Форму ЦСКА дальше будет делать Joma. Этот испанский бренд одевает «Аталанту», «Уфу» и Гондурас
Вечером 2 января журналист Василий Конов написал в телеграм-канале, что ЦСКА отказался от Umbro и подписал нового технического спонсора. На следующий день появились подробности: ЦСКА выбрал испанский бренд Joma – он будет одевать команду с сезона-2020/21. На российском рынке испанцы работали только с маленькими клубами, поэтому о Joma почти ничего неизвестно.
Кажется, сейчас идеальный момент исправиться (пока ждем официальное подтверждение от ЦСКА).
Joma – главный испанский бренд: в их бутсах забивали звезды «Реала» и «Барсы», испанский легкоатлет завоевывал олимпийское золото, а Кержаков – Кубок УЕФА
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/ff/36e0c707645a4b841fb51802cbc45.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Бренд Joma основал испанец Фруктуосо Лопес в 1960-х.
Из-за бедности семьи Фруктуосо не пошел в школу, зато еще в 8 лет начал осваивать ремесло сапожника, а в 21 год ему пришла идея открыть собственный бизнес и делать дома спортивные кроссовки. Он одолжил деньги и купил швейную машину Zinger, на которой сшил первые двадцать пар. Лопес оперативно продал их, расплатился с долгом и даже нанял помощника.
В 22 года Фруктуосо решил выйти на профессиональный уровень: в 1967-м он купил пустующую фабрику в пригороде Мадрида, а через два года зарегистрировал компанию Joma Sport S.A. Название Joma появилось в честь сына Лопеса.
В то время Joma производила только бутсы и часто предлагала инновационные решения: например, в 70-х компания выпустила бутсы с специальной твердой подошвой и закрытой лодыжкой. Эта модель моментально стала хитом.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/06/42b31ea7f45819a8399445ab5451d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Производство быстро развивалось, и в 80-х Фруктуосо открыл две новые фабрики в Испании. Joma стала заметнее и подписала персональные контракты со звездами Ли Лиги: Эмилио Бутрагеньо из мадридского «Реала» и Чики Бегиристайном из «Барселоны».
К 1992-му Joma захватил лидерство по продажам футбольных бутс в Испании, опередив Nike и adidas. Примерно с этого момента бренд начал экспансию в олимпийские виды спорта и подписал легкоатлета Фермина Качо. С новыми бутсами достаточно средний бегун неожиданно выстрелил и взял золото Олимпиады-1992 в Барселоне.
В 1996-м менеджеры Joma придумали выпускать цветные бутсы. В линейке The Color in Football появились белые, красные, зеленые и синие бутсы, которое продвигали звезды бренда: форвард Альфонсо Перес (провел пять лет в «Реале», выходил в красных бутсах) и Эмилио Бутрагеньо (в белых). Кампания стала прорывной и подняла продажи бутс Joma на 15%.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/6d/7979d4d1c4861bced1ef44a6926a4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Если в конце 90-х для Joma и других скромных брендов находилось место на рынке (на ЧМ-1998 Nike и adidas одевали только 12 команд из 32), то в 21 веке небольшие бренды подбирают остатки за топами. Но Joma органично вписалась в новые реалии: понятно, что «Реал», «Барса» и «Атлетико» отходят супергигантам, зато Joma поработала с каждым клубом второго эшелона – в середине нулевых в их комплекте Кержаков забивал за «Севилью», затем в Joma гоняла «Валенсия», а сейчас эти вещи носит «Вильярреал».
Joma не тратит миллионы на маркетинговые кампании (хотя снимает симпатичные ролики), но заявляет инновационность технологий. К примеру, у испанцев есть линейка спортивной экипировки Brama, которая якобы сохраняет температуру тела неизменной благодаря подгонке по фигуре, высокой плотности и воздухопроницаемости. По описанию не сильно отличается от аналогичных технологий других брендов, но Joma уверяет, что это уникальный продукт.
