5 мин.

Через плечо

В первом тайме краснодарского матча наблюдалась занятная производная от спорта номер один. Проведя мяч через три-четыре инстанции, футболисты отфутболивали его противоположной стороне – далее следовало то же самое. Дело близилось к перерыву, когда Марко Нэ отчего-то решил нарушить эту идиллию. Вместо того, чтобы, как все, опустить мяч на землю и что-то изобразить в союзе со спартаковским товарищем, он взял, да и перебросил его (то бишь, мяч) через плечо – тем самым выиграл секунду-другую с метром-другим и выложил мяч аккурат на ход Траоре. Болельщикам красно-белых, в чьей памяти свежи еще воспоминания о художествах Алекса и Титова, оставалось только тяжко вздохнуть.

Был в союзном первенстве такой замечательный клуб: «Черноморец» из Одессы. Лидером отечественного футбола его назвать можно было разве что в смелых фантазиях, зато лидерам подлинным с ним так или иначе приходилось считаться – даром, что ли, ему регулярно доставался титул «Гроза авторитетов»? Изредка одесситы добирались до Кубка УЕФА и там устраивали сладкую жизнь «Реалам» и «Вердерам».

Такого же замеса и нынешняя «Кубань». Не контендер, как сейчас повелось говорить, и еще долго им не будет. На всю дистанцию чемпионата сил не хватает – приходится отступать, брать паузу на роздых, чтобы подобраться на максимуме к какой-нибудь резонансной игре и попробовать за нее зацепиться.

Почему середняки, случается, так бойко стартуют? – потому что кредит доверия тренерам в таких клубах нередко выдается под грабительские проценты, вот и приходится тем прибегать к подобным уловкам. Начало сезона клуб встречает уже на пике формы – поблистав для приличия еще несколько туров в центре всеобщего внимания, середнячок успокаивается и по возможности держится добытого гандикапа по отношению к себе подобным.

Вот и «Кубань» нынче резво рванула со старта, потом замедлилась, встала, отдышалась, снова понеслась – и так несколько раз. Надо отдать должное тренеру Петреску – отлично поставил середняческую игру: когда команда дает бой или идет в отыгрыш синхронно, единым организмом. Результат: команда берет очки не наобум, а когда решительно на них настроена. Поскольку с позиции силы она может играть с немногими, предпочитает действовать вторым номером – и поверять, поверять гармонию алгеброй.

Таких проще бывает перебороть, чем переиграть. А поскольку нашим судьям проще перебдить, чем недобдить, «Спартаку» в отчетном матче пришлось практиковать второе.

Второе началось, когда поле после семидесяти минут интенсивного фитнеса покинул самый, наверное, неоднозначно оцениваемый российский футболист. Таков он, Артем Дзюба: бывает, весь матч ни туда, ни сюда, а бывает, забивает ни с того, ни с сего – как, например, «Тоттенхэму», «Порту». Вот человек, который в футболе умеет все, и ничего – мобильно. В 60-е он, наверное, был бы мировой звездой – но в наше время игроков с таким багажом списывают штабелями. Что оставляет Артема в игре – габариты. Кои, впрочем, почти не используются для единоборств.

И тем не менее, большую часть сезона Артем провел удивительно полезно – что не отменяет факта: в конце года он облагораживал разве что общекомандную статистику движения.

А Карпин все держал на поле эту бомбу замедленного действия – в надежде, что рванет. Терпение в очередной раз лопнуло раньше.

И сразу «Спартак», словно избавившись от вериг, ожил, побежал. Тут ведь еще какой момент: в последнем матче сезона на поле появился невиданный Жано. Невиданный – потому что стелился в подкатах и даже выиграл, и не раз, силовые с верховыми единоборства. Все уже как-то привыкли к тому, что парню отчаянно не хватает здоровья: что там весь сезон – ему бы матч от свистка до свистка отбегать. Вот если бы матчи игрались по сорок минут – быть бы ему железным игроком основы, а так…

А в том, что большую часть матча «Спартаку» пришлось отыгрываться, его болельщики с мрачным торжеством обвинили Родригеса. Мол, мы же говорили. Однако при всем при этом свою норму матчей за сезон он отыграл, и в пределах этой нормы оказался хорош. Он ведь брался за небольшие деньги как вариант на случай спада, травм, дисквалификаций основных. Вариант оказался вполне рабочим, следовательно, покупка – вполне оправданной. У тренерского штаба даже возникла мысль наиграть испанца на основного – как возникла, так вскоре и отпала. Не потянул.

Зато обзавелся еще и репутацией стрелочника. Помнится, красно-белое сообщество полоскало Штранцля, полоскало, пока однажды не выяснило, что австриец уже несколько лет как ведущий защитник клуба. Да, Родри был ближе всех к забивавшему. Но тут, получается, всю команду подловили на перестроении-подстраховке – не менее испанца виноваты были еще как минимум два игрока. Не готовы оказались к нешаблонному решению.

И вообще, «Спартак» потерял очки не потому, что пропустил, а потому, что забил мало. И с ног до головы увешанный лаврами за несколько предыдущих игр Эменике выглядел явно дезориентированным (хотя, быть может, то как никогда заведенный Зелао сбил настройки). Но что нигерийцу точно предстоит усердно отрабатывать во время паузы в чемпионате – так это быстрый тонкий подыгрыш. Минус два игрока в нападении – это много, слишком много для игры с цветом российского середнячества.

Ни один игрок не в состоянии избежать спада в течение сезона. Ни одна команда. Это уже не совсем актуальный подход – пытаться решить исход гонки в очном соперничестве с главными конкурентами. Не менее важным фактором становится экономичность – способность проходить дистанцию чемпионата с минимумом потерь. Чтобы спад как можно меньше влиял на результаты, нужно уметь управляться и такими игроками, как Дзюба, Жано и Родри: вовремя вводить их в состав и вовремя из него выводить, давая им шансы по возможностям.

Можно, конечно, подойти к решению проблемы примитивнее: затариться под завязку дорогими игроками и наблюдать за неминуемым закисанием кого-то из них. Но такой подход определяет психология богатого середняка; в командах с природными, не искусственно вживленными амбициями должна эффективно срабатывать внутрикомандная дипломатия.

Если бы извечное расейское «Гнать!» было правилом в «Спартаке», задолго до ноября 2011 года из него были бы изгнаны и Дзюба, и Ари, и еще много кто.

Равенство в счете Макеев установил, нанеся удар, скажем так, не через всего себя. И на этом, пожалуй, хватит общих ответов на разные вопросы.

[play_rate tid=31 mid=457027 u=3405 show_avg=widget allow_rate=1 show_team=0 wid=17110 show_my_rates=0]