«Спартак» – это проклятие!
«Художника обидеть может каждый!Только на жизнь не жалуйся потом…»
Наше спартаковское эго столь велико, что оскорбить нас может даже самый невинный комментарий, косой взгляд или робкое сомнение в народности нашей команды. В Англии всё чаще можно услышать, что нет несчастнее существа на земле, чем болельщик «Арсенала». Быть «гуннером» – это и честь, и вечная мука одновременно. Что-то до боли знакомое и даже чуточку родное в своей безысходности отзывается и у нас, обречённых когда-то болеть за ромб с литерой «С».
Один из комментариев читателей к моей статье «Вы – не «Спартак»!», признаюсь, обжёг меня сильнее прочих. Я сразу хочу попросить прощение у автора за своё вольное изложение его слов, но смысл я постараюсь передать максимально точно.
Молодой человек написал примерно следующее: «Я не понимаю, о каком клубе вы все пишете и вспоминаете. Мне чуть за 20 и для меня тот «Спартак», что я вижу сегодня, видел вчера и все последние годы – это и есть настоящий «Спартак»: с его манией величия, раздутой самооценкой и ничем не подкреплённой претензией на чемпионство. А на поверке – это сборище средненьких по уровню футболистов и во многом случайно попавших в клуб тренеров».
Прочитав тот комментарий, я раскрыл свои лёгкие в глубоком вдохе и хотел было с высоты уже своих лет преподать урок настоящего красно-белого гладиаторства «зелёному незнайке», нанизав его тщедушное интернет-тельце на трезубец своих острот. Но повременил добивать лежачего оппонента на радость ревущей публике. И ведь правда – что знает о «Спартаке», выносившем в прекрасном фирменном стиле всех вперёд ногами в 90-х и начале 2000-х сегодняшняя болельщицкая молодая поросль? А что знаю я сам о том «Спартаке», который когда-то смог объединить и влюбить в себя миллионы в огромной стране, звавшейся СССР?
Тем временем, это основы красно-белого болельщицкого сектантства.
Гладиатор. Рождение
День, когда «Спартак» родился, в союзной футбольной «семье» уже были старшие дети, успевшие окрепнуть и зарекомендовать себя на футбольном поле. Московские «Динамо» и ЦДКА имели как свои собственные армии поклонников, так и могучих покровителей в высоких кабинетах. Громкие победы на футбольных полях тоже имелись. Несмотря на сегодняшние общепринятые официальные цифры, год рождения московского «Спартака» сами отцы-основатели считали никак не 1922. Болельщики – люд азартный, ревнивый и в какой-то мере тщеславный – кому-то позарез хотелось, чтобы в энциклопедии «Спартак» был хотя бы на год, но старше заклятых врагов, армейцев и динамовцев.
Интересно и то, что «Спартак» - название, которое уже было известно в Союзе. В те годы существовали такие команды в разных городах по всей стране, был и автомобильный завод, и журнал с таким же названием. И, что характерно, «Спартаком» чуть не стали столичные армейцы – очень уж привлекательным был исторический бэкграунд этого имени для некоторых руководителей военного ведомства. Уже была создана комиссия. Она то и предложила это название как символ «отваги и стойкости». Но истории было суждено пойти по другой тропке, и «Спартаком» стало совсем иное общество.
Примечательно, что все досужие разговоры на тему года рождения «Спартака» прекрасно "закруглил" Никита Павлович Симонян, сказав однажды: «1922 год может быть отнесён к году зачатия, а дата зачатия никогда не бывает датой рождения». Важно и то, что для самого Николая Петровича Старостина именно 1935 год был ключевым и знаковым – именно в этот год родилось добровольно-спортивное общество «Спартак», а не команда по отдельному виду спорта. Фундаментальность такого события в те годы очень сложно переоценить.
