Командировка в команду: «Шинник» Ярославль
«МЕДВЕДЬ» ВСТАЕТ НА ДЫБЫ
СОБЫТИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ В ЭТОМ СЕЗОНЕ В «ШИННИКЕ», ИНЫМ КЛУБАМ ХВАТИЛО БЫ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ВПЕРЕД. ЗДЕСЬ И НАШУМЕВШАЯ ОТСТАВКА АЛЕКСАНДРА ПОБЕГАЛОВА, И МЯТЕЖ ФАНАТОВ, И ТУРНИРНЫЕ ВЗЛЕТЫ-ПАДЕНИЯ. ЗАВЕРШИЛИ ГОД ЯРОСЛАВЦЫ, ВПРОЧЕМ, УДАРНО, СВИДЕТЕЛЕМ ЧЕГО СТАЛ СПЕЦКОР «ФУТБОЛА»
НАСЛЕДСТВО ШЕПЕЛЯ
Хмурость, с которой встречает столица Золотого кольца, предает архаичному городу задумчивость и даже очарование. Ярославль готовится к зиме, а «Шинник» -- к матчу с брянским «Динамо». Первому в ноябре и предпоследнему в сезоне. Лавируя между мутными лужами, одетый, словно франт, пресс-атташе клуба Андрей Паршин ведет меня к «Газели», чтобы подбросить до гостиницы. «Обычно в это время у нас уже снег, так что сейчас погода для футбола сносная. Было дело, заканчивали сезон в метель, ну ты же знаешь», - бросает на ходу провожатый.
Знаю. Работая в начале двухтысячных в ежедневном издании, курировал «Шинник», посему заглядывал в Ярославль частенько. С руководяще-административным составом черно-синих знаком давно и плотно. Коллектив здесь притертый, спаянный. Текучки кадров нет. Почти все местные, вросшие, можно сказать, в клуб корнями. Только должности кое у кого поменялись. Советник президента Валерий Фролов после структурных преобразований стал замом гендиректора, администратор Валерий Смирнов повысился до начальника команды, врач Евгений Роженков нынче тренер по физподготовке, а бывший видеооператор Паршин руководит пресс-службой. Остальные на своих местах: спортивный директор Сергей Коровкин, начальник медицинского департамента Андрей Каракчиев, администратор Сергей Константинов… Все, как и прежде. Даже девушка на рецепшене в отеле «Медвежий угол»: «Давненько же вы у нас не были». -- «Да, семь лет…»
Воды за это время в Волге утекло много. Изрядно тряхануло и «Шинник», который успел вылететь из Премьер-лиги, вернуться в нее и снова упасть. О том, какими колеями ярославцы прорывались в элиту в 2007 году, впрочем, известно. Лучше бы и не прорывались вовсе. Владимира Шепеля, в ту пору генерального директора клуба, уличили в растрате какой-то космической суммы, осудив на семь лет колонии. Недавно он, кстати, вроде бы условно-досрочно освободился. Говорят, никого не сдал. Хотя мог бы, наверное.
Завалы, оставленные Шепелем, пришлось разгребать его сменщику – Александру Рожнову. Тот постепенно «подбил» почти все хвосты, рассчитавшись не только с кредиторами, но и с сотрудниками. Мужицкий поступок. Другой ведь отмахнулся бы, списав долги предшественника за давностью лет. Поклонники «Шинника», помнится, неоднозначно восприняли августовскую распродажу лидеров – голкипера Артема Реброва, хавбека-бомбардира Романа Григоряна и талантливого Евгения Гапона. Между тем клуб заработал на них, ничуть не потеряв в качестве игры. А часть вырученных средств пошла как раз на погашение задолженностей перед персоналом. Вдобавок и новичков пригласили стоящих.
КУЗОВ ОТ «МЕРСЕДЕСА»
Резервное искусственное поле с подогревом, два синтетических мини-газона, громадная парковка – визуально на территории стадиона «Шинник» ничего не изменилось. Всё, да не всё. Подобно грибу после дождя - конечно, не такому пронизывающему и занудному, что льет на наши с Паршиным головы – вырос ФОК. В физультурно-оздоровительном комплексе базируется региональный Центр подготовки юных игроков. Сектор развития молодежного футбола клуба возглавляет легендарная для Ярославля личность – Борис Гаврилов, рекордсмен «Шинника» по количеству игр и забитых мячей в национальном первенстве. Одновременно ему принадлежит всесоюзный рекорд: 575 матчей в первой лиге! В фойе ФОКа торгуют атрибутикой арендаторы под вывеской «Забивная нога». Углубляясь по коридору, попадаю в зал. Площадка аккурат для мини-футбола: 48 x 24. Чистенько, ухоженно. Следить не смею – все же дети занимаются.
