Кану, Окоча, Финиди, Бабаяро и Уче Окечукву. Нигерия 90-х – главная африканская команда нашей жизни
Побеждали на Олимпиаде и били испанцев.
Африканский футбол – это куча историй о бедном детстве, сумасшедшие скиллы и творческий подход к тактике. Африка – точно самый драйвовый и безбашенный уголок мирового футбола. Африканские команды редко добиваются серьезных успехов, но почти всегда запоминаются. На чемпионатах мира за них иногда болеют не меньше, чем за свои сборные.
Почти у каждого болельщика с детства есть своя любимая сборная из Африки. У людей, которым сейчас за 40, это наверняка Камерун Валерия Непомнящего, 25-летним ближе Гана с Асамоа Гьяном и его пенальти в перекладину, назначенного за руку Суареса. Ну а те, кто хотя бы краешком сознания зацепил футбол 90-х, уже не забудут стратосферную Нигерию и магические имена в ее составе.
На первый ЧМ Нигерию вывел тренер, которого изгнали из голландского футбола
Профессиональный футбол в Нигерии завелся относительно недавно – несмотря на то, что страна долгое время была английской колонией. Это случилось лишь в 60-е годы прошлого века. Все началось с того, что Нигерия обрела самостоятельность и организовала федерацию, которая вывела футбол на профессиональный уровень.
К началу 90-х у «Суперорлов» был серьезный опыт в Кубке Африки и даже победа в нем в 1980-м, но на чемпионаты мира они еще не забирались.
Все изменилось, когда в 1989-м тренером стал скандальный Клеменс Вестерхоф. До Нигерии он тренировал в Голландии («Витесс» и «Фейеноорд») и после увольнения из роттердамского клуба обвинил его в том, что медицинский штаб использовал допинг (даже притащил двух футболистов «Фейеноорда» в качестве свидетелей). В обвинениях Вестерхоф даже умудрился зацепить иконоподобного Нескенса (тогда Клеменс уже работал в «Витессе»), и этого ему уже не простили.
В итоге Вестерхофа обвинили самого в причинении ущерба имиджу голландского футбола и даче заведомо ложных показаний, но так и не осудили. Тем не менее ни одна компания не захотела становится титульным спонсором «Витесса», пока там тренирует Вестерхоф. Клеменса уволили, тот опять пошел в суд, выиграл его, получил компенсацию и полетел в Африку.
С допингом все правда выглядело странно. О своих подозрениях Вестерхоф заговорил только через пять лет после увольнения из «Фейеноорда». Оказалось, что Клеменс хотел наказать спортивного директора роттердамского клуба Стивена Штефана, с которым сильно конфликтовал все время работы: «Мы плохо общались с Питером. Он все время лез в тренировки, а еще помогал игрокам применять допинг. Для Бувенса, Баддинга, Рене Ноттена и Андре Стафли регулярно делались отдельные шейкеры, из которых никто другой не мог пить», – объяснял Вестерхоф.
С Нигерией Вестерхоф героически отобрался на ЧМ-1994 (по разнице забитых и пропущенных опередили Кот д’Ивуар) и даже выиграл группу с гениальной Аргентиной, Болгарией Стоичкова и упертой Грецией (и тоже по разнице мячей). Кстати, перед матчем с Грецией президент Нигерии Сани Абача пообещал всем игрокам и тренерам сборной по новому дому, если команда выйдет в плей-офф турнира (Вестерхоф получил свой дом только в 2019-м).
В первом туре нигерийцы разгромили будущих полуфиналистов турнира – болгар. Соперники отлетали от мускулистых плечей Финиди и Амокачи и даже не пытались помогать волшебному Стоичкову в атаке, а потомственный царевич Руфаи (он действительно был сыном короля племени Идиму и отказался от престола ради футбола) отбивал все, что долетало до его ворот.
В следующем туре звездная Аргентина с Марадоной, Каниджей и Батистутой все-таки уложила орлов – 2:1, но последний тур все вернул на места – болгары обыграли Аргентину, а Нигерия разгромила Грецию.
Нигерийцы вылезли на грандиозную Италию с Баджо и Барези, которую считали одним из фаворитов турнира. Для страны, которая дебютировала на мировом первенстве, успех казался почти волшебным, но нигерийцы хотели большего.
