14 мин.

Ули Хёнессу - 60 лет ! Интервью

В честь 60-ти летия Ули Хённеса предлагаем вам интервью, которое президент «Баварии» дал несколько дней назад изданию "tz". Для тех, кто не видел, актуальности интервью не потеряло.

Герр Хёнесс, Ваш друг Пауль Брайтнер как-то сказал о том, что не получи Вы в 27 лет столь тяжёлую травму, то, вероятнее всего, Вы так никогда и не стали бы футбольным менеджером . Это верно ?

Не думаю. У меня никогда не было намерения работать тренером, однако я всегда хотел иметь дело с футболом. Поэтому я всё равно пришел бы к мысли стать менеджером. Но если же пристально посмотреть на всю эту историю, то станет ясно, что всё в ней было связано с очень большим везением и удачей. 

Что Вы имеете ввиду ?

Если бы я тогда перешел в «Гамбург», а не в Нюрнберг, то сегодня я наверняка не владел бы колбасной фабрикой и вероятнее всего так никогда и не стал бы менеджером «Баварии». Даже если бы я тогда остался в Мюнхене, то всё равно в тогдашнем тотальном хаосе никто не знал о том, что же в итоге может случиться. И вот в такой обстановке мне как раз и позвонил Нойдеккер. Ему нужен был своеобразный буфер…

Что Вы пережили в начальный период своей менеджерской деятельности в «Баварии» ?

Когда я в 1979 году приступил к исполнению своих обязанностей, общий оборот «Баварии» составлял 12 миллионов марок, причём 7,5 миллионов марок составляли долговые обязательства. 85 процентов доходов складывались и из поступлений от продажи входных билетов на стадион и только лишь 15 процентов приходились на прибыль от продажи телевизионных прав, а также от маркетинга и спонсорства. Моей основной, если не единственной задачей как раз и было сокращение зависимости от подобного соотношения. Однако тогда всё было совсем не так, как сегодня, когда это просто подыскиваешь себе подходящего партнера, тогдашняя работа больше походила на хождение по домам и офисам, от одной двери к другой, чуть ли не с протянутой рукой. Поэтому как воздух были необходимы новые идеи. 

Какие, например ?

Я специально полетел в США для того, чтобы внимательно изучить механизм мерчандайзинга. Ведь у нас тогда вообще не было ничего подобного. Я только лишь постоянно слышал о том, что в американском футболе, бейсболе или баскетболе миллионами продаются футболки, шарфы, кепки или сумки. У нас же существовало одно маленькое почтовое отделение, которое распространяла пару открыток. И вот тут-то мы начали открывать свои первые магазины.

Есть ли у Вас какой-то любимый фан-шоп ? 

Оберхаузен был просто супер ! Я всегда мечтал о том, чтобы позлить дортмундцев и гельзенкирхерцев. Вначале магазин был убыточным, поскольку мы совсем ещё не разбирались в торговле. Но я всегда подчеркивал то, что главное для меня - это сам факт существования подобного магазина, мимо которого каждое утро вынужден проезжать Руди Ассауэр. Кстати, со временем и этот фан-шоп тоже стал весьма прибыльным…

Позвольте нам в связи с Вашим круглым юбилеем заглянуть в Вашу прошлую жизнь и поинтересоваться тем, как Вы оцениваете прошедшие годы ?

Я не являюсь большим романтиком, я, как и прежде очень тесно связан с настоящим, а не с прошлым. У меня всё еще очень плотный график работы и потому для того, чтобы заглядывать в прошлое у меня остается очень мало времени, да и такого желания у меня вообще нет. В таком бизнесе, как футбол, нельзя опираться только на прошлые, былые достижения, поскольку это приводит к застою. Даже если клуб выиграет Лигу чемпионов, то всё равно, в первую очередь, необходимо думать о его дальнейшем развитии и, не щадя всех своих сил, по прежнему стремиться только вперед. 

Как Вы оцениваете свою «Баварию» с позиции сегодняшнего дня ?

То, как клуб живёт, как он пульсирует, как его воспринимают в обществе – это просто замечательно ! Это всё такие вещи, которыми все мы можем очень гордиться, это что-то совершенно особенное.

Имеются ли у визионера Хёнесса конкретные представления о будущем «Баварии» ?

