В 60-е в «Барсе» уже был Луис Суарес: взял ЗМ, выиграл Евро, был самым дорогим игроком
Если вы забредете в испанскую Ла-Корунью, то вашим глазам предстанет типичный город-миллионник: оживленное движение, шумные улицы, застройки и многоэтажки. В сороковые годы все было совершенно по-другому. Авенида де Геркулес – сейчас одна из главных городских улиц – проходила через тихий спальный район.
Здесь местные дети всех возрастов пинали мяч без страха быть сбитыми автомобилем. Тут ни у кого не было автомобилей. После Второй мировой войны здесь трудно было найти состоятельную семью. Большинство местных едва сводило концы с концами.
Но именно здесь, на этих мокрых и ветреных улицах Галисии, оттачивал свои навыки единственный испанский обладатель Золотого мяча [Альфредо ди Стефано родился в Аргентине] и один из величайших игроков «Барселоны» и «Интера» – Луис Суарес Мирамонтес.
Если Луисито не помогал в мясной лавке, его можно было встретить на улице с мячом. Правда, мячом это назвать сложно: денег на нормальную экипировку ни у кого не было, а потому дети мастерили собственное подобие мяча из старых тряпок. Неидеально (особенно в дождливые дни), но ребят другого и не надо было.
Еще один важный аспект игры в Ла-Корунье – погода. Маленькие домишки не укрывались от сильного атлантического бриза, который вырывал мяч похлеще лучших защитников. Команда, игравшая против мяча, вынуждена делать сотню лишних касаний, чтобы добраться до ворот соперника. Поэтому удачный жребий – главная надежда галисийских мальчишек.
Ужасные погодные условия, расползающийся мяч и отсутствие нормальной обуви заставило Луисито прокачать собственную технику и отличное игровое чутье. Этот навык помог ему в первых командах: местные любительские клубы были такими же нищими, как и весь район – зато Луисито выходил на зеленый газон, где трибуны защищают немного от ветра, а не на пыльную улицу. В остальном условия совпадали: расползающийся мяч и дырявая обувь.
Благодаря выступлением в местных командах юношу заметили в главном клубе Ла-Коруньи, «Депортиво». В 1952 году, в возрасте 17 лет, Луисито попал в профессиональный клуб.
«Депор» тогда был совершенно другим: всего за два года до этого галисийский клуб под руководством аргентинского тренера Алехандро Скопелли занял второе место в чемпионате Испании, отстав от чемпиона «Атлетико» всего на очко. Кроме успехов на футбольном поле, Скопелли основал школу для молодежи, и именно из нее Луисито попал в клуб.
В первом сезоне Суарес играл за команду четвертого дивизиона «Фабрил Сосьедад», с которой сразу же добился повышения. У форварда появились деньги на бутсы, но условия для тренировок оставались такими же отвратительными. Игроки тренировались в грязи (поля не выдерживали постоянных дождей), продуваемые теми же атлантическими ветрами. Но Луисито даже в таком хаосе находил плюсы.
«Эти условия помогли мне развить технику и понимание игры – без них я бы просто не выбрался из грязи. Это очень помогло мне в дальнейшем». За всю карьеру Суарес ни разу не жаловался на качество газона.
В высшем дивизионе Испании Луис дебютировал 6 декабря 1953 года в матче против «Барселоны». Галисийцы проиграли 6:1, но игра юного вингера понравилась тренеру «Депортиво». 18-летний парень стал основным.
Но карьера в Ла-Корунье продлилась недолго. По окончании сезона за Суаресом пришли из «Барселоны». Но вышло это случайно.
В матче «Депортиво» против хихонского «Спортинга» спортивный директор «Барсы» Антони Тамбурини наблюдал за действиями уругвайского нападающего Дагоберто Молля. Но главной звездой матча стал Луис Суарес. В итоге каталонцы расстались с 800 000 песет в обмен на обоих игроков.
После трансфера Луиса опять отправили в дивизион ниже – на этот раз в Сегунду, в дочернюю команду «Барселоны». В этом году Барселона не выиграла титул, главным образом из-за прибытия некоего Альфредо Ди Стефано в «Реал Мадрид».