«Все началось в 1989-м, когда мы не вышли на итальянский чемпионат. Тогда тренер сказал, что сделает нас первыми нигерийцами, которые сыграют на чемпионате мира. К 1994-му у нас был определенный опыт и бесстрашные молодые игроки, а также тренер, обладающий силой мотивации и способностью извлечь максимум из игроков. Мы стали не просто футбольной командой. Мы стали крепкой семьей», – рассказывал Амокачи.
Все показалось еще реальнее, когда дурацкий отскок от бедра защитника итальянцев вывалил Эммануэля Амунике на удар из вратарской. Эммануэль забил и мощно радовался достижению, показывая пальцем на футболку с 11 номером, а вся Италия переживала смертельный ужас.
Итальянцы существенно проигрывали в объеме мускулов и никак не могли создать что-то серьезное за счет точности и игрового мышления. Конте все время искал пасом Мальдини, но вскрытый фланг и острые подачи не давали результата из-за цементной плотности в центре защиты. Неприятное положение превратилось в ад за 14 минут до конца второго тайма. Вышедший на замену Дзола проиграл борьбу Эгуавону в штрафной, расстроился, что судья не дал пенальти, и догнал прямой ногой колено нигерийца. Красная карточка и полная катастрофа.
В такой рубке мог помочь только гений. Италии повезло, в их составе он был. За две минуты до конца матча Роберто Баджо бильярдно закатил в дальний – 1:1, а на 102-й добавил с пенальти – 2:1.
Джей-Джей Окоча чуть не разревелся в стальное плечо Амокачи, но для них и стоящего неподалеку Сандея Олисе все еще было впереди.
Правда, после турнира выяснилось, что не все в нигерийской семье были довольны. Нападающий Рашиди Йекини рассказал The Times, что ненавидел Вестерхофа всей душой: «Я всегда был против этого тренера. Ни для кого не секрет, что он мне не нравится, а я не нравлюсь ему. Я давно пытался пойти против него, но мои товарищи по команде не поддерживали меня. Я вообще не получал мяча на поле и должен был носиться без остановки, хотя очень многое умел именно с мячом в ногах».
Возможно, такая ненависть загорелась из-за запрета тренера на занятия сексом. Вестерхоф требовал от игроков воздержания в течение всего турнира и многие его не понимали.
Нигерия – первая cборная из Африки, которая выиграла Олимпиаду
Золотая нигерийская молодежь провела самый мощный турнир через два года. Олимпийские игры в Атланте превратились в сцену для шикарного перфоманса от сборной Нигерии.
Олимпийский футбол редко воспринимают всерьез и надолго запоминают, но тот турнир оказался исключением. Бразилия и Аргентина привезли чумовые составы: Ривалдо, Роналдо, Роберто Карлос, Алдаир, Креспо, Симеоне, Клаудио Лопес, Ортега. Однако чемпионами стали не они.
Бразильцы стремились победить на ОИ, чтобы добавить в зал с трофеями недостающий кубок (сборная Бразилии к тому моменту ни разу не выигрывала олимпийский турнир), а у Аргентины просто было шикарное поколение. Все ждали финала с классической южноамериканской интригой.
Как и на ЧМ-94, нигерийцы попали в сложную группу – с заряженной Бразилией, Японией Акиро Нисино (он привозил Японию на ЧМ в Россию) и Венгрией с будущим спартаковцем Шафаром.
Первый матч подарил сенсацию – команда Нисино обыграла 1:0 бразильцев. Нигерийцы спокойно растолкали спящих венгров, а Кану забил единственный гол и оформил минимальную победу.
Во втором туре все встало на свои места: Нигерия голами Окочи и Бабангиды обыграла ультразакрытых японцев – 2:0, Бразилия – справилась с Венгрией (3:1). В последнем туре злой Роналдо прибил нигерийцев – 1:0, а японцы организовали шикарный камбэк в матче с венграми. Правда, дальше все равно не пошли – места в плей-офф Бразилия и Нигерия разделили между собой.
В четвертьфинале нигерийцы разобрали Мексику – виртуозный Окоча и сверхзвуковой Бабаяро забили по голу. Параллельно разыгравшаяся Бразилия порвала сборную Ганы (4:2) и снова организовала встречу с Нигерией. На этот раз в полуфинале.
