13 мин.

Видели, как 11-летний Ваня из «Чертаново» сбил крышку рабоной? Он вырос в США и каждый день тренирует финты

В рассказе: папа-изобретатель, Лос-Анджелес и отказ «Спартака».

Кажется, в #BottleCapChallenge, где нужно сбить крышку с пластиковой (или стеклянной) бутылки, поучаствовали все спортсмены: кто руками, кто ногами, кто мячами, кто потоками воздуха. Серхио Рамос, например, раскручивал пробку языком, а Роберт Левандовски откупорил бутылку шампанского в прыжке. 

Самый заметный участник флешмоба из России – 11-летний Ваня Журавлев, левый защитник академии «Чертаново» – открыл пластиковую бутылку ударом рабоной. 

Смотрите и наслаждайтесь.

В инстаграме Вани вообще полно захватывающих видео. Финты, финты, финты. 

Обычно такими трюками мы восхищаемся со стороны, а тут в вирусном видео поучаствовал парень из России. Удивившись и обрадовавшись, я связался с Ваней и его папой Анатолием Журавлевым, чтобы расспросить о съемках видео, тренировках и всей футбольной жизни. За полчаса разговора я узнал не только про дриблинг, а еще и про детский футбол в США, главные московские академии и ежедневные тренировки, благодаря которым русский #BottleCapChallenge рабоной получился с первого дубля. 

Ваня плохо говорит по-русски, потому что 9 лет прожил в Калифорнии. Его папа – музыкант-изобретатель

Ваня родился в Москве, но практически все детство (9 лет) провел в Лос-Анджелесе: семья переехала туда, когда мальчику был год, и вернулась в 2018-м, когда у папы появилась работа в Москве («Начался один интересный проект – не могу пока о нем говорить»). У Вани два паспорта, идеальный английский (послушайте произношение) и неидеальный русский. 

Анатолий Журавлев – по центру

«Пишет по-русски плохо, читает нормально, понимает почти все, говорит уже лучше, – объяснил мне Журавлев-старший. – Из-за разницы в системах обучения не может пойти в русскую школу – разве что в первый класс. Поэтому учимся на компьютере, онлайн-школа на английском позволяет получить полноценный диплом, по итогу у Вани будет образование по американской системе». 

В 2002 году Ванин папа Анатолий основал рок-группу AnJ, где был вокалистом и гитаристом, писал тексты. По его словам, выступление группы на китайском телевидении в 2007 году увидело более 700 миллионов человек. «Создал группу и поехал в тур по Америке. Когда хотел повторить, адвокат предложил получить не рабочую визу, а грин-карту – я указал свои достижения, мне одобрили», – рассказывает Анатолий. Из-за кризиса 2009 года Журавлев закрыл свою футбольную академию «Олимпика Юнайтед» в Красногорске и переехал в Лос-Анджелес, где воссоздал академию. В американский вариант «Олимпики» Анатолий приглашал игроков из России и США, оплачивал им проживание и питание. 

«Создал академию заново, сначала подключился известный тренер Александр Хапсалис (полузащитник, два матча за сборную СССР, в 90-е заканчивал в американском клубе «Сан-Диего Соккерс» – Sports.ru), потом его ученик Леонид Шарф. Проект существовал больше на энтузиазме: поначалу не было поля, мы тренировались в парке, я сам клеил на форму номера и нашивки. Академией занимались два человека (тренер Леонид и я в роли директора и менеджера), помогали родители игроков, моя жена Светлана и ее мама Ирина Николаевна». 

«Да и траты не такие, как в России, – рассказывал Журавлев «Советского спорту». – Доступны натуральные поля отличного качества. Мы недавно играли в турнире недалеко от Сан-Диего. Так там 30 полей! Этот турнир юношеских команд приносит организаторам 25 миллионов долларов, там же играет множество команд разных возрастов: приезжают родители, доход дает парковка, рассчитанная на тысячи машин, плюс питание, отели. И это только один из турниров в Южной Калифорнии.

– А сколько стоят занятия?

– Родители ребят просто помогают. Кто-то покупает воду, еще что-то. А основным спонсором остаюсь я, привлекая средства агентов и тех, кому нравится идея участия в развитии спорта. Но так во всех клубах. Родители одного-двоих ребят берут основной груз расходов на себя. Только по сравнению с российскими ценами здесь траты микроскопические: аренда поля обходится в 250–300 долларов в месяц, а в России могут такие деньги просить за часовую аренду». 

«Олимпика» закрылась в 2015 году, через нее прошли Муталип Алибеков (сейчас в «Балтике»), Николай Обольский (до последнего играл в «Сочи»), Максим Ненахов («Ротор») и Константин Щербаков («Шинник»). 

Еще в академии обучался старший сын Журавлевых. Дмитрий Журавлев провел сезон-2014/15 в дубле ЦСКА, а потом на год уехал в академию «Гранады». Сейчас он в Швеции. «До последнего в любительском шведском клубе «Сетер» восстанавливал практику после травмы – это уровень «Строгино». Потом он перешел в другой клуб и сейчас уйдет в новый, тоже в Швеции. Есть три варианта».