Рядом с ФОКом - клубный офис, также с иголочки. Осматриваю музей «Шинника». Взгляд цепляется за черно-белую фотографию 60-х годов с под завязку забитыми трибунами. Причем стадион тогда вмещал побольше, около сорока тысяч. Еще одна реликвия – пожелтевшая афиша матча «Шинник» -- «Спартак» (Москва). 1977 год. Единственный сезон, проведенный красно-белыми в первой лиге. Есть и свежие раритеты. Например, именной кубок, врученный Александру Павленко как лучшему игроку первого дивизиона ПФЛ-2007. Полузащитник, выступающий сейчас за «Терек», видимо, оставил этот трофей клубу на долгую память.
На главной арене тоже модификация – прошлым летом сдали в эксплуатацию трибуну за южными воротами, резко контрастирующую с общим дизайном стадиона. Это как если бы к «Жигулям» приварили кузов от «Мерседеса». Новостроенная, полностью закрытая козырьком, она пышет изяществом. Во многом благодаря ей Ярославлю в этом году и отдали финал Кубка России, перенеся внутрь подсобные помещения. Евроуровень! Особенно впечатляют раздевалки – не только отделкой, но и размахом. При желании в них можно играть в футбол. В той, где в мае размещался ЦСКА, еще пару месяцев после финала, как рассказывают, стоял устойчивый запах шампанского…
РОЖНОВ
Как и уславливались, в назначенный час ожидаю аудиенции у Рожнова. Признаюсь, с опаской. Лично с генеральным «Шинника» знаком не был, зато наслышан о нем изрядно. Чего стоит только знаменитая история с судьей Захаровым, которому он предлагал пройти освидетельствование на предмет алкогольного опьянения! Кроме того, это ведь именно Рожнов инициировал переворот с заменой ПФЛ на ФНЛ. А свернуть такую глыбу, как Николай Толстых, – это, доложу вам, не орех расколоть. Не привыкший задавать «удобные» вопросы, ожидал, словом, чего угодно, но только не того, что мы проговорим почти два часа. Одно могу сказать определенно: энергетика от Рожнова исходит сумасшедшая. Планы и идеи бьют фонтаном. Причем это касается не только «Шинника», но и жизнедеятельности всего российского футбола. Рамки журнала не позволяют опубликовать даже трети нашей беседы, посему обо всем «вкратце».
- (О выступлении «Шинника» в 2011 году.) На первом этапе мы рассчитывали быть в восьмерке, чтобы претендовать на выход в Премьер-лигу. Задачу выполнили, но, к сожалению, провели эту часть сезон по синусоиде: то взлет, то провал. Спадов не избежал никто, однако у нас они были чересчур резкими. Во втором круге удалось стабилизировать игру. Радует, что дома и на выезде придерживались единой философии: в гостях «Шинник» набрал очков больше всех. С футболистами у нас долгосрочные отношения, так что в весну смотрим с оптимизмом.
- (Об отставке Александра Побегалова и слухах о том, что его «сплавила» группа игроков.) Александр Михайлович обладал глубоким составом и имел возможность провести ротацию, если в ком-то сомневался. Я никогда не лез в тренерскую кухню. К Побегалову, как и сейчас к Газзаеву, у меня было полное доверие. Если у него возникло недопонимание с подопечными, он должен был отреагировать и довести ситуацию до сведения руководства клуба. Мы бы сели и поговорили. Но ко мне никто не обращался, да и не видел я очага возгорания. Дело ведь не только в домашнем поражении от Хабаровска, хотя оно и стало последней каплей: откровенно провалили матч, транслировавшийся на всю страну. До этого «Шинник» уступил в Нижнем, Красноярске и Новосибирске, причем везде – в один мяч! Конечно, все мы сильны задним умом. И все же где-то стоило «засушить» игру, передернуть заменами... Мы ценим Побегалова как уважаемого специалиста, однако жизнь показала, что приглашение Юрия Газзаева было мудрым. Он не только сильный тренер, но и отменный психолог.
