Почему возвращение Дриусси в центр усилит Зенит
«У Дриусси есть качество, когда он уходит в центр и делает обостряющую передачу. С этой точки он отдал уже практически четыре голевые передачи. Поэтому мы решили его использовать слева», — Сергей Семак после победы над Краснодаром.
В минувшем сезоне волею судьбы и обстоятельств целый ряд игроков Зенита так или иначе был задействован на новых для себя позициях. Дриусси не стал исключением. Номинально весну он провел как левый полузащитник, что тренерский штаб объяснил анализом позиций, с которых 11 номер Зенита отдавал голевые передачи и поиском оптимальной роли для последнего. В этом есть доля правды и доля лукавства. Но обо всем по порядку. Начнем издалека:
Голы
Приехав в Россию в начале сезона 2017/2018 Дриусси необходимо было время на адаптацию к новой лиге и новым партнерам, из-за этого цифры того года стоят особняком по сравнению с остальными, в частности по xG: при 6 забитых - 8.58 xG ( ожидаемо забитых). Отсюда появилось, а затем и укоренилось мнение о слабой реализации Дриусси. Чтобы разобраться в этом посмотрим на графику: все забитые за карьеру мячи нападающего Зенита были распределены по условным зонам:
Поскольку в официальных встречах Себастьян из-за пределов штрафной не забивал, мы имеем штрафную, разделенную на 4 зоны. Это распределение позволяет нам наглядно увидеть, что (1) наибольшую угрозу воротам соперника Дриусси представляет находясь в штрафной, (2) наиболее перспективной для аргентинца является центральная часть прямоугольника. (3) по итогам просмотра голов отчетливо заметно, как свободно чувствует себя Дриусси при вбегании в штрафную вторым темпом, а также при поиске позиции в самой штрафной. Это два положения также взаимосвязаны, поскольку вбежавшего в штрафную аргентинца, как правило, закрывают не сразу и у него есть определенное время на оценку ситуации и выбор позиции.
Говоря об ударах важно понимать, откуда они наносились.
Как можно увидеть на диаграмме выше, Себастьян почти не наносит ударов издалека. Это критично важно для нашего анализа ввиду позиции, поскольку, будучи инвертированным крайним полузащитником, одной из возможных опций для развития атак могло бы быть смещение с фланга к центру в зону перед штрафной под удобную ногу для нанесения удара, но этого нет.
Более того, если в сезоне 17/18 Дриусси нанес 17 дальних ударов по воротам, то в сезоне 18/19 это число снизилось уже до 12. Это небольшая разница, и все же, она подтверждает тезис о нежелании тренерского штаба использовать дальний удар Дриусси как опцию. Для сравнения, Ригони, занимавший место на противоположной бровке и отыгравший 11 матчей в весенней части чемпионата, нанес 24 дальних удара.
Связывать это стоит с особенностями удара Дриусси. Как правило, нападающий предпочитает ударить посильнее, наотмашь, иногда с большим замахом, что существенно увеличивает возможность промаха по створу ворот. И тем не менее, с точки зрения xG здесь порядок, 13 забитых в этом сезоне против 12.52 ожидаемых. Это не оверперфоманс, аналогичный домашнему этапу карьеры, где было забито 24 мячи при 16,35 xG, но нормальный результат.
Предпочитает бить 11 номер с правой ноги:
А голы, забитые с левой, - залетали либо в пустые ворота, либо с близкой дистанции. Например, гол в ворота Минского Динамо был забит после добивания именно с левой ноги.
Очевидно Дриусси не амбидекстр и использует правую ногу значительно чаще левой. Поэтому имеет смысл рассмотреть зоны, через которые он врывается в штрафную. Важно заметить, аргентинец почти во всех своих голевых атаках появлялся в штрафной через центр, поэтому для анализа берем именно начальную точку движения из которой пошло движение.
Как видно из диаграммы, даже несмотря на смену позиции процент быстрых голевых атак проведенных через центр, а также позиционных атак, при которых нападающий боролся за позицию в самой штрафной, намного выше, чем процент атак через полуфланги.