Верхний ряд: Журавлев (третий слева) и Алибеков (крайний справа)

Теперь Анатолий занимается изобретательством, создает геймерские столы (вот большой материал на РБК): 

«Я создал первую в мире киберспортивную машину и первый в мире 16К монитор – такой компьютер-монитор, где все вместе. Очень красивое изобретение. Как и у Ивана, у меня получилось с блогерством – только у него чуточку быстрее, а я год ждал ответа от киберблогера и случайно в спаме обнаружил, что он хочет со мной сотрудничать. Через год мы стали известны, даже знамениты. Видео собрало более восьми миллионов просмотров». 

Ваня тренировался в академии, где играли дети Бекхэма. Папа рассказал про калифорнийский «Краснодар»

«В Америке весь футбол живет на платной основе, – объясняет Анатолий Журавлев. – Очень мало бесплатных академий, вся система спорта держится на простом принципе: pay and play. Платишь – играешь. Не платишь – не играешь. Это касается гимнастики, легкой атлетики, американского футбола – чего угодно. Много случаев, когда родители закладывают дома, берут любые кредиты, лишь бы отвезти ребенка на Олимпиаду. Футболисты – не исключение. 

Ваня – первый слева в нижнем ряду 

В Лос-Анджелесе есть только две бесплатные школы: «Лос-Анджелес Гэлакси» (где был Бекхэм, а сейчас Ибрагимович) и LA FC – новый модный клуб в Калифорнии. 

LA FC, наверное, самый удачный пример спортивного менеджмента в США, клуб так распиарили при помощи американских селебрети, что еще до окончания строительства стадиона и без команды они продали все абонементы на год вперед. Спортивный менеджмент по-американски: создали супербренд, сделали модным, все туристы покупают футболки LA FC. Они очень прикольные: черные, с золотистым лого – олицетворение Лос-Анджелеса. 

И тут же начали делать академию. До этого лучшей была «Гэлакси», а теперь LA FC перетащили туда лучших тренеров, взяли отличные поля, создали что-то наподобие «Краснодара» с американским размахом. 

(Наш блогер писал о «Лос-Анджелесе» и объяснял, что это действительно американский «Краснодар». Главная звезда клуба – Карлос Вела).

В шесть лет Ваня пришел в платную академию Real So Cal, где тренировались сыновья Бекхэма (Ваня с ними не пересекался – Sports.ru). Почему туда? Ближе к нашему дому. По своему возрасту был лучшим, так что играл с ребятами на год старше. Условия – отличные. Обучение стоило примерно 1700 долларов в год. Плюс действовало правило волонтерства, когда родители отрабатывают определенное количество часов: например, судят матчи, делают какие-то простые вещи на поле вроде переноса ворот. Если не можешь или не хочешь – плати еще 350 долларов. 

В системе «Гэлакси» есть тренировки на пляже, а мы были в тех местах, где в основном живут мексиканцы. Академии арендуют школьные поля, ведь американские школы очень богатые – у них качественные искусственные поля. Ваня проходил сборы именно на таких, играли в красивых парках. 

В 10 лет Ваню заметил директор LA FC, пригласил, но мы уехали в Россию».

В России от Вани отказались «Локомотив», ЦСКА и «Спартак». В Америке так не делают – любому игроку дают год

После возвращения в Россию Ваня месяц тренировался в подмосковном «Зорком», причем с ребятами на три года старше. Вскоре его на турнире заметили селекционеры ЦСКА и «Спартака» – пригласил на просмотр. 

«Сначала пришли в ЦСКА, – вспоминает Анатолий. – Но Иван не отличается габаритами, а там ребята очень рослые». 

«Физически посильнее меня, могли оттолкнуть корпусом, а я сделать ничего не мог», – добавляет Ваня. 

«А техника там, видимо, не так важна, – продолжает папа. – Потренировались в ЦСКА две недели, нас не взяли. Пошли в «Спартак» – там нам понравилось больше, Ване легче раскрыться в комбинационном футболе, а в «Спартаке» больше внимания уделяли как раз комбинациям. После двух месяцев просмотра, в октябре, Ваню зачислили: сначала выходил во втором составе, потом играл за свой 2007 год в основе. Но перед самым Новым годом поменяли тренера, и с нами обошлись очень драматично. Предполагаю, что поменялся подход, были нужны силовые парни. У прошлого тренера ребята играли в комбинационный футбол, Иван попадал в первый состав – никто не отрицал, что он один из лучших по технике, хотя один из самых низкорослых, третий с конца (а были там парни и выше 172 см). Я понимал, что в комбинационном футболе Иван поможет, а вот силы у него пока маловато. Вопросов к выбору тренера у меня не было – это нормально».

Тренер обратился к Ване напрямую. 

