8 мин.

Забытый герой, сохранивший для нас карьеру Игоря Нетто

Сегодня одному из величайших игроков не только московского «Спартака», но и всего отечественного футбола – Игорю Нетто исполнилось бы 90 лет!

С именем прославленного капитана «Спартака» и сборной СССР связано очень много историй: как футбольных, так и светских, но я предлагаю вам вспомнить о тренере, который буквально спас для нас Игоря Александровича, разглядев в нем огромный потенциал. Речь пойдет об Абраме Дангулове.

Абрам Дангулов – забытый гений советской тренерской мысли.

Абрам Христофорович Дангулов – одна из самых загадочных фигур советского футбола. О нем и современники то знали немного, ну а нынешнему поколению футболистов и болельщиков (даже самых осведомленных) это имя, наверняка, и вовсе не знакомо. А между тем прожил Дангулов в футболе очень интересную жизнь, и многое сделал для футбола.

Вот как описывает его Никита Симонян в своей книге «Футбол – только ли игра?»: «Абрам Христофорович Дангулов – человек высокой культуры, педант. Почти со всеми на «вы». По натуре довольно замкнут. С игроками одинаково ровные отношения. Был сдержан, никогда не повышал голоса, хотя в футболе предостаточно ситуаций, которые могут вывести из равновесия любого. Только однажды… Мы тогда проиграли несколько матчей подряд – никак не шел мяч в ворота, и все тут! Приехали в Киев и потерпели очередное поражение. Абрам Христофорович ходил, ходил по раздевалке и вдруг как двинет ногой фибровый чемоданчик Олега Тимакова под лавку: «Да вы, в конце концов, будете забивать, негодяи?» Первым, кто гомерически захохотал от несоответствия столь бурной реакции с привычным образом, привычной галантностью нашего тренера, был хозяин чемоданчика. Вслед за ним – мы все. И начали уговаривать Дангулова: «Не волнуйтесь, Абрам Христофорович, прорвет нас, вот увидите». И действительно, в следующей встрече мы буквально разгромили соперника. Может, в самом деле, именно взрыв тренера возымел действие? Все бывает в футболе».

Дангулов родился 5 августа 1900 года в Армавире и там же увлекся футболом: 14 лет – с 1920 по 1934 год – был нападающим армавирского «Динамо». Завсегдатаи стадиона быстро полюбили футболиста. А как могло быть иначе, если молодой Абрам Дангулов обнаружил прекрасное понимание игры, филигранную технику и сильнейший удар, которого впоследствии вратари боялись, как огня. Талантливого юношу позвали в пятигорское «Динамо», откуда он попал в сборную Северного Кавказа. Венцом игровой карьеры Дангулова стало участие во Всемирной рабочей спартакиаде в Москве.

Потом тренировал команды «Динамо» (Пятигорск), «Стахановец», позже переименованный в «Шахтер» (Сталино). И вот, неожиданно малоизвестного провинциального тренера, который успел неплохо проявить себя в «Стахановце», приглашают в 1944 году возглавить московский клуб «Крылья Советов». За 4 года Дангулов создает вполне боеспособную, перспективную команду, включив в нее ряд молодых, талантливых игроков. Кстати, главной его находкой в «Крыльях» стал как раз таки 19-летний форвард из Сухуми Никита Симонян, в котором тренер сразу же увидел будущую «звезду» советского футбола. И когда в 1948 году команду «Крылья Советов» почему-то расформировывают, а Дангулова вместе с другим наставником «Крылышек» Владимиром Гороховым назначают тренером популярного московского «Спартака», то Абрам Христофорович без раздумий берет с собой в новую команду Симоняна. Опытный тренер не ошибся – Симонян становится главной ударной силой «Спартака» (в сезоне 1950 года Симонян забивает 34 мяча, что на 35 лет становится рекордом всесоюзных чемпионатов).

Создатель знаменитого стиля «красно-белых».

Какие ассоциации рождаются у современного болельщика, когда он слышит о «Спартаке»?

Первым делом на ум приходит красота игры: знаменитые «кружева», которые подразумевают ювелирную работу с мячом, стремительные «стеночки» с забеганиями, острые проникающие пасы в штрафную и многое другое. Но «Спартак» не был таким изначально. Читаем Льва Филатова:

«Спартак» в довоенные годы отличался игрой мужественной, волевой, в нем были подобраны люди крепкого сложения, надежные. Он мог переиграть противника, а мог и взять его измором, силой, натиском... Его стихией была самоуверенность сильных людей, знающих, что они свое возьмут, когда захотят.

А после войны на спартаковское пепелище стали стекаться игроки совсем другого внешнего вида и других манер... В гвардейские полки их бы не отобрали: ни ростом, ни разворотом плеч они не вышли. Но все – технари. И спартаковский футбол круто переменился. Тогда и было положено начало той игре «Спартака», которую мы знаем сегодня.

Возможно, это произошло само собой, без какой-либо программы. Но все-таки, думаю, к превращению приложил руку Абрам Христофорович Дангулов, тренировавший «Спартак» пять лет, с 1949 по 1953 год».

