы Первенства России в своих возрастах уже никогда больше не сыграют: им в августе-сентябре нужно будет играть в чемпионате U-17. Но все это в идеальном варианте. А пока разрушен тренировочный и соревновательный режим. Юные футболисты если не шагнули назад, то шаг вперед точно не сделали, необходимого навыка и знаний не приобрели. Потеря тренировочного процесса для взрослого состоявшегося игрока и для мальчика, который только учится, разные вещи. Индивидуальные тренировки дома или онлайн по компьютеру- слабая замена полноценному процессу футбольного обучения.
Также понятно, что рухнула привычная схема подхода к набору в академии, потому что как раз на весну и начало лета приходился пик работы селекционеров, проводились селекционные просмотры для первого зачисления в интернаты, завершалась точечная селекция по всем возрастам как раз на всех финальных турнирах под эгидой РФС. Печально здесь то, что просто многие ребята не успели показать себя, их не увидели, и в результате на повышение они не пойдут. Конечно, если через какое-то время жизнь войдет в привычное устоявшееся русло, то постепенно все наладится, и талантливые ребята найдут себе дорогу, но все равно, надо признать, что для детей это огромная потеря во времени. У некоторых- потеря шанса стать футболистом.
Даже если будут проводится, то пройдут в ускоренном или скомканном режиме первенства в регионах. Придется пожертвовать каникулами, потому что если начать в июле, то можно закончить только к концу ноября. Вряд ли состоятся летние лагеря и сборы. Они будут под вопросом хотя бы потому, что после сразу затихания эпидемии вряд ли кто-то возьмет на себя ответственность собирать большое число детей со всей страны в детских или спортивных лагерях.
Тревожно и то, что по многим прогнозам на неопределенное или неопределенно долгое время просядет вся экономика страны. Не буду писать картины экономического апокалипсиса, их и так достаточно в ежедневных новостях, но ясно, что вместе с разрушением экономики придут самые печальные последствия. Рухнут бизнесы, резко вырастет безработица, уже обесценилась и продолжит свое падение российская валюта, а значит существенно обесценятся зарплаты и пенсии, уменьшатся доходы. Если у экономики страны хоть и небольшой, но на год-полтора запас прочности есть, но вот у народа никакого запаса нет. При самом печальном сценарии гибели российской экономики у людей начнется борьба за выживание. Многим уже будет не до спорта, не до футбола.
Сегодня футбол финансируется из трех источников: частными владельцами (читай, Федуном и Галицким), за счет муниципальных бюджетов и за счет привлеченных (чаще в повелительном наклонении, с помощью власти) спонсоров.
Забуксует экономика — второй и третий источники заметно иссякнут или пересохнут. Интересно, что большинство населения будет не против. Как принято говорить, такой социальный запрос очень сильно выражен, общество будет только приветствовать, если бюджет перестанет финансировать футбольные клубы. Особенно сейчас, на фоне эпидемии, делающей людей еще беднее. Наивные люди! Они считают, что отказ от финансирования клубов заметно улучшит жизнь в регионах. Если вспомнить, сколько муниципальных клубов загнулось за последние годы, то вряд ли в этих городах вместе с гибелью клуба и прекращением его финансирования местным бюджетом резко вырос уровень жизни, повысились, например, зарплаты учителям и врачам, восстановились проложенные полвека назад коммуникации, стали ровнее и безопаснее дороги.
Однако нельзя недооценивать изобретательность местных властей, которые ликвидируют клубы не только во время экономических потрясений, но и тогда, когда ей(власти) это выгодно. Наворовали, накопили долгов под мудрым присмотром правительства региона, все, можно ликвидировать. Так, например, недавно было с «Кубанью», сейчас вот произошло с «Лучом». Потом на месте уничтоженного создается новый клуб, правда уже без долгов, но с открытой дорогой к новым долгам.
Не о жалости к бездарному клубу второго дивизиона я взываю, а о том, что вместе с ликвидацией клуба практически гибнет и вся его структура, в том числе детская футбольная школа. Правда, во многих клубах, даже еще тогда, когда они существовали, например, в «Кубани», она была успешно уничтожена еще и самим руководством клуба. Но это вопрос компетенции, ответственности и совести клубных деятелей. А вот масштабное прекращение финансирования местного футбола на государственном уровне приведет к практическому уничтожению детского футбола в России.
