Трудное рождение бундеслиги: преодоление стереотипов, менеджеры-провидцы и потолок зарплат
Об истории создания бундеслиги написано много книг и статей.
Основные факты известны. Кратко их отмечу.
На протяжении десятилетий в Германии существовали представленные любительскими и полупрофессиональными клубами региональные чемпионаты, лучшие команды которых определяли чемпиона страны в финальном раунде. Впервые идея создания единого футбольного чемпионата появилась в Германии ещё в межвоенный период, однако развития не получила.
При этом уже к середине 30-х годов во всех ведущих футбольных странах Европы существовали единые профессиональные лиги.
После Второй Мировой войны и разделения страны в ФРГ оформилась система клубных соревнований, включавшая в себя четыре оберлиги по географическому признаку и городскую лигу Западного Берлина. Лучшие команды из этих пяти лиг боролись за звание чемпиона страны.
В 50-х годах всё чаще стали звучать мнения о создании в ФРГ единого чемпионата. В основе таких суждений лежали в основном вопросы спортивного плана, и главным доводом называли необходимость оставаться конкурентоспособными на международной арене. Одним из сторонников создания единого первенства был тренер сборной ФРГ Зепп Гербергер.
Разговоры о необходимости сделать футбол профессиональным обострялись по мере того, как всё больше немецких футболистов уезжали играть за рубеж, прежде всего, в Италию. При этом DFB ввёл абсурдную норму, что футболисты, играющие за пределами ФРГ, не могут вызываться в сборную страны...
Результаты национальной команды после победы на ЧМ-1954 ухудшались. Важным событием, ускорившим создание единого профессионального чемпионата, стало поражение от югославов в четвертьфинале чемпионата мира 1962 года.
На съезде Немецкого Футбольного Союза (DFB) в Дортмунде 28 июля 1962 года было принято решение о создании единого футбольного первенства страны - бундеслиги.
Журнал "Киккер" от 30 июля 1962 года: "Специальный репортаж: "да" бундеслиге. С августа 1963".
В течение сезона 1962/63 шёл отбор участников, вызывавший множество споров и нареканий, ведь учитывался не только спортивный принцип. В итоге были выбраны 16 клубов, вышедших на старт первого сезона бундеслиги 24 августа 1963 года. Для порядка следует их перечислить и отметить, что среди команд-основательниц бундеслиги не было мюнхенской "Баварии".
От оберлиги Север: "Айнтрахт" (Брауншвайг), "Вердер" (Бремен), "Гамбург".
От оберлиги Запад: "Боруссия" (Дортмунд), "Кёльн", "Шальке" (Гельзенкирхен), "Пройссен" (Мюнстер), "Майдерихер Шпортферайн" (нынешний "Дуйсбург).
От оберлиги Юго-Запад: "Кайзерслаутерн" и "Саарбрюккен".
От оберлиги Юг: "Айнтрахт" (Франкфурт-на-Майне), "Карлсруэ", "Нюрнберг", "Мюнхен 1860", "Штутгарт".
От городской лиги Западного Берлина: "Герта".
***
Почему создание бундеслиги затянулось по времени и было сопряжено с серьёзными организационными проблемами?
Исследования немецких спортивных историков (в частности, известного футбольного журналиста и историка Райнера Францке, а также гуру немецкой спортивной журналистики, многолетнего главного редактора и затем издателя журнала "Киккер" Карла-Хайнца Хайманна, ныне, к сожалению, покойного) показывают, что чиновники из DFB тянули с созданием единого чемпионата ФРГ и введением профессионализма в футболе ещё и потому, что плохо понимали, что такое профессиональный футбол, как его контролировать, когда игроки являются полноценными профи (а не полупрофи с небольшими заработками в клубах и более существенными на основном месте работы) и получают полноценную зарплату за свой спортивный труд. В DFB опасались роста влияния клубов, особенно наиболее богатых, боссы которых будут иметь своё мнение и влиять на Союз. Кроме того, в DFB и региональных федерациях очень плохо представляли, как соединить спортивное состязание и рыночную экономику.
Против создания единого чемпионата были региональные футбольные федерации, традиционно игравшие (и играющие по сей день) в Германии большую роль, которых вполне устраивало положение дел, когда региональные чемпионаты были основой всего клубного футбола в стране. Именно региональные федерации десятилетиями ранее задушили в зародыше идею о едином чемпионате, возникшую на рубеже 20-30-х годов.
