Фаны «Локо» на ЛЧ вспомнили легендарного Лаврова: автор первого гола чемпионата СССР, не здоровался со Старостиным, Озеров носил за ним чемодан
Перед матчем с «Атлетико» болельщики «Локо» выдали шикарный перфоманс. Сначала встретили команду туннелем из файеров, потом на трибуне разложили послание от Виктора Лаврова – автора первого гола в истории чемпионатов СССР.
«Как старый локомотивец я желаю футболистам нынешнего поколения неустанного стремления побеждать в любом турнире, любом матче, быть патриотами общества, трудиться изо всех сил, чтобы с честью нести марку столичного клуба «Локомотив» – представителя многотысячной армии железнодорожников».
И это реальное письмо: на 73-й странице справочника «Локомотив-75» легендарный форвард просил будущие поколения футболистов «Локомотива» с честью нести марку столичного клуба.
О Лаврове вспомнили не просто так: вчера клуб открыл 12-ю звезду на аллее славы – в честь Лаврова. 13 сентября исполнилось 110 лет со дня его рождения.
Ни о какой карьере футболиста Лавров не мечтал. С 14 лет он работал автомехаником в гараже, параллельно поигрывая за любительские клубы. Даже такой футбол мог закончиться в 1930 году: Виктор поступил в Московский институт инженеров транспорта.
Лаврова для истории игры спас случай. Однажды студент играл во дворе с друзьями. Важное уточнение: двор был проходным. Дальше рассказывает сын Лаврова Валентин – в 2016 году он дал большое интервью клубному сайту «Локо»:
«Однажды здесь по своим делам спешил Николай Хорев, человек известный в мире футбола. Он залюбовался игрой отца, подозвал его: «Ты играешь в каком-нибудь клубе? Нет? А зря! Парнишка ты перспективный. Надо тренироваться серьезно! Слыхал, недавно создали КОР – Клуб Октябрьской революции? На Ново-рязанской базе. Я там играю и помогаю тренировать. Завтра приходи на тренировку! Выдам бутсы».
Вот тут данные расходятся. Валентин рассказывает, что отца позвали в «КОР» – предшественник «Локомотива». Но такое название команда носила до 1930 года – то есть до поступления Виктора в институт.
Как бы то ни было, но точно известно одно: в 1936 он играл за «Локо». И еще как играл!
Первый гол в ворота ленинградского «Динамо» – и первый гол в истории чемпионатов СССР – Виктор забил на 5-й минуте встречи.
«По правому флангу хорошо рванулся Семенов, – рассказывал позднее сам Лавров – этот рассказ записал Аксель Вартанян в «Летописи советского футбола». – Я, находясь в своей зоне левого полусреднего, в надежде на передачу двинулся к центру штрафной площади. Но тут два защитника «Динамо» перекрыли дорогу.
В это мгновение Семенов внезапно пробил сам. Вратарь ленинградцев Кузьминский в падении отбил мяч... Мне удалось обмануть защитников, проскочить между ними и примерно с 11-метровой отметки сильно пробить низом. Мяч оказался в воротах. Мы повели — 1:0...».
По словам сына, Виктор вколотил мяч пушечным ударом. Так он забил большинство голов. Заодно доставалось игрокам соперника и перекладинам. Журналист Юрий Ваньят вспоминал: «У Лаврова с обеих ног был удар жуткой силы. На моих глазах на Рязанке он залепил мячом в перекладину и переломил ее. Однажды, в предвоенный год, попал мячом в лоб молодому Леониду Иванову, когда тот защищал ворота ленинградского «Зенита». Леню полчаса приводили в чувство».
Сам Лавров признавал оба события, но скромно отмахивался. Ну вырубил, ну сломал. «Наверное, просто перекладина гнилая была».
С Лавровым «Локомотив» взял и первый Кубок СССР. Виктор забивал во всех матчах – четыре в 1/32 финала с «Динамо-Трудкоммуной» (7:0), единственный гол в 1/16 с харьковским «Динамо» (1:0), два гола в 1/8 с ленинградским «Спартаком» (3:0), гол в четвертьфинале «Серпу и Молоту» (2:1), три гола «Красной заре» (5:0) в полуфинале и гол тбилисскому «Динамо» (2:0) в решающем матче.
