Легенды Кубка Англии: Джулиан Стерджис
Сегодня появилась возможность представить еще одного игрока первых соревновательных лет современного футбола. Этот человек не так значительно засветился на высшем уровне, да и за сборную не играл, но за несколько лет, безусловно, заработал должное уважение, хотя футбол в его жизни вовсе не стоял на первом месте.
Джулиан Стерджис – новеллист, поэт, футболист
Назвать причины, по которым выбор пал именно на этого, не такого уж выдающегося футболиста своего времени, очень даже просто. Взглянув на его происхождение, сразу понимаешь, что тогда он являлся первым в своем роде. Изучая дальше, узнаешь, что Джулиан Стерджис обладал еще и творческим талантом, посредством которого он также оставил след в истории.
А началось все, как ни странно в Северной Америке. Но род Стерджисов, конечно, происходил из Англии. Кое-как удалось докопаться до момента эмиграции одного из предков Джулиана в Новый Свет.
Итак, приблизительно в начале XVII века, в городке Ханнингтон, в графстве Нортгемптоншир, 30 января 1613 года появился на свет один из первых известных Стерджисов, по имени Эдвард. Отцом его, скорее всего, был некий Джон Стерджис, но там все достаточно запутано и уходит корнями в XVI век к самому первому известному Стерджису, также носившему имя Эдвард. Впрочем, это сейчас и не столь необходимо знать, ведь тем самым предком, первым переправившегося за океан, и является Эдвард Стерджис (тот, что из XVII века). Произошло это в 1634 году, когда он 20-летним парнем стал одним из множества колонистов, отправлявшихся осваивать новый мир. Как раз в 1630-м началась большая компания по заселению небольшого района на северо-востоке под названием Массачусетс, которому до звания штата оставалось около сотни лет. Один из первых предков Джулиана тогда осел в городке Чарльзтаун, получив там участок земли. Занимался он простой продажей алкогольных напитков, и являлся первым в округе владельцем трактира. Да и вообще считался достаточно видным человеком, однако, к концу жизни завещал своей второй жене Марии немало долгов.
Вообще, кажется, что весь род Стерджисов только и делал, что занимался торговлей. Неизвестно, правда, как там обстояло еще в Англии, но после переезда в Америку эта деятельность со временем стала семейной чертой. Хотя, что касается Джулиана, то вот его эта традиция обошла стороной.
Любопытно, что Эдвард пережил своих двух сыновей, но третий (а всего их было четверо, и аж семь дочерей), Томас, получил в наследство отцовский трактир в 1695 году. К тому времени семья Стерджисов проживала уже в городе Сандвич, основанного через пять лет после переезда Эдварда в Америку.
Никаких подробных сведений, как же существовали Стерджисы в ближайшие 50 лет, к сожалению, не нашлось. Известно, что у Томаса был сын, звали его аналогично, а у него в свою очередь тоже был сын, и его тоже звали Томас, только уже с приставкой III. И вот когда Томас III завел себе сына в 1750 году, то он и его жена Бетси Перкинс оказались куда более богаты на фантазию, и нарекли прадеда нашего героя Расселлом.
Вот он-то словно возродил, безусловно находившуюся в крови, тягу к торговле. Расселл и двое его братьев на рубеже веков занимались оной деятельностью в Бостоне, и неплохо зарабатывали на этом, в начале XIX столетия даже отправились в Китай. На Востоке тогда как раз процветала торговля опиумом (при том, что самим китайским правительством он был запрещен). Тогда Расселлу уже было под 60, и он потихоньку привел в этот бизнес своих сыновей.
К тому времени у пожилого Стерджиса имелся и внук. Родился он в 1805 году в Бостоне, «столице Новой Англии», а звали его, что «удивительно», Расселл. В 12 лет будущий отец Джулиана отправился в Гарвард. Отучившись и повзрослев, какое-то время он практиковал адвокатскую деятельность, но вскоре уже традиционно подался в торговлю. В 1833-м Расселл отправился в Китай продолжать дела предков. До опиумной войны тогда еще оставалось несколько лет, оттого и опасаться пока было нечего. Прошло около десятка лет, прежде чем он решил вернуться домой в Бостон. А 21 октября 1848 года в семье Расселла и Джулии Бойт (третьей его жены) родился сын. Назвали его на этот раз вопреки традициям. Скорее всего, в честь матери – Джулианом.
