Анатомия футбольных трансферов: слухи, вбросы агентов, хитрые пункты в контрактах и многое другое
Кто устанавливает трансферную стоимость? Действительно ли переход свободного агента бесплатный? Как клубы компенсируют расходы на ведение бизнеса? Что делают посредники и зачем они нужны командам?
Габриэль Маркотти из ESPN рассказывает о рынке трансферов и все объясняет.
Все эти трансферные слухи… их же выдумывают?
Отчасти да. Некоторые из этих новостей выдуманы. Ещё часть опирается на ненадежные источники. Когда вам попадается материал ресурса X со ссылкой на ресурс Y, это означает, что ресурс X не смог подтвердить эту историю, но на какую-то долю верит в её вероятность. Поэтому ресурс X приписывает эту новость другому ресурсу.
Ещё часть новостей идёт с источником, но этот источник является заинтересованным лицом. Например, клуб или агент могут сообщить журналистам не на камеру, а «между прочим», что есть интерес к игроку X от Клубов Y и Z. Эта информация может оказаться как правдой, так и ложью. Почему? Да потому что клуб или агент иногда таким образом просто повышают интерес к игроку X. Опытный читатель должен делать собственные выводы о достоверности публикации и причастных лиц.
Бывает и такие случаи: во вторник новость выходит в одной стране, в среду её перепечатывают в другой стране, а в четверг история снова появится в исходной стране с предположением, что другие СМИ нашли «подтверждение». На самом же деле они просто повторяют друг друга. Раньше такое случалось гораздо чаще – сейчас, с развитием Интернета и круглосуточной публикации новостей, случаи сократились.
Но, несмотря на весь негатив, в прессе хватает историй с реальным бекграундом и расследованием.
Да? А откуда берутся источники?
Люди не понимают, что в трансферной экосистеме задействовано большое количество людей, которые знают, что происходит. Некоторые владеют полной картиной, другие лишь частью, но тех, кто хочет что-то сказать, очень много. У игроков есть семьи, друзья и товарищи по команде. Есть директора по футболу, скауты и менеджеры, которые могут что-то проронить. И, конечно, агенты и посредники.
Зачем они это делают [делятся деталями]? Разве не лучше сохранять конфиденциальность?
Это зависит от ситуации. Во многих клубах есть сотрудники по связям с прессой. Их работа заключается в том, чтобы контролировать информацию, которая попадает в прессу. Иногда они не комментируют определенные темы, иногда (это бывает редко) просто лгут, иногда они говорят вам, что происходит. И даже если пресс-служба не комментирует, это могут сделать другие работники. Для сделки это неважно.
Взять хотя бы интерес «Манчестер Юнайтед» к Аарону Ван-Биссаке: все эти новости о том, сделал ли МЮ повторное предложение и сколько предложил, не повлияет на то, перейдет он или нет. То же самое относится и к агентам. Умные знают, когда говорить, а когда молчать.
Иногда клуб просто хочет донести информацию, которая порадует болельщиков. Или поднять свой клуб в топы газетных новостей. Порой «слитая информация» помогает ускорить процесс переговоров.
Лучший пример, который я могу привести, – Габриэль Батистута. Летом 2000 года «Рома» искала центрального нападающего. Главным интересом «волков» был Батистута из «Фиорентины», но владелец клуба Франко Сенси считал, что 40 млн. долларов за 31-летнего игрока – это перебор. Поэтому Фабио Капелло сообщил местной газете, что сделка по аргентинцу близка к завершению, хотя Сенси сказал «нет». После того, как газета вышла, телефон владельца стал разрываться от звонков. Ему звонили доброжелатели, поздравляя с таким амбициозными трансфером. Фанаты пели на улицах чанты в его честь. Его назвали героем и ему пришлось согласиться на сделку. В следующем сезоне «Рома» выиграла чемпионат.
Тем не менее, чаще всего хотя бы одна сторона сделки хочет оставить всё в тайне. К счастью для нас, в переговорах участвуют несколько сторон, и редко бывает такое, что никто не хочет говорить. Посредникам это всегда выгодно.
А что делают эти посредники? Почему клубы не могут работать напрямую?
Если говорить просто, посредники делают то, что клубы не могут. Например, связываться с игроком (через агента) без согласия клуба – технически это незаконно. Перед официальным запросом клуб хочет понимать, во сколько им обойдется игрок с точки зрения контракта. Именно этим может заниматься посредник от вашего имени; кроме того, он может сделать первоначальный запрос клубу, чтобы понимать запрашиваемую цену.
Это работает и в обратную сторону. Если у вас есть игрок, которого вы хотите продать, вы нанимаете посредника, чтобы он замолвил слово. Иногда то же самое делает и агент футболиста. В глазах болельщиков это выглядит так: клуб не хочет продавать своего игрока, но ему сделали жирное предложение. Фанаты не знают, что их любимы й клуб сам хочет избавиться от игрока. То же самое и с игроком: никто не любит, когда ему говорит, что он недостаточно хорош.
И это не говоря о том, что как только вы официально выставляете игрока на трансфер, его цена падает.
Хорошо, так что определяет цену трансфера? Это же свободный рынок, да? Здесь может быть назначена любая цена, которую клуб готов заплатить?
Не совсем. На самом деле, такие термины, как «текущая ставка» или «рыночная стоимость» довольно бессмысленны. Есть некоторые условия, которые точно влияю на стоимость игