Записки селекционера (продолжение) ЭТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ С КАЖДЫМ
13 августа «Спорт-Экспресс» опубликовал материал, который может быть для большинства читателей прошел незаметным, но, думаю, родители детей, которые занимаются в футбольных школах, получили сильное впечатление. Вот адрес ссылки.
Пересказывать не буду, кому интересно, почитает. Родители должны компенсировать расходы клуба «Крылья Советов» Самара за подготовку, тренировки, экипировку мальчика в сумме 150000 рублей.
Просто ситуация не новая и не единичная. Так, например, из Академии «Краснодара» после полутора лет занятий решил уехать, вернуться домой один мальчик 2005 года рождения. Подчеркиваю, уехать домой, в провинцию, а не перейти в какой-нибудь московский или петербургский клуб, конкурент «Краснодара». Не выдержал обстановки интерната, потерял уверенность в себе, потому что не попадал в первый состав своего возраста, просто захотел домой к папе и маме. Таких примеров очень много, и детей можно понять. Руководство Академии было крайне недовольно, всячески демонстрировало свое отрицательное отношение к этому решению мальчика и его родителей. Когда поняли, что те оставаться не хотят, пустили в ход финансовые рычаги. За полтора года обучения в интернате выставили родителям возмещение расходов Академии в сумме 600 000 рублей. По сравнению с этой цифрой 150 самарских тысяч кажутся мелочью.
Интересно, что в «Краснодаре» из этого возраста (2005 г.р) отчислено за два года обучения уже около 30 детей. Отчислили, выгнали и никому финансовых претензий не выставили. Хотя все время так же несли расходы на питание, проживание, экипировку, зарплату тренеров и персонала. А этому мальчику выставили. Может потому, что он сам захотел выпорхнуть из этой «золотой клетки», как часто за глаза называют Академию «Краснодара».
Не знаю, чем эта история закончится, мальчик живет дома, играет за свой первый клуб, родители пытаются решить с Академией этот вопрос. Дай бог, чтобы нашли компромисс.
Теперь подумаем не о финансовой, а моральной стороне вопроса. Если выгнали 30 детей, закрыли глаза на свои материальные потери, на расходы за этих детей, то почему вдруг именно одному выставили такую неподъемную сумму? Может потому, что он сам захотел уйти и тем самым нанес моральный ущерб такой замечательной Академии? Выгнать можем, а отпустить – нет!
Не кажется ли это мелкой, позорной обидой на решение мальчика, нет ли здесь торгашеской жадности и корысти? Кстати, для «Краснодара» это не единичный случай, были суды, когда с родителей детей пытались взыскать значительно большие суммы.
Сегодня такие кабальные договора, где в случае ухода ребенка из данной Академии прописаны многомиллионные суммы, предлагают родителям многие ведущие Академии России. Например, «Зенит». Не поэтому ли несколько родителей очень сильных игроков отказались подписывать такие договора, и дети уехали из «Зенита». Кто домой, кто в другой клуб. И на чемпионате России «Зенит» не смог даже пробиться в призеры, потому что эти два уехавших мальчика определяли игру средней линии команды.
Суммы в сотни тысяч, а то и миллионы рублей смотрятся огромным противоречием с суммой компенсации при заключении игроком первого профессионального контракта. Сейчас для клубов ПФЛ эта компенсация отменена в чистом виде, но еще недавно она действовала. Сравните, «Спартак» за переход своего воспитанника, за семилетнюю подготовку, выставлял компенсацию в 350-400 тысяч рублей, а «Краснодар» за полтора года работы с мальчиком, требует с родителей 600 тысяч!