«Подошел ко мне в конце тренировки и сказал, чтобы я больше не приходил, – вспоминает Ваня. – Сказал не жестко, но неожиданно. Я сперва расстроился, даже плакал, потому что в Америке такого не встречал, там не отчисляют, даже если ты плохо играешь». 

«Если в Америке и в Европе записали в академию, то отчислят только через год, – поддерживает папа. – Предполагается, что ребенок нестабилен и ждать от него постоянного прогресса очень сложно. А тут полная неожиданность для всех, ничто не предвещало: техничный игрок, нравится селекционерам. Думал, сначала поговорят со мной – все же с родителями надо пообщаться и объяснить причины. Все были в шоке». 

Ваня с братьями. Слева – Дмитрий (22 года). Справа – Марк (19 лет, защитник California Lutheran University)

Потом Ваня пошел на просмотр в «Локомотив». «Получилась копия «Спартака», только ухудшенная, – говорит его папа. – Есть исследование (это правда, проверено статистикой – Sports.ru): пока январский играет, майские сидят. У мальчишек, родившихся раньше, есть фора перед теми, кто родился позже. Иван у нас октябрьский, то есть ближе к следующему году, а разрыв между январскими и родившимся после июня – критически драматичный.

Возрастная разница нивелируется, если ты техничный и команда поддерживает такой стиль. В «Локо» это не сработало: Иван забивал голы на просмотре, но тренер предложил нам только «Локомотив-2». 

Тогда появилось «Чертаново» – сложные тренировки, больше работают с ударами и передачами, тренеры не зажимают игроков

В январе Журавлевы постучались в «Чертаново» – наконец-то Ване нашли то, что искали. 

«Там даже я удивился, – говорит Анатолий. – Мальчишки как на подбор: и техничные, и рослые, но больше работают на комбинации. Тут возникла другая проблема: «Ваня, если там можно было сослаться на рост, то здесь тебе предстоит интересная конкуренция». 

Ваня говорит, что тренировки сложнее, чем в других московских академиях и даже в США: «Больше передач, много разыгрываем на третьего, работаем с надувными фигурами, которые передают игровую ситуацию. Отрабатываем удары с лета, вообще очень много ударов». 

«Тренер не препятствует индивидуальному развитию: если в предыдущих клубах просили играть только в пас, то в «Чертаново» тренер Алексей Сергеевич Зайцев говорит идти в ободку, чтобы не боялся себя проявить, – считает папа. – В «Чертаново» Ванины передачи стали лучше и точнее, забил 7 голов в 10 матчах, стал одним из лучших бомбардиров. Когда партнеры хорошие – сразу легче».

Тренирует технику, смотрит фристайлеров. Поэтому и сбил крышечку с бутылки

Ваня регулярно выкладывает финты и просто сложные технические элементы – например вокруг света или вот такую карусель, название которой я пока не придумал. 

Ваня рассказал, как прокачал технику и что начал финтить три года назад:

«Смотрел фристайлеров F2 (10 млн подписчиков в ютубе, приезжали на ЧМ в Россию и рассказали мне в интервью, как тренируются – Sports.ru) и Эндрю Хендерсона, общался с другом нашей семьи фристайлером Дмитрием Карповым (он, кстати, тоже работает в «Чертаново»). Сейчас каждый день с конусами хожу на стадион «Красная Пресня», в основном один: начинаю чеканкой, потом отрабатываю дриблинг и финты. Такая полноценная тренировка, комплекс упражнений разработал старший брат.

 

– #BottleCapChallenge. Как и когда решил попробовать? 

– У меня была мечта – 400 просмотров для моих 40 подписчиков (сейчас – 8700 просмотров и 700 подписчиков – Sports.ru). И тут мама говорит, что надо сделать челлендж. Папа такой: «Ну, пойдем снимем». 

Бутылка должна быть заполнена на две трети, чтобы не смялась от неудачной попытки. Папа закрепил ее скотчем, иначе бы ее смахнуло потоком воздуха еще до прикосновения мяча. Но никакой помощи – бутылка стояла, оставалось попасть в крышечку.

Сначала хотели сложный трюк: кручу мяч и бью по бутылке. Начали снимать – получалось очень долго, в замедленном повторе секунд 20-30, никто такое не будет смотреть. Потом попробовал обычным ударом – раз пять, не получилось. И тут я делаю рабоной – залетело с первого раза! 

В итоге мы сделали видео за 10-15 минут. За ночь было 400 просмотров, к обеду – уже три с половиной тысячи. В комментариях и в личных сообщениях мне писали очень приятные вещи, а компания, продающая воду, просто так подарила мне ящик воды. Было приятно – хаха, первый спонсор. 

Надеюсь, это только начало. А теперь мечтаю о большом футболе и прогрессе с «Чертаново».

***

Следить за прогрессом Вани и его историей в «Чертаново», а также смотреть новые видео с чеканной и финтами можно у него в инстаграме

Фото: instagram.com/ivan_zhur_15; Gettyimages.ru/Kevork Djansezian / Stringer; youtube.com/Тимур Журавель