На международном рынке Joma – карлик: спонсирует «Аталанту», «Ростов», сборную Гондураса и «Ладу» из ПФЛ
В 2019-м Joma – международная компания с тремя фабриками в США и одной в Азии. Испания до сих пор главный рынок Joma, но в мире она представлена солидно: офисы в 70 государствах, а в портфолио – сборные и команды из 100 стран.
Тем не менее в футболе Joma – бренд второго-третьего эшелона. Больше всего Joma любит итальянские клубы: раньше был контракт с «Палермо», а сейчас – с «Торино», «Сампдорией» и безумной «Аталантой» Гасперини. Изредка Joma работает с английскими командами: в портфолио есть работа с «Лестером», «Суонси» и «Шеффилд Юнайтед». Еще из топ-5 лиг есть «Тулуза» и «Хоффенхайм», плюс десятки команд из Бельгии, Португалии, Восточной Европы и Южной Америки. Сборные тоже в основном из второй половины рейтинга ФИФА (есть очень экзотичные клиенты – Куба и Гондурас).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/c2/ac9967c0c4c3aa529e4643e670d37.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
При этом платит Joma сравнительно немного: контракт с ЦСКА пока не раскрывают, но «Аталанта» получает 3 миллиона евро в год, а «Торино» – 2,5.
Отличительная черта Joma – низкие цены на продукцию. В российском интернет-магазине легко найти спортивные кроссовки за 3 тысячи рублей, или футболку за 2 тысячи. «На каждом рынке мы работаем с одной и той же основной идеей: широкий ассортимент по разумной цене. Это дает нам конкурентное преимущество перед другими брендами», – объясняет основатель Joma Фруктуосо Лопес. Возможно, именно это привлекает украинские и русские клубы: с Joma работали московское «Торпедо» и «Урал», а прямо сейчас испанцы одевают «Уфу», «СКА» и тольяттинскую «Ладу» из ПФЛ.
В ЦСКА любят устраивать странные презентации форм, но в Jomа уже привыкли к русскому колориту: пару лет назад «Уфа» презентовала комплекты от Joma на улице, на фоне местного «Перекрестка».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/c1/70a1bd74a41a189b36c5de9a04c1e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Кажется, Joma делает шаблонные комплекты, но это нормально. Мы попросили спортивного дизайнера отрецензировать формы Joma
ЦСКА еще не успел официально объявить о контракте, а в русскоязычных телеграм-каналах уже появилась критика испанского бренда.
Претензии две:
• Joma делает однообразную форму и добавляет вертикальную полосу даже там, где ее не было изначально (например, у «Суонси»),
• Когда дизайнеры Joma отходят от шаблона, получаются очень странные варианты (например, третий комплект «Аталанты»).
Чтобы разобраться, насколько качественные у Joma дизайны, мы обратились к арт-директору студии спортивного дизайна «Кубертен» Михаилу Антипину.
«Я бы не стал говорить, что Joma дизайнит по шаблону, потому что так сейчас работают все, – рассказывает Антипин. – Например, последняя коллекция adidas для своих клубов вся достаточно шаблонная. Сейчас все стараются унифицировать форму, потому что если ты сделаешь дизайн, где можно поменять отдельные элементы и продать заново, то получишь больше прибыли – чистая коммерция.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/21/3b87aa7474c2f862a34bca352e4d9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Понятно, что топ-клубы работают с большими брендами и требуют уникальный дизайн. Но Joma – бренд второго эшелона, у них меньше возможностей кастомизировать и делать эксклюзивы. Я уверен, что они могут сделать эксклюзив для клубов, которые в их ранге считаются топовыми. Может быть даже для ЦСКА. Хотя я не знаю, нужно ли это «армейцам»: у них достаточно классический дизайн с полосами, наверное, они захотят его оставить».
Чтобы окончательно разобраться мы попросили Михаила отрецензировать три комплекта Joma: «Ростов», «Суонси» и «Аталанту».
«Аталанта», третий комплект, сезон-2019/20
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/c1/2c1aac4204144a27a60a151d7ae00.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Суперстранный комплект. Использование меланжа это ок, но с цветом промахнулись».