И еще одна цитата от Филатова: «Выходец с Северного Кавказа, Дангулов как футболист, а потом как тренер был воспитан на футболе южном, техничном, щеголеватом и свой вкус не мог не проявить, став тренером возрождающегося «Спартака». Так мне, во всяком случае, кажется».

Новый тренер «Спартака» навсегда изменил командный подход к игре. Привитый им стиль можно проследить до сих пор, несмотря на грандиозные перемены, которые с тех пор претерпел футбол. Дангулов был поборником игры с быстрыми рывками в свободные зоны, коротким пасом, основанной на технически обученных игроках, выстраивающих на поле бесконечные треугольники, создавая голы в артистическом, импровизационном, но вполне структурированном стиле — который спартаковские болельщики, не совсем корректно, окрестили «романтическим». Эта командная игра также разбавлялась наличием дриблеров, способных преодолеть защиту соперника за счет индивидуальных действий. Один из таких дриблеров, Никита Симонян, так описывал этот стиль: «Мы должны были строить свою игру на рациональный манер. Игрок, контролировавший мяч, должен был видеть следующего игрока, для того, чтобы отдать ему пас. Тот игрок, в свою очередь, уже искал третьего свободного игрока».

Сделав акцент на игре в мелкий и средний пас, Дангулов сократил количество ошибок, которое было характерно большим у южных команд в Советском Союзе. Новый «Спартак» был мельче, быстрее и техничнее. Игроки выглядели и играли иначе.

Нелегко, через труд на тренировках, досадные поражения, критику прессы, закладывался первый камень в стиль «Спартака», спустя годы ставший визитной карточкой команды. Наверное, неслучайно, что первые послевоенные успехи в чемпионатах СССР связаны с именем Дангулова: Кубок СССР в 1950 году и два чемпионства 1952 и 1953 годов

Уход из «Спартака».

Сейчас, спустя более 60 лет, трудно сказать, чем была вызвана внезапная отставка Дангулова в 1953 году. Ведь ему только исполнилось 53 года, он находился в расцвете сил и был полон новых идей. Руководимый им «Спартак» был на взлете, в команде играли такие высококлассные игроки, как Симонян, Нетто, Дементьев, Паршин, Паромонов, Тимаков… Словом, победная дангуловская серия могла продлиться и в середине 50-х. Думается, как это часто бывает, сыграли свою роль интриги недоброжелателей, завистников, которых всегда хватает у талантливых людей. Возможно, приложил к этому руку и Лаврентий Берия, как известно, покровительствовавший московскому «Динамо». Так или иначе, но отставка состоялась.

Грустно было Абраму Христофоровичу покидать созданную им, выпестованную команду. Трудно было игрокам расстаться с тренером, которого они искренне любили, уважали и который так много сделал для них. Были письма с просьбой оставить Дангулова в «Спартаке», но руководство профсоюзов и самого клуба оставило без внимания эти ходатайства, и Дангулов распрощался с командой, с которой были связаны самые большие его победы.

«Спартак» был лебединой песней Дангулова. Он еще был востребован, его приглашали в разные клубы, но того творческого подъема он уже не ощущал. В 1955 году его приглашают в Армению, и он два года тренирует ереванский «Спартак» (так назывался тогда «Арарат»). И здесь, верный себе, он продолжает поиск талантов, находит способную молодежь, которая заявит о себе спустя несколько лет, уже без Дангулова. А заканчивает свою тренерскую карьеру Абрам Христофорович там, где он работал в предвоенные годы. В 1958 году он возглавляет донецкий «Шахтер» и снова ищет и находит талантливых игроков, которые спустя несколько лет (в 1961 и 1962 годах) дважды подряд выигрывают Кубок СССР. 

Тот самый случай с Нетто.

В 1949 году в «Спартаке» шла смена поколений, и в команду пригласили 19-летнего Игоря Нетто. Он практически сразу стал своим, потому что очень подходил под новый «спартаковский» стиль. В те времена распространенным явлением были выступления, как за футбольную, так и за хоккейную команды. Разумеется, Игоря сразу же пригласили и в хоккейный "Спартак", за который он выступал в чемпионате СССР. Параллельно с футбольными тренировками зимой играл за одноименную ледовую дружину.

Возможно, в конце концов, Нетто отдал бы предпочтение хоккею, если бы не Абрам Дангулов, который всячески противился тому, чтобы Нетто выходил на лед. Дангулов посещал хоккейные матчи и пристально следил за своим игроком, опасаясь, что тот получит травму. В одном из матчей кто-то из соперников применил против Игоря грубый прием, после чего тот с трудом доковылял до скамейки. И нервы тренера не выдержали.

Он спустился с трибуны, встал на колени перед наставником хоккейного «Спартака» Игумновым и стал умолять его: «Не губите Нетто, это ярчайший футбольный талант, а у вас его могут покалечить».

Игумнов внял мольбам Дангулова, и Нетто сконцентрировался на футболе. Скоро он стал одним из сильнейших футболистов Советского Союза.