Также всерьёз высказывались опасения, что профессионализация приведёт к "началу рабовладения в футболе", как выразился известный гамбургский футболист, впоследствии педагог и высокопоставленный чиновник Юрген Вернер, в своё время участник чемпионата мира, один из первых атакующих защитников в истории немецкого футбола, первым в стране использовавший далёкий вброс мяча из аута. Вернер, имевший высшее образование в области физической культуры и спорта, знавший медицину и несколько иностранных языков, включая латынь, сохранил верность своим убеждениям и попросту завершил спортивную карьеру, узнав о создании профессиональной лиги. Интересно, что сейчас имя Юргена Вернера носит центр подготовки молодёжи "Гамбурга"...
***
Роль личности в истории
Особенно консервативен был многолетний президент DFB Пеко Баувенс, в прошлом юрист, известный футбольный судья, владевший рекордом по числу проведённых международных матчей, впоследствии хозяин строительной фирмы, руководитель германо-бельгийской торговой палаты и просто богатый человек.
Баувенс - весьма неоднозначный персонаж, деятельность которого особенно в период 1933-45 годов вызывала и вызывает немало вопросов. Доказан факт того, что его строительная фирма использовала труд узников нацистских концлагерей. Некоторые исследователи подозревают Баувенса в убийстве своей жены-еврейки (официально его супруга покончила жизнь самоубийством), женщины родом из богатого и авторитетного кёльнского торгового семейства, которое помогло Баувенсу со связями и способствовало развитию бизнеса. Мол, наличие жены-еврейки мешало члену НСДАП Баувенсу...
Пеко Баувенс в центре
В годы президентства в DFB Баувенс запретил в ФРГ женский футбол, на праздновании после победы сборной ФРГ на ЧМ-1954 произнёс настолько националистическую речь, как напишут в газетах, "в духе речей о тысячелетнем рейхе", что прямая радиотрансляция праздника была срочно прервана. Баувенс был противником профессионализации в футболе и сторонником контроля клубных финансов со стороны DFB через региональные федерации.
К счастью для немецкого футбола, в 1962-м году Баувенс проиграл кулуарную борьбу за власть в DFB, чему способствовала неудача сборной на чемпионате мира.
Новый президент Союза Германн Гёсманн, в прошлом многолетний президент клуба "Оснабрюк" и руководитель региональной футбольной федерации северной Германии, где он развивал любительский футбол и со временем пришёл к пониманию необходимости профессионализации и единого чемпионата, преодолевая сопротивление коллег, сделал важные шаги к созданию единой футбольной профессиональной лиги. Впоследствии Гёсманн сыграет важную роль в получении ФРГ права проведения ЧМ-1974.
***
Ещё бОльшую роль чем Гёсманн, в создании единого немецкого чемпионата сыграли два выдающихся футбольных менеджера своего времени.
С конца 40-х годов одним из ярых сторонников создания единой лиги с полноценными профессиональными клубами был могучий президент "Кёльна" Франц Кремер. Ещё в 1949-м году с подачи Кремера было создано Interessengemeinschaft Bundesliga und Berufs-Fußball - некоммерческая организация, сообщество, объединившее единомышленников, заинтересованных в создании единого чемпионата, в том, чтобы футбол стал полноценной профессией. Сообщество продвигало идею в футбольных, экономических и политических кругах, искало полезные связи и единомышленников, готовило юридическую и экономическую базу создания единого профессионального первенства. Как видите, уже в 1949 году Франц Кремер использовал слово "бундеслига".
Кремер - спортивный управленец, опередивший время, клуб которого был лучшим в стране по уровню менеджмента, инфраструктуре, управлению финансами, организации логистики и фактически стал первым полностью профессиональным клубом ФРГ. "Кёльн" и выиграл первый чемпионат бундеслиги сезона 1963/64. В DFB в 50-х и начале 60-х годов опасались усиления влияния Кремера и появления новых Кремеров в других клубах. Считается, что именно Кремер стал ключевой силой, которая помогла свалить президента DFB Баувенса в 1962-м.
К сожалению, Франц Кремер умер в 1967-м году и не сумел реализовать все свои управленческие идеи. Например, зарабатывать на рекламе и ТВ, создать первую в ФРГ полноценную детско-юношескую школу с едиными методиками и системой игры от детей до взрослой команды, вроде того, что со временем сделают в голландских клубах. Именем Кремера названы улица в Кёльне и стадион, где играют команды "Кёльна" младших возрастов.