С начала сезона 1955 года Суарес стал основным в первой команде «Барсы». Однако в тренерском штабе каталонцев считали, что парню надо набрать массу. Франц Платко, тренировавший «Барселону» в 1955-56 годах, принес однажды в раздевалку боксерскую грушу.
«Это тебе. Ты должен стать мускулистее», – сказал тренер.
Но Луисито не принял предложение. «Я здесь, чтобы быть футболистом, а не боксером», – твердо сказал он и потребовал снять грушу.
Однако дела в «Барселоне» до сезона 1958/59 шли ни шатко ни валко: мадридский клуб доминировал, каталонцы в лучшем случае становились вторыми, а Суареса заставляли больше бегать, чем думать на поле.
Все изменилось с приходом Эленио Эрреры. В первом же сезоне под руководством француза «Барса» взяла и чемпионат Испании, и Кубок, прервав гегемонию «Реала». Главным винтиком в успехах этой команды стал Суарес. Несмотря на то, что испанец забил в среднем по голу в двух матчах, Луисито не был нападающим. Он был плеймейкером.
Если перекладывать его футбол на современные аналогии, то Суарес – это Иньеста, играющий на фланге. В прессе писали, что Суарес знает, куда отправит мяч, еще до того, как получал его. И знаете, это было недалеко от истины. Благодаря исключительному видению поля Луиса прозвали el arquitecto – Архитектор.
В следующем сезоне «Барса» повторила прошлогодний успех – правда, теперь вместо Кубка Испании каталонцы завоевали Кубок Ярмарок (предшественник Кубка УЕФА). За два года при Эррере Луис забил 34 мяча – за остальные пять сезонов в Барселоне он забил 47.
Успех «Барселоны» и невероятный вклад самого Суареса отразился в индивидуальной награде – в 1960 году Луис был признан лучшим европейским футболистом года. В испанской прессе (особенно той, которая любит «Барселону») его часто называют единственным испанцем с золотым мячом – Ди Стефано имел испанское гражданство, но родился в Аргентине.
Кстати, именно Ди Стефано и дал Суаресу прозвище Архитектор. Суареса номинировали на Золотой мяч в общей сложности восемь раз: два раза он занял второе место (1961 и 1964) и однажды третье (1965).
В сезон 1960/61 «Барселона» входила с новой целью: каталонцы мечтали взять Кубок европейских чемпионов или хотя бы не дать этого сделать «Реалу» – сливочные взяли трофей пять раз подряд.
По иронии судьбы, испанцы встретились в первом же раунде. Луис Суарес забил дубль в Мадриде и вырвал ничью для своей команды. В ответной встрече он не отличился, но «Барса» выиграла 2:1 и прошла дальше. Первая цель на сезон выполнена.
Дальше каталонцы разгромили чешский «Спартак» (общий счет 5:1) и в трех матчах смогли обыграть «Гамбург». В финале их ждала «Бенфика» Беллы Гутмана.
Для Суареса этот матч стал последним в «Барселоне» и, по его словам, худшим в карьере. «Я играл во многих финалах, но это был первый, который я проиграл. Это темное пятно на моей карьере в Каталонии».
«Барселона» забила первой, но пропустила два в первом тайме и еще один в начале второго. Гол Золтана Цибора на 75-й дал надежду каталонцам, но сил уже не было.
Вскоре после этого «Барселона» приняла предложение в размере 250 миллионов лир (более 200 000 евро на сегодняшние деньги) от «Интера». Зачем было продавать лучшего игрока? Причин несколько.
Во-первых, клуб погряз в долгах из-за строительства нового стадиона и бессмысленного правления Франсеска Миро-Санса. Несмотря на плохое экономическое состояние, президент позвал испанца Педро Эскартина техническим секретарем. Совет директоров предложил ему контракт в семь раз больше предшественника. Продажа Суареса спасла клуб от немедленного разорения, но на дистанции сделала только хуже. До 1973 года «Барса» не выигрывала ничего.
