«Спартак» наконец-то оказался лучше не только по результату, но и по организации игры в атаке
Признаюсь, я не ожидал, что встреча даст повод для целого текста. Казалось, что «Спартак» опять покажет лишь подобие атаки. Тем более, «Ахмат» у себя дома — соперник не простой для любой команды РПЛ. Здесь стабильно оступаются клубы из топ-5.
В бой идут новички
В целом, чего-то удивительного в том, что в старте вышли Ларссон и Тиль, нет. У красно-белых сейчас напряженный график и в таких условиях необходимо рационально распределять силы. Также не стоит забывать про дисквалификацию Понсе из-за красной карточки в матче против «Динамо». Вопрос был в том, на какой позиции окажется швед. И стартовый свисток преподнес два сюрприза. Во-первых, Шюррле, по-прежнему, вопреки или во благо, продолжает третью игру подряд выступать в центре нападения. Во-вторых, Кононов отказался от идеи инвертированных инсайдов и отправил Ларссона на правый фланг, а Бакаева — на левый. На правый край обороны опять вернулся Ещенко.
По какой схеме выступал «Спартак» в Грозном — отдельная головоломка. Тепловые карты и усредненные позиции футболистов говорят о том, что речь идет о 4-3-3. Сумбур в данном вопросе вызывает манера игры Тиля. Голландец очень вольготно перемещался в середине поля. И выполненный им объем работы превышает необходимые требования как для позиции под нападающим, так и для box-to-box — он создавал численное равенство или преимущество в центре как в атаке, так и обороне при прессинге.
Также карта передач подтверждает визуальные впечатления о розыгрыше мяча в треугольниках на флангах. На правом краю наблюдалась связка Ещенко-Зобнин-Ларссон. На левом: Айртон-Гулиев-Бакаев. Подобные связки можно назвать задатками игры в комбинационный футбол и позиционную атаку.
Появилась согласованность впереди
Ранее я писал о том, что с таким подбором футболистов атаки говорить о какой-то высокой организации игры впереди может быть странно. Последние две встречи мы наблюдали хаотический характер взаимодействия между игроками. Проникающие и острые передачи часто не сопровождались подключениями в свободные зоны и наоборот. В гостевой встрече против «Ахмата» индивидуальные качества отдельных футболистов слились в эффектную и эффективную синхронность. Это подтверждается и цифрами по передачам с продвижением мяча вперед, передачам в финальную треть и ключевым передачам в сравнении с матчем против «Туна» в Швейцарии (72 (69.44%), 49 (73.47%), 11 (36.36%) против 61 (57.38%), 46 (45.65%), 3 (66.7%)). А в последние месяцы именно подвижности и остроты впереди как раз не хватало красно-белым для успешного завершения атак.
Высокий прессинг — лучшая оборона
Разговоры о проблемах в обороне у «Спартака» всегда опираются в атакующую инициативу команды. Позади остается большое пространство, которое используется соперниками в случае удачных и быстрых переходных фаз. Можно менять как перчатки центральных защитников, но панацея тут только одна — высокий прессинг. В предыдущих встречах впереди обычно оказывали давление на соперника от силы 2-3 футболиста. Это практически не тормозило и не уничтожало в зародыше чужие атаки. Напротив, такой подход создавал разрывы между линиями, благодаря которым приходилось иметь дело с быстрыми выпадами у своих ворот. Против «Ахмата» красно-белые оказывали прессинг практически всей командой впервые за время работы Кононова в команде.
Если же грозненцам удавалось создать что-то у ворот соперника, то в 71% случаев атака развивалась через правый фланг, где приходилось действовать против Ещенко. Айртон же был очень активен в обороне. Через его левый фланг прошло лишь 19% атак «Ахмата».
Взошло ли солнце над «Спартаком»?
Несмотря на результат и организацию игры в атаке я бы не стал делать каких-либо преждевременных выводов. На мой взгляд, только в сентябре мы сможем дать объективную оценку красно-белым. А также узнаем, что произойдет с командой к тому моменту: развитие, стагнация или деградация.
Использованы данные Wyscout и 11tegen11
Фото: ФК «Спартак» Москва