Анатолий Зинченко «Зенитовский «шпион» на Диком Западе»
Небольшая книжка – скорее даже рассказ, но для того, чтобы ее получить, пришлось купить шарф в клубном магазине.
Я атрибутику не ношу, в результате, шарф просто валяется.
Естественно, я это сделал для получения автографа, поскольку собираю книжки с автографами авторов, вот и пришлось совершить ненужную покупку. Просто книжку выдавали во время автограф-сессии на стадионе «бесплатно», но при покупке зенитовского шарфа.
Что меня заинтересовало:
1. Что Зинченко негативно отзывается о Зонине, которого пригласили в «Зенит» в середине семидесятых для достижения результатов. Выигрыш чемпионата СССР с «Зарей» – это серьезный показатель и его, видимо, оценили в Ленинграде. Зонин в «Зените» был, максимум, четвертым, конфликтовал с командой, а после этого результаты пошли на спад. Зинченко утверждает, что именно из-за Зонина он выпал из большого футбола, поскольку тренер таким путем «наказал» его за строптивость.
Любопытно, что Зонин в 74 году уехал на месяц в ФРГ, на чемпионат мира, смотреть футбол, чем по команде был нанесен удар, она посыпалась и заняла максимальное при этом тренере четвертое место, хотя могла претендовать если не на победу, то на медали. И это, вероятно, было возможно, поскольку в тот год был последний советский чемпионат перед тем, как расцвел феномен Лобановского. Интересно, что Зонин постоянно ездил заграницу, которая была открыта для многих избранных.
Кроме того, Зинченко критикует особенность Зонина приписывать себе не свои заслуги.
Кстати говоря, я всегда находил интервью данного советского тренера очень интересными, но теперь понимаю, что их необходимо «фильтровать». Например, Зонин говорил, что Бесков был хорошим тренером, но совершенно не знавшим «современный футбол».
Примечательно, что на 1978 год, когда Зонина уволили из «Зенита», он был даже титулованней Бескова, если не брать работу в сборной. В истории же они заняли совершенно разные места.
2. Зинченко играл в «Рапиде» вместе с Кранклем и Паненкой. И, судя по всему, не на последних ролях. Т.е. приехал мужик из Советского Союза, который выпал из большого футбола несколько лет назад и заиграл на серьезном уровне в Европе. Это показатель, ведь я считаю, что тогда европейские национальные чемпионаты были посильнее, хотя бы из-за отсутствия больших денег и общеевропейского лимита на легионеров. Национальные школы были своеобразные и постоянно поставляли игроков.
Здесь вспоминается тезис Марадоны, что «Наполи» был суперклубом, когда в нем играл сам великий аргентинец, Карека и другие, но все это развалилось из-за того, что тогда не было современного телевидения, а значит и гарантированных доходов. То есть такого телевидения, как сегодня, которое обеспечивает доминирование британской премьер-лиги в мире.
В общем, уровень чемпионата Австрии был серьезный, и там в сильнейшей команда закрепился игрок, который отыграл после ссылки из «Зенита» несколько сезонов в советской второй и первой лигах, и от которого, по сути своей, отказался Морозов, и который благодаря этому стал первым советским «выездным».
Это говорит об общем уровне советского футбола. Вот кто сегодня из российской первой лиги в 31 год может заиграть в «Ред Булл» Зальцбург? Естественно, никто, а в СССР, оказывается, были никому не нужные уникумы. Взять хотя бы Зонина в «Зените», который для того, чтобы удержаться в команде, отчислял опытных и мастеровитых футболистов под 30 лет, что свидетельствует о том, что материала было навалом.
Одним словом, это был совершенно другой мир – в прямом и переносном смысле. Великих футболистов у нас, может быть, и при позднем СССР не было, но мастеровитых хватило бы на десять современных сборных. И так, к сожалению, во всем и везде.