Во-вторых, команду покинул Эленио Эррера, при котором Суарес показывал лучшую игру. Руководство не верило, что при новом тренере Луисито будет таким же полезным. Ну и еще одна причина для перехода была у самого Суареса: Эррера, покинув «Барсу», отправился в миланский «Интер».
Сумма, заплаченная «Интером», стала рекордной. Правда, всего два года спустя «Рома» перебила рекорд, заплатив 500 миллионов лир за бразильского нападающего Анджело Сормани. Нерадзурри не выигрывали чемпионат три года, а в топе был ненавистный «Милан».
Эррера хотел изменить игру команды, поэтому позвал Архитектора. С приходом Луисито в клуб началась эра, известная как La Grande Inter. Клуб выиграл чемпионат в 1963, 1965 и 1966 годах.
Успех в чемпионате – это здорово, но Луис мечтал о Кубке европейских чемпионов. Мечтал и сам «Интер», тем более «Милан» в 1963 году стал первым итальянским клубом, которому покорился трофей.
Спустя год после успеха соседей по городу «Интер» завоевал евротрофей, встретившись в финале с «Реалом». В очередной раз Суарес столкнулся с Ди Стефано и вышел победителем: нерадзурри победили 3:1.
1964 год ознаменовался не только долгожданным еврокубком, но и победой со сборной. Тем летом в Испании проходил второй чемпионат Европы по футболу. Турнир был пропитан политическими лозунгами. Четыре года назад Испания не принимала участие в чемпионате, поскольку генерал Франко, фашист и антикоммунист, не хотел, чтобы Испания столкнулась с Советским Союзом. На этот раз диктатор смягчился и позволил Испании играть.
По иронии судьбы, именно эти команды и встретились в финале. Испанцы выиграли 2:1, победный гол забил еще один галисиец, Марселино. Суарес стал первым игроком, который выигрывал еврокубок и Евро в один год. Рекорд повторили несколько игроков ПСВ лишь в 1988 году.
Суарес вернулся в Италию, чтобы вывести «Интер» во второй финал Кубка европейских чемпионов подряд. На этот раз на своем стадионе «Интер» одолел «Бенфику». Два года спустя «Интер» вышел в еще один финал, но без Суареса (он был травмирован) уступил «Селтику».
Всего за «Интер» Суарес сыграл 256 игр, забил 42 гола. В 1970 году он покинул Интер, но остался в Италии.
Следующие три сезона Ахитектор провел в «Сампдори», где играл настолько хорошо, что получил вызов в сборную в 37 лет.
Возвращаться на родину у него не было желания. Суарес навещает племянников в родной Ла-Коруньи, но на этом все. Он терпеть не может Испанию, особенно Барселону.
Испанская пресса любила подогреть атмосферу и постоянно стравливала Суареса и Ладислав Кубалу – двух лидеров «Барсы».
«В любом другом клубе мы бы спокойно сосуществовали. Но здесь фанатам сказали: выбирайте или одного, или другого», – признавался Луисито.
Спустя несколько лет после прихода в «Интер» Суарес вернулся в Барселону, чтобы провести товарищеский матч. Каждый раз, когда он дотрагивался до мяча, его освистывали местные болельщики – болельщики, которым он подарил чемпионство и два еврокубка! Это приводило Луиса в ярость.
В Милане такого не было. Сине-черная часть города обожала Луиса, который сейчас живет в Милане и работает техническим секретарем в «Интере».
Своему биографу Марко Педраззини он признался, что чувствовал себя как «итальянец, родившийся в Испании».
Луисито ослеплял товарищей по команде и соперников великолепным пониманием футбола и техникой. Ходит легенда, что боксерская груша еще долго висела в раздевалке «Барселоны». Может, она пригодилась бы нынешнему Луису Суаресу из «Барселоны» после шуток про живот на Копа Америка.
Луисито она точно без надобности – зачем она нужна, если вы умеете творить с мячом такое?
Суарес каждый день пьет по 5 литров воды, а Венгер запрещал в «Арсенале» сладости. Мы не шутим – эти и куча других уникальных футбольных историй каждый день выходят в Telegram-канале блога «Буря в стакане».