Интересно, а выставит ли счет родителям какого-нибудь мальчика клуб, в котором все расходы на поездки, турниры, даже форму несут родители? Таких клубов в России, не говорю о ведущих спортивных академиях и школах, подавляющее большинство. На всех турнирах я беседую с родителями, и они выкладывают горькую правду. Некоторые оплачивают расходы за детей даже на финальных турнирах первенства России. Дети приехали защищать честь своего клуба(города) за свои деньги…
Если уйти от вопроса о деньгах, то возникает еще один, вытекающий из этой истории. Это отношение к детям. Выставляют счет, объявляют предателем, говорят, что теперь дорога назад в свой клуб закрыта. Подумайте, мальчик из Мухосранска, где при всем желании он никогда не сможет стать футболистом, хочет попробовать свои силы в ведущей Академии страны, а ему тренер заявляет, что даже если он просто поедет на просмотр, то может обратно не возвращаться. Сам сталкивался с десятками таких ситуаций. И часто родители дают задний ход, не отпускают мальчика. Нам в этом городе жить, вдруг придется вернуться, что же мы потом будем делать, - оправдываются они. И тренер, гордый тем, что готовит команду, которая выигрывает какие-то зачуханные турниры, приносит зачетные очки школе, продолжает гробить детей, которые к окончанию школы теряют все шансы чего-то добиться в футболе. С такими тренерами приходится сталкиваться постоянно. Готовлю об этом отдельный материал.
Отношение к детям. Вот еще одна статья, продолжение истории Слуцкий и «Ротор». Был недавно в Волгограде, там люди из «Ротора» говорят, что Слуцкий не прав. Другие волгоградцы считают, что прав.. Почитайте последний крик души Леонида Слуцкого.
https://www.sport-express.ru/football/rfpl/reviews/rotor-mstit-sluckomu-za-intervyu-detskim-treneram-urezali-zarplatu-1567302/
Ситуация не нормальная. Не нормальная, в первую очередь, тем, что страдают дети.
В такой ситуации могут оказаться многие родители. Ничто не вечно, часто хочется перемен. Хочется дать своему ребенку максимальную возможность для прогресса, для того, чтобы его мечта сбылась.
Вот только хватит ли денег…
1. снижение затрат на базовую школу
2. увеличение % воспитанников, перешедших из базовой школы дальше
3. увеличение % выпускников академии, которые выступают на профессиональном уровне.
Два последних пункта принимаются без замечаний! А вот что касается первого, то вопрос. Снижение затрат на базовую школу возможно только при сокращении персонала(тренеров), уменьшения их зарплаты или перевод на полное или частичное платное обучение. Многие школы (даже столичные) идут по этому пути, берут деньги с родителей. К чести Галицкого, он противник этого пути, хотя советчики ему уже прожужжали уши, что надо если не полностью, но все же вводить платное обучение. Если снизить затраты на базовую школу, то тогда вообще на подходе к интернату мы будем иметь жалкий результат. Мое мнение, что основная база, техническая в первую очередь, закладывается именно в возрасте до 10-12, потом идет только ее развитие и совершенствование.
Что такое сокращение расходов на базовую школу? Это сокращение штатов, это уменьшение зарплаты, это сокращение расходов на обучение тренеров. Это катастрофа. И так сегодня базовая школа не выполняет свою главную функцию, не готовит в нужном количестве ребят для перехода на новую ступень обучения (интернат). Не выполняет, в первую очередь, из-за низкой квалификации тренеров и бездарности руководства Академии, которое должно повышать уровень этих тренеров.В том же "Краснодаре" из 65 человек 2005 года рождения 24 были привезены селекционным отделом из всех уголков нашей страны, а в первом составе из 22 человек только 7 были выпускниками базовой школы. После первого года обучения был отчислен 21 человек, и 19 из них были как раз воспитанники базовой школы. Их учили пять лет, зачислили в интернат, а через год отчислили, расписавшись в собственном не профессионализме! Поэтому качество работы базовой школы нужно, наоборот, повышать, в том числе вкладывая деньги в обучение, профессиональную подготовку детских тренеров.
PS если уж все-таки конечная цель футбольной школы это воспитание профессиональных спортсменов, то есть ли у Вас методика оценки взрослого игрока? какими качествами и навыками на сейчас должен обладать игрок команды РФПЛ (поставим этот уровень за цель)?
