Фол Ари напомнил, что правила нужно ужесточить. Этому есть веское медицинское обоснование
От редакции: вы снова в самом медицинском из всех футбольных блогов Трибуны. Автор Артем Рыженко продолжает разрывать: на днях благодаря нему мы разобрались в деталях пугающей травмы Андре Гомеша и природе мышечных повреждений Дениса Черышева. Теперь – анализ эпизода с Ари и Крыховяком в матче «Локомотив» – «Краснодар», по итогам которого поляк попал в больницу.
Только футбольная общественность начала остывать после матча «Зенит» – ЦСКА, как у нее появился новый инфоповод, хоть и тема осталась неизменной – спорное судейство. Под занавес первого тайма встречи «Локомотива» и «Краснодара» случилось это:
Крайне противоречивый эпизод. С одной стороны – поляк очевидно и безальтернативно первый на мяче и практически владеет им. «Практически» – думает Ари и целенаправленно идет в жесткий стык.
Эпизод игровой, но желтая карточка по делу – до мяча игрок сборной России не дотянулся, сыграл довольно грубо, да и по совокупности на желтую он, по-хорошему, наиграл, как бы не возмущался этому после. Ладно, оставим споры о цвете карточки и степени вины Ари, перейдя к более важной теме – здоровье.
Что с Гжегожем?
На повторе мне бросилось в глаза положение рук поляка – они были опущены и не совершали никаких попыток двинуться вверх. Если вас толкают в спину, и вы падаете, даже на такой скорости, что вы в первую очередь сделаете рефлекторно?
Правильно, выставите руки или хотя бы попытаетесь. Здесь же нет даже намека на попытки, что говорит о кратковременной потере сознания, «легкий» нокаут, если хотите. Да и приземление прямиком лицом в газон это подтверждает, а еще создает риск очередного удара и травматизации шеи.
Такой эпизод потери сознания, зачастую с ретроградной амнезией (пострадавший не помнит эпизод) как раз очень характерен для сотрясения мозга, которое и диагностировали позже в больнице.
Признаки сотрясения носят общемозговую симптоматику, то есть неспецифичны, а свойственны любому нарушению нормальной работы мозга: однократная рвота, головокружение, легкая тошнота, сонливость, заторможенность, либо наоборот возбуждение. Причем клиника очень вариабельна, в легких случаях все перечисленное может вообще отсутствовать. Диагноз ставится по анамнезу – наличие травмы, эпизода потери сознания и вышеописанной клиники. Первое, очевидно, самое главное.
А зачем скорая? Все так плохо?
Нет, не совсем. Дело в том, что опять же, из-за неоднозначной клиники сложно наверняка сказать ограничилось ли все сотрясением. Как правило, в подобных ситуациях пострадавшего госпитализируют и проводят дообследование (рентген, КТ, МРТ) на предмет каких-либо других патологий: переломов костей черепа, кровоизлияний etc.
Как скоро вернется поляк?
Все зависит от степени тяжести сотрясения. Они отличаются друг от друга лишь выраженностью и длительностью сохранения симптомов. Еще характерным признаком легкой степени является то, что пострадавший помнит момент травмы и что было до нее. Но не всегда.
В таком случае игрок может вернуться в строй примерно через неделю. Основной метод лечения – постельный режим, часто добавляют «щадящий режим» когнитивной и зрительной нагрузки: избегать длительной работы с компьютером, телефоном, просмотра ТВ и чтения, так как это может провоцировать головные боли.
Есть последствия?
Однократное легкое сотрясение вряд ли возымеет какие-либо последствия, но я бы хотел упомянуть здесь CTE и почему за такие нарушения стоит удалять игроков.
СТЕ (Chronic Traumatic Encephalopathy) – это хроническая посттравматическая энцефалопатия.
Переводя на человеческий язык – патология головного мозга, в результате которой его клетки постепенно изменяются, отмирают, если можно так сказать, мозг буквально усыхает. Когнитивные функции снижаются, поначалу начинает страдать память, возникают немотивированные смены настроения, головные боли, человек буквально начинает деградировать на глазах и теряет способность даже ухаживать за собой.
