12 мин.

Южная и Северная Кореи впервые за 29 лет сыграли в КНДР. Спорт – их лучший шанс на человеческие отношения

Рассказываем историю спортивных отношений.

Пока в Европе доигрывают отборочные матчи Евро-2020, в Азии уже началась квалификация чемпионата мира-2022. На нее вряд ли бы кто-то обратил внимание (точно не на этой стадии), но во вторник в Пхеньяне сыграли сборные Северной и Южной Кореи. Впервые с 1990 года на территории КНДР.

Если бы вы вдруг захотели на это посмотреть, у вас ничего бы не вышло. Даже просто следить за событиями матча было непросто – игру не транслировали по телевидению, на 50-тысячный стадион имени Ким Ир Сена не пустили ни болельщиков, ни иностранных журналистов. Поначалу предполагалось, что не будет только южнокорейских болельщиков, но в итоге не пустили почти никого.

Одним из немногих исключений был посол Швеции в КНДР Йоахим Бергстрем (удивитесь, но Швеция была первой из европейских стран, наладивших контакт с Северной Кореей). И он заснял, как чуть ли не впервые на территории КНДР был исполнен южнокорейский гимн:

Еще на игру на частном самолете прилетел президент ФИФА Джанни Инфантино. После матча он выразил сожаление, что болельщиков не пустили: «С нетерпением ждал полного стадиона на таком историческом матче, но был разочарован, увидев, что болельщиков на трибунах нет. Мы были удивлены этим, как и рядом вопросов, связанных с его прямой трансляцией, проблемами с визами и доступом для иностранных журналистов. Для нас свобода печати и свобода слова, очевидно, имеют первостепенное значение, но с другой стороны, было бы наивно думать, что мы можем изменить мир за одну минуту».

Главным источником информации стал делегат АФК из Киргизии: он отправлял информацию о происходящем со своего смартфона в АФК, уже оттуда ее получали южнокорейцы. 

Матч вполне предсказуемо закончился вничью 0:0 – две Кореи по-прежнему делят первое место в группе H (в следующий этап попадет только победитель группы). DVD с записью матча обещали отдать южнокорейской делегации в тот момент, когда она будет улетать из Пхеньяна.

***

КНДР и Республика Корея (так официально называется Южная Корея) формально до сих пор в состоянии войны. Корейская война 1950-1953 годов закончилась перемирием, официального мирного соглашения между странами до сих пор нет. Это не мешает им время от времени играть в футбол – например, они четырежды встречались в квалификации ЧМ-2010. Тогда, правда, домашние матчи КНДР прошли на нейтральной территории.

За 71 год существования КНДР и РК добились абсолютно разных результатов и в футболе, и в жизни.

Население Южной Кореи в два раза больше (51 млн против 25 млн человек), Южная Корея – 11-я экономика мира (больше, чем российская), КНДР – одна из беднейших стран мира.

Сборная Южной Кореи – регулярный участник чемпионатов мира, в России обыграла сборную Германии, а главная звезда Сон Хын Мин в прошлом сезоне добрался с «Тоттенхэмом» до финала Лиги чемпионов. Сборная КНДР редко залетает на крупные турниры, всего дважды была на ЧМ, но последние три раза успешно проходила квалификацию Кубка Азии (правда, из группы там не выходила). Тут главная звезда – 21-летний Хан Кван Сон, которого летом подписал «Ювентус». Если среди южнокорейцев многие играют за границей, то среди северокорейцев таких лишь 15 человек в принципе, а в Европе всего четыре.

Конфликт начался более полувека назад. В нем участвовали СССР и США

Все началось после Второй мировой. Корея во время войны была оккупирована Японией, незадолго до ее капитуляции на полуостров вошли СССР с севера и США с юга. Они договорились теснить японцев к так называемой 38-й параллели, которая делит Корейский полуостров пополам, чтобы там их окружить. Уже после капитуляции императорской армии СССР и США как единственные значимые участники Тихоокеанского театра военных действий поделили Корею по аналогии с нацистской Германией – по этой самой 38-й параллели.

В отличие от Германии, уже через несколько лет Корею охватила война – северяне пытались установить на территории всего полуострова просоветский режим, южане, в свою очередь, хотели выгнать коммунистов. Это было первое серьезное обострение Холодной войны. Считается, что таким образом опосредованную войну вели СССР и США – в советском фольклоре долгое время были популярны анекдоты про летчика Ли Си Цына: под видом инструкторов в Корею отправляли военных, прошедших Великую Отечественную.