Финал Кубка Лавров доиграть не смог: получил по ногам от защитника и покинул поле. Щитки Виктор не носил – все дело в икрах: они и без экипировки были огромными (отсюда и пушечный удар), а с щитками казались еще больше.
«Из-за этого он страдал – у него берцовая кость была, как пила, вся избита, – рассказывает сын форварда. – Много раз его уносили с поля, потому что за ним шла настоящая охота – по ногам били».
Говорят, одним из тех, кто постоянно охотился на Лаврова, был Николай Старостин – основатель «Спартака».
«Отец с ним даже не здоровался, когда они на совещаниях встречались. Однажды Старостин его нарочно ударил – нос набок. А однажды ударами исподтишка так его довел, что отец развернулся и хрястнул Николая Петровича по лицу. Тот упал, лежит, не дышит. Судья тут же подскочил: «Лавров, с поля!» Лавров мимо Старостина проходит, а тот высунул язык и засмеялся».
Потом за Лавровым пришли из «Спартака» – не мстить, а предлагали переход. Были еще и представители «Динамо» и ЦДКА.
Виктор Лавров – третий слева в первом ряду
Футболиста уговаривали квартирой: вместо коммуналки площадью 14 метров предлагали отдельную двушку на Песчаной. Виктор отказался.
«Ну как я буду Вальке Гранаткину забивать голы? Да мы ж с ним друзья! Не пойду из «Локомотива» никуда!».
При этом Лаврова очень уважал телекомментатор Николай Озеров.
«К нам частенько заглядывал другой дядя Коля – Озеров. Жил он в соседнем дворе, а на Новой Рязанской играл в теннис и выступал за «Локомотив». Бабушка любила угостить будущего знаменитого телекомментатора пирожками. Много позже, в передаче, посвящённой отцу, Озеров вспоминал: «В довоенные годы считал за честь донести фибровый чемоданчик Виктора Лаврова до его дома», – рассказывал сын Лаврова.
В коммуналке семья Лавровых жила до 1966 года – новую квартиру получили по распоряжению министра путей сообщения. Но и здесь отличились: отказались от двухкомнатной квартиры в пользу женщины с двумя детьми, а сами въехали в однокомнатную.
Несмотря на футбол, Лавров не забыл об инженерных талантах. Во время войны работал на 315-м авиационном заводе – сначала в Москве, недалеко от стадиона «Динамо», потом в Перми, куда завод отправили в эвакуацию.
Навыки пригодились и после футбольной карьеры. С 1955-го по 58-й Виктор занимался подготовкой спортивной аппаратуры и инвентаря на Центральном стадионе имени В.И. Ленина («Лужники»). Перед чемпионатом мира по хоккею 1957 года из Венгрии прислали новое табло с хронометром «Омега». Хронометр фиксировал чистое время игры, а потом использовался для фотофиниша на мотогонках.
Но венгры хотели подзаработать и прислали табло без инструкции по сборке – за нее просили отдельных денег. Лавров попыхтел, почертыхался – но собрал хронометр без инструкции.
Последний матч Виктор провел в 46 лет. Случайным свидетелем этого события стал сын Валентин.
«Это был год 1955-й. Случайно встретились с ним на стадионе «Строитель» – у меня там была тренировка по боксу, у отца – игра. Была финальная встреча на Кубок коллективов физкультуры Министерства обороны. Соперники – футболисты из Ленинграда.
Отец играл в центре защиты. Слышу разговор двух мужиков: «Глянь, как в защите старик вон тот играет! Ну, молодец! Ну, технарь! Все подчищает!».
Я с презрением двадцатилетнего боксера процедил:
– Эй, лопухи, какой же это старик? Это же Виктор Лавров!
Они опешили:
– Ой, и правда! Это Виктор! А ты-то откуда знаешь?
– В футболе надо разбираться!»
Огромное письмо от легенды на трибуне и коридор из файеров: перфоманс фанатов «Локо» перед ЛЧ
Фото: fclm.ru; unitedsouth.ru
ему многие руки не подавали