Вот, что писал он сам по этому поводу: «Тогда в стране было одно Всесоюзное спортивное общество – «Динамо», созданное в 1923 году и добившееся крупных успехов… Мы же, все четыре брата Старостины (и ещё мужья двух наших сестёр), играли за команду «Пищевики», а работали в разных ведомствах. Пригласили меня однажды в бюро физкультуры городского совета профсоюзов и сказали, что я должен играть за команду МСПО. Я, конечно, ответил отказом – разбивалась «семейная сборная»! Возник конфликт. А вскоре в беседе с генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым речь зашла как раз об организации добровольного спортивного общества по образцу «Динамо» … Нужно было объединить молодёжь, занятую в промкооперации, во всесоюзную спортивную организацию, открыть доступ в неё всем желающим физкультурникам. В организацию нового спортивного общества Косарев убедил включиться и меня. Начало было положено осенью 1934 года организацией Московского городского совета «Спартака», ответственным секретарём которого я и стал».
Так команда «Пищевики», позже «Мукомолы», далее «Дукат» и наконец «Промкооперация» эволюционировала в то спортивное общество, частью которого мы с вами являемся сегодня. А вот те, кто является наследниками и продолжателями дела отцов-основателей, не забыли, что есть «Спартак»? И кто отвечает за сохранность и передачу мифического спартаковского духа, от частоты упоминания всуе которого уже порядком свербит?
Плоть от плоти народный
Так всё-таки, почему же болельщицкая среда, имея к моменту появления «Спартака» уже сложившиеся успешные спортивные общества, выбрала в конечном итоге именно спартаковский ромбик среди прочих?
Вообще, личность гладиатора, носившего имя Спартак и поднявшего восстание в республиканском Риме, была весьма популярна в Европе, начиная с XIX века. Высокую оценку восстание и сама личность гладиатора получили от Карла Маркса, что неизбежно нашло своё продолжение и в его учении, укоренившемся в нашей стране. У нас популярными были как книга Раффаэлло Джованьолли «Спартак», так и спартаковские революционные отряды марксистского толка в Германии в начале двадцатого столетия.
Борьба угнетённых с угнетателями – это вообще наше всё. На этом было построено государство, занявшее впоследствии 1/6 часть суши на нашей планете. Стоит ли удивляться тому, что Че Гевара Древнего Рима и его дело нашли отклик в революционных сердцах наших сограждан того времени? Красные футболки, являвшиеся неотъемлемой частью спартаковской традиции с 1934 года, лишь закрепили популярный в народе образ.
Приятное советскому глазу внешнее оформление и революционный исторический бэкграунд быстро были подкреплены первыми большими победами. В год образования чемпионата СССР по футболу весеннее первенство выиграло московское «Динамо», а осенний чемпионат – «Спартак». Первые годы в союзном первенстве именно эти две команды сменяли друг друга на высшей ступени пьедестала.
«Немаловажное значение имело, конечно, то обстоятельство, что «Спартак» создавался самими спортсменами, которые не только руководили им, но и активно сами выступали в соревнованиях. Я, например, продолжал играть в футбол и хоккей, участвовал в легкоатлетической эстафете по Садовому кольцу», - писал Николай Петрович.
Кроме того, «Спартак» отличался демократическими отношениями внутри своего общества, что сильно разнилось с устоями, принятыми в те годы в «Динамо» и ЦДКА. В футбольной ветви спортивного общества «Спартак» существовал совет тренеров – коллегиальный орган управления, который невозможно было себе представить в клубах, патронируемых НКВД и армией. Этот нюанс в управлении Николай Петрович считал отличительной чертой «Спартака» и основой основ популярности: «Именно тогда, во время высшего восхождения «Спартака» по ступенькам популярности, я всё больше утвердился во мнении, что футболист сам творец своей судьбы, тренер же – его советчик… Подотчётность тренерскому совету они рассматривали не как усечение своих прав, а как осознанную необходимость для приближения к истине». Сильно, да? Напомню, на дворе была вторая половина 30-х. Сталинские репрессии, «Ежовщина», а тут, @#$%, демократия.