Поговорив о голах перейдем к передачам, ведь именно на них в интервью СМИ акцентировался тренерский штаб при переводе Дриусси на фланг:
Голевые передачи
Воспользуемся аналогичным способом распределения по зонам.
Несмотря на явное провисание зоны правого фланга все остальные зоны имеют абсолютно одинаковые показатели. Более того, если отфильтровать голевые передачи по зонам за сезон 18/19 имеем следующую картину: 4 голевые передачи при 1.71 xA на левом фланге, а это отличный результат, и 5 голевых передач при 1.93 xA на остальных позициях. При этом на левом фланге точность передач в финальную треть 62 ( 62.9% успешно) , передачи в штрафную 57 ( 49.1% успешно) , передачи вперед 134 ( 58.2% успешно). На остальных позициях в среднем: передачи в финальную треть 79 ( 81% успешных) , 57 передач в штрафную ( 57.9% успешных), 140 передач вперед ( 72.9% успешно), что значительно лучше и уступает показателям левого фланга лишь в передачах назад, но этим фактором можно пренебречь учитывая специфику игры нападающим.
Для большей наглядности рассмотрим показатели игры по всему сезону со всех позиций с матчем в Краснодаре , в котором Себастьян формально появился на левом фланге полузащиты.
Безусловно, один отдельный матч не стоит рассматривать как метрику, из-за возможного оверперфоманса или , напротив, неудачной игры. Однако важно в данном случае не столько соотношение процента передач, сколько количество метров, которое дает футболист команде.
Общие показатели по передачам у аргентинца уступают показателям его соотечественника Ригони, но, в целом приемлемыми, учитывая постоянные смены позиций.
Стоит учесть и определенный нюанс, цифры могут отразить качество передач в формате "отдано-принято", но не всегда могут отразить качество в контексте эпизода. Например:
Дриусси дает Зениту порядка 15 метров пасом с impect 4 ( отрезав 4х защитников). Фактически одна эта передача могла дать Зениту преимущество в один мяч, при xA Дриусси 0.42 за всю игру.
Эта передача происходит из центральной зоны и плавно подводит к следующем пункту:
Позиция
В самом начале текста уже упоминался номинальный статус позиции форварда, пришло время остановится на этом подробнее.
Тепловая карта движения нападающего в играх, проведенных на позиции левого полузащитника. Рассмотрим на отдельном примере.
Во время атак Зенита в матче с Краснодаром Себастьян акцентированно уходил в центр, оставляя фланг для подключений Жиркова и включений Азмуна/ Дзюбы. Это интересный ход, имеющий как свои плюсы, так и определенные минусы. Например, очевидно, Жирков уже не может играть от лицевой до лицевой в высоком темпе весь матч, а значит, без смещений кого-то из игроков Зенита эта зона может быть пуста. При подключения Жиркова - уязвима к контр-атакам.
К этому же пункту можно отнести отсутствие ширины атаки. Конечно, Дриусси не всегда находится в центре , поддерживая атаку и с левого фланга в том числе, но при регулярных уходах в центр на фланге не остается игрока, способного помочь растянуть оборону соперника.
Возвращаясь к началу анализа мы вновь вспоминаем правоногость аргентинца. Да, это сказывается не только при ударах, но и при передачах. Так, например, для кросса Себастьяну необходимо убрать мяч под правую ногу, что возможно при позиционных долгих атаках, но исключено при быстрых выпадах. Также, несмотря на несколько действительно удачных кроссов, подачи такого типа идут к вратарю, что упрощает задачу обороняющейся команде. Впрочем, нельзя не отметить, как и при угловых, кроссы Дриусси летят на удобной для Зенита высоте с удобной скоростью. Говоря о подачах с игры - несколько раз были отправлены "падающие" кроссы, имеющие отскок от земли до точки пересечения с партнерами и обороной соперника.
Следующий нюанс связан с игрой в обороне.
