Первая победа Артеты: подготовился к контратакам «МЮ», заставил Озила пахать, закрылся во втором тайме
Разбор Вадима Лукомского.
1. Микель Артета внес 4 изменения в состав, который проиграл «Челси». Три из них связаны с травмами – в опорную зону вернулся Гранит Джака, пропустивший ту игру из-за вируса, слева вышел восстановившийся Сеад Колашинац, а вместо сломавшегося Кэлума Чемберса в центре защиты появился Сократис.
Финальное изменение – выход Николя Пепе вместо Риса Нелсона на правом фланге. Объясняя отсутствия Пепе в прошлых играх, Артета требовал от игрока больше отдачи на тренировках – и, видимо, наконец увидел результат. Николя также лучше подходил этому матчу тактически (разберем это ниже).
2. За день до матча выяснилось, что за «МЮ» все-таки не сыграет Поль Погба – его не было даже в заявке. Это значительно упростило Оле-Гуннару Сульшеру выбор состава. Единственная позиция, где была реальная конкуренция – место под нападающим, на которое претендовали Джесси Лингард и Андреас Перейра. Сульшер выбрал Лингарда.
3. Матч разделился на два очень разных тайма.
В первой половине «Арсенал» стремился доминировать: несмотря на быстрый гол Пепе, команда не садилась в оборону и атаковала. Это рискованный подход против «МЮ», который хорош в быстрых атаках, но он работал.
Во втором тайме «Арсенал», имея запас в два мяча, явно сел к воротам: это сильно изменило рисунок матча. Мы увидели типичные проблемы «Юнайтед» против закрытого соперника – команда Сульшера выглядела лучше, чем в начале матча, но не создала достаточно острых моментов.
4. Фундаментом уверенного перфоманса «Арсенала» стала хорошая игра без мяча. В первом тайме Артета использовал средний блок, в котором команда выжидала момент для прессинга и начинала давление только в самых очевидных моментах.
Прессинговать «МЮ» постоянно – рискованно. За это «Сити» (с Артетой в штабе) был наказан в последнем дерби, но такой более умеренный подход отлично работал. Когда «Арсенал» прессинговал, они использовали структуру, в которой дальний фланг оставался свободным, а один из вингеров закрывал центрального защитника «МЮ»:
Расчет на то, что соперник не пройдет давление переводом на другой фланг (или пройдет, но слишком медленно, дав возможность перестроиться). Это работало – «Арсенал» даже выжал из прессинга момент с ударом Пепе в штангу.
5. «Юнайтед» иначе строил игру без мяча. Прессинг начинался с Джесси Лингарда, который определял, когда лучше выдвинуться на центрального защитника. Лингард пытался брать на себя двух игроков одновременно, а команда, включая опорников, должна была его поддерживать.
«Арсенал» был к этому готов, поэтому в линию к защитникам постоянно опускался Гранит Джака. Более того, он всегда выбирал зону левого защитника, чтобы иметь максимальный диапазон для передач, если его оставят свободным:
Такая структура игры под давлением ставила «МЮ» в невыгодное положение. Не было игрока, который мог бы реагировать на движение Джаки. Лингард или Марсьяль? Тогда один центральный защитник остается свободным. Выдвинувшийся Фред? Тогда в опорной дыра. Дэн Джеймс? Тогда на фланге Уан-Биссака против двух соперников. Но главное – «МЮ» не был к этому готов. Реакция на такие смещения Джаки постоянно менялась.
6. «Арсенал» провел всего 16% атак через центр. Это невероятно мало – кажется, умышленное решение. «МЮ» – качественная контратакующая команда. Основной элемент такой команды – умение закрывать центр. Артета даже не пытался вскрывать центральную зону, зато предложил вариативную игру на флангах.
Он вынудил и Аарона Уан-Биссаку, и Люка Шоу действовать в неудобной манере. Уан-Биссаку почти невозможно обыграть 1-в-1. В среднем за игру у него 4,1 отбора – вчера был лишь 1, потому что его даже не пытались обыгрывать. А проходили за счет игры в пас. Это делалось умышленно.