С чем это связывают?
Патогенез до конца не изучен, однако во многих исследованиях описана чёткая связь между постоянными «сотрясениями» (здесь в кавычках, потому что это не диагноз, а скорее любой удар, повторяющийся многократно, сотни и даже тысячи раз) и риском развития подобной патологии. Проблема доказательности заключается в том, что все эти страшные картинки, как и симптомы заболевания возникают лишь в старости и изучать людей тысячами или десятками тысяч, проводя им постоянные томограммы в течение всей жизни – крайне время- и ресурсозатратный процесс.
Кто в группе риска?
Любые спортсмены, чей вид спорта напрямую сопряжён с постоянными ударами по голове: бокс, американский футбол, хоккей, футбол etc. Вне спорта это участники боевых действий и жертвы домашнего насилия. Т̶а̶р̶а̶с̶о̶в̶ ̶п̶р̶и̶в̶е̶т̶
И что теперь, не играть головой?
Конечно, запрещать игру головой, как это всерьез обсуждали пару лет назад, никто не собирается. Да и обсуждали это лишь на уровне детей, но трудности перевода, как всегда, превратили это в кликбейтное сарафанное радио.
Кстати, в США, например, детям в футбольных академиях до 10 лет запретили играть головой чуть ли не на государственном уровне.
Не самая адекватная мера на мой взгляд. Уберечь детей от ранних травм? Неплохо, но до 10 они толком и не играют головой, а основные последствия возникают уже из-за травм во взрослом периоде. Закон «для галочки» получается.
И это не значит, что буквально каждого спортсмена ждет участь провести старость в небытие, без способности вспомнить даже собственное имя. Нет, но есть группы риска и каждая серьёзная травма этот риск повышает.
Так что же делать?
Игра головой – неотъемлемая часть футбола и просто так убрать или ограничить такую важную его часть просто невозможно, да и нелогично, но реально избежать действительно серьезных травм и их последствий.
Как? На мой взгляд жестче наказывать за подобные эпизоды и перестать их считать «игровыми». Если есть VAR, то можно вполне подробно углядеть, насколько опасной была игра в том или ином случае. Введение VAR – лучший момент, чтобы расширить критерии «опасной игры».
Поймите правильно, многие специалисты предлагают строже судить эпизоды, где нарушение тем или иным образом связано с воздействием на голову и шею. Никто не предлагает запрещать игру головой или удалять игроков за случайные столкновения. Просто можно давать желтую там, где раньше ограничивалось свистком, а в ситуациях, подобной описанной выше, всё-таки удалять, дабы неповадно было творить такие глупости, подвергая и себя и соперника риску травмы.
Фото: lokomotiv.info
Источники:
Clinical Characteristics of Chronic Traumatic Encephalopathy.Arman Fesharaki-Zadeh, MD, PhD August 29, 2019
Soccer (Football Association) and chronic traumatic encephalopathy: A short review and recommendation. Ricardo Nitrini 2017
Grinberg LT. Neuropathological findings in a soccer player. International Congress of Neuropathology. Brain Pathology. 2014;24(Suppl 1):18–18
concussionfoundation.org
Было видно как он падал без сознания, потом некоторое время лежал тоже, не контролируя себя, что было заметно по неестественному положению рук.
А этот болван врач просто дал ему гринлайт на продолжение игры. Поляк просто стоял на месте потом, даже не делая попыток пробежать
Это все к чему. Если вы играете для себя, и вам не платят за это сотни тысяч в месяц , у вас нет медицинской поддержки, не надо бороться за верховые мячи, оно того не стоит, все риски потом лягут исключительно на вас. И брательник у моему ещё повезло, потому что операцию мы ему оплатили, плюс ещё был хирург, который умел это делать, а если вы живёте, в небольшом городе, где нет ни врачей, ни материалы ни достать, а вы останетесь инвалидом !