9 мин.

Историческое достижение ЦСКА, Акинфеев и школа вратарей. Большой разговор с Вячеславом Чановым

Десять лет назад футбольный ЦСКА вышел в 1/4 финала Лиги чемпионов, одолев грозную «Севилью». После ничейного результата в «Лужниках» (1:1) армейцы одержали победу на выезде – 2:1. В последующем ни одному российскому клубу не удавалось добраться до этой стадии в главном еврокубковом турнире.

Воспоминаниями о матчах, состоявшихся в начале 2010 года, мы попросили поделитьсяВячеслава Чанова, в прошлом известного вратаря, выступавшего за донецкий «Шахтер», «Торпедо», «Нефтчи» и ЦСКА, участника ЧМ-82, а в последующем многолетнего тренера вратарей армейского клуба.

Разговор зашел и о сегодняшнем дне. В частности, совместном с Игорем Акинфеевым проекте Академии вратарского мастерства, которая в скором будущем должна заработать в подмосковном Реутове. Вячеслав Викторович – ее генеральный директор.

БЫЛО ПРИЯТНО ПОБЕДИТЬ В СЕВИЛЬЕ, ГДЕ ЗАСУДИЛИ СБОРНУЮ СССР

— Конечно, победа в Севилье доставила большую радость и клубу, и болельщикам, — сказалЧанов. — Для меня же лично она была знаменательна еще и тем, что удалось вернуть своеобразный должок. Именно на стадионе «Рамон Санчес Писхуан» во время чемпионата мира 1982 года советская сборная, в которую я входил, проиграла со счетом 1:2 сборной Бразилии из-за непонятного судейства (даже зарубежная пресса тогда писала, что на результат повлиял испанский арбитр Кастильо, не назначивший в ворота соперника советской команды два пенальти, один из них при счете 1:1 – Прим. Team Russia).

— В матчах с ЦСКА испанцев все-таки подвел вратарь Андрес Палоп. Чемпион Европы-2008 пропустил в Москве дальний удар Марка Гонсалеса, а в ответной игре не справился с вроде бы не самым опасным штрафным в исполнении Кейсуке Хонды: мяч прокатился у него по рукам и залетел в ворота, и этот гол стал решающим. Что стряслось с известным голкипером?

— У вратарей не принято осуждать коллег по цеху. Конечно, Палоп сработал неудачно. Но думается, прежде всего «Севилью» подвела самоуверенность. Они, видимо, считали, что без проблем справятся с каким-то клубом из России. Футболисты отнеслись к игре без должной серьезности. Когда же потребовалось отыгрываться при счете 1:2, было уже слишком поздно.

— Для Хонды домашняя встреча с «Севильей» была первой официальной игрой в составе ЦСКА. А на выезде он, помимо гола, записал в актив результативную передачу Томашу Нециду, и после финального свистка – специально освежил в памяти кадры – Леонид Слуцкий бросился обнимать японца.

— Хонду еще мало знали. Но вообще это сложный человек. И на поле, и за его пределами он не всегда находил контакт с окружающими. Учитывая уровень мастерства японца, команда его принимала, но в целом он был как бы сам по себе. Возможно, это связано с особенностями национального менталитета. В высших футбольных дивизионах Европы японцев что-то немного.

— Тогда в ЦСКА еще не было Сейду Думбья, Вагнер Лав находился в аренде в Бразилии. Но голами отметились Марк Гонсалес, у которого, видимо, был особый настрой на «Севилью», как у бывшего игрока севильского «Бетиса», а также Томаш Нецид, которого болельщики прозвали «деревяшкой».

— Тем и хорош футбол, что иногда проявляет себя не тот, от кого этого ждут. У каждого что-то может не получаться. Недавно пересматривал старые записи и удивился, как в одном матче Нецид забил гол, попав с левой ноги в «девятку». У него же левой ноги для удара как бы вообще не было.

Важно, что в том ЦСКА присутствовал командный дух, который, надеюсь, и сейчас есть. Был крепкий коллектив. Русские ребята доносили до новичков-легионеров, что такое ЦСКА, какому уровню необходимо соответствовать. Думаю, Слуцкий не всегда мог повлиять на то, что происходило внутри команды. Но у нее был такой твердый стержень, что она могла «вынести» любого.

— Слуцкий ведь возглавил команду только в конце октября 2009-го, перед памятной ничьей 3:3 с «Манчестер Юнайтед» на «Олд Траффорд».

