10 мин.

Владислав Лемиш: Становился чемпионом мира, переходил в ЦСКА и Эспаньол, но везде называю себя бакинцем!

Пока в футболе вынужденное затишье, мы продолжаем публиковать интервью с нашими знаковыми футболистами прошлых лет. Владислав Лемиш - один из тех, о ком в Азербайджане мало знают. А ведь Лемиш - один из трех наших футболистов, ставших чемпионами мира среди юниоров в 1987-м году в составе сборной СССР!

К тому же, этот экс-форвард - единственный кто выступал как за сборные Азербайджана, так и России. Еще играя за "Нефтчи" он забивал самому Отару Габелии, а в историю чемпионатов России Лемиш вошел, как автор первого гола в ворота "Спартака". В его карьере были "Эспаньол" и московское "ЦСКА" - вершины, недоступные сегодняшнему поколению футболистов.

Словом, поводов поговорить с проживающим в Краснодаре 49-летним воспитанником "Нефтчи" было немало.

 БАКИНСКОЕ НАЧАЛО

- Как поживаете, Владислав Юрьевич?

- Все хорошо, спасибо. Обрадовался вашему звонку. Значит, меня помнят.

- Болельщики старого поколения вас помнят, а вот молодые нет…

- Родился я в 1970-м году, в Баку. Стал чемпионом мира в составе 17-летней сборной СССР, с того времени стал привлекаться в “Нефтчи”. В 1990-м году по семейным обстоятельствам перебрался в Россию. Выступал за различные команды здесь, был даже в “Эспаньоле”. Провел по одной игре как за Азербайджан, так и за Россию.  

- Как вы вообще пришли в футбол?

- У меня и семья была спортивная. Мой отец, Юрий Алексеевич входил в сборную Азербайджана по гандболу. Гандболисткой был и мама, Любовь Николаевна, которая затем работала в Педагогическом институте имени Ахундова. Я единственный ребенок в семье. Жили мы в центре Баку, а потом переехали в Ахмедлы, где я стал ходить в школу номер 260. Ну а футболом стал заниматься с 7 лет, в “Трудовых Резервах” на Республиканском стадионе.

- И кто был первый тренер?

- Алекбер Джафаров, воспитавший немало звезд. До прихода в “Нефтчи” до 17 лет я так и занимался у Джафарова.

- Каким вам запомнился тогдашний Баку?

- Даже если закрою глаза, все равно вспоминаю все любимые места. Особенно Ахмедлы, где я каждый уголок знал. Станции метро бакинские могу все назвать наизусть. Ну если не считать новые. С тех времен много что поменялось. Построено много новостроек, обновлен бульвар. Баку - такой город, что невозможно забыть, это моя родина.

- В советское время воспитанники азербайджанского футбола редко привлекались в сборные. Как вам это удалось?

- Сперва меня вызывали в U-14, как говорят сейчас. Да и вообще, в то время футболисты часто участвовали в турнирах между республиками СССР. На одном из таких турниров главный тренер юношеской сборной СССР Пескарев приметил меня, Арифа Асадова и Владислава Гадырова. 

- И это открыло вам дверь в “Нефтчи”…

- Тренеры “Нефтчи” всегда внимательно следили за командами, выступавшими на первенстве города. К тому же, я призывался в юношескую сборную страны, что приковывало ко мне особое внимание. После того, как мы стали чемпионами мира, я ждал что буду приглашен в “Нефтчи”. Так оно и вышло. Сперва позвали в дубль, потом привлекли к основной команде, а затем и дебютировал там. 

- Помните первую игру и гол на профессиональном уровне?

- Не помню, против кого я дебютировал за дубль, уж слишком много времени прошло. А вот первый мяч помню, как сегодня; В мае 1988-го года мы играли в Кубке Федераций в Тбилиси против “Динамо”. Победили со счетом 3:2, один из мячей провел я. Но больше запомнилось даже не это.

- ?!

- Ворота “Динамо” защищал сам Отар Габелия!

- Ого! Он еще играл тогда?

- Да, и мне, фактически пацану было за честь забить такому вратарю. Наверное, поэтому первый гол за “Нефтчи” навсегда запомнился.

- Наверное, особо выделялись и игры с “Араратом”…

- Мой отец был фанатичный болельщик, бакинец. И с детских лет я ходил с ним на стадион болеть за “Нефтчи”. И уже тогда я видел, как особо напряженно проходят матчи против “Арарата”. Играл против “Арарата” и я сам. Но не заметил, что эти матчи были какими-то особыми. Готовились к ним, как ко всем в чемпионате.

