Что Россия и WADA предъявят друг другу?
Исполком WADA сегодня примет важное для российского спорта решение. Оно не будет окончательным, Россия еще наверняка будет пытаться бороться и пойдет в CAS. Потом же еще есть шансы что-то отыграть на уровне МОК. Однако, скорее всего, решение исполкома WADA если и будет впоследствии либерализовано, то, скорее, по форме, чем по содержанию.
Дело в том, что расследование Комитет соответствия WADA вышло образцовым. Еще никто так по полочкам не раскладывал претензии к России. Даже спецслужбы западных стран по качеству расследований дела Скрипалей или малазийского «Боинга» тут уступили борцам с допингом. Если осилить 89-страничный доклад, то даже человек, который не очень разбирается в теме, поймет и не будет сомневаться в главных выводах расследования. И когда сейчас пропаганда говорит о том, что это все Григорий Родченков из США влезал в систему изменять базу, она рассчитывает на то, что 99,99% населения России ничего не читали. А жаль…
Главным российским критиком доклада Комитета соответствия стал ректор МГЮА Виктор Блажеев. Вот что он говорит про изменения в базе LIMS:
«Используемая в московской лаборатории LIMS периодически модифицировалась и изменялась (в период с 2012 по 2015 год), а после эмиграции Родченкова (ноябрь 2015-го), Мигачёва и Соболевского (август 2015-го) до июня 2016 года фактически администрировалась через интернет из Лос-Анджелеса (с правами администратора, позволяющими вносить любые изменения, удаления, в том числе фальсификации без улик)».
А вот что говорится в докладе Комитета соответствия:
«Ошибка, на которой он попался, заключалась в том, что при вводе команды на возращение системной даты LIMS из прошлого в настоящее время к 8 января 2019 года Мочалов использовал формат даты в США (01/08/2019). Это привело к тому, что вся система оказалась датирована 1 августа 2019 года, т. е. перенеслась в будущее на какое-то время, пока она не была сброшена вскоре на 8 января 2019 года. Команда I & I также обнаружила, что в системе не было файлов, которые, как ожидалось, должна была создавать задача ежедневного резервного копирования LIMS».
Евгений Мочалов – сисадмин антидопинговой лаборатории. Но у него, видимо, не хватило квалификации внести изменения в базу и не накосячить с датой. Таким образом, WADA только по одному этому факту поняла не только автора вмешательства, но и его дату! И эта дата – накануне передаче базы борцам с допингом. А до этого, если кто забыл, был скандал, потому что Россия не передала базу до 31 декабря 2018 года. То есть формально была нарушена не только неприкосновенность базы, но еще и дата передачи была сдвинута специально для того, чтобы внести в нее изменения.
Более того, Россия официально в установленные сроки не передала базу в WADA по причине ее ареста Следственным комитетом в качестве вещдока по уголовному делу против Григория Родченкова. И единственным человеком, который имел к ней доступ был Мочалов, все остальные же аккаунты, в том числе Родченкова, Мигачева и Соболевского были аннулированы, о чем Минспорт сообщал WADA. При передаче вообще не было никаких оговорок насчет возможных изменений, в том числе и связанных с деятельностью Родченкова и его бывших сотрудников.
А вот и итоги деятельности Мочалова:
«Удаленные файлы включали 11 720 последовательных файлов «SLD», в которые записывалась работа масс-спектрометра, используемого для анализа допинг-проб; 337 файлов необработанных данных; и 531 PDF-файлов. Из 503 файлов PDF, созданных в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года, 133 относились к анализам проб, из которых 121 были с «предположительными» НАВ на анаболические стероиды».
«Группа разведки и расследований ВАДА определила 578 образцов в базе данных LIMS, собранных у 298 спортсменов, которые они сочли подозрительными на допинг. Исключения и изменения «фактически лишают оснований» способность вести дела против 145 из 298 спортсменов. Многие из них легкоатлеты».
Таким образом, каждый из вас может понять, какие у России шансы содержательно отбить претензии WADA. Собственно, Россия их уже не отбивает. На повестке дня стоит вопрос о том, чтобы добиться минимальных санкций. Для этого подключили уже Алишера Усманова и президента ОКР Станислава Позднякова. То есть в бой вступили фехтовальщики.
Для начала нужно понимать, что санкции неизбежны, потому что, во-первых, очевидно, что РУСАДА не соответствует Антидопинговому кодексу, а теперь это решение ОБЯЗАН выполнять МОК.
И давайте пока сосредоточимся на олимпийских санкциях, потому что ситуация для мирового спорта уникальная, никогда еще он еще не сталкивался с такими манипуляциями в сфере допинга. Поэтому решения по ограничению участия спортсменов от страны в международных соревнованиях и организации соревнований страной на своей территории будут выноситься впервые, прецедентов пока нет.
