Чтобы построить «Газпром Арену», снесли стадион Кирова. Что в нем было особенного?
Объясняет эксперт по архитектуре.
От редакции. В этом красивом блоге мы публикуем большие тексты от внештатных авторов и экспертов о том, как спорт выходит за пределы зрелища. Здесь будут появляться материалы о том, как спорт связан с модой, архитектурой, живописью и не только. Подписывайтесь – а в комментариях пишите, о чем бы вы хотели почитать.
Рекорд посещаемости матчей чемпионатов России/СССР держится уже больше 60 лет. В мае 1959 года игра «Зенита» и «Спартака» собрала 110 тысяч зрителей. Гигантскую толпу людей принял стадион Кирова – арена на Крестовском острове, которую в середине нулевых снесут ради постройки нового стадиона.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/3d/05f0ef07c4bb3bf3a6b037ec30c61.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Стадион Кирова был особенным не только из-за размеров, но и с точки зрения архитектуры (а если бы удалось реализовать все планы создателя, арена была бы просто уникальной). О стадионе рассказывает Дмитрий Козлов, автор книги «Стадионы Ленинграда 1920-1950-е гг. История и архитектура».
***
Ленинградский архитектор Александр Никольский возглавил мастерскую проектирования спортсооружений Ленсовета в 1932 году. Ему поручили создание спортивных объектов на Крестовском острове. Стадион планировался в центре (сейчас путь до «Газпром Арены» занимал бы в два раза меньше времени), но Никольский придумал перенести стадион на стрелку и организовать подводящий к нему парк.
Архитектор придумал облик, который современный Крестовский остров сохранил до сих пор. Это настоящий памятник паркового искусства, а стадион был венцом ландшафтной архитектуры. Он мог бы считаться короной Петербурга, если бы не снос.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/88/620116e4f4e1e85d9f8f2e2027e71.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Парк-магистраль перед ареной создает иллюзию владения землей. Эффект придумали для богатых
В мире немного стадионов с островным расположением – а в Петербурге их сразу два (еще и «Петровский»). Проектная работа стадиона-гиганта на Крестовском острове заняла годы. До и во время войны Никольский сделал десятки альбомов с рисунками сооружений и уголков парка.
Гигантская стройка была обречена на сложности из-за бюрократии. До войны успели насыпать холм и построить павильоны, после войны разбили парк и массово высадили деревья.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/6b/633afbeff40f7b941dc9b15cb1e11.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Работая над проектом, Никольский проложил магистраль через весь остров. Это прием эпохи барокко, цель – показать бесконечность пространства, создать перспективную иллюзию. Создавался визуальный эффект владения землей, изначально его придумали для богатых, теперь он предлагался рабочему классу.
Посетитель парка попадает в линейное пространство, устремленное вдаль. По пути следования открываются виды, парк насыщен пропагандой новой жизни: театры, эстрады, выставочные павильоны, библиотеки, шезлонги. Они уводят в стороны, но главная магистраль настолько мощная, что ее движение затягивает.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/9f/cedb2d8fc49d49b41258bbbb7b7c6.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Никольский использовал прием постепенного вовлечения посетителя в спорт. К примеру, на юге сектор развивался от пляжного отдыха к бассейнам для профессионального плавания. На севере отдых на лодках и водный театр соседствовали с Гребным каналом и яхтклубом.
Стадион на холме
Магистраль завершает стадион-холм. Он вписан во всю ширину острова, площадь перед ним – как остановка между магистралью и стадионом. Идея насыпного холма взята из разных источников: это и древнегреческие стадионы, и погребенная архитектура француза Этьена-Луи Булле (пример – проект 500-метрового памятника для Исаака Ньютона), и американские стадионы, где такие приемы были уже в 1910-х.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/a0/e86578b5b4e7d8db687606107e31e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Холм был самым дешевым способом заглубить поле и организовать трибуны вокруг. Никольский также придумал поднимать грунт со дна залива, углубляя акваторию. Стрелка Крестовского преобразилась – на топком мысу выросла гора.
Павильоны сделали, галерею на крыше – нет
В проекте Никольского холм насыщен архитектурой. Стадион должны были окружить павильоны: служебные, туалетные, для кафе и сувенирных магазинов. Сегодня павильоны расположены по сторонам от главной лестницы. Их стены образуют воронку, которая направляет поток людей вверх. Стадион снесли, а павильоны остались.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/60/29ea7f466407e8a2f330598b995b9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Колоннады павильонов создают фасад стадиона. За ними – физкультурные дворы, как место разминки перед состязанием. Это схема древнегреческой гимнастической школы (хотя так павильоны не использовались). Двор связывает с полем подземный тоннель – это тоже отсылка к стадиону в Олимпии (только здесь тоннелей два – специально для командных состязаний).