- Почему в итоге уехали из Баку?

- Мой отец бакинец, а мама родом из Красноярского края. Ее мать болела, и мы переехали к ней. Я тогда только закончил школу, и просто последовал за родителями. Когда я только пришел в дубль “Нефтчи”, главным тренером был Юрий Севидов. А к моменту моего переезда, он принял волгоградский “Ротор” и пригласил меня туда. Вот я и остался в России.

ЧЕМПИОНАТ МИРА-1987 В КАНАДЕ

- Каким остался в памяти чемпионат мира среди юниоров в Канаде?

- Разве такое забудешь? Помню в деталях каждую игру - от группового этапа до финала. Попали в одну группу с Нигерией, Мексикой и Боливией. Начали с ничьей против нигерийцев (1:1), а затем уверенно обыграли остальных соперников. Причем, Мексике забил Владислав Гадыров, а Боливии - Ариф Асадов. Самым трудным соперником была Франция, с которой мы встретились в 1/4 финала и победили со счетом 3:2. Дальше в полуфинале нас ждал соперник в лице сборной Берега Слоновой Кости, как тогда именовался Кот-д’Ивуар. Их мы обыграли легко и попали в финале снова на Нигерию.

- И снова сыграли вничью в основное время…

- Да, с тем же счетом 1:1, победив в итоге в серии послематчевых пенальти. Представить не можете, как мы, пацаны которым было по 16-17 радовались этому успеху. Оказались так далеко от дома, играли с такими экзотическими и сильными соперниками.

- Вы, если не ошибаюсь, играли в финальной части немного?

- Да, я выходил на поле в матчах против Боливии и Мексики. То, что Азербайджан делегировал трех своих воспитанников в сборную СССР - это уже большой успех. Сегодня даже представить невозможно, какой жесткой была конкуренция. Московские клубы, киевское “Динамо”, другие команды Украины…Нужно было выдержать жесткую борьбу, доказывать, что ты достоин играть в финальной части.

- Как это часто бывает, лишь немногие из той юношеской сборной впоследствие громко заявили о себе на более высоком уровне…

- Наиболее известными в итоге стали Юра Никифоров и Мирджалол Касумов. Они и тогда сыграли во всех матчах в основе. Как, кстати и наш Ариф Асадов.

- А из соперников?

- Помню у французов Эмманюэля Пети, который впоследствии стал чемпионом мира и Европы. У Италии, с которой мы не встречались, выделялись будущие звезды “Ювентуса” Пессотто и Аморузо. Еще знаю, что за Бразилию в атаке играл Сонни Андерсон, который потом был забивалой в “Лионе”, даже за “Барселону” выступал.

РОССИЯ И ИСПАНИЯ

- Это правда, что вы - автор первого гола в чемпионатах России в ворота московского “Спартака”?

- Да, действительно свой первый гол в чемпионатах России “Спартак” пропустил от меня. Причем, снова удалось забить очень сильному вратарю - Станиславу Черчесову. Тогда я подстерег ошибку защитника, перехватил его несильный пас партнеру и пробил, не входя в штрафную. “Кубань” тогда в итоге проиграла (1:2), не сумели мы удержать преимущество. Это был пятый тур, и “Спартаку” до нас не могли забить. Такая защита была сильная во главе с Черчесовым. Онопко, Ананко, Мамедов! Уровень чемпионата России тогда действительно был очень сильным!

- А до этого вы выступали за “Кубань” в первой лиге СССР?

- Да, и наколотил там 21 гол. Понятное дело, что с такой статистикой у меня было немало предложений от московских команд. “Локомотив”, “Динамо”, “Торпедо”…Последние были особо настойчивыми, но “Кубань” напрочь отказывалась меня отпускать. Я даже прошел предсезонные сборы с торпедовцами, да вот решить трансферный вопрос с “Кубанью” они не смогли. А после того самого гола “Спартаку” в Лужниках предложений стало еще больше. Тут-то и появился вариант с Испанией.

- Отсюда поподробнее…

- В России тогда времена были трудные, платили не очень. “Эспаньол” предложил “Кубани” солидные отступные, да и моя зарплата намного превышала ту, что я получал в Краснодаре. Адаптироваться к Испании было непросто, и меня отдали в аренду в “Паламос”, где я играл регулярно. 