С первых дней основания Старостины старались максимально подчеркнуть близость всего спортивного общества «Спартак» и его именитых спортсменов к простым людям. А также подчеркивали свою непохожесть на прочих и независимость, порой чрезмерную по меркам того сурового времени. Это очень не нравилось в тех самых высоких кабинетах, речь о которых шла в начале. Настолько не нравилось, что в 1942-м братья Старостины были арестованы НКВД. Из личного дневника Берии стало известно: «Дошли руки арестовать Старостиных. Мячик гоняли здорово, люди оказались дерьмо. Строили из себя интеллигентиков… Коба сказал, уберите это дерьмо подальше от Москвы, а так пусть воняет. Интеллигенты без дерма не могут». «Дело Старостиных» и резонанс, который оно вызвало впоследствии, как ни странно, добавили популярности как братьям, так и красно-белому футбольному клубу. «Спартак» выстоял.
Шутка ли – творческая интеллигенция тех лет была сплошь и рядом красно-белая. Мы и сегодня с Вами не понаслышке знаем, как стихи деятелей культуры могут поставить крест на игровых и тренерских карьерах в «Спартаке». Любовь и причастность спортсменов к культуре высоко оценивал и сам Николай Петрович: «Приобщение к миру искусства благотворно влияет на психологию спортсмена, даже если речь идёт лишь о непосредственном общении с его лучшими представителями».
«Задолбал этот Спартак!»
Несмотря на множество недоуменных комментариев сегодняшних дней о дутой славе «Спартака», к месту будет заметить, что я застал «Спартак» вот таким: 10 чемпионств с почти 61% побед с 1989 года по 1995 с разницей мячей за этот период +353 и почти 58% побед во второе пришествие Олега Ивановича Романцева с 1997-го по 2003-й с разницей мячей +179. Сегодня эти цифры кажутся чем-то сверхъестественным, правда? А тогда кто-то всерьёз говорил, что «задолбал этот «Спартак» со своим чемпионством уже».
Отец и дед застали его таким: 12 чемпионств СССР и 9 кубков с сумасшедшим составом участников того времени: киевское, тбилисское, московское «Динамо», ЦСКА, «Торпедо», «Арарат», «Зенит», «Жальгирис», «Шахтёр», «Пахтакор», «Нефтчи», «Локомотив», «Кайрат», «Днепр» и другие – неплохая такая компания, да? Каждая команда – целая веха в истории отечественного футбола со своими воспитанниками, школами, самобытным футболом. Любая европейская лига позавидовала бы. Старт каждого чемпионата ожидался с придыханием и нетерпением.
К дню сегодняшнему
А сегодня мы всерьёз обсуждаем перспективы клуба во втором по значимости европейском турнире и не без оснований тревожимся перед противостоянием со скромной и неприступной «Брагой», которой «Спартак» в двух матчах сподобится забить всего 1 гол и уступит место в основной сетке. Противостояния с миланским «Интером» во главе с «Зубастиком» и потрясающим «Реалом» образца 1998 года сегодня кажутся каким-то мифом, фантасмагорией, коих в спартаковской истории полно, куда ни сунься.
Теперь вот Кононов уволен. Встал в один ряд с безликими тренерами последних 15 лет. Впрочем, об этом я писал в прошлый раз. И в прошлый же раз говорил, что нет в этой отставке счастья, ибо не Кононовым единым меряются сегодняшние беды когда-то славного «Спартака».
А в последние дни только и разговоров, что о Тедеско, о будущем, о снятии «пиджачного проклятия». Всё, что я слышу от разных людей о возможном новом главном тренере – это то, что он молод и невероятно подкован в матчасти, что он – чуть ли не второй Нагельсманн, окончил немецкие тренерские курсы с отличием и вообще самый настоящий гик (безумец со знаком плюс, фанат) по части тактических хитросплетений.
Но, послушайте, друзья, тактическими гиками своего времени были и Нерео Рокко, и Эленио Эррера с «Миланом» и «Интером» соответственно. Большие тренеры, хозяева раздевалок и новаторы своего времени. Но не таким видится пусть «Спартака» на пьедестал, не правда ли?