В итоге павильоны стали единственным реализованным объектом архитектуры на стадионе. Хотя планов было много.
Верхнюю кромку стадиона Никольский хотел засадить деревьями. Позже родилась идея крытой галереи с опорами из парусообразных конструкций – металлических или бетонных.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/19/7f27ca34140ffa13de97bb147d186.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Планировалось, что у стадиона будет башня. Она должна была стать символом Петербурга
Башня – мечта любого стадиона. Их много было спроектировано в ХХ веке, но построены лишь единицы (например, у Олимпийского стадиона в Берлине). Функционально башня стадиону не нужна, это только символический элемент, который указывает на важный в публичной жизни города объект. Никольский в проекте расставляет башни по всему острову. 16 – при входе, одну у Гребной академии, другую – у яхтклуба.
А самую высокую – на холме стадиона.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/90/885420553460aa0cc90287f4bafac.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Похожая и на ростральные колонны стрелки Васильевского острова и на башню собора Святого Марка в Венеции, венецианскую кампанилу, она должна была стать символом Ленинграда вместо Адмиралтейства. Башню еще не построили, а ее уже повсюду печатали, изображали на портсигарах, и подстаканниках. В 1950-х, уже после смерти Никольского, ее еще рисовали архитекторы его окружения, но шанса построить ее не выпало.
***
В итоге стадион получился достаточно простой, даже минималистичный. Ему не построили галерею и башню. Его оригинальную красоту и мощь обеспечила природная форма.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/8b/06ed028fe4f6aaaa5a90fcd167ae9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Проект Никольского до сих пор актуален
Остров, созданный Никольским, продолжает развиваться именно так, как запланировал архитектор.
Там, где сейчас академия дзюдо «Явара» (Бычий остров на юго-востоке от стадиона), Никольский планировал военный сектор. Клубы и рестораны на южном берегу – там Никольский допускал организацию пляжа. «Сибур Арена», манеж и велотрек были заложены в проекте точно в этих местах. Там, где у Никольского был водный театр и яхтклуб, сейчас планируют построить «Императорский яхт-клуб» и рекреационный кластер. Там, где аттракционы «Веселые горы» – аттракционы «Чудо-остров». Мосты – не все, но построили. Гребной канал закрыли от волн, насыпают острова в заливе – именно так завещал Никольский.
Архитектор все предусмотрел, кроме жилых комплексов. Они окружают парк плотно со всех сторон. Но стадиону ничего не угрожает, теперь он перешел в иную категорию инфраструктуры, стал частью морского фасада наряду с скоростными трассами, висящими над заливом и шпилем небоскреба. У Никольского стадион был символической короной, вырастающей из природы самого парка, был тесно связан с зелеными насаждениями и водой. Сегодня стадион на Крестовском острове стал брутальным мегасооружением.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/ef/f44d07006454cae08b0c9e685e31a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Автор: Дмитрий Козлов, автор книги «Стадионы Ленинграда 1920-1950-е гг. История и архитектура»
Увидели «Олимпийский» будущего: фасад сохранят, добавят дайвинг-центр, кинотеатры, планетарий
Кеды в СССР: их носили и советские хиппи, и походники, и даже Волк из «Ну, погоди»
Фото: РИА Новости/Никитин, Олег Макаров, Александр Гальперин; fc-zenit.ru; pastvu.com/Л.М.Безверхний, Ирина Быстрова, Игорь Кольцов
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Стоишь за билетами с зонтом, затем на мокрые сиденья...
Это большой минус советских стадионов.
не то что сейчас, сейчас ого-го, крестовский это и дорогущие рестораны по 1000 р. за салатик и элитной жилье (осталось правда пара домов обычных, еще старых жителей - глупый капиталистический кризис помешал всех выселить до конца) - ляпота!
Через несколько лет я привёл туда маленького сына, когда трибуны были пусты. Мой парень радостно носился по беговым дорожкам вокруг футбольного поля. А потом мы смотрели автогонки по кольцу вокруг стадиона. Сидели на газоне с внешней стороны холма. Цвёл шиповник и пахла свежескошенная трава...
Но это ностальгия. На современном Крестовском с его окружением высотными домами и мостами, где и моря-то толком не видно, Кировский просто бы потерялся. И, конечно, беговые дорожки на футбольном стадионе мешают.
Словом, вспоминаем старого Мироныча с теплотой, но у реальной жизни свои пока во многом воровские законы
- 80-тысячный Ламбау филд Грин бея - без крыши ( в висконсине очень холодно и снежно)
- 100-тысячный стадион университета Мичигана - без крыши (там тоже холодно и снежно)
- 80-тысячный Кэмп Рэндал университета висконсина - без крыши
-100-тысячный Бивер стэдиум университета штата Пенсильвании - без крыши (в Пенсильвании тоже зимой весьма холодно и снежно)
таких примеров десятки