— Но остался задел от его предшественника (понятно, что речь не о Зико и Хуанде Рамосе, работавших в ЦСКА в 2009 году, а о Валерии Газзаеве, с которым клуб выиграл в 2005 году Кубок УЕФА – Прим. Team Russia).

ВАГНЕР ЛАВ УДИВИЛСЯ, НЕ ЗАБИВ ПЕНАЛЬТИ

— Задел в виде российского костяка, который составляли прежде всего Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич, братья Березуцкие?

— Однозначно. Откуда только на родину великого Льва Яшина ни привозили вратарей. Даже из Африки. Защитников из-за рубежа в нашем чемпионате и вовсе побывало множество. Хотя в советские времена сборная славилась линией обороны. Вспомним 1966 год, когда она стала четвертой на чемпионате мира в Англии. Были Альберт Шестернев, Владимир Пономарев, Валентин Афонин, с которым мы сейчас, кстати, вместе работаем в Реутове. Валентин Иванович, которому под Новый год исполнилось 80 лет, директор нашей футбольной школы «Приалит».

Я же в 68 лет работаю с детьми – взял группу человек в 20, и мальчишки с удовольствием, что приятно, бегут к тренеру Чанову. При этом сохранились вратарские ощущения, уверенность в себе. До сих пор не понимаю, как мне можно забить (смеется). Вагнер Лав, помнится, не реализовал пенальти и удивился: «Ого! Как же так?!» А я ему: «Упасть легко, вот подниматься теперь тяжеловато». Мне ведь принадлежал рекорд чемпионатов СССР по отражению пенальти. Да и сейчас по-прежнему в тройку лучших вхожу.

…Небольшое отступление. «У меня было 14 отбитых пенальти, но сейчас уже пишут – 12, с годами где-то потеряли пару», — и в шутку, и всерьез сказал Чанов в одном из интервью. Возможно, дело в методике подсчета. Так, Роман Березовский, завершивший карьеру игрока в 2015 году, если судить по данным ресурса http://100bombardirov.ru/ru/keeper/, парировал в чемпионате России 14 ударов с 11-метровой отметки, а еще 4 пришлись мимо. У Игоря Акинфеева показатель равен 13+4, У Александра Беленова – 10+6.

Засчитывать ли вратарям промахи с 11-метровой отметки? Вопрос… С одной стороны, бывает, что вратарь, так или иначе, воздействует на пенальтиста и смущает его, с другой, тот может просто «промазать». Кроме того, следует отметить, что приведенная статистика учитывает только пенальти в играх чемпионата России, а есть еще Кубок, еврокубки, матчи за сборную, всякие послематчевые серии. Вся страна, к слову, помнит в первую очередь два 11-метровых, отбитых Акинфеевым в 1/8 финала ЧМ-2018 против Испании.

Вернемся, впрочем, к беседе с его многолетним тренером.

— Обладали особым чутьем, Вячеслав Викторович, предчувствовали, куда последует удар?

— Уверенность – вот что самое главное. Ведь тот, кто бьет, находится в худшем положении. К вратарю-то, если он пропустит с пенальти, какие вопросы? Хотя, конечно, манеру бьющих мы тоже изучали.

В чемпионате страны 1973 года, когда играл за «Шахтер», если матч завершался вничью, команды пробивали послематчевые пенальти; победитель серии получал 1 очко, проигравший — 0. Я тогда говорил полевым игрокам: «Ребята — два моих – а дальше вы решайте». В 81-м парировал в игре за «Торпедо» два пенальти в Минске – от Василевского и Пудышева. Теперь, вот, Игорь Акинфеев тоже в число лучших вратарей чемпионата по отражению 11-метровых подобрался. Не зря мы с ним занимались.

— С Акинфеевым у вас было продолжительное сотрудничество. Кого-то с ним можете сравнить?

— Нет. Игорь – это Игорь! Этот человек переписал на себя чуть ли не все российские вратарские рекорды. А ведь были люди, которые в свое время выражали недоумение: «Зачем вы его взяли»? Доказывали, что у него и ноги не такие, как надо, и вес не тот, и рост. Игорь ответил делом.

— Но роста, может быть, ему и впрямь не хватало? По крайней мере, чтобы заиграть в Англии.

— Насколько я знаю, у него были приглашения. Но решение, ехать или нет, он принимал сам. Что касается уровня мастерства, то, думаю, Акинфеев и там поборолся бы. И доказал бы. Уровень психологической устойчивости у него, считаю, достоин подражания. Это его главное положительное качество как вратаря.

— Тем не менее, Акинфеев болезненно воспринимал напоминания в СМИ о серии пропущенных мячей в матчах Лиги чемпионов. Но, если одни злорадствовали, другие просто приводили статистические данные, которые говорили главным образом об игре команды в целом.

— Игорь все нормально воспринимал. Это вокруг него создавалась шумиха.

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ ВРАТАРЕЙ ЗАРОДИЛАСЬ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД

— Вы ведь по-прежнему часто общаетесь?

— Да. Тем более, что запускаем Академию вратарского мастерства Игоря Акинфеева и Вячеслава Чанова. Она будет базироваться в Реутове. Во-первых, это близко от Москвы, что удобно. Во-вторых, когда я закончил играть, то был в этом городе директором футбольной школы «Приалит». Еще в 1996 году мы с моим другом, депутатом горсовета Борисом Алиферовым задумали создать параллельно школу вратарей. Теперь эта идея претворяется в жизнь, и я очень рад, что есть возможность себя проявить, двигаться дальше. А то бывает, что на людях ставят крест уже лет в 40.

Благодаря Борису Пантелеевичу, кстати, в Реутове сохранился стадион, существует школа, в которой занимаются 350 детей, а также команда, участвующая в первенстве среди ЛФК. Алиферов, президент клуба, все это содержит. Мы с Акинфеевым и он – соучредители вратарской академии.

В стране чуть ли не каждый день открываются какие-то школы-пустышки. Появилась, например, «школа Буффона». Спросили: «А сам-то Буффон об этом знает?» Нет! Директор школы играл в третьей украинской лиге. Это, конечно, уровень. Мы же решили сделать настоящую вратарскую школу. Нас поддерживают и губернатор Московской области Андрей Воробьев, и министр спорта области Роман Терюшков, и глава города Станислав Каторов. В Реутове будет построен новый стадион с трибунами на 4,5 тысячи мест, гостиница на 70 человек, как минимум. Пригласили тренеров – в прошлом вратарей хорошего уровня.

— Назовете фамилии?

— Сергей Нарубин (основную часть карьеры провел в пермском «Амкаре» — Прим. Team Russia) и Игорь Моршанский, который заканчивает обучение на получение тренерской лицензии. Кроме того, еще несколько человек буквально стоят на низком старте. Вопрос с ними окончательно решится, когда получим финансирование от Подмосковья. Это ожидается в апреле.

— В чем смысл создания школы?

— Будем находить способных мальчиков и зачислять их в Академию, а также обучать детских тренеров вратарей, которым в настоящее время не хватает квалификации. Планируем проводить семинары как в Реутове, так и на выезде – в Подмосковье, средней полосе России. Нас уже готовы принять в Сочи. На прошлой неделе я уже выезжал во Владимир, провел несколько тренировок с юными футболистами и игроками местного «Торпедо».

— В Реутове работает детская школа. Какие с ней будут взаимоотношения?

— Самые тесные. Когда будем устраивать 10-дневные учебные циклы, сможем встраивать ребят в команды соответствующих возрастов. Желательно, кстати, чтобы они приезжали вместе с тренерами, которых, в свою очередь, будем подтягивать. Рассчитываем, что приезжать будут не только россияне. Тренерские лицензии есть у многих, а вот лицензии инструкторов УЕФА с правом преподавать на территории бывшего СССР — только у троих: Михаила Бирюкова, Виталия Кафанова и Вячеслава Чанова.

АКИНФЕЕВ СТАЛ БОЛЬШЕ УЛЫБАТЬСЯ

— В чем видится роль Акинфеева?

— Он будет проводить мастер-классы и помогать в отборе перспективных ребят.

— Вопрос, который волнует болельщиков в свете Евро-2020. Как вы думаете, Игоря можно уговорить вернуться в сборную?

— Думаю, это будет неправильно. Врачи предупредили, что, если будет продолжать сражаться на двух фронтах, вылезут проблемы, связанные с травмами колена. У человека, наконец, появились выходные дни, он больше внимания уделяет семье. Стал мягче, доступнее, чаще улыбается. При этом, как я подметил, он в игре прибавил.

Источник:

teamrussia.pro