В спортивном плане мы оснащены очень хорошо. Если УЕФА в последующие несколько лет удастся на деле реализовать все свои конкретные мероприятия в рамках декларируемой «честной финансовой игры» («Financial Fairplay»), то тогда немецкий футбол и, в особенности, «Бавария» окажутся фантастически подготовлены к этому важному шагу. Уже сегодня мы удовлетворяем всем предъявляемым критериям и вообще не должны ничего перестраивать и менять, в противоположность многим другим клубам. Обратите внимание на тот же «Манчестер Сити» - их нынешние убытки составляют 228 миллионов евро !

Но не случится ли вновь так, что опять будет найдена какая-либо тайная лазейка для того, чтобы обойти закон ?

Наверняка одна или другая лазейка будет найдена. Однако даже в этом случае скрыть 228 миллионные убытки точно уже не удастся. Решающее значение в этом деле приобретает контроль и то, как добросовестно будет проводиться финансовая проверка. Карл-Хайнц Румменигге, председатель правления нашего клуба, всё время говорит мне: Мишель Платини  хочет знать все возможные уловки.

Как Вы расцениваете свою роль в качестве президента клуба ? В самом начале своего президентского срока Вы воздерживались от публичных атак в отношении происходящего в «Баварии» и только лишь в случае с Луи ван Гаалем снова перешли в наступление…

Это было моим личным решением. Тут уж я полностью дал волю своим внутренним чувствам. Но вы правы, поначалу я был не столь презентабелен в роли президента клуба. Я допускал ошибки в том, что порой, направляясь со стадиона к своему автомобилю, прямо на ходу делал замечания, которых вполне хватало на то, чтобы заполнить как минимум половину страницы в актуальных газетных статьях. Я просто недооценивал их взрывоопасность. Поэтому поначалу мне было нелегко отвыкать от всего этого. 

Будет ли у нас еще повод поздравить Ули Хёнесса с его 65-ти летием именно в качестве президента «Баварии» ?

Мой нынешний президентский срок заканчивается в конце следующего года и мне к тому времени будет почти 61 год. В случае же, если меня вновь переизберут на новый срок, то к его окончанию мне исполниться 64. Вот тогда и посмотрим, стану ли я снова баллотироваться на дальнейший период или же нет…

Вы уже всего достигли, поэтому не возникает ли у Вас желание максимально сократить объем своей деятельности или даже уйти в отставку насовсем ?

Вот это-то как раз и является ошибкой, которую совершают люди ! Я полным ходом наслаждаюсь своей жизнью. Конечно же, порой также бывают ситуации, когда мне хочется сказать: а не пошли бы вы все к чёртовой бабушке ? Но на следующий день я снова об этом забываю. Я с большой охотой хожу на работу. Я знаком со многими бывшими топ - менеджерами в возрасте между 60 и 70 годами, которые сейчас ничего уже не делают. Так вот, процесс их старения – просто драматический !

А Вы сами испытываете страх перед старостью ?

Страх – нет. Моей проблемой является то, что в моем окружении всё чаще умирают пожилые люди и от этого становится как-то не по себе.

В настоящее время Вас можно снова видеть в телевизионной рекламе. Для чего Вы это делаете ?

Я делаю это ради партнеров и только лишь тогда, если в рекламе я престаю в ином, чес обычно, качестве. В 99 процентах случаев люди, посмотревшие рекламу, потом приходят ко мне и говорят «А Вы совсем другой !». Но я действительно таков. У меня нет страха перед тем, что кто-то ко мне прикасается и я не страдаю тщеславием. Поэтому съемки в рекламных роликах доставляют мне удовольствие. Кроме того, подобное служит тому, что люди избавляются от определенного порога робости и подобострастия по отношению ко мне.

В обществе Вы воспринимаетесь как весьма противоречивая и поляризующая фигура. Насколько важен Вам ваш собственный имидж ?

Я не из числа тех, кто каждой утро встает и рассуждает над тем, что же я должен сделать для того, чтобы выглядеть сегодня хорошо в глаз других. Я ещё никогда не делал ничего подобного. Я спокойно и без всякой подготовки иду на съемки различных тальк-шоу потому, что не хочу заранее знать вопросы, которые мне будут при этом задавать.

Вы никогда не избегаете конфронтационного пути. Раскаиваетесь ли Вы порой в том, что в итоге всего этого случается ?

Иногда я бью мимо цели. Однако же я также всегда готов извиниться в случае, когда я оказываюсь не прав. И также я не очень злопамятный.

Существуют ли всё еще вражда, покоящаяся на прежних конфликтах ?