Активная фаза войны продлилась около двух лет, перемирие подписали еще через год. Война никому выгоды не принесла, обе стороны остались при своих, а на 38-й параллели появилась демилитаризованная зона. Впрочем, пограничные конфликты – норма на протяжении всего существования двух Корей.

Какие отношения между странами сейчас?

В последние годы вроде бы наметилось потепление, этому способствовала Олимпиада в Пхенчхане. Незадолго до нее КНДР неожиданно пошла навстречу соседу, начала переговоры о мире и предложила пройти под флагом объединенной Кореи, а женская хоккейная сборная даже выступила объединенным составом: северные кореянки, правда, не всегда понимали терминологию американского тренера и южнокорейских хоккеисток. 

Это все произошло на фоне сближения Южной Кореи с США и активными военными учениями в Южно-Китайском и Желтом морях. Разумеется, приоритет корейцев – воссоединение, а не отношения с Америкой.

В 2018 году, уже после Олимпиады, великий маршал Ким Чен Ын первым из северокорейских правителей встретился с президентом Южной Кореи Мун Чже Ином. КНДР перешла на одинаковый часовой пояс с южанами, уменьшила число караулов в демилитаризованной зоне и даже демонтировала значительную часть громкоговорителей, через которые на южнокорейскую сторону транслировались пропагандистские речи. В 2019-м прошла уже третья встреча – лидеров двух Корей и Дональда Трампа. Все – в демилитаризованной зоне. Ким и Мун подписали декларацию о намерениях о снижении военной деятельности у границы и о будущем объединении Кореи. 

Нужно понимать, что потепление в корейской ситуации – это просто отсутствие открытых вооруженных столкновений, что уже большой прогресс. Пока о реальном объединении говорить сложно. Когда трехстороннее общение КНДР-Южная Корея-США сместилось на полгода, в Северной Корее это сочли оскорблением – и вновь начали проводить испытания оружия неподалеку от границы, последние – буквально две недели назад. Речи о воссоединении были и в XX веке, но у сторон принципиально разный подход: северяне хотят видеть скорее конфедеративную страну из двух частей, южане же говорят об объединении (фактически поглощении КНДР Южной Кореей). 

Для простых граждан пока ничего не изменилось. Северокорейцам в принципе очень тяжело вырваться хоть куда-то, нужно получить кучу разрешений на выезд (а в Южную Корею невозможно – слишком большой риск, что северокореец решит не возвращаться). Южнокорейцам, в свою очередь, тоже не рекомендуется ездить в КНДР – им нужно получать разрешение и от своего правительства, и от северокорейского.

У стран нет прямого транспортного, почтового, телефонного контакта и до недавнего времени не было даже дипломатических отношений.

Спорт – главный способ коммуникации

Футбольные команды неоднократно пересекались в азиатских турнирах и квалификациях, а в 1990-м даже играли в Пхеньяне товарищеский матч (в этот вторник – впервые сыграли в КНДР официально). 

«Мы прибыли на неизвестную для нас территорию и очень нервничали, но из аэропорта нас несли чуть ли не на руках, – сказал Ким Чжу Сон, бывший полузащитник сборной Южной Кореи, который тогда забил. – Мы хотели помочь миру, мне не жаль, что мы проиграли».

В квалификации ЧМ-2010 корейцы вообще два раунда подряд играли друг с другом. И оба раза свой домашний матч северокорейцы проводили в Шанхае по требованию ФИФА и АФК. Дело в том, что КНДР на тот момент вообще не признавала Южную Корею как государство, поэтому наотрез отказывалась во время домашнего матча в Пхеньяне поднимать флаг соседей и включать их гимн. Так было и в 1990-м – вместо гимна и флагов двух стран подняли флаг объединенной Кореи.

Два других матча сыграли в Сеуле, и после поражения в одной из игр тренер северокорейской сборной зашел на пресс-конференцию в сопровождении двух сотрудников госбезопасности, сказал, что принимающая сторона перед игрой что-то подсыпала его команде в еду, и ушел, не выслушав ни одного вопроса. Как раз тогда северокорейцы проводили свои первые испытания ядерного оружия.

Спорт вообще очень важен для северокорейской пропаганды: вы наверняка слышали историю, как футболистов из сильнейшей корейской команды 1966 года, которая выбила Италию в группе, но вылетела в четвертьфинале, сослали на рудники. В Северной Корее все опровергали и даже через 36 лет показали некоторых игроков той команды в документальном фильме, но, во-первых, не всех, а во-вторых, совершенно нет гарантий, что три десятка лет не были для них адом.