Позиции фланговых защитников «Арсенала» сильно отличались: Энсли Мэйтленд-Найлз играл глубоко и часто уходил в центр, а Сеад Колашинац располагался высоко и широко.
Результат такого расположения – Уан-Биссака почти никогда не оказывался 1-в-1 с игроками «Арсенала». Либо Колашинац получает мяч на ходу, либо ситуация 2-в-1 с использованием Обамеянга.
7. На правом фланге все было наоборот. Шоу, напротив, постоянно проверяли 1-в-1. Этим занимался Пепе (одна из причин, почему он вообще вышел в старте). Из-за низкой позиции Мэйтленда Николя не имел права смещаться в центр – он держал ширину, ждал, пока ему доставят мяч, а потом проверял Шоу.
Именно с этим связана огромная нагрузка на Люка – у него 7 попыток отбора (против одной у Уан-Биссаки). Лишь 4 попытки были успешными – это не провал, учитывая высокую нагрузку, но эпизодов, где он не справлялся, было достаточно.
8. Один из самых недооцененных аспектов игры «Арсенала» в этом матче – сдерживание контратак «Юнайтед» в первом тайме. В первой половине «МЮ» не нанес ни одного удара с игры, хотя «Арсенал» владел мячом и играл первым номером (обычно такой сценарий удобен команде Сульшера, которая правда прекрасна в контратаках).
Здесь можно выделить три ключевых аспекта. Во-первых, умеренный прессинг – «Арсенал» тяжело было выманить и отыграть. Во-вторых, структура владения, которая помогала избегать лишних потерь – пара индивидуальных (особенно от Мэйтленда) была, но в целом их было немного. В-третьих, качественный контрпрессинг.
Артета лишь начинает работу над последним элементом. Пока он не самый слаженный, но два ключевых аспекта уже есть. Во-первых, на потерю реагирует вся команда – раньше были случаи, когда часть игроков бежит назад, а другая пытается отобрать сразу. Во-вторых, бешеное желание – частыми были эпизоды, когда два игрока «Арсенала» бежали на соперника после потери.
9. Второй тайм сильно отличался от первого. «Арсенал» сел в глубокую оборону. 38% владения во втором тайме против 58% в первой половине.
Мотивов было несколько. Во-первых, добытый в конце тайма второй мяч. Играть с контратакующим «МЮ» первым номером – риск (пускай у «Арсенала» получалось). Имея два мяча запаса, Артета, вероятно, поменял стратегию.
Во-вторых, «Арсенал» похожим образом действовал и против «Челси» – там был запас в один гол и на игру сильно повлияли ходы Фрэнка Лэмпарда, но все равно есть подозрение, что команда пока недостаточно готова физически, чтобы весь матч играть во владение и контрпрессинг.
На выходе мы получили типичную картину действий «Юнайтед» против глубокого соперника. У команды Сульшера большие проблемы в матчах такого типа, особенно когда не играют Погба и Мата. Самым креативным игроком «МЮ» во втором тайме выступал Неманья Матич – сделал 6 обводок и создал лучший момент. Без пространства у «Юнайтед» почти ничего не получалось.
10. На знакомую картину Сульшер отреагировал, сначала выпустив Перейру и Гринвуда (без изменения схемы), а потом Мату вместо Матича (сделав схему более открытой). Последнее решение было слишком поздним, но могло создать проблемы.
Артета сразу отреагировал – у «Арсенала» вместо Александра Ляказетта вышел Маттео Гендузи. Команда перестроилась на 4-3-3 с 3 опорниками. Левый фланг поочередно прикрывали Озил и Обамеянг.
11. Озил преобразился после назначения Артеты. Перед игрой Микель объяснил, как хочет помочь звездному игроку – создает ему условия, делает так, чтобы он получал мяч в зонах, где опаснее всего. И это работает. Игра Озила в пас была на феноменальном уровне, но это не новость.
