Алексей Хомич: Вратарь, воспитанный по бразильской системе
О легендах отечественного футбола написано множество книг и статей. Лев Яшин, Константин Бесков, Эдуард Стрельцов, братья Старостины – каждый их шаг на пути к спортивному Олимпу зафиксирован, возможно, с точностью до секунды и футбольного эпизода. Эти слова следовало бы написать и о легендарном голкипере московского «Динамо» 1940-1950-х годов Алексее Хомиче, ведь в первом десятилетии XXI века вышли сразу две его биографии, хорошо знакомые любителям истории футбола. Но они только обогатили историю вратаря противоречивыми данными относительно его детства и семьи. Попробуем разобраться и отыскать истину.
Где же родился будущий покоритель «Туманного Альбиона»? И Игорь Добронравов, и Константин Евграфов с Игорем Перелыгиным солидарны в том, что местом рождения следует считать посёлок Дубровка на юго-востоке столицы. 14-го марта 1920 года здесь появился на свет маленький Алёша. Уже через три года Дубровка войдёт в состав Москвы, а в следующие годы начнётся комплексная жилая застройка. Но сам Алексей Хомич указывал, что родился вблизи знаменитой Сухаревки. Оставим читателям возможность самостоятельно определить, насколько указанная биографами Дубровка могла располагаться «вблизи» Сухаревки.
На фото: Сухаревский рынок в начале 1920-х годов
О детстве Алексея Хомича информации сохранилось очень мало. Сам игрок не любил затрагивать эту тему, поэтому биографы собирали различные факты о его детстве буквально по крупицам. Известно, что мама Алексея, получив только начальное трёхклассное образование, вынуждена была оставить родителей и отправиться на заработки к дальним родственникам в Москву. В первые годы ей приходилось крайне тяжело. В стране только заканчивалась Гражданская война, в столице ещё действовала карточная система, а молодой женщине приходилось с сыном на руках кочевать по ночлежкам и друзьям, берясь за любую черновую работу. Про отца Алексея также ничего не известно. Сам футболист впоследствии обмолвился, что отец умер, когда сам он только учился ходить. Имя его неизвестно. Отчество «Петрович» Алексей Хомич, по одной из версий, получил по деду со стороны матери (футбольный историк Игорь Добронравов ссылался на динамовского ветерана Владимира Савдунина, с которым лично этим фактом поделился Алексей Хомич). Но здесь появляется второе противоречие в биографии голкипера – имя его матери. Игорь Добронравов называет её Анной Петровной, что отчасти подтверждает версию происхождения отчества. Но Константин Евграфов и Игорь Перелыгин установили другое (и, судя по всему правильное) имя матери – Екатерина Фёдоровна, оставляя открытым вопрос происхождения отчества «Петрович».
На фото: Дубровка в конце 1920-х годов
«Жили по сараям и чердакам. Крысы бегали, и мама загораживала Алёшку своим телом, чтобы они его не покусали», - вспоминала младшая сестра Алексея Петровича Раиса. И здесь возникает очередное расхождение: Добронравов, скорее всего, лично не знакомый с сестрой Хомича, называет её Ниной. В действительности её всё же звали Раисой, как и указано в книге Евграфова и Перелыгина. Она родилась через 12 лет во втором браке матери. Но отчим тоже скоро покинул семью. Теперь женщина осталась одна с двумя детьми. А маленькая Раиса неосознанно стала одним из тех людей, кто повлиял на формирование великого вратаря Алексея Хомича. К этому факту мы ещё вернёмся.
К началу 1930-х мать всё же смогла устроиться на постоянную работу в один из цехов мясокомбината, получив 15-метровую комнату в многоквартирном доме. А Алёша уже пошёл в школу: без ранца и пенала, только с чистой тетрадкой, засунутой за ремень наглаженных брюк, и с двумя острозаточенными карандашами. Начальную школу он в итоге окончил с хорошими отметками, а свободное от учёбы время, как и все мальчишки рубежа 1920-1930-х годов, уделял дворовым увлечениям. С раннего детства он занимался спортом: гимнастикой, акробатикой, плаванием, прыжками в воду. В этих видах спорта больших высот он не достиг, но приобретённые навыки помогли ему впоследствии в футболе.
Кто обычно оказывает влияние на формирование у голкиперов вратарских навыков? Для кого-то ключевую роль играли тренеры, для других – товарищи по двору, для третьих – отцы или другие старшие родственники. Но Хомича «играть» в воротах «учила» сестра… младшая сестра Раиса. Мать Хомича вынуждена была постоянно работать, чтобы прокормить двоих детей. Поэтому с маленькой сестрой оставался ещё совсем юный Алексей. И когда товарищи по двору зазывали его погонять в футбол, он не мог устоять перед соблазном вновь принять участие в любимой игре. Алексей брал закутанную в пелёнки Раю и выходил во двор. Отмеряя шагами шесть метров от существующей штанги, Алёша клал свой «живой кулёк» и вставал на защиту импровизированных ворот. С его малым ростом и отсутствием дриблёрского таланта Алексей мог рассчитывать только на вратарское амплуа в дворовых баталиях. Но зато учился он играть «по бразильской системе». Под ту руку, где лежала спящая Райка, Алёша никогда не пропускал. «Верно говорю, под ту руку я бы мышонка не пропустил, сам бы убился», - рассказывал Алексей Петрович по прошествии лет Льву Филатову.
Детский период карьеры большинства футболистов довоенной эпохи был схожим. Защитник Всеволод Радикорский, будущий партнёр Хомича по «Динамо», рос недалеко от Сухаревской площади. Вспоминая истоки своего интереса к футболу, Радикорский рассказывал: «С восьми лет начал гонять тряпичный мяч во дворе. Настоящий кожаный мяч мы берегли, пользуясь им только в играх двор на двор, улица на улицу. Двор у нас был по-настоящему футбольным, детвора с утра до вечера сражалась на площадке. Моим товарищем по этим играм был впоследствии известный московский футболист Константин Рязанцев. Нам повезло. Неподалёку, в Орлово-Давыдовском переулке, был построен первый динамовский стадион, где мы часто наблюдали за тренировками и играми, видели лучших московских футболистов. Ребята начали подражать своим кумирам Фёдору Селину, Сергею Иванову, Константину Блинкову». Алёше Хомичу повезло чуть меньше. В его районе не было команд уровня «Динамо», «Трёхгорки» или «Пищевиков», но «двор на двор» или «улица на улицу» стали неотъемлемой частью его детства.
На фото: Один из первых матчей команды «Динамо» Москва в Орлово-Давыдовском переулке
Однажды и Хомичу с друзьями удалось приобрести настоящий футбольный мяч. Но первый же опыт оказался для них неудачным. Алексей, уверенный в своих возможностях, не рассчитал силу и скорость, с которой полетит новый футбольный снаряд. Уже через секунду раздался звон разбитого окна соседнего дома. Ребятам удалось скрыться с места преступления, но вернувшаяся с работы мать всё, конечно, узнала. Только не разбитое стекло её больше всего огорчило, а тот риск, которому подвергал собственную сестру Алексей. Теперь ему строго-настрого было запрещено приближаться к футбольной площадке. Вскоре он увлёкся волейболом и даже попал во вторую сборную школы. Несмотря на малый рост, Хомич уже тогда отличался удивительной прыгучестью. В свободное время его с товарищами можно было часто встретить на волейбольных площадках Таганского парка культуры и отдыха.
На фото: А. Хомич вместе с друзьями по Таганскому парку
Продолжение следует...