Странная манера руководства Тедеско, избавление от именитых лидеров, подчеркнутая угодность всем и вся, всего один успешный сезон в «Шальке», сокрушительный провал после взлёта – всё это не просто риск – это авантюра.
Я убеждён, что наш спартаковский выход – отмотка бобины с километрами изгаженной плёнки 2000-х и 2010-х даже с учётом по большей части случайного чемпионства к тем фрагментам, когда наша история пошла не по тому пути. Наш выход – терпение при условии начала комплексной, кропотливой работы всего клуба вместе с болельщиками без ожидания каких-либо серьезных трофеев в ближайшей пятилетке. Очень многое упущено и очень многое забыто. И чтобы победы прошлых лет не стали нашей лебединой песней, клуб должен взяться за основы.
Стыдно – быть топ-клубом пусть даже в российском футбольном болоте и иметь подбор игроков сугубо для контратакующего футбола. Стыдно – завоевывать чемпионство, имея в своем составе всего двух игроков, способных вскрывать оборону противника и играть в хоть какое-то подобие позиционных атак (мы помним вас, Промес и Фернандо), а потом их продавать без чёткого понимания «а что дальше?» и следования строгому вектору развития. В эпоху, когда даже в консервативной Англии рано или поздно поняли, что им к качественным футболистам ещё нужны и качественные тренеры, мы до сих пор прозябаем на такой глубине, что уже скоро сквозь мутную воду нашего футбола перестанем видеть даже проблески света.
Вместо эпилога
Мама, будучи уже на восьмом десятке лет, глядя на сегодняшний «Спартак», за детско-юношескую баскетбольную команду которого играла ещё в 50-х, по-настоящему расстраивается, негодует, машет руками, сгоряча уходит от телевизора и всегда непременно возвращается ближе к финальному свистку. На вопрос «зачем» отвечает, что и сама не знает. Наверное, чтобы испить горькую чашу до дна. Так и все мы. Бранимся, плюёмся, проклинаем, требуем увольнений, разгона, разговора по душам, а потом заглядываем в календарь и ищем в нём следующего соперника.
Потому что «Спартак» – это сердце, «Спартак» – это душа, «Спартак» – это наше проклятие.
можно сменить жену работу и друзей. Даже родителей.
Только любимый клуб никак не сменишь
Помню, как 12-летним пацаном слушал разговоры отца с другими болелами: Бесков - он же динамовец. И набрал непойми кого: Гаврилов, от которого даже Динамо отказалось, какие-то колхозник из второй лиги.
Шёл 1977 год.
Это я к тому, что все повторяется. И чертовски хочется верить в то, что обойдёмся без ФНЛ и 5 безнадежных лет, что срастётся у Тедеску, как совершенно неожиданно все сраслось у другого итальянца.
И никак не могу отделаться от мысли, вот уже пару лет, что мы имеем то, что заслуживаем. Если посмотреть на большинство фанатов, то для них очень вредно, чтобы спартак побеждал, поскольку они только так могут самоутверждаться и взращивать своё раздутое эго.
У спортивного общества Спартак были заложены конкретные ценности: свобода, уважение, честь, достоинство, сила духа .... а что транслируется сейчас с трибун, за ними, в соцсетях? Если даже такие тренеры как Черчесов и Романцев позволяют себе высказываться в неуважительной и пренебрежительной манере? Н.П. Старостин, как впрочем и остальные братья, уж наверное не так себе представляли будущее клуба. И если бы они действительно увидели происходящее, то им было бы очень больно.
Лечить нужно не только систему, но и головы большинства. Недавнее чемпионство это хорошо показало.
Спасибо моей компании детской!
Всё оттуда! При том, что в семье динамо с конями...
Особое спасибо нашему Димону, который тогда играл за Спартак.
Для нас тогдашних - Спартаковец! Вау!!!...