Перед матчем появились слухи о том, что группа игроков нигерийской сборной поругалась с тренером Йоханнесом Бонфрере. Голландец бесился из-за недисциплинированности футболистов и даже обещал, что перевернет состав, но в итоге на поле вышли почти те же парни, что и в матче с Мексикой.
Что было дальше, описать словами сложнее, чем китайский арт-хаус, но если и есть где-то золотой список величайших камбэков, то вторым в нем идет стамбульский финал ЛЧ, а первым – полуфинал Олимпийского футбольного турнира 1996 года.
Чтобы понять всю драматургию полуфинала, просто вдумайтесь: Нигерия победила топовую Бразилию, проигрывая к 77-й минуте 1:3. И даже Бебето с Роналдо ничем не помогли.
После 77-й минуты зеленый шторм снес все, что построил тренерский ум Загало, а дубль в добавленное время от Кану (первый гол просто вау!) свел с ума не только американцев, но и Бонфрере.
На пресс-конференции он не находил слов: «Это самая важная победа в моей жизни. Обыграть Бразилию – о таком я мог только мечтать. Уверен: если в финале мы будем столь же мужественны, как сегодня, нам по силам выиграть Олимпиаду».
До этого африканские сборные никогда не побеждали на олимпийском турнире, но сейчас казалось, что возможно примерно все. Аргентина с помощью гола Клаудио Лопеса очень быстро вышла вперед. Селестин Бабаяро вскоре воткнул ответный гол и на перерыв команды ушли со счетом 1:1.
Дальше – уже классическая история: гол Аргентины на 50-й минуте и два ответных мяча Нигерии после 70-й. Победный гол забил Эммануэль Амунике. Он звездил еще на ЧМ-94 и попал на ОИ только по воле тренерского штаба (на Олимпиаде разрешается иметь троих игроков старше 23 лет).
После матча Амунике сходил с ума: «Я помню как мы следили за Камеруном в четвертьфинале ЧМ-1990 и это было фантастически волнительно и необычно, но шесть лет спустя Нигерия приехала в США и выиграла первое африканское футбольное золото на Олимпийских играх. Это невероятно, я готов танцевать на потолке, но думаю, что испачкаю его, поэтому останусь на земле. После этих потрясающих игр с Аргентиной и Бразилией мне кажется, что мы можем все».
Нигерия так и не добралась до четвертьфинала ЧМ
Безумная Нигерия стала олимпийским чемпионом и перед французским чемпионатом мира показалось, что сборная из Африки реально претендует на медали. Но не срослось. «Суперорлы» заблокировали Испанию в группе (победа – 3:2), испортив окончание карьеры Андони Субиссарете, обыграли безнадежную Болгарию и вышли из группы с первого места.
Матч с Испанией зашел в бриллиантовый список лучших матчей группового этапа ЧМ за всю историю. Испанцы с Йерро, Раулем Субиссареттой дважды выходили вперед, но гениальные нигерийцы все время догоняли. Второй гол африканцев получился фатальным для легендарного Субиссареты. Андони отбил мяч, пущенный Амунике вдоль лицевой, в сетку своих ворот, а потом пропустил тротиловый удар Олисе и вместе со сборной поехал домой после группового этапа.
Но в первом же раунде плей-офф Дания Лаудрупов и Шмейхеля размазала нигерийцев по газону «Стад де Франс». В России это особенно расстроило болельщиков «Торпедо», которое отправило на турнир своего защитника Августина Эгуавона (единственный представитель российского чемпионата на том турнире).
Топовые Бабангида, Бабаяро, Окоча и Кану не трансформировались в суперзвезд (просто звездами некоторые стали), хотя потенциал был огромный. В 2002-м Нигерии еще и не повезло с жеребьевкой. В Корее и Японии нигерийцы сломались в группе смерти: Англия, Швеция и Аргентина финишировали выше африканских гениев (Нигерия набрала только 1 очко), но Нигерия запустила футбольную лихорадку.
