3 мин.

Демократия в футболе. Фанаты — владельцы клубов. Это хорошо?

Обычно такие фанаты влияют на менеджмент клуба, становясь его акционерами. Например, в Бундеслиге есть правило. Его принцип заключается в том, что большая часть акций любого клуба должна принадлежать болельщикам. К счастью или к сожалению, кому-то удалось пройти мимо этого правила. В МЛС также сейчас развивается система управления клубами вместе с болельщиками.

Такое управление существует и в Англии. Например, акции «Манчестер Юнайтед» были доступны на фондовом рынке с 1990 по 2005 год. Однако Малкольм Глэйзер скупил контрольный пакет акций и сделал «красных дьяволов» частной организацией. Из-за этого часть фанатов откололась от «красных». Нечто похожее провернул нынешний владелец «Арсенала» Стэн Кронке. Год назад он выкупил долю Алишера Усманова и стал обладателем более 98% акций. Это морально убило болельщиков, так как некоторые из них владели акциями «канониров» еще с 1960-х.

Больше всего подобных болельщиков у испанских грандов. «Реал», «Барселона» и «Атлетико» имеют огромное количество фанатов с акциями. Их называют «сосьос». Больше всего «сосьос» у «Барсы» — более 180 тысяч человек.

Если раньше, в 20 веке, «сосьос» приносили около 90% бюджета, то сейчас времена совсем другие. Той же «Барселоне» фанаты с акциями приносят около 7% от общего дохода. Для других клубов Ла Лиги показатель едва ли составляет 6%. Стоит сделать вывод, продажа клубных акций фанатам — не такое уж прибыльное дело. Однако такая политика пытается процветать. Правда, совсем неудачно.

Казалось бы, демократия — круто. Она двигает мир вперед. Но вот на самом деле влияние болельщиков на менеджмент сильно ограничено. Максимум — традициями и возможностью для фанатов почувствовать себя частью клуба. Помимо этого, фанаты решают многие глобальные задачи. Весной 2014 года «сосьос» утвердили проект реконструкции «Камп Ноу». Крупнейшая в Европе арена к началу 2021 года будет вмещать 105 тысяч зрителей. Болельщики хотели, чтобы «Барселона» и во время реконструкции играла на стадионе, поэтому решено было закрывать сектора поочередно. «Сосьос» не могут принимать решения за руководство клуба, действовать на трансферы и многое другое. Отношения между клубом и «сосьос» регулируются законом: члены клуба участвуют в выборах президента и принимают участие в прочих собраниях, направленных на решения, связанные с деятельностью клуба. То есть, по сути, прав у фанатов намного больше. Однако большинство трансферных спонсорских и спонсорских вопросов клуб решает самостоятельно. А что «сосьос»? А «сосьос» могут лишь открыто заявлять о своем несогласии.

Почти единственное, что может «сосьос» — это следовать традициям или создавать новые. А вот кто будет играть в команде, кого купить, кого продать, какую зарплату платить — решает руководство клуба. Хотя, повторюсь, «сосьос» имеет право вмешиваться.

Несмотря на определенные прелести демократии, футбольный клуб не может быть полностью народным. Везде должен быть свой управляющий. В нашем случае — футбольное руководство, которое принимает все решения. Когда фанаты являются акционерами — это, действительно, хорошо. Но вот в спонсорские дела и в вопросы по трансферам лучше не лезть. Хотя, с другой стороны, все решения будут народными и общепринятыми. Впрочем, пока пусть фанаты «занимаются» традициями и просто участвуют в жизни клубов. Если не будет четкого руководителя, то будет сумбур и хаос. Возникнут новые проблемы, касательно власти. Это, безусловно, приведет футбол к ужасу. А сейчас «сосьос» сами выбирают руководство и принимают участие в жизни и развитии любимой команды.

Как считаете вы? Стоит ли полностью демократизировать футбол, чтобы «сосьос» принимали все решения?

Автор: Герман Кудияров

Источник: Sport On-Line

*Материал написан с опорой на многие источники. Возможны скопированные предложения.