На моём, почти тридцатилетнем , были два-три человека, с которыми я не хочу больше иметь никаких дел. С тем же Кристофом Даумом, например, хотя и ему я готов подать руку. Единственный, кому я до сих пор не даю покоя, так это, странным образом, Вилли Лемке и это даже несмотря на то, что вот уже на протяжении многих лет я вообще не имею с ним никаких дел. Кто ещё ? Мало найдется таких, кто избегает со мной встречи или считает меня большим подлецом. 

Есть ли у Ули Хёнесса ещё желания или мечты помимо футбола ?

Если бы у меня ещё были какие-либо экстремальные мечты, то я бы их уже осуществил. Я не являюсь пленником своей работы, я вполне могу позволить себе красивые вещи. Однако при этом я всегда пытаюсь справиться с ними с понедельника по пятницу, чтобы иметь возможность в субботу снова присутствовать на игре.

Вот Вы говорите, что не являетесь пленником своей работы и тем не менее Вы работаете практически круглые сутки. Как одно с другим сочетается? 

Очень просто – я не рассматриваю свою работу как нагрузку. Мне не нужно в течение двух недель валяться на песке на пляже для того, чтобы отдохнуть. Мне вполне хватает пяти-шести дней спокойствия, таких как, к примеру,  на Рождество.

Как-то Вы сказали о том, что если вдруг Вы надумаете писать свою автобиографию, то потом Вам из-за неё придется эмигрировать в Австралию…

В таком случае, сегодня мне пришлось бы уехать еще дальше. Ведь если бы мне пришло в голову рассказать обо всем, что с мной происходило и что я пережил, то это звучало бы совершенно невероятно. Но, моей биографии не будет…

Какое влияние на всю Вашу дальнейшую жизнь оказала авиакатастрофа 1982 года, в которой выжили только лишь Вы один ?

Принято считать, что подобное происшествие должно было круто и полностью изменить жизнь человека, который побывал в такой перетряске. Я и сам так считал. Однако же прошло всего лишь полгода после той катастрофы и всё в моей жизни продолжалось так, как и прежде. Мне помогло то, что я совершенно не помнил сам момент падения. Конечно, в таких случаях обычно говорят – всё, стоп, не стоит больше никуда торопиться и спешить, поменьше суеты и т.д. Но, тогда нужно подыскивать себе и другую профессию тоже…

Так что же подстёгивает Вас продолжать свой дальнейший путь ?

«Бавария» превратилась в настоящий общественно-социальный феномен. Если в Барселона говорят «Mes que un club», то тогда я сказал бы, что «Бавария» - это намного большее, чем просто футбольный клуб. Это как целая философия, визионерский взгляд в будущее. Повсюду отмечают тот факт, что наш клуб является генератором эмоций. И я хочу внести свою посильную лепту в дело того, чтобы всё именно так оставалось бы и дальше.

Видите ли Вы какую-то угрозу этому ?

Важнейшей задачей для всех нас является то, чтобы в последующие пять лет суметь принять правильные решения и передать нашу работу в руки надёжных и способных людей. Для этого нам нужно четыре-пять человек. Это очень непростая задача. У меня было 30 лет для того, чтобы увеличить оборот «Баварии» с 12 миллионов марок до 350 миллионов евро, но у любого, кто придет сейчас, времени не будет – оно попросту не будет ему дано…

Можно ли вообще представить себе «Баварию» без Ули Хёнесса ?

Об этом все говорят. Однако же жизнь не стоит на месте и движется вперед вновь и вновь.

Это значит, что Вас вполне можно заменить в пропорции «один к одному» ?

Я надеюсь на то, что никто даже не попытается сделать это, поскольку конкретного человека невозможно заменить в принципе. Работу – да, но только не его харизму ! Есть и другие пути для того, чтобы успешно руководить клубом.

Нравится ли Вам находится на трибуне больше, чем сидеть на скамье вместе с тренером и запасными игроками ?

Ощущения на скамейке, естественно, гораздо интенсивнее и острее. На трибуне же ты чувствуешь себя в каком-то безучастном состоянии. Внизу был чистый адреналин, особенно в тот момент, когда ты мог сказать боковому арбитру пару ласковых словечек….

Кто из вас троих ведет себя наиболее спокойно на трибуне ? 

Конечно же, самый спокойный из всех нас – это Карл Хопфнер. Но и я тоже не отличаюсь буйным нравом и веду себя спокойно – особенно в сравнении с Карлом-Хайнцем Румменигге я вообще смирный, как ягненок ! Но как-раз именно потому, что мы оба всегда так спокойны, Карл-Хайнц часто смотрит на нас и спрашивает: «Я снова зашёл слишком далеко ?»

Чем в последний раз Вы были особенно разозлены ?

