За «Урал» у Кононова не может быть оправданий. Рабинер — о поражении «Спартака»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/01/fe224895049fabae7c9c037e3c96f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Такой проигрыш «Уралу» — это гораздо более жирный минус Олегу Кононову, чем минимальное поражение от «Зенита» в конце выматывающей месячной серии матчей. Сейчас у главного тренера «Спартака» не может быть оправданий.
Матчи сборных? Так они казались спасением для «Спартака», потому что а) позволили отдохнуть после той серии; б) не так много игроков красно-белых, в том числе ключевых, разъехались по национальным командам. В частности, Шюррле, Тил и Жиго, три стержневых футболиста, остались в распоряжении Кононова. Как и Айртон, Ещенко, Ларссон... Все эти шестеро были в стартовом составе с «Уралом». Мало у кого из тренеров команд, претендующих на топ-статус, есть такая роскошь.
Две недели все эти люди могли и «физику» подтягивать, и игровые взаимодействия отлаживать. И что же мы увидели? Всего двоих безоговорочно «живых» — Жиго и Бакаева (последнее, кстати, не столь логично, поскольку он был, с одной стороны, в сборной России, а с другой, не получил там ни минуты, а с Шотландией даже не попал в заявку). Тил выдал пару хороших фрагментов — перехват, удар, неловко отбитый вратарем — но не более. А на что он способен, мы уже понимаем.
Печально и, похоже, показательно, что с каждой игрой сдает Шюррле. С «Брагой» и «Зенитом» это было понятно и простительно — немца элементарно загоняли, а первые эмоции, на которых он всех так впечатлил, сошли. Но теперь-то, после двух недель подготовки без единого матча? Почему теперь Андре был плох? Его свежесть и активность были, как мне кажется, вопросом во многом тренерской работы в эти дни.
Новичок Алекс Крал попал с корабля на бал — из сборной Чехии прямиком в стартовый состав «Спартака» после всего лишь пары тренировок. Видно, что мяча он не боится, от ответственности за решение игровых эпизодов и от борьбы не прячется — и диапазон у него серьезный. Но далеко не уверен, что давать 90 минут новому игроку, почти не знающему партнеров, — решение бесспорное. Да, дисквалифицирован был Гулиев, но имелся Умяров, всегда выходивший в «Спартаке» качественно. А тут при 1:2 красно-белые вообще ничего не могли придумать, кроме выдвижения вперед Жиго и примитивного навала.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/8e/6017859a446f6bdaf27240da495d4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Кстати, приход Крала побудил Кононову видоизменить схему — с «Уралом» «Спартак» играл 4-3-3 с треугольником в центре, повернутым углом к своим воротам: единственным опорником (чего на моей памяти в «Спартаке» ранее не происходило) был Зобнин. С одной стороны, чем дальше Рома от чужих ворот — тем лучше. С другой — свободных зон во втором тайме на половине поля «Спартака» было море. И при отскоке мяча от Джикии перед первым голом, и на подстраховке беспомощного Ещенко перед вторым зазоры были слишком большие, их никто не страховал. Да, Эль-Кабир убежал от Андрея до обидного элементарно — даже не обыграл и не обманул, а просто пробросил и по прямой унесся. Но то, что он был вообще один, без подстраховки, после заброса через полполя, — это тренерская проблема.
Первый тайм «Спартак» провел неплохо — тут я с Кононовым соглашусь. Но, когда Жиго быстро забил с подачи Бакаева, и почти тут же Зелимхан едва не исполнил шедевр, виртуозно обыграв двоих и пробив крученым рядом со штангой, я подумал — надо обязательно забивать второй, и как можно быстрее. Потому что это сейчас «Урал» «тепленький», а дальше он поднимет голову, а «Спартак», как это с ним бывает почти всегда, потеряет концентрацию. И к концу первого тайма уже стало видно, что команда Дмитрия Парфенова приходит в себя.
А на второй и те, и другие вышли просто неузнаваемыми — только в разных смыслах! «Спартак» в первые 15-18 минут тайма возили так, и «Урал» создал столько моментов, что захотелось понять: что вообще говорил Кононов в раздевалке? И как его слушали? Потому что, если даже тренер говорит верные вещи, но его не слышат, это тоже его вина — значит, не достучался, не нашел правильных слов и интонации.
Я задал Олегу Георгиевичу вопрос на пресс-конференции, что он говорил в перерыве, и услышал: «Играть еще агрессивнее и быстрее. И более точно перед штрафной при завершении. Понимали, что «Урал» будет стремиться сравнять счет, и поэтому говорил особенно строго играть в отборе. Не получилось».