- (Об августовских 0:3 от «Балтики» и 0:4 от «Торпедо».) Комплекс причин. Летом мы провели серьезные сборы, вследствие чего игроки подсели физически. К тому же отрезок из четырех матчей дома крайне сложен психологически. Игрокам не хватило мотивации. Находясь на гребне после шести побед подряд, они, видимо, посчитали: мол, этих-то уж порвем и без тренерской установки. Отсюда и анархия на поле. Впрочем, выводы были сделаны.
- (О селекции.) Обычно весь селекционный груз лежит на мне. Это, разумеется, неправильно, хотя в межсезонье сработали на трансферном рынке добротно. Такой мощной группы атаки у нас не было никогда. Тем не менее вектор селекции должен задавать тренер. Юрий Фарзунович любит возиться с молодежью, и мы планируем освежить команду. Правда, сейчас не самый благоприятный период: впереди – третий круг, где борьба пойдет не на жизнь, а на смерть. Все одержимы попаданием как минимум в четверку. Ну, кроме разве что «Нижнего Новгорода».
- (О конфликте с фанатами.) Конфликт – это когда в выяснение отношений втянуты две стороны, а я с ними не конфликтовал. Просто люди выразили свою позицию относительно отставки Побегалова. Кто-то подумал, что Рожнов регулирует, когда команде надо проигрывать и когда побеждать. Абсурд! Человеку, вкладывающему в клуб душу и частные средства, подобное не придет и в голову. Я понимаю, Побегалов – свой, местный, но в футболе «свой» тренер тот, кто набирает больше очков. При этом я всегда готов выслушать критику в лицо. Когда фанаты захотели встретиться с командой, мы разрешили им приехать на базу. Эмоции улеглись, а после двух-трех побед пришло и осмысление того, что перемены направлены на благо «Шинника».
- (О перелетах.) Некоторые города расположены так, что до них можно добраться либо на автобусе, либо с пересадкой. С 2008 года у нас проверенная схема: заказываем чартер в день матча. После игры возвращаемся домой, на базу, а через двое суток летим на следующий поединок. Тем самым экономим на гостиницах. Тренеры с игроками сами выбирают, что для них удобнее: либо чартером туда-обратно, либо через Москву сразу на два матча с ночлегами. Как показывает практика, первый вариант эффективнее. Что до дальних городов, то туда летаем регулярными рейсами.
- (О финансах.) Зарплату платим месяц в месяц. Есть задолженности по премиальным, но игроки с пониманием относятся к ситуации. Мы не разматываем долговой клубок. Более того, ускоряем процесс: в прошлом году было лучше, чем в 2009-м, а в этом – лучше, чем в прошлом. Обычно полный расчет производим до 15 января, но в этот раз постараемся уложиться к Новому году.
- (О ФНЛ.) Хотим, чтобы на нас обратило внимание руководство РФС. В отрыве от первого и второго дивизионов российский футбол существовать не будет. Тем паче в свете домашнего чемпионата мира: те, кто в 2018 году сформирует национальную сборную Россию, сегодня защищают цвета команд ФНЛ. А ситуация в лиге непростая, ряд клубов испытывают дефицит бюджета. Нуждается в привлечении дополнительных средств и «Шинник». Возьмите Германию или Англию, где Бундеслига и АПЛ подпитывают низшие дивизионы, продавая права на телетрансляции и рекламу. Понятно, там другие суммы, но главное – стратегическое направление. Мы готовы передать рекламные права РФС, чтобы он помог клубам привлечь спонсоров. Первый дивизион сделал большой шаг вперед, игры показывают по «России-2», но все это пока на безвозмездной основе. Сами мы не раскрутимся.