«О нас заговорили. Клубы теперь хотят подписывать нигерийских игроков, и маленькие дети начали называть нас идолами и легендами. Игра на чемпионате мира изменила футбол в стране. Нас объединила любовь к стране, друг к другу и болельщикам», – рассказывал Джей-Джей Окоча.
Болельщики сборной Нигерии на ЧМ-1998
Впрочем, заряд успешности поколение Окочи и Кану потомкам передали. После 2002-го Нигерия пропустила только один крупный турнир – ЧМ-2006, и теперь «орлы» регулярно затрудняют жизнь всем фаворитам мировых чемпионатов.
Только новых Кану и Окочей почему-то не производят.
Лучшие
Нванкво Кану
После шикарного дубля в ворота бразильцев в 96-м Кану перешел в миланский «Интер». Сразу после триумфального возращения врачи «Интера» обнаружили у футболиста сложный порок сердца. Его экстренно транспортировали в США, где 14-часовая операция по замене клапана вернула его к жизни и футболу.
В 2000-м Нванкво открыл фонд помощи людям с пороком сердца, который работает до сих пор. С его помощью лечение получили уже больше пяти с половиной тысяч нуждающихся в срочных операциях на сердце.
В футболе Кану выиграл все трофеи на клубном уровне: зажигал в в непобедимом «Аяксе» ван Гала и доминирующем «Арсенале» Венгера, а закончил карьеру ударной шестилеткой в «Портсмуте» и всегда удивлял высокохудожественной техникой при громадных габаритах.
По окончании карьеры Нванкво окончательно сконцентрировался на общественной работе и пытается делать жизнь африканцев чуть лучше.
Селестин Бабаяро
Почти сразу после победы на ОИ переехал из «Андерлехта» в «Челси». Там Селестин удивлял всех скоростью на левом фланге, где обгонял почти любого. Кстати, Селестин был первым африканцем в истории «Челси».
Вместе с лондонцами Бабаяро выиграл Кубок Кубков, Суперкубок Европы и Кубок Англии. После шикарной карьеры в Англии (11 лет за «Челси» и «Ньюкасл») Селестина подписал «Лос-Анджелес Гэлакси», в котором заправлял Дэвид Бэкхем.
Бабаяро ожидал, что снимет куш, не будет тренироваться и организует себе люксовую жизнь в США, но провалился. Он конфликтовал с руководством из-за некомфортного жилья, самолетов эконом-класса и малого времени отдыха, поэтому очень быстро всем надоел и завершил футбольную карьеру, не сыграв ни одного матча в MLS.
Эммануэль Амунике
После возвышенного ЧМ-94 Амунике (на турнире он забил Италии и Болгарии) стартовал в европейских лигах и перешел в лиссабонский «Спортинг» из вечного египетского чемпиона «Замалека». Там он выиграл Кубок страны и активно забивал почти три года, но после сказочной Олимпиады-96 взлетел еще выше.
Его победный гол в ворота Аргентины на ОИ привлек интерес грандов. В 1997-м трансфер выкупила «Барселона». Амунике и там здорово начал, но травма крестообразных связок вывела из состава каталонцев надолго. После нее нигериец так и не восстановился – в 2000-м ушел из «Барсы», а через четыре года скитаний закончил карьеру.
Сейчас Амунике тренирует мощнейших парней из сборной Танзании. Правда, под его руководством Танзания проиграла все три матча на Кубке Африки.
Тиджани Бабангида
Бабангида – один из самых быстрых футболистов 90-х-начала 2000-х. Его карьера по-настоящему запустилась в 1996-м, когда весь мир узнал о бешеном нигерийском драйве, «Аякс» подчеркнул в списках Тиджани Бабангиду и скоро усилил им фланг. Тем более что как раз в то лето амстердамцы продали его соотечественника и флангового коллегу Джорджа Финиди в «Бетис».
До перехода Тиджани уже гонял в Эредивизи за «Роду», но, конечно, переехал за 5 миллионов в состав аяксидов. Потом был шикарный сезон 97/98, в котором гоночный нигериец стал третьим бомбардиром команды с 13 мячами (после Литманена и Арвеладзе), но постепенно магия слабела.
