Чем нынешняя победа Тедеско в Катаре лучше прошлогодней победы Кононова
Как и предыдущей зимой, «Спартак» стал первым на турнире четырёх в Катаре. Но спортивный итог, пожалуй, единственное, что объединяет для красно-белых два этих события.
Год назад Олег Кононов сделал на этом мероприятии… нет, не акцент, но, скажем так, акцентик. Приоритетом, разумеется, всё равно оставался официальный сезон, но катарский турнир тем не менее значил для «Спартака» чуть больше, чем просто набор контрольных игр. На фоне отягощённых нагрузками соперников команда смотрелась легче, организованнее, целостнее, и это заставляло думать, что тренировочный режим был построен с желанием подать себя на турнире выгодно.
У Доменико Тедеско сейчас такого намерения не читалось вообще. Первый сбор, насколько можно понять, команда поделила на два вида атлетики – лёгкую и тяжёлую. Игровых занятий было немного, а спарринги начались как раз в Катаре. Тренер ничем – ни словом, ни делом – не намекнул, что видит в трёх этих играх какую-то иную ценность, кроме тренировочной.
Обозначив эту разницу подходов, мы едва ли должны настаивать, что какой-то из них верный, а какой-то нет. Надо понимать, что совершенно разным оказался контекст. Кононов попал в «Спартак» в самый разгар фантасмагории, когда бал правили лайки, а потому прекрасно понимал, что, если команда завалит катарские опыты, нормально готовиться к сезону ей не дадут. Для тренера, если угодно, это был просто способ самосохранения. Ну и возможность эмоционально взбодрить команду, которая была угнетена всем происходившим в первой половине сезона 2018/19.
Кстати, о том, что Кононов в своих расчётах был прав, сказал пример… «Зенита». Сергей Семак тогда в Дохе не выказывал никакого интереса к результатам игр, но пара чувствительных поражений вызвала на невских берегах такую панику, что в адрес тренера полетели упрёки на грани оскорблений. И тот факт, что в дальнейшем «Зенит» перестал участвовать в этих предсезонных междусобойчиках (пропущен был и летний турнир в Австрии, и теперешний зимний), вероятно, не в последнюю очередь объясняется как раз неумеренной общественной реакцией. Хотя по сравнению с Тушино, можно сказать, в Питере тогда стоял полный штиль.
А что до Тедеско, то он сегодня пребывает в совершенно иной атмосфере. Эмоциональное отношение красно-белого лагеря персонально к нему и ко всей обновлённой команде можно обозначить, пожалуй, как умеренную симпатию. Сейчас, зимой, у него нет отдельной необходимости нравиться публике – всё, что в этом смысле было нужно, он успел сделать в прошлом году. Потому и к катарским спаррингам он мог отнестись именно так, как они и заслуживают, – по-рабочему.
Разница тренерских подходов предопределила и разное содержание футбола.
Год назад счёт на табло (3:0 с «Зенитом», 4:0 с «Локомотивом») вполне справедливо отражал суть происходящего на поле – «Спартак» соперников действительно подавлял. И хотя сам Кононов говорил, что игра только наполовину соответствует той, которой ему хочется, многие из сторонних наблюдателей подозревали в таких речах совершенно неуместную скромность. А Леонид Федун на волне эйфории даже припоминал в себе такие желания, каких на самом деле никогда не было: «Есть игра, которую я хотел всегда видеть: короткий пас, комбинации, забегания».
Нынче никаких восторгов по поводу содержания футбола не слышно. Скорее наоборот – вот Евгений Ловчев, например, бьёт наотмашь: «Игры у «Спартака» нет». И едва ли сыщется кто-то готовый ему аргументировано возразить. В отличие от прошлогоднего турнира, «Спартак» не был сильнее никого из соперников – просто так сложилось. С «Ростовом» ловко разогнали пару контратак, с «Локомотивом» удачно затолкали после стандарта, с «Партизаном» сняли плоды экзотического арбитража. Но представлять всё это как торжество логики, пожалуй, будет преувеличением. Ростовчане, например, содержательно выглядели в Дохе поинтересней.
Возможен ли, исходя из обнаруженных несовпадений, какой-то прогноз относительно официального сезона? Мол, если всё у тренеров наоборот, тогда у Тедеско должно получиться. Вряд ли.
В этом сюжете мы обязательно должны обратить внимание на ещё одно расхождение – сроки. Год назад свой заключительный матч в Дохе «Спартак» сыграл 29 января, нынче – 8 февраля. То есть сейчас до возобновления чемпионата России осталось где-то на десять дней меньше, чем тогда. Да, теперь Тедеско сместит акцент с физической работы на технико-тактическую, но никто не знает, какими темпами команда будет продвигаться в освоении тренерской науки. По тому, что удалось увидеть в Катаре, дел у красно-белых, как любит формулировать Валерий Карпин, непочатый край. И сзади, и в серединке, и впереди – несовершенств хватает везде. Да к тому же появление Александра Соболева предполагает перестройку атаки – без большого форварда процесс был организован иначе.
В общем, пока понятно лишь то, что работы у Тедеско и его команды много. И осознание этого, возможно, единственный истинный плюс в сравнении с прошлым годом. Тогда после Катара могла возникнуть иллюзия близости к совершенству – сегодня ничего подобного нет даже близко. Значит, не будет и самообмана – уже неплохое подспорье для Доменико.
Брысь отсюда, чучело продажное. Иди обратно на панель.