- (О невысокой посещаемости турнира.) Причин несколько. Осевая – состояние стадионов. Увы, в России с ними беда. Когда мы проводили маркетинговые исследования в ракурсе строительства стадиона к 2018 году, то пригласили специалистов на «Арену-2000». Оценив высокий уровень хоккейного Дворца, они были единодушны: чтобы создать такую же ауру на футболе, требуются новые технологии. К хорошему народ привыкает быстро. Я ездил Гамбург, притом не в одноименный клуб, а в «Аугсбург», обитающий на дне Бундеслиги. На трибунах – 57 тысяч зрителей! Поинтересовался, в чем феномен. Сказали, что никакого феномена нет. До 2002 года ходило не больше 20 тысяч, а прорыв произошел, после того как к ЧМ-2006 открыли новый стадион. Он действительно великолепен: наряду с VIP-зонами, которые приносят клубу колоссальный доход, обеспечен комфорт и обычным болельщикам. Билеты в эти сектора дешевые, а люди ведут себя демократично – поют, шумят и пьют пиво, которое почему-то сурово запрещено на наших стадионах. На мой взгляд, это глупость.
- (О новом стадионе.) Он будет возведен на месте нынешнего. Как раз сегодня, 1 ноября, нам доставят проектное решение из Москвы, что позволит обратиться в Минспорттуризм с целью начать рабочее проектирование в 2012 году. Стадион задумывается на 45 тысяч, камерно-футбольный. Компании «Интекс» - она является также подрядчиком арены в Казани – уже даны надлежащие поручения. Нужно продумать все до деталей. Планируем 70 VIP-лож. Понятно, что сразу мы их не продадим, но законы инерции никто не отменял. Политики, бизнесмены, экономисты – это актив, который увлечет за собой остальных. Если начальник завсегда на стадионе, то и коллектив не останется в стороне. В том числе девушки. Отдаю себе отчет в том, что на шпильках и в декольте на футбол, как в ледовый Дворец, не придешь, но можно ведь взять другим. Необходимо создать людям максимальный уют. Те же зоны по интересам – фанатский, семейный, для курящих и тому подобное. К слову, мы уже привлекли немецкую компанию, которая будет реализовывать этот проект.
- (О новом стадионе и шансах Ярославля принять игры мундиаля.) Решать комиссии ФИФА, но наш город – красивый, с развитой инфраструктурой. И она еще будет улучшаться. Немаловажно, что стадион у нас в центре города – это соответствует первому пункту издания ФИФА. Помимо Ярославля данному критерию отвечают только «Лужники» и Екатеринбург. В любом случае, как бы там ни решился вопрос с чемпионатом мира, области нужен новый стадион.
- (О том, где команда будет играть с сезона-2013/14.) Временно переберемся на «Славнефть», где в рамках Премьер-лиги принимал соперников наш дубль. Перенесем туда пластиковые сиденья, козырек с южной трибуны, некоторые подтрибунные помещения. Стадион расположен рядом с «Ареной-2000», что устраняет проблемы с парковкой. Естественно, «Славнефть» подвергнется тотальной реконструкции, полностью подгоним его под требования РФПЛ. В частности, увеличим вместимость до десяти тысяч.
ГАЗЗАЕВ
После матча радостная суматоха. Рукопожатия, поздравления, улыбки. Еще бы, «Шинник» размозжил динамовцев со счетом 5:0! Ярославцы пытаются заглушить эмоции, дабы не ранить дорогих гостей из Брянска во главе с президентом сине-белых Евгением Калакуцким и не показаться нескромными заглянувшему на игру Игорю Ефремову. Но глаза-то не спрячешь: они лучатся победой.
Руководитель ФНЛ быстро исчезает, а я нервно пытаюсь отловить Юрия Газзаева, застрявшего где-то в недрах раздевалки. Тренера ждет машина, чтобы отвезти его по делам в Москву. «Не переживай: Юрий Фарзунович – человек слова, раз была договоренность – значит, побеседуете», -- успокаивает Паршин. А вот и Газзаев. Паршин уводит его на пресс-конференцию. Проворно отстрелявшись, дозорный волжан возвращается и предлагает проследовать в тренерскую. «Сергей, только недолго, пожалуйста», -- показывая на часы, умоляет пресс-атташе. Каюсь, в регламентированные семь минут мы не уложились. Газзаев разговора не останавливал, характерных жестов не делал. Говорил, правда, почти шепотом -- а-ля Курбан Бердыев пятилетней давности. Нажать на диктофоне клавишу stop меня заставило только появление в комнате Паршина.
- Слышали, как трибуны сегодня скандировали вашу фамилию? По словам местных коллег, это новое в репертуаре ярославских болельщиков…
- Конечно, слышал (улыбается). Но это оценка работы всей команды, которая крупно выиграла у серьезного соперника.