Чему я был несказанно удивлен, так это тому факту, что Дортмунд, ставший чемпионом Германии и бездарно, с треском вылетевший из Лиги чемпионов тем не менее был признан в Германии «Командой года - 2011» ! Зато когда мы за год назад стали чемпионами в бундеслиге, завоевали Кубок Германии и вышли в финал Лиги чемпионов, то нас почему-то никто не удостоил подобного звания и не назвал лучшей командой года. Довольно странные отношения , не правда ли ?

Неужели Вам до сих пор так важны такие титулы ?

Несомненно ! Конечно, это не станет причиной моих бессонных ночей, но всё равно я считаю, что подобное является вопросом респекта и уважения. И вот здесь, в этом вопросе «Бавария» постоянно сталкивается с проблемой, которая лежит в натуре вещей, поскольку всё еще существуют люди, страдающие комплексом завистников. Эти люди всё еще думают и верят в то, что у нас где-то за океаном когда-то была богатая тётушка , которая оставила нам огромное наследство или же, в крайнем случае, мы просто выиграли наши миллионы в лотерею. Но ведь всё было совсем не так ! Мы кровью и потом заработали свои деньги. В этой связи я хотел бы напомнить всего только лишь один факт: когда в 1970 году я оказался в Мюнхене, то клубом, носящим тогда статус первого номера в баварской столице был «Мюнхен-1860» !

Одной из тем 2011 года стало попытка самоубийства Бабака Рафати. Изменилось ли с тех пор что-то в обращении с футбольными арбитрами ?

После этого было два или три матча, по ходу которых у меня было большое желание зайти в помещение для судей и высказать всё, что я о них думаю. Но я этого не сделал. 

Многие перекладывают вину за произошедшее на СМИ…

Я тоже думаю о том, что вся эта тема в футболе является чересчур раздутой. На том же «Сименсе» или же в каком ни будь ином крупном концерне случаев синдрома эмоционального выгорания в пропорциональном соотношении наберется гораздо больше, чем в футболе. Но я не жалуюсь. Проблема заключается в круглосуточной т безостановочной подпитке информационного потока. Раньше, если я давал интервью „tz“, то на следующий день другие газеты давали из него короткие выдержки. Сегодня же, если я в 12 часов даю кому-нибудь интервью и в нем содержится что-то веселое, то самое позднее в 13,00 об этом уже знает весь интернет. Поэтому теперь для подобных игр открыты все границы ,нет никаких преград и расстояний. Это ни в кое мере не упрёк, а всего лишь только констатация фактов. Или же другой пример…

Да, пожалуйста !

Если раньше я мог ходить на Октоберфест совершенно не засвеченным, то сегодня меня, вздумай я пойти из павильона «Hippodrom» в палатку «Löwenbräu», то по дороге туда меня сфотографируют 500 раз !. И здесь порой совсем не до смеха... 

Раскаиваетесь ли иногда в своей собственной популярности ?

Крайне редко. Прежде всего тогда, когда нахожусь не в лучшей форме, что не получается или просто когда у меня плохое настроение. В такой ситуации может оказаться любой и в таком случае вы просто идете в свой любимый ресторанчик за углом, чтобы пропустить два-три «масса» пива, после чего мир вокруг вас снова становится нормальным, а жизнь – прекрасна. Но это для простого человека, а вот известным личностям или знаменитостям приходится постоянно быть  начеку и следить за тем, чтобы выйти из заведения ещё в прямой и твёрдой походкой, поскольку всегда найдутся желающие оценить степень твоей, так сказать, устойчивости и амплитуду раскачиваний из стороны в сторону. Поэтому на всём, что я делаю, лежит печать осторожности и контроля. Например, на нашей колбасной фабрике мы тратим столько денег на санитарно-гигиенические мероприятия как никакая другая фирма - не дай Бог, если что-то случится, то тогда шума и урагана страстей вокруг произошедшего просто не оберешься…

Есть ли у Вас личные пожелания в отношении газетных заголовков на 2012 год ?

В том, что касается спортивных новостей, то, конечно же, было бы очень здорово, если бы мы смогли выиграть финал Лиги чемпионов у себя дома, в Мюнхене. Но я не хотел бы усиливать и без того колоссальное давление. Многие спрашивают меня, что ещё изменится в моей жизни или же какие новые цели я ставлю перед собой. Я думаю, что самое важное для человека, если он может сказать о том, что он доволен своей жизнью. Всё время выше, быстрее и дальше – нет, так не годится…

Источник: dierotenfans.net