«Ростов», сезон-2012/13
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/5f/a4df42de24e7a82713df72cde9588.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Синяя отделка (графика на плечах и полосы на горловине и по бокам) лишняя, без нее было бы чище и лучше».
«Суонси», гостевой комплект, сезон-2019/20
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/55/55fb16eba43cd80aec3f280d515cc.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Есть что поправить, но в целом неплохой комплект. Графические градиенты хорошая тема. В футболе она очень популярна. Например, подобный принцип построения графики из полос мы видели в популярном комплекте «Юве» Palace x adidas».
Последние годы ЦСКА не везло с техспонсорами: adidas ушел из России, а Umbro постоянно косячил. Но все равно Joma – очень cтранный вариант
В 21-м веке у ЦСКА был всего три технических спонсора: Umbro (2000-2008, 2018-2020 – видимо, клуб любит возвращать не только бывших игроков), Reebok (2008-2012) и adidas (2012-2018).
Последние два года ЦСКА работал с британским брендом Umbro, и это был провал: два сезона подряд команда презентовала форму позже всех в РПЛ, в 2019-м клуб получил от Umbro новые комплекты вообще только к восьмому туру. «Нас сильно подвели наши партнеры из Umbro. У них свои объяснения, что произошел сбой на фабрике. Но нам от этого не легче. Считаю, что для клуба уровня ЦСКА это непозволительно», – объяснил генеральный директор Роман Бабаев.
Примерно тогда же появились слухи, что ЦСКА не планирует продлевать контракт с британской компанией, а Роман Бабаев признался, что ведет переговоры с adidas. Возвращение к немцам изначально выглядело сомнительным: adidas с 2017-го плавно уходит из России, закрывает магазины и не продлевает контракты с командами (исключение – сборная России, мы недавно продлились с adidas до 2022-го).
Но в итоге ЦСКА выбрал не старых знакомых из Reebok или любой околотоповый бренд, а достаточно странный вариант. В Восточной Европе у Joma около трех десятков клубов, но в основном это середняки или представители вторых лиг. Возможно, такой выбор связан с привлекательностью ЦСКА: клуб вел переговоры осенью, когда в портфолио было 3 года без трофеев (если не считать полутоварищеский Суперкубок-2018), последнее место в группе ЛЧ в прошлом сезоне, приближающееся последнее место в группе Лиги Европы. Мягко говоря, отличается от ситуации в начале десятых, когда подписывался контракт с adidas.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/5b/4ed003cc34792b1ea78e07e325b19.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Скорее всего ЦСКА выбрал Joma, потому что сейчас «армейцы» не в лучшей форме, – рассуждает Михаил Антипин. – Разумеется, это отечественный топ-клуб и все такое, но сейчас спортивные результаты не такие солидные. Наверное, ЦСКА хотел за контракт определенные деньги, но топ-бренды ответили им: «Извините, вы просто столько не стоите». А Joma подумала, что будет круто сделать точечное усиление. Если у ЦСКА следующие сезоны получатся лучше, то Joma очевидно выиграет от этого. Мне кажется, поэтому они выбрали друг друга: одни немного пробуксовывают, а другие ищут перспективных ребят, которые могут в будущем приподнять статус бренда».
Фото: Gettyimages.ru/Valerio Pennicino, Harry Trump; РИА Новости/Алексей Филиппов; youtu.be
ЦСКА выпустил новую форму позже всех в РПЛ. Клуб жалуется, что опоздал из-за сбоя на фабрике Umbro
Марадона выиграл суд у D&G. Бренд без спроса сделал футболку с его фамилией
Ведь в этом виде футбола Joma добилась превосходства над топ брендами. Сборная Испании и множество звезд мини футбола играют именно в этой обуви. Top flex, Mundial, Dribling - всегда в топе всех рейтингов.
Ps у меня Dribling 😀
Товарищ журналист - нехорошо! Многие не в курсе испанского произношения.