- Тяжело было возглавить «Шинник» после Александра Побегалова, отставку которого многие в городе встретили в штыки?
- Как, наверное, и любого человека, одни приняли меня с надеждой, а другие со словами: «Кто это?» С Побегаловым у меня хорошие отношения, которые, надеюсь, таковыми и останутся. Но ведь если бы все было замечательно, то меня бы не позвали, верно? Здесь важно не отвлекаться, а работой доказывать свою состоятельность. Причем доказывать каждый день.
- Не смущало, что в Ярославле меняют тренеров с пулеметной очередью?
- Смущало. Восемь человек за три года – многовато. Но коли уж взялся за гуж, то не стоит думать о последствиях. Понятно, что судьбу тренера определяет результат. Заступая на должность, мы уже ходим под угрозой увольнения. Тем не менее каждый стремится к тому, чтобы это произошло как можно позже (улыбается).
- Не ошибусь, предположив, что самым щекотливым для вас стал начальный отрезок.
- Вы правы, перед моим приходом «Шинник» в шести матчах набрал всего очко. Команда находилась не в лучшем психологическом состоянии, и нам с игроками было нужно завоевать доверие друг друга. В первую очередь мне у них. Тем более предстоял выезд Сочи – Новороссийск – Брянск. Я благодарен футболистам: они проявили самоотдачу и дисциплинированность, за счет чего удалось одержать в этих играх победы. Победы трудовые, в один мяч, но оттого не менее ценные. Я понял, что в «Шиннике» игроки не только классные -- они еще и с характером. Это как раз тот симбиоз, который необходим для решения серьезных задач. Еще одной, даже более серьезной проверкой стали спаренные поражения от «Балтики» и московского «Торпедо» с общим счетом 0:7…
- Об этом, если можно, поподробнее. Со стороны два домашних фиаско выглядели как очередной демарш игроков -- коллектив-то у вас непростой…
- Считаю, дело все-таки в психологии. После шести побед подряд я видел, что мы на пороге срыва. Даже в выигранных до этого матчах – у «Химок» (4:1) и «Факела» (1:0) -- чувствовалось: команда не так мобильна и собранна. Но знаете, что сейчас хочу сказать. Не будь тех болезненных неудач, возможно, не было бы и нынешних успехов. У нас с игроками состоялся открытый и острый разговор. Команда сплотилась, и больше мы не позволяли себе такой расхлябанности. У нас здоровый микроклимат, отличные ребята и позитивный фон.
- У вас была возможность наложить вето на продажу Реброва, Григоряна и Гапона?
- Я новый человек в клубе, ну и потом нужно же учитывать желания самих ребят. Реброва пригласил «Спартак», топовый клуб. Григоряну 29 лет, ему хотелось попробовать себя в Премьер-лиге. А Гапон – футболист Сарсании, и, видимо, в его контракте был пункт, позволяющий уйти при надлежащем предложении. Конечно, это потери. Но, слава богу, мы смогли справиться. Кстати, потери у нас были и сегодня: из-за травм не играли Мичков, Саркисов и Архипов. Это важные для нас боевые единицы. Однако когда у команды есть стиль, понимание того, как атаковать и обороняться, то можно выйти с честью из любой ситуации.
- Глубина скамейки «Шинника» впечатляет. Особенно на контрасте, скажем, с «Сибирью»: у новосибирцев мощный стартовый состав, но стоит уехать сборникам, как возникают проблемы.
- Команды не номинально заявляют по 25–30 игроков. На позицию -- по два, а то и по три человека. Важен тонус тех, кто чаще остается в запасе. Я говорил и говорю ребятам: у нас нет основного состава, есть большая обойма футболистов, работающих на общее дело. Взаимозаменяемость – ключ к успеху. Да, когда выпадают лидеры, игра может потерять в яркости, но она должна быть прочной. Это аксиома.
материал подготовил
Сергей ИЛЬЁВ
________________________________
Новый номер еженедельника «Футбол» №48′2011! Анонс
Абдель Ламанж ("Шинник"): «РФПЛ мне импонирует больше, чем Лига 1»
________________________________
официальная группа еженедельника "Футбол" Вконтакте
официальная группа еженедельника "Футбол" Facebook
А разве клуб всё ещё относится к заводу? Может проще ФК Ярославль? Как сделали в Ростове.