Так вот глава ОКР Станислав Поздняков говорит:
«WADA требует запретить нам выступать на Олимпийских играх под своим флагом, но, согласно Олимпийской хартии, у каждого НОК есть флаг своей страны. И запретить его символику невозможно, не исключив из МОК».
И тут определенная зацепка есть. Когда российские спортсмены выступали в Пхенчхане под олимпийским флагом, ОКР формально не был членом МОК, а сейчас он восстановлен и пока не звучало предложений об исключении России, в том числе и от WADA.
Таким образом, налицо правовая коллизия, которую должен решить МОК в соответствии с Олимпийской хартией. Ее 31 статья гласит: «Флаг, эмблема и гимн, принятые НОК для использования в своей деятельности, включая Олимпийские игры, подлежат утверждению Исполкомом МОК».
И вот теперь становится понятно, почему тот же Алишер Усманов, возглавляющий Международную федерацию фехтования, обхаживает президента МОК, олимпийского чемпиона по фехтованию Томаса Баха. То есть шанс на флаг у российских спортсменов существует.
Однако, скорее всего, все решения будут приниматься на уровне CAS. И при этом МОК и WADA наверняка придется из-за ситуации с Россией на ходу уточнять собственные правила.
И теперь подведем небольшие итоги:
1. Санкции в отношении России неизбежны, никаких подозрений о вине Григория Родченкова у WADA нет. Кстати, глава РУСАДА Юрий Ганус в данном случае солидарен не с Минспортом, а с антидопинговым агентством.
2. WADA вынесет решения об ограничении участия российских спортсменов в двух Олимпиадах (Токио и Пекин), а также в других соревнованиях. И МОК, и международные федерации в соответствии с Антидопинговым кодексом будут обязаны подчиниться. Скорее всего, WADA оставит некое поле для маневра.
3. Спортсменов от России на Олимпиады будет отбирать МОК на основании суровых антидопинговых правил, как это было перед Пхенчханом, куда не отобрали, например, Антона Шипулина и Виктора Ана. Возможно, такие же правила будут введены для всех или некоторых международных федераций.
4. Правовая лазейка для выступления отобранных МОК спортсменов под российским флагом на двух Олимпиадах есть, учитывая, что пока вопрос исключения ОКР из МОК не стоит.
5. Окончательные решения в отношении российского спорта будут вынесены весной-летом будущего года CAS и МОК.
Так что сегодня ждем жестких решений WADA, которые еще предстоит растолковать и реализовать на практике.
По теме санкций - на первом месте будет информационное давление. Самое страшное для спортсменов - возможный недопуск на олимпиаду тех, у кого было допинговое прошлое, даже если это мельдоний или марихуана. Спортсменов типа Ласицкене, я уверен, должны допустить. А также пропуски соревнований до получения нейтрального статуса. Из положительного то, что в этот раз времени на суд больше, старых спортсменов меньше, кадры прилично обновились.
Тут дело не в квалификации Мочалова, и уж тем более не достаточности квалификации для работы в качестве админа, а не суперхакера. Сисадмину постоянно приходится иметь дело с большим количеством софта, всюду формат даты разный - где-то автоматически переключится на европейский стандарт, где-то кто-то пару лет назад формат даты менял, никто не помнит когда, где-то единственный вариант формата американский. Всего не упомнишь, остаётся только проверять каждый раз до и после выполнения команды. Когда в последний момент начинаешь что-то править, высока вероятность совершить ошибку. Для изменения содержимого жёсткого диска (включая саму базу и разного рода записи служебных программ, ОС и др.) таким образом, чтобы действительно сложилось ощущение, что изменения были произведены в 2015 году, должны была работать команда специалистов более высокой квалификации, чем обычный сисадмин, и им стоило заранее продумать план действий, всем вместе подумать на счёт возможных проблем, может быть, настроить точно такой же сервер для теста, запустить запланированные команды и проверить какие следы они оставляют. Но изменения производились как будто нет никакой спецоперации, кто-то в последний момент попросил ещё чего-то подправить, хорошо если такой человек был всего один.
Допуск хотелось бы нашим.
Очень хочется, чтобы было за кого болеть на олимпиадах.
При этом процедура допуска - это опять поле для манипуляций, в том числе и наших чиновников. Манипуляций с общественным мнением, это раз. И вот тут обидно, что только с внутрироссийским научились наши работать. А на международном уровне просто пшик репутации. К сожалению, в нынешней ситуации прислушиваются многие не к тем, кто прав, а к тем, кто громче кричит. Правда и с правотой у нас, как я вижу, проблемы(((
Манипуляций и предвзятости при выборе возможных участников соревнований. Очень обидно за чистых спортсменов, и тех, кто реально претендовал бы на награды. А также за отбывших свои дисквалификации в случае проколов в прошлом. Им откажут, и наверняка не будут объяснять причины.