Настоящее откровение – то, как он теперь пашет на команду. Вчера Озил возвращал команде мяч 10 раз – больше всех в «Арсенале». Месут не только не халтурил сам, но и отрабатывал за остальных – например, на фланге Пепе:
12. Еще один переродившийся игрок – Давид Луиз. Он тоже прибавил и в защите, и в развитии атак. Во вчерашнем матче важнее было второе. Передачи бразильца – одна из причин, почему прессинг «МЮ» был таким плохим. Для правши Луиз очень хорошо пасует с левой – когда в защите есть такой игрок, труднее контролировать направление атак. Вчера Давид несколько раз ловил «Юнайтед» на этом – ему оставляли возможность только для трудного паса с левой, а он исполнял, чем разрушал давление.
13. Но главное преображение – это Лукас Торрейра. В последние месяцы Унаи Эмери уругваец не был основным, а когда получал шанс, исполнял бокс-ту-бокса (в очень своеобразной интерпретации). Артета использует его лучшие качества – индивидуальный уровень в последних играх просто прекрасен.
«Он сражается за каждый мяч. На тренировках борется вообще за каждый сантиметр. Постоянно он прибавляет в видении поля – стараюсь помогать в этом. Во всех трех матчах он отыграл на топ-уровне», – сказал Артета.
14. Единственным работающим механизмом у «МЮ» была связка Матич-Фред. К ним меньше всего вопросов – именно эту пару после игры похвалил Сульшер.
По традиции центр был закрыт. «Арсенал» просто обходил эту зону. Когда заглядывали туда, Фред в агрессивной манере отбирал мячи (3 отбора, 2 перехвата) и делал качественные вертикальные пасы после отборов. Матич оборонялся за счет чтения игры и тоже был хорош. Во втором тайме серб даже попытался дать команде атакующих качеств (это требовалось, учитывая счет) – его усилий хватило, чтобы выделиться на фоне остальных, но не хватило для результата.
15. Николя Пепе пока критически не хватает стабильности, но в удачных матчах («Вест Хэм», «Витория») он очень хорош. Вчера Артета использовал Пепе, поскольку тот максимально эффективен 1-в-1. К уничтожению Шоу Николя добавил гол, опасный удар в штангу, работу в прессинге, 4 паса под удар и 100-процентную точность передач (мощно для атакующего футболиста).
16. При Артете «Арсенал» развивается как команда – контрпрессинг, игра без мяча, структура владения значительно улучшились. Микель снова здорово подготовился к матчу (против «Челси» его стартовый план тоже был хорошим). Такой прогресс на фоне праздничного графика, который почти не оставляет времени на тренировки, сильно впечатляет.
Но команда пока не играет полные матчи: либо умышленно отказывается от идей, которые продвигает Микель, либо ее не хватает на два тайма. И то, и другое – повод для беспокойства. Вчера задела, созданного за счет умного стартового плана, хватило.
Именно из-за решений Артеты «Юнайтед» не показал сильных сторон (контратаки) в первой половине. Во втором тайме они оказались в нелюбимом сценарии, когда надо вскрывать соперника. Здесь неудача уже была связана в первую очередь с собственными проблемами «МЮ», а не с решениями соперника.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: globallookpress.com/ASHLEY WESTERN via www.imago-ima/www.imago-images.de (1, 3); Gettyimages.ru/Julian Finney
Невооружённым взглядом видно влияние Артеты, команда меняется и смотрится все лучше. Ну а прессингующий Озил это что-то из области фантастики.
А Вадиму очередной респект за разбор!
Кройф был нападающий.
Михельс был нападающий. Лобановский был нападающий .
Ты понимаешь какой отпечаток в современном футболе оставили эти трое ? Это не просто мега талантливые тренеры - это тренеры революционеры .
Кто тебя плюсовал интересно ..