Не просто не получилось. Такое впечатление, что «Спартак» действовал по принципу: послушай тренера и сделай наоборот. Точнее, ничего не сделай. «Спартак» вышел на второй тайм смотреть футбол, а не играть в него. Никакими логическими мотивами обьяснить это было невозможно. И я полностью согласен с Парфеновым в двух тезисах — и что победила его команда по делу, и что игра «Спартака» в атаке пока строится в первую очередь на индивидуальном мастерстве. Все так и есть.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/d2/52dcbbcc24d07847ee05e6d39d19a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Все знают, что я отношусь у Кононову с профессиональным уважением и симпатией. Но такие поражения, как от «Урала», лишают аргументов и его сторонников. Никто уже не вспоминает о зрелище и красоте, под флагом которых он приходил в «Спартак» — и это было ожидаемо после его действительно такой философии работы с «Краснодаром» и «Арсеналом».
Тут с этим совсем не шло. Но была бы просто внятная, ясная, логичная игра, под которую набирался новый состав. Все-таки эти люди, кроме Крала, уже провели не один и не три матча, и пора уже начинать от них как команды — а значит, и от главного тренера — чего-то требовать.
Три победы подряд над «Ахматом», ЦСКА и «Крыльями» вроде бы говорили, что становление нового «Спартака» идет по плану. Но даже не «Брага» и «Зенит», а именно «Урал» опустошил эмоционально, дал понять, что что-то пошло не так. Если бы не очередной взятый Максименко чистый выход один на один, могло бы быть еще хуже.
И хоть и отвечает Кононов на ретрансляцию фанатских требований о его отставке, что в «Спартаке» каждое поражение — это одно и то же, проигрыш проигрышу рознь. Так скверно, как после «Урала», в этом сезоне было разве что против «Тамбова» — и то там были четыре попадания в каркас ворот и грубые ошибки Михаила Вилкова. Здесь игра была дома, по судейству не может быть никаких вопросов, а штангами-перекладинами после перерыва не пахло. Как и моментами.
Календарь у «Спартака» сейчас щадящий, и если в двух ближайших матчах с «Уфой» и «Оренбургом» красно-белые потеряют больше или даже столько же очков, чем наберут, и, что не менее важно, не будет видно прогресса в игре, — не удивлюсь, если Леонид Федун, известный своей эмоциональностью, потеряет терпение.
Если команда играет в живой, умный, искристый и неравнодушный футбол — за это можно простить поражения. С «Уралом» без, скажем так, уважительных причин «Спартак» дома на демонстрацию хорошей игры не явился. Вот что Кононову надо исправлять даже более рьяно, чем счет на табло. Он ведь верно говорит: результат через игру и достигается.
Пора бы.
Конкретно:
1. Неправильно используют фланги в атаке. Вместо смещения вингеров в центр или штрафную, что позволяет заполнять штрафную игроками и освобождает пространство для подключения защитников, Спартак держит вингеров у боковой линии и подключает защитников через смещение к центру, что позволяет обороняющимся легко переключаться между игроками и создавать на этих участках численное преимущество.
2. Неправильно используют Понсе. Если Понсе выходит на поле, то нужно активно загружать штрафную мячом с помощью силовых прострелов и проникающих передач. Этого не происходит. В итоге Спартак играет в меньшинстве, потому что от Понсе есть польза только при вышеописанных действиях.
3. Центральные защитники Спартака неправильно располагаются при владении Спартака мячом около чужой штрафной и неправильно действуют при переходе владения мячом. Вместо "поджимания" к центру поля и игры на опережение, они изначально оставляют пустое пространство между собой и остальными игроками, а после перехода владения не в состоянии быстро накрыть соперника и вынуждены заранее смещаться к своим воротам, что даёт соперникам ещё больше свободного пространства и новые варианты развития атаки.
4. Опорные хавбеки Спартака не умеют взаимодействовать и перекрывать зоны друг друга. Очень часто они располагаются на одной линии, оставляя за спиной пустое пространство и оказываются отрезанными после перехода владения.
5. У Спартака плохо отработан подбор перед штрафными. Как перед своей, так и перед чужой. Игроки не следят за билд-апом, а следят за мячом, поэтому вместо грамотного заполнения пространства, Спартак часто напоминает кучку детей, которые кучей бегают за мячом по двору.
6. На обоих флангах защиты Спартака в каждом матче совершается 2-3 позиционных ошибки в одинаковой ситуации - игрок соперника владеет мячом у боковой линии, два игрока Спартака пытаются взять его в "коробочку", а за их спинами спокойно открывается ещё один игрок соперника, которого никто не контролирует и на которого следует передача.
То есть эта ситуация не отрабатывается на тренировках, иначе она не повторялась бы раз за разом на протяжении уже долгого времени.
....
Можно ещё несколько пунктов набросать, но там надо больше букв писать.
А хороший специалист по тактике найдёт ещё больше проблем...
Как-то так🤷♂
У него этих интонаций в принципе нет, отсутствуют. И это еще одна из тысяч других его проблем. А вообще если его даже Рабинер начал критиковать, значит, Олежке уже пора собирать вещички.