У российских судей новый босс: работал с ФСБ, помогал Грефу в Минэкономразвития, а сейчас в «Сбербанке»
В русском судействе – большие реформы: меняется структура управления и приходят новые люди. Спойлер: Александр Егоров пока остается.
Для начала давайте попробуем разобраться в структуре российского судейства.
Судя по сайту РФС, центр силы один – судейский комитет (им до сегодняшнего дня руководил Николай Левников). Но плохую работу судей связывали в основном с департаментом судейства РФС, который на том же сайте РФС вообще не выведен в отдельный управляющий орган.
Известно, что этим департаментом руководил Александр Егоров (его все критиковали за судейские ошибки, и он отчитывался за работу судей), который параллельно занимал должность заместителя судейского комитета.
У российских футбольных судей есть и собственный сайт, там есть упоминание Департамента судейства, там публикуются судейские назначения на матчи, но при этом нет ничего о структуре управления и руководителях, зато есть раздел «шарады».
Никто это четко не проговаривал, но можно сделать вывод: судейский комитет занимался глобальным развитием судейства, а департамент судейства РФС оперативной работой.
Сегодня кое-что изменилось.
1. Николай Левников больше не глава судейского комитета. Теперь он просто член комиссии по развитию судейства (еще одна комиссия!), национальный судейский инструктор РФС и глава судейско-экспертной комиссии при президенте РФС (и еще одна комиссия!).
2. Александр Егоров остается главой департамента судейства и инспектирования. Скоро этот департамент разделят на два – отдельно судейства и отдельно инспектирования. Кто ими будет рулить, пока неясно.
3. Место Левникова занял загадочный человек – Ашот Хачатурянц. Первым о перестановке сообщил журналист Василий Конов (журналист Р-Спорт, главный инсайдер по ЦСКА). В первом посте в телеграм-канале он написал, что судейской реформой занимался Евгений Гинер, но чуть позже удалил упоминание президента ЦСКА.
При этом глава РФС Александр Дюков заявил, что работа над реформами велась давно и что он был недоволен судейством изначально. По его словам, «позади серьезная аналитическая работа», теперь нужно продолжить развивать качество судейства и систему подготовку рефери.
Но пока можно сделать один четкий вывод: главная сила российского судейства с сегодняшнего дня – Ашот Хачатурянц, который раньше не мелькал в российском футболе. Ниже несколько фактов из его биографии.
• Ашоту Хачатурянцу 51 год, он родился в Кисловодске, а последние 11 лет занимает пост гендиректора «Сбербанк Капитал» – дочерней компании «Сбербанка», которая собирает активы, взыскивая их с должников, а потом пытается инвестировать или просто на них заработать. Но гораздо интереснее его карьера до этого.
• В 1991-м Хачатурянц закончил Московский институт нефти и газа имени Губкина (сейчас он почетный выпускник вуза, с 2011 года регулярно жертвует деньги и входит в попечительский совет губкинцев) и приступил к работе в «Газэкспорте» – дочерней компании «Газпрома», которая, как понятно из названия, специализировалась на экспорте газа.
• Через два года Хачатурянц перебрался в компанию «Сидерка» (такая биография приводится на сайте вуза, фрагменты и выдержки – оттуда) – о ней очень мало упоминаний на русском языке, по всей видимости, речь идет об аргентинской фирме, занимавшейся черной металлургией – позже ее выкупили японцы. Там он не задержался – почти сразу же ушел в свой бизнес, занявшись нефтетрейдинговым бизнесом, и до 2000 года о нем вообще никто не вспоминал. Чем Хачатурянц все девяностые занимался на самом деле – неизвестно: он человек максимально непубличный, дал всего пару-тройку крупных интервью и периодически высказывался исключительно по рабочим вопросам.
• В 2001-м Хачатурянц неожиданно бросил свой успешный бизнес и стал советником нынешнего главы «Сбербанка» Германа Грефа, который за год до этого возглавил Министерство экономического развития. Вот как Хачатурянц сам это объяснил: «Мы уже построили хороший бизнес в области нефтепереработки и нефтетрейдинга, дальнейший рост был ограничен, так как значительную долю рынка занимали крупные и гораздо более сильные игроки. Финансовые вопросы я для себя на тот момент уже решил. Я был молод, и мне нужен был драйв, что-то новое. Драйв, в хорошем смысле, является моей движущей силой в жизни.