Соратником Кремера был Германн Нойбергер, руководитель футбольной федерации Саара, президент клуба "Саарбрюккен". Нойбергер, человек уникальной судьбы, которого забрали в армию, едва он окончил школу, воевавший в Африке и закончивший войну в американском плену, будучи капитаном немецкого генерального штаба в Италии, после войны удачно сочетал работу спортивным журналистом и коммерческую деятельность. Со временем он стал руководителем регионального саарского отделения Sporttoto, главной спортивной лотереи Германии.
Нойбергер был убеждённым сторонником создания единого чемпионата и понимал, что коммерциализация футбола неизбежна. Он много сделал для развития "Саарбрюккена", однако главный саарский клуб не добился больших успехов. Как говорил сам Нойбергер, "сильных футболистов сложно заманить в угольно-металлургический Саар, они даже в Рур едут охотнее, ведь оттуда ближе до респектабельного Дюссельдорфа".
Впоследствии Нойбергер будет главой организационного комитета ЧМ-1974, в 1975-м году он сменит Гёсманна на посту президента DFB и будет руководить Союзом долгие 17 лет. Именно при Нойбергере произойдёт футбольное объединение Германии в начале 90-х. Именем Нойбергера названы главное офисное здание DFB и несколько спортивных объектов Саара.
***
Потолок зарплат и сумм трансферов
Впрочем даже в первые годы в уже созданной бундеслиге чиновники DFB по-прежнему стремились сохранять контроль над финансами клубов и, в частности, зарплатами и премиями игроков. Были ограничения - нельзя было платить игрокам больше определённых сумм. Существовала и жёсткая граница трансферных трат - сумма трансфера не могла превышать 100 тысяч марок.
Согласно требованию DFB, зарплата футболиста бундеслиги в 1963-м году должна была быть не меньше 250 и не больше 1200 марок в месяц. Для примера - средняя зарплата в ФРГ в 1963-м году составляла 638 марок в месяц.
Впрочем были исключения для четверых звёздных футболистов - суперзвезда "Нюрнберга" Макс Морлок, его партнёры по чемпионской сборной ФРГ 1954 года Хельмут Ран и Ханс Шефер, а также Уве Зеелер могли получать 2500 марок в месяц.
Годовая премия, выплачиваемая футболисту, не могла быть больше 2000 марок. Премия за чемпионство не больше 2000 марок, за второе место не больше 1500 марок. При этом сумма всех премий за два сезона не могла превышать 10 тысяч марок.
Искусственные ограничения приводили к тому, что клубы стали вести двойную бухгалтерию и выплачивать футболистам премии, скрытые от чиновников DFB, о чём иногда становилось известно, и за что несколько клубов были наказаны, вплоть до принудительной отправки берлинской "Герты" во второй дивизион в 1965-м году за выплаты футболистам "чёрных премий". Одним из гертанцев, кто получал нелегальные премии в обход ограничений DFB, был защитник Отто Рехагель, в будущем знаменитый тренер.
К слову, та принудительная ссылка "Герты" не по спортивному принципу привела к казусу - на её место из региональной лиги Берлина также не по спортивному принципу пришла "Тасмания", слабая команда, которая установила множество до сих пор непобитых антирекордов бундеслиги в сезоне 1965/66.
Постепенно контроль над клубными финансами сошёл на нет, ограничения растущей профессионализации и коммерциализации клубов были признаны неразумными.
***
К 50-летнему юбилею бундеслиги в 2013 году немецкие экономисты посчитали: если на заре бундеслиги средняя зарплата футболиста бундеслиги превышала среднюю зарплату в ФРГ в 1,3 раза, то теперь почти в 150 раз, а у звёзд в 300 раз.
Сложно представить, что ещё в конце 60-х во многих футбольных клубах ФРГ было нормой, когда игроки после матча (особенно победного) шли в тот же бар, что фаны, и под пиво обсуждали прошедшую игру, слушали критику и принимали похвалы. Времена, когда футболисты и их поклонники смотрели друг другу в глаза и находились на одном финансовом уровне, далеко в прошлом.
Профессиональный футбол в Германии стал нормой, бундеслига давно влилась в рыночную экономику, а после того, как DFB перестал заниматься профессиональными лигами, и ключевую роль в управлении клубным футболом взяла на себя Немецкая Футбольная Лига (DFL), бундеслига стремительно наращивала коммерческие обороты. В сезоне 2017/18 суммарный доход 18 клубов бундеслиги составил 3,8 миллиарда евро при суммарных затратах на зарплаты и премии в размере 1,5 миллиардов.
Напрасно 60 лет назад немецкие футбольные чиновники сомневались в сочетании спортивного состязания под названием "футбол" и экономики...