В КНДР неоднократно с визитом залетал один из немногих американцев, у которых это получается – Деннис Родман. Баскетболист рассказывал, что подружился с Ким Чен Ыном, большим любителем баскетбола, и пытался сформировать положительный образ Северной Кореи на Западе. Он даже обещал организовать встречу лидерам КНДР и США, но в итоге обошлись без его помощи. Предыдущего национального лидера Северной Кореи, Ким Чен Ира, активно продвигали в государственных медиа как прекрасного гольфиста, который каждую лунку проходит за пять ударов ниже пара.

Спорт помогает странам найти общие точки соприкосновения – и кажется одним из главных дипломатических инструментов. В 1991-м Корея выставила объединенную сборную на молодежном чемпионате мира в Португалии. В других видах спорта корейцы иногда выступали под единым флагом. Прекрасная история произошла на чемпионате мира по настольному теннису сразу после Олимпиады – корейские сборные встретились в четвертьфинале и вместо очного матча объединились; правда, в полуфинале их сказку закончила Япония. На Азиатских играх-2018 сборная объединенной Кореи даже выиграла золотые медали в гребле.

КНДР готова идти на определенные уступки – хоть в последнее время переговоры забуксовали, все-таки отношения намного лучше, чем были еще 10 лет назад. Правда как и почти все в Северной Корее, подготовка к новому матчу проходила в режиме строжайшей секретности.

Северокорейцы не пустили в страну ни единого болельщика сборной Южной Кореи – только футболистов, членов тренерского и административного штаба сборной и представителей федерации футбола. Да и то – Пхеньян не дал разрешения на прямой рейс из Сеула, поэтому южнокорейцы полетели с пересадкой в Пекине, и, как пишут в южнокорейских медиа, их заодно попросили оставить там свои смартфоны. 

Они также жестко ограничили въезд любых иностранных туристов за неделю до игры в принципе. Из-за последнего ухудшения в отношениях все переговоры между федерациями велись исключительно через АФК, без прямого контакта.

Разумеется, все запреты затронули и журналистов. Представителям иностранных медиа в принципе почти невозможно получить визу на въезд в Северную Корею, а такое мероприятие, как футбольный матч, – точно не самый значительный повод для властей КНДР, чтобы как-то смягчиться. Такое случается не только с Южной Кореей – когда играли дома с Ливаном, иностранцев на игру не пустили вообще, а запись матча появилась в интернете только на следующий день. Но вообще с другими странами обычно проблем меньше из-за не такой большой напряженности – как на уровне клубов, так и на уровне сборных. 

«Одно дело – ехать туда, где идет война или просто нестабильная ситуация. Но Северная Корея – это совсем другое. Все, что рассказывают в новостях отличается от того, что ты видишь сам. Было ощущение, что все нереально, когда мы приземлились в пустом аэропорту», – рассказывал бывший игрок сборной Австралии Эрик Паарталу, эстонец по происхождению, который заезжал сюда с индийским «Бенгалуру» пару лет назад, когда северокорейцы стали играть в азиатских клубных турнирах.

Перед поездкой игроки «Бенгалуру» предусмотрительно чистили все свои соцсети и мессенджеры от шуток и мемов про Северную Корею и Ким Чен Ына – особенно их скопилось в общем чате в What’s App после жеребьевки. Если северокорейские пограничники обнаружили бы что-то, что их не устраивало – реакция могла бы быть печальной: от отобранного телефона до тюремного заключения (что более реально). Все телефоны и планшеты проверили, а также предупредили, что перед тем, как что-то фотографировать, стоит крепко подумать. Никакого интернета, никаких телефонных звонков – в КНДР это не работает.

Тренировка сборной Южной Кореи

Отдельная история – «гиды». Без них ни одного члена «Бенгалуру» не выпускали из отеля, и это стандартная северокорейская практика. «Гид» обычно работает в спецслужбах и отлично понимает язык, на котором общаются гости. Он ни на шаг не отходит от своих «клиентов» и следит, чтобы те не свернули туда, куда не нужно.

Для иностранцев в Северной Корее одна программа – ничего лишнего увидеть не дают.

«Я немного боюсь ехать в Пхеньян, – говорил перед игрой Ли Чже Ик, защитник сборной Южной Кореи. – Надеюсь, что смогу вернуться живым». Сон Хын Мин, главная звезда южан, проще отнесся к поездке на север: «Мы же не туристы. Мы просто сосредоточимся на игре».

Кажется, новый рубеж в отношениях пройден. Следующий шаг – совместная заявка на женский ЧМ-2023. Еще совсем недавно эта история казалась немыслимой.

Фото: kfa.or.krwikipedia.orgGettyimages.ru/Carl Court, Dong-A Ilbo via Getty Images, Chung Sung-Jun, Korea Football Association; AP Photo/Ng Han Guan