Я решил попробовать себя в абсолютно другом секторе. Мне всегда было интересно, как работает государственная машина, особенно в ситуации, когда на государственную службу приходят интересные люди с новым взглядом, такие, как, например, Герман Греф. Я был представлен Грефу на одном из мероприятий. Работа с такими людьми сразу захватывает. Поэтому я не раздумывая принял предложение поработать в Минэкономразвития».
• К 2003 году Хачатурянц пошел на повышение: стал руководителем департамента инвестиционной политики Минэкономразвития, Греф примерно в то же время вошел в совет директоров «Газпрома».
• Но в 2004-м еще один неожиданный поворот: Хачатурянц на четыре года ушел в ФСБ. Он стал начальником Управления федеральной целевой программы «Госграница». Как рассказывал сам Хачатурянц, его туда пригласил Владимир Проничев – генерал ФСБ, который с 2003 по 2013 год был главой Пограничной службы (вы наверняка могли слышать его имя, если болеете за «Динамо» – он долгое время был председателем совета директоров ВФСО «Динамо», которое управляло клубом).
«Понадобился опыт МЭРТ (министерства экономического развития и торговли) в сочетании с хорошей экспертизой в области финансов. Для реализации ФЦП (федеральной целевой программы) было создано специальное управление внутри ФСБ, которое в ежедневном режиме занималось организацией строительства и обустройства границы на Кавказе. Я был руководителем этого управления. За неполных четыре года удалось обустроить госграницу на всем Северном Кавказе, от моря до моря.
Это не столбики, это огромная инфраструктура, которая предусматривает технические средства охраны границы, средства связи, строительство застав. Я ездил туда постоянно, контролировал распределение денег, стройку.
Был ли драйв? Огромный. Работа там на сегодняшний день, пожалуй, самое значимое событие в моей жизни. Программу надо было выполнить в очень сжатые сроки, она была на контроле у президента. Программу пришлось корректировать, изначально она была не совсем верно просчитана. Подрядчики все были местные. Мы перевели их на другие коэффициенты и в течение первых трех месяцев принесли бюджету 743 млн рублей чистой экономии. Общий бюджет стройки был более 20 млрд рублей».
В 2008-м, когда проект был завершен, бизнесмен получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, а Проничев подобрал Хачатурянцу новое занятие: развитие инфраструктуры «Динамо» в регионах, а заодно и место в Центральном совете общества.
• Правда, уже чуть позже появилась работа интереснее: Герман Греф, который за год до этого стал CEO «Сбербанка», позвал его в новообразованную дочернюю компанию «Сбербанк Капитал».
У этой компании не самые приятные отзывы – фактически ее создали для других целей, но на фоне кризиса она перестроилась на задачу консолидировать проблемные активы. Одним из первых на себе это испытала крупная самарская компания СОК – какое-то время она даже спонсировала тольяттинскую «Ладу», в нулевых та носила в названии приставку «СОК». СОК быстро лишилась основного актива – завода «ИжАвто».
За два года работы портфель активов дочки «Сбера» добрался до 14 миллиардов долларов – поработали с застройщиками (ПИК, «Дон-строй» и пару комплексов в Москве), с компанией Urals Energy, которая передала нефтяную дочку «Дулисьма». «Чего нас бояться – мы же не рейдеры», – описывал работу «Сбербанк Капитала» Хачатурянц на старте работы.
Но как раз в рейдерстве пару лет назад их обвинила компания PPF Management, зарегистрированная в США. Она пыталась взыскать деньги за переход компании «Павловскгранит» – 750 миллионов долларов. Однако «Сбербанк» выиграл суд и в США, и в России.
• Хачатурянц в 2009-2010 годах входил в совет директоров компании «РуссНефть» (впрочем, сейчас он там не числится). Последние 11 лет он занимается работой в «Сбербанк Капитале». В списке компании несколько реализованных проектов, взятых у должников и доведенных до завершения: ЖК в Москве и Сочи, две башни в Москва-Сити и аквапарк в Подмосковье.
В стадии реализации намного больше проектов: в недвижимости, металлургии, нефтегазовой отрасли, промышленности, горнодобывающей отрасли (в том числе и в Армении) и инновациях.
• А с 2018-го Хачатурянц присутствовал в судейском комитете РФС. Теперь он его глава. Свою связь со спортом он описывал так:
«Я с девяти лет занимался горными лыжами и футболом, – говорил Хачатурянц «Ведомостям». – Играл в свое время за сборную города по футболу. Но сейчас времени на спорт нет. Работаю по 14-16 часов в сутки. Самые сильные эмоции вне работы – когда прихожу домой и могу пообщаться с детьми».
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов; grads.gubkin.ru; rfs.ru; sbrf-capital.ru