- Почему не получилось задержаться в Испании подольше?

- В Испании я поиграл два года. Пострадал из-за корысти своего агента…

- ?!

- Ближе к концу второго сезона, когда у меня заканчивался контракт, “Эспаньол” предложил продление. И это даже несмотря на то, что я играл в аренде в “Паламосе”. Агент договорился за  моей спиной с ЦСКА, и сделал все чтобы соглашение с испанцами не было продлено. Что мы тогда знали кроме того, как играть в футбол? Вот и оказался я в ЦСКА. Там у меня сразу не пошло. Сперва травма мениска, потом - разрыв “крестов”. Такие травмы тогда лечили очень долго, не как сейчас.

- И пошел спад в карьере…

- Да, было трудно вернуться в строй. Из “вышки” уже никто не звал, и играл в первой лиге. Ставропольское “Динамо”, майкопская “Дружба”, “Изумруд” из Краснодарского края. В 1997-м году в составе “Балтики” завоевали путевку в высшую лигу. Но дальше в Калининграде не задержался, перейдя в чемпионат Беларуси, где мозырская “Славия” предложила хорошие условия. Мне уже было под 30, преследовали травмы. Вскоре вернулся в Краснодар, и постепенно завязал с футболом.

Лемиш в матче за испанский "Паламос"

 

ПОСЛЕФУТБОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ  

- Правда, что завязав с футболом вы работали на заводе?

- Нет, что вы? У меня вся жизнь с футболом связана. На заводе, причем в Баку, работал мой отец. Может с ним меня спутали, и поэтому такие слухи пошли?

- Чем занимаетесь сейчас?

- Если имеете в виду личную жизнь, то я разведен, имею двоих взрослых детей. Уже и дедушкой стал! 

- И по-прежнему работаете в футболе?

- Да, тренирую команду Краснодарского аграрного института и сборную по пляжному футболу Краснодарского края. Преподаю в аграрном институте. Так что, вдалеке от футбола не нахожусь.

- Следите за азербайджанском футболом?

- Да, по мере возможности. Считаю, что футбол в Азербайджане прогрессирует. Каждый год азербайджанские команды попадают в групповой этап Еврокубков, что само по себе показатель.

- Когда вообще последний раз приезжали в Баку?

- Ой, давно! В 1994-м году. Сейчас-то все изменилось. Постоянно читаю новости, смотрю видео из Баку. Город так похорошел! С большим интересом смотрел бакинское “Евровидение”, Европейские олимпийские игры. Столько раз планировал снова приехать в родной город, и каждый раз что-то срывалось.

С внучкой 

- Куда пойдете в Баку в первую очередь?

- В те дворы, где прошло мое в детство. И в центр города, и в Ахмедлы. Очень хочу посмотреть новые стадионы, а так же увидеть, как преобразился Республиканский стадион. Ведь с ним у меня связано столько воспоминаний - от детства до матчей за “Нефтчи”.

- Связь с кем-то поддерживаете?

- Да, частенько созваниваемся с теми же Арифом и Владиславом. По приезду в Баку обязательно увижусь как с ними, так и с другими друзьями по “Нефтчи”. Я давно живу в Краснодаре, но где бы я не был, всегда считаю себя бакинцем.

- И последний вопрос. Вы - единственный, кто играл как за сборную Азербайджана, так и за Россию. И везде всего по 1 игре. Почему так сложилось?

- Сперва я получил вызов в сборную России. Это произошло вскоре после подписания контракта с “Эспаньолом”, в 1992-м году. Тогда, в августе сборная России принимала дома Мексику (2:0), и я вышел на поле во втором тайме. Но в самом “Эспаньоле” я не закрепился, а был отдан в аренду “Паламосу”. Наверное, это повлияло на выбор тренеров сборной, которые не стали звать игрока из Сегунды.

А в 1994-м году со мной связались из АФФА, предложив играть за Азербайджан. Конечно же, я согласился. Хоть я тогда подписал контракт с ЦСКА, сборной России я был не нужен, и российская сторона дала добро на то, чтобы я выступал за команду своей родины. К сожалению, мой дебют получился ужасным для команды. Мы проиграли Мальте со счетом 0:5. После этого из Баку ко мне не звонили. А так, я был готов играть за сборную Азербайджана и впредь.

Ильгар Тагиев/Газета "Хет-трик Ньюс"