PS2 дорога от первого удара по мячу в футбольной школе до профессионального игрока далека. какие критерии оценки развития футболиста на этом длинном пути есть? как часто делаются контрольные срезы? какие параметры в каком возрасте измеряются?
Я так понимаю, что параметры оценки игроков разных возрастов напрямую связаны с селекцией?
Можно прикинуть примерно такие цифры: в базовой школе с 7 до 12 лет не менее 200000 рублей в годХ5 лет=1 000 000 руб; в интернате с 12 до 14 лет не менее 500000 руб в годХ2 года=1 000 000 руб; с 14 до 18 лет не менее 800000 руб в годХ4 года= 3 200 000 руб; Итого,не менее 5 миллионов рублей на одного игрока за все время обучения. Цифры приблизительные, где-то может быть чуть меньше, где-то чуть больше, или значительно больше.
Интересная мысль о компенсации за счет отчислений с суммы ежемесячного заработка профессионального футболиста. По идее, она должна стимулировать школы работать лучше, стремиться к максимальному числу игроков, выходящих на профессиональный уровень. Однако, очень сомневаюсь в ее действенности. Для этого нужен другой уровень тренировочной работы, профессионализма тренеров, футбольной инфраструктуры. Пока нам далеко в детском футболе до Германии, Голландии, Испании. Там, действительно, если будут отчисления от заработка игрока, то школы могут жить безбедно, потому что реально выпускают готовых для профессионального футбола футболистов.
Резюмируем: договоры, подразумевающие компенсацию за подготовку игрока имеют рациональное объяснение. Но они должны быть более гибкими, иметь какие-то варианты для юного футболиста и его родителей. Например, чтобы компенсация выплачивалась не за всё время подготовки, а только за последний год. Или чтобы сумма компенсации не превышала какой-то максимум, прописанный чёткой цифрой или рассчитанной исходя из доходов родителей. Например, не больше полугодового дохода родителей, независимо от срока подготовки игрока в футбольной школе. Это тоже большие деньги, но по крайней мере при зарплате родителей по 30 тысяч в месяц они за, допустим, несколько лет подготовки, должны будут заплатить 360 тысяч, такую сумму пусть и с помощью кредитов, но осилить можно. А если сумма будет исчисляться миллионами рублей, то многие родители такое ни при каких условиях не потянуь.
Другой вариант - чтобы прописывались случаи, в которых игрок уходил бы без компенсации. Например, полгода карантина, когда игрок не мог бы нигде играть в течение этого карантина, а после этого имел бы право на уход без компенсации. Полгода тоже терять совсем не хочется, но зато у игрока был бы вариант уйти без компенсации с пониманием, что ради этого придётся чем-то пожертвовать, и что может удержать от непродуманного перехода.
РФС, как мне видится, должен регламентировать подобные договоры футбольных школ с воспитанниками, подразумевающие компенсации при переходе игрока. Ситуация, когда заоблачная (в масштабах доходов родителей) сумма компенсации не оставляет мальчику возможности поменять клуб, не нормальна.
Что касается количества учеников, то не более 10 на одного тренера. Кроме того к тренировкам привлекаются и тренеры узкой специализации, например, тренеры вратарей, тренер по физподготовке и т.д.
Поэтому, еще раз скажу, цифры весьма приблизительные.
Но знаю, что когда войдете в любой регион с предложением, вас местные специалисты и местная власть встретят в штыки. А от них все зависит: выделение земли, аренда спортсооружений, все административные вопросы. Можно назвать много регионов, в которых можно развивать детский футбол, но, повторюсь, местные власти не дадут пришлым людям. Только за личный интерес. А местным школам вы зачем? В городе Н, из которого вышло много известных игроков, вышло тогда, когда местная ДЮСШ была полностью бесплатной, теперь в муниципальной детской школе ВСЕ за деньги родителей, тренеры ведут по 2-3 группы, чтобы заработать, качество работы ужасающее. Точно знаю, что нового притока игроков из этого города не предвидится. И так в большинстве регионов нашей необъятной родины.