Отец Джулиана Стерджиса
Приблизительно в мае 1849-го Расселл, очень даже успешно занимаясь семейным делом, как в Бостоне, так и в Поднебесной, получил должность в лондонском филиале компании «Баринг Бразерс». Таким образом, Стерджисы вернулись на исконную родину, спустя 200 с лишним лет. Так началась английская жизнь Джулиана. Когда пришло время, родители отправили его на обучение в один из лучших колледжей страны, в Итон. Там он пребывал вплоть до своего совершеннолетия. Первые сведения о его спортивных свершениях появляются в 1867 году, когда юный Стерджис имел заметную роль в традиционных итонских состязаниях, к примеру, в одной из разновидностей футбола в этом заведении, где он занимал своеобразную позицию вратаря. Помимо этого, он работал в редакции местной газеты Eton College Journal.
После окончания элитного заведения Джулиан Стерджис отправился в оксфордский колледж Баллиол, где он нашел себя в гребле. Три ближайших года он неизменно попадал в сборную своего колледжа, выступая в местных соревнованиях, правда, за сборную университета в традиционных состязаниях с кембриджцами в Лондоне грести ему не довелось. А к началу 1870-х он окончательно завершил свое образование, получив диплом адвоката и британское гражданство в придачу, в отличие от своего брата Расселла, известного в будущем художественного критика.
Тогда, как известно, Футбольная Ассоциация организовывала первые попытки к объединению футбола в стране, и своих членов в частности. В 1871-м появился Кубок Англии. На тот момент одним из лучших клубов страны считался лондонский «Уондерерс», который, к слову, и победил в первом розыгрыше старейшего турнира. Именно к ним и присоединился Джулиан Стерджис осенью 1872 года. До этого он играл в футбол только в Итоне и Оксфорде, а теперь перебрался в столицу. Вполне вероятно, что этот переезд был связан с его профессией. Возможно, он самостоятельно организовал там адвокатскую деятельность, либо же получил место в какой-нибудь организации.
Дебют Джулиана состоялся в очень памятный для мирового футбола день. 30 ноября 1872 года в Глазго был сыгран первый официальный матч сборных Англии и Шотландии. Но наш герой тогда находился в сотнях миль от тех событий. В тот же день на знаменитом лондонском стадионе Кеннингтон Овал в товарищеской игре встречались «Уондерерс» и «Ройял Инжиниерс». Первый «блин», как это часто бывает, вышел комом – «странники» уступили 0-2.
В том сезоне действующие обладатели главного трофея страны не выступали в предшествующих финалу раундах кубка. Это не очень честное решение ФА – автоматически давать пропуск в финал прошлогоднему победителю – вступило в силу только раз. В будущем все боролись в турнире на равных, с первых стадий.
Ну а 29 марта 1873 года на стадионе Лилли Бридж соперником «Уондерерс» в решающей встрече оказался дебютант – очень даже знакомый Стерджису «Оксфорд Юниверсити». Джулиан попал в стартовый состав перед финалом, возможно, что этого и не планировалось, ведь в той игре не смогли принять участие ведущие игроки «странников». Таким образом, шанс в матче такого уровня получил не только Джулиан, но и первый голеадор в истории сборной Англии, Уильям Кеньон-Слэйни, вышедший на поле в составе лондонцев только второй раз. А поединок закончился уверенной победой команды нашего героя.
Этот трофей так и остался самым значимым в карьере Джулиана Стерджиса. Помимо этого, он является первым американцем в истории финалов Кубка Англии. Причем до этого, по расхожему мнению, утверждалось, что таковым был Джон Харкс, игравший за «Шеффилд Уэнсдэй» в финале 1993 года. Но это своеобразное достижение оказалась на 120 лет старше.
Сезон 1872/73 годов выдался для американского форварда двукратных победителей кубка самым насыщенным. Он выступал в пяти матчах, правда, не забил не единого гола. С тех пор Джулиан выходил в составе команды Чарльза Олкока еще дважды, а последний поединок он сыграл 3 ноября 1875 года на стадионе Винсент Скуэр, где хозяева поля, «Вестминстер Скул», уступили именитым гостям 2-3. На тот момент «Уондерерс» несколько сдал былые позиции и в финалах кубка не появлялся.
Казалось, на этом карьеру футболиста Стерджис мог смело завершать – ничего существенного она не сулила. Однако спешить не стоило. В 1873 году легендарный Артур Киннэйрд (так же, как и Джулиан, обладатель Кубка 1873-го) вернулся в Итон. Там, основанная им в 1865 году, команда выпускников переживала смутные времена. Но великий футбольный лорд сходу исправил положение. В том же году итонцы предприняли первую попытку заявиться в розыгрыш кубка страны, но видимо из-за недостатка средств, не сумели прибыть на игру против «Хай Уикомб». Впрочем, как покажет время, оно было и к лучшему. За год «Олд Итонианс» обрел крепкий состав и надежную игру, поразив всех, шаг за шагом достигнув финала.
В том составе команды Киннэйрда играли настоящие звезды того времени, и, что характерно, сплошь выпускники Итона. В том финале «Итонианс» уступил в переигровке «Ройял Инжиниерс». А в конце года в составе появился Джулиан Стерджис.