После 2000-го «Аякс» трижды отдавал Бабангиду в аренду, а после окончания контракта в 2003-м Тиджани переехал в Китай. До того, как это стало мейнстримом. В Китае 4 гола Бабангиды оказались решающими. Они соорудили чемпионство для «Чанчунь Ятай» и зафиксили эндшпиль карьеры нигерийца.
Тарибо Уэст
«Когда Уэст переходил к нам, он сказал, что ему 28 лет. Позже мы узнали, что ему было 40, но он все равно играл здорово, так что я не жалею о его трансфере», – рассказывал президент белградского «Партизана» Жарко Зечевич в 2013-м. Правда, Тарибо не согласился и ответил, что Зечевич – полнейший идиот.
Уэст – главный фрик своего времени: заплетал разноцветные косички, забивал важные голы, кидал майку в Луческу, когда играл за «Интер», и даже переходил в «Спартак» Невио Скалы.
Его карьеру запустил шикарный «Осер», с которым он выиграл чемпионство и заработал большой контракт в «Интере», но дальше все пошло плохо. Из «Интера» Тарибо ушел в «Милан», а после россонери за семь лет сменил семь команд и почти нигде особенно не играл.
Сейчас Уэст обратился в священника: медитирует, читает молитвы и благословляет прихожан в церкви. Вот только 45 ему или 57, так никто и не знает.
Джей-Джей Окоча
Многие думают: самое главное, что сделал Окоча в футболе – помог Роналдиньо адаптироваться в Европе. Но это не так. После четырех лет в «ПСЖ» он приехал в Англию и растопил сердца консерваторов и любителей британских типажей вроде Винни Джонса.
Окоча переехал в «Болтон», когда клуб утопал в болоте зоны вылета. Джей-Джей сделал магию – вытащил безнадежных из опасности и превратил клуб в один из самых привлекательных проектов Англии. Кажется, на островах его любили (да и любят) все, а финты до сих пор крутят в ярчайших нарезках в истории АПЛ.
Удивительно, но самый яркий игрок в истории Нигерии (7-кратный обладатель звания лучший футболист страны) так и не попал в суперклуб. Зато все шансы на это имеет его племянник – полузащитник «Арсенала» Алекс Ивоби.
Впрочем, сейчас Окоче невесело – его подозревают в крупном мошенничестве с недвижимостью в Шотландии. И говорят, что шериф Абердина настроен очень серьезно, а красивым финтом от правосудия не уйдешь.
Сандей Олисе
После шикарных выступлений на ЧМ-94 и ОИ-96 Олисе транзитом через «Аякс» залетел в «Ювентус», но играл мало – 8 матчей в Серии А. Потом была «Боруссия», «Бохум» (аренда), «Генк» и плавный переход к тренерству. Интересно, что «Бохум» планировал с Олисе полноценный контракт, но отказался от Сандея, когда на тренировке мощный нигериец раскрошил нос одноклубника Вахида Хашемяна.
В 2015-2016 Олисе тренировал основную сборную Нигерии, а через пару лет пробовал оживить «Фортуну», но пока ничего интересного из этого не вышло, а жаль – Сандей, как минимум, сумеет поставить отличный удар.
Фото: Gettyimages.ru/Henri Szwarc/Bongarts, Clive Brunskill/Allsport, Shaun Botterill/Allsport; globallookpress.com/Peter Kneffel/picture-alliance/dpa; REUTERS/Tony Henshaw/Action Images; Gettyimages.ru/Henri Szwarc/Bongart
Сенегал-2002 - африканская команда нашей жизни
Окоча техничнейший, умнейший плеймейкер, настоящее удовольствие было смотреть, как он играет. Кану запомнился матчем за Арсенал, он вышел на замену, когда его клуб проигрывал Челси 0-2 и сделал хет-трик. Бабаяро в той игре наверное тоже бегал, не помню, но он был стабильным игроком основы в том Челси, вместе с Десайи, Лебефом, Петреску составляя крепкую оборону.
Сейчас нигерийцы измельчали, как и все африканцы. Последняя эпичная африканская сборная на крупном турнире - Сенегал-2002. После этого, мне кажется, европейские клубы и тренеры вымуштровали африканцев, пропала их бесшабашность, непредсказуемость, та изюминка, которая их отличала. Да, были суперзвезды типа Этоо, Дрогба, но не было больше такой сборной, чтобы прям "вау".