Не случайно в РФС озаботились этой проблемой. Вот выдержка из источника «Бизнес Online»:
РФС может обратиться в правительство за финансовой помощью для инфраструктуры клубов, академий и школ
«РФС собирает данные о финансировании клубов, рассматривая возможность обратиться в правительство России за финансовой поддержкой в условиях пандемии коронавируса.
Как сообщает «Бизнес Online», РФС просит клубы указать источники финансирования за 2019-й год: как формируется бюджет, доля бюджетных средств в нем, финансовые потери из-за приостановки чемпионата.
В РФС пояснили, что задача организации – спасти академии, клубы и футбольную инфраструктуру.
«На данный момент ведем работу по анализу ситуации, в которой находятся клубы и футбольная отрасль в целом. Направили соответствующие запросы в клубы, собираем информацию о финансовых потерях и о формировании бюджетов.
Исходя из этого будем разрабатывать различные варианты поддержки, речь прежде всего о том, чтобы не пропали футбольные клубы, функционировали академии, школы, стадионы и так далее», – сообщил директор по коммуникациям РФС Кирилл Мельников.»
Конечно, в ситуации, когда сократится бюджетное финансирование и уменьшится поддержка спонсоров, резкий рывок могут совершить частные клубы (и «Зенит»…). Это Галицкий и Федун. Сейчас я поставил на первое место Галицкого потому, что не совсем ясна судьба «Лукойла» (читай, «Спартака»), на который зарятся некоторые знатные рейдеры. А у нас в стране рейдеры могут быть только знатными, от слова «знать»… Где в России находится знать, мы видим.
Галицкий тоже прошел через это, потерял бизнес, вышел с большими потерями, но благодаря своему огромному уму и умению предугадывать ситуацию все же сохранил пусть не большую, но значительную часть капитала, позволяющую ему сегодня успешно развивать свой проект. Рискну предположить, что именно «Краснодар» в ближайшее время избавится от сомнительного звания вечного претендента, а станет реальным лидером. Особенно это будет выполнимым на фоне общего снижения стоимости трансферов футболистов, а значит возможности приобрести сильного игрока за меньшие деньги.
А тревога за «Спартак» рождена не только аппетитами людей, готовых сожрать «Лукойл», но и реальным положением на нефтяном рынке, точнее плохо предсказуемой судьбой России в нефтяной войне.
Хотелось бы во всем, что я написал, ошибиться. Пусть меня назовут паникером и бездарным прогнозистом. Буду только рад.
Эта проклятая эпидемия как-то необъяснимо растягивает время. Прошел всего месяц, как остановилась работа, а кажется, что значительно больше.
Селекционеру ничем не заполнить время такого вынужденного безделья. Наша работа- искать талантливых футболистов, ездить на турниры, смотреть игры, общаться с людьми. Сейчас мы этого лишены. Правда, благодаря вам, читателям моего блога, получаю много информации через личную переписку. Не жалею, что даю свой адрес тем, кто хочет что-то рассказать, написать о проблемах и даже поделиться радостью за своих талантливых детей. Даже в видео, которые вы присылаете, нахожу радость от открытия новых игроков. Громко сказано, от открытия, скорее разделяю с родителями гордость за их детей. Этой зимой, еще до начала эпидемии, удалось именно с помощью просмотра по видео нескольких матчей, увидеть искру таланта у нескольких ребят. Горжусь, что двое из них уже зачислены в одну ведущую футбольную академию страны. По двум-трем решение не удалось принять именно из-за эпидемии, не успели приехать на просмотр. Но работа идет. Это дает надежду.
Поэтому без реальной государственной поддержки детского спорта развивать его невозможно. Это более важно, чем финансирование никому не нужных клубов ПФЛ и ФНЛ, реальных дармоедов на шее у бюджета.
Однако точного решения нет. Все что я написал, это небольшой инсайд, разговоры с людьми, которые занимаются этим вопросом. Не исключено, что сроки и турниры будут другими. Здесь все зависит только от сроков окончания эпидемии и от того, как будет складываться послеэпидемиологическая ситуация. Может быть вообще все турниры отменят и соревновательный год, как сейчас модно говорить, будет обнулен.