По-прежнему грозный итонский клуб, к тому же получивший опыт официальных игр, предпринял вторую попытку к завоеванию престижнейшего трофея. Вновь без труда были преодолены начальные стадии, но с наступлением 1876 года, возникли трудности. В третьем раунде минимально был переигран «Клэпхэм Роверс» и добыта путевка в полуфинал.
19 февраля 1876-го, на Кеннингтон Овал, в полуфинале играли «Оксфорд Юниверсити» и «Олд Итонианс». Вывеска говорила сама за себя. Оксфордцы побеждали в турнире два года назад, а итонцы, без сомнения, больше всех в стране желали достичь наивысшего звания в футбольном мире любительской эпохи. Пожалуй, этот матч можно считать лучшим в карьере Джулиана Стерджиса. Вовсе не финал 1873-го, когда он едва осознавал, куда попал, а именно этот.
Как и полагается, поединок получился очень упорным. Один единственный гол мог решить судьбу выхода в финал. Так и случилось. Джулиан Стерджис стал героем дня, отметившись победным мячом. Спустя почти месяц Джулиана и его товарищей ждал самый важный матч в жизни, для нашего героя уж точно. Предстояло играть против «Уондерерс».
Финал был назначен на 11 марта. Сам Стерджис и многие его партнеры в прошлом выступали за лондонский клуб. Для большинства это был необычный матч. Не стоит скрывать, что та игра завершилась ничьей 1-1. Сложность положения «Итонианс» увеличило еще и приличное количество травм, что сильно понизило шансы на итоговую победу. Джулиана Стерджиса, к счастью, главный «итонский» недуг, приходящийся на финалы, все-таки обошел. Впрочем, наш герой далеко не являлся лидером команды, и от его игры результат очень редко когда зависел. «Уондерерс» победил 3-0. Спустя месяцы от крепкой команды в Итоне остались одни руины. Ушел Киннэйрд, ушли ведущие футболисты. Ушел и Джулиан Стерджис, для которого тот финал стал, вероятно, последним официальным матчем в недолгой карьере. На этом его футбольные свершения закончились.
Имея профессию адвоката, Джулиан в то же время был очень близок к искусству. Уже тогда он считался хорошо известным новеллистом, а в 1878-м во время одиннадцатой русско-турецкой войны даже посетил Константинополь, побывав в лагерях турецких и русских войск. В том же году он написал свою первую известную новеллу «Мечтатель: Повесть».
Его поэтический талант расцвел в середине 1880-х. В 1885-м Джулиан написал либретто для оперы Артура Горинга-Томаса «Надежда» (русский сюжет), премьера которой состоялась в театре Друри Лейн 16 апреля. Однако самой известной и лучшей работой Стерджиса считается либретто для «Айвенго» в 1891 году. Композитор Артур Салливан всю свою карьеру работал в паре с Уильямом Швенком Гильбертом. Их имена навсегда остались в культурной истории Великобритании. Но в начале 1890-х между ними появились разногласия. Салливану ничего не оставалось, как найти себе нового партнера, и ему посоветовали Джулиана Стерджиса. Постановка знаменитого романа Вальтера Скотта состоялась 31 января 1891 года в Королевском театре знаменитого импресарио Ричарда Д’Ойли. Либретто Джулиана снискало достойную похвалу, а сама опера хоть и имела успех, приближаясь к беспрецедентным 155 спектаклям, все-таки потерпела итоговую неудачу в том театре. В июле его пришлось закрыть на полгода. Ведь кроме «Айвенго» за эти месяцы там ничего не ставилось.
Новеллы Стерджиса в основном рассказывают о молодых людях, а стиль написания основан на работах Уолтера Пратора и близкого друга нашего героя Джорджа Мередита. Всего же за более чем 20 лет Джулиан написал 12 работ. Последнее либретто он издал в 1901 для оперы Чарльза Стэнфорда «Много шума из ничего», в основном изменяя порядок отрывков пьесы Шекспира.
Джулиан Расселл Стерджис скончался 14 апреля 1904 года, ему было лишь 55. В тот день Генри Джеймс, давний его друг, написал вдове: «Я спрашиваю себя, как я могу писать Вам такое, но в то же время, как я могу не написать, потому что мое сердце переполнено состраданием…Я ловлю себя на мысли, каков же болезнен для Вас и его парней этот разрыв…Все было великолепно и очаровательно в нем…и когда я вспоминаю нашу долголетнюю дружбу, а потом Ваши замечательные годы, то не нахожу слов этой потере…»
Надгробная плита на могиле Джулиана Стерджиса
Продолжение следует…
Хороший рассказ. Респект.