Если при игре в атаке Себастьян смещается в центр, то при защите опускается назад по флангу. Делает он это крайне трудолюбиво, но не на бумаге все сложнее. В первую очередь из-за отсутствия навыков игры в защите, Дриусси находится в эпизоде лицом к мячу, запуская игроков соперника себе за спину.
В прошедшем сезоне это не принесло больших проблем команде, хотя представители Урала и отмечали слабым местом Зенита при обороне именно эту зону.
О чем говорит все вышеперечисленное: несмотря на достаточно удачный выбор использовать Дриусси в гибридной позиции на левом краю в середине чемпионата , позволившее разместить на поле одновременно всех троих нападающих, а , как итог, ставшее одним из элементов на пути к чемпионству, это решение является скорее временным и уже по ходу этого межсезонья стали всплывать слухи об интересе к крайнему полузащитнику Луису Диасу. Да, Дриусси сумел адаптироваться на новой позиции и приносить пользу на ней ( даже говоря в разрезе оборонительной статистики, не беря в расчет позиционные ошибки и подстраховку зоны - 4.12 перехватов p90, 5.65 единоборств в обороне при 33.8% успешных p90 - хорошие цифры), но его потенциал значительно выше.
В Ривер Плейт аргентинец врывался в штрафную на скорости и именно таким образом забивал большое количество своих мячей. Кроме того он хорош в штрафной при борьбе за позицию, и это также нужно использовать.
Играя на левом фланге Дриусси имеет возможность подключаться в штрафную, но Зенит теряет часть потенциальных атак "в лицевую", кроме того, сам Себастьян не является мэтром дальных ударов ( за исключением нескольких шальных выстрелов, как в матче с Анжи), что снижает классический арсенал атак через вингера с противоположной флангу ногой.
Также в игре 11 номер редко использует прогрессив раны ( 1.53 в среднем за игру, что мало, а для левого полузащитника и вовсе критично мало). Впрочем, это характерно всему Зениту и является отличным подспорьем к новому сезону , за исключением Игоря Смольникова с 2.7 ранов за игру, игроки Зенита в чемпионате 18/19 двигали мяч исключительно за счет передач.
Возвращение нападающего в центр при имеющихся Дзюбе и Азмуне может стать для Зенита достаточно авантюрным решением, и все же имеет под собой основание. Речь не о позиции "десятки" для нее у аргентинца прямо сейчас есть недостаток в продвижении мяча. При так раскладе Себастьян по-прежнему будет задействован в оборонительной части игры команды, но сможет сохранить свои врывания в штрафную и продолжит прогрессировать в игре в пас.
Ресурсы:
Understat
Wyscout
Whoscored
Фото: Вячеслав Евдокимов
Я понимаю, что место Себастиана - центр нападения, на фланге это вынужденная мера, и плюс ему, что он смог приносить пользу со фланга.
Но я так и не понял, как его втиснуть с имеющимся Азмуном и Дзюбой. Его нельзя ставить на позицию десятки не только потому, что к него не хватает качеств, а потому что сейчас схема и не подразумевает эту десятку. А если ее изменять, места уже не будет либо Дзюбе либо Азмуну.
Как ни странно, именно уход Артема может в этом помочь, уверен, Азмун и Себа очень органично бы смотрелись в атаке парой.
Ну и по первой половине сезона, смещения Себы были хороши для доставки мяча в штрафную.
Если же аргентинца рассматривать как завершителя атак, то да, в центре ему скорее всего будет лучше. Но вероятно пострадает продвижение мяча, тк в центре все же плотнее опека, меньше зон, дриблинга у него нет, и при позиционной атаке в центре будет проваливаться (по ощущениям). Вот в контратаки по центру разгонять у него может получиться (больше зон и времени на принятие решений).
При Азмуне и Дзюбе, Себа в центре выглядит как неуместная опция. Если только не пробовать что-то типа Азмун на острие, Себа в оттяжке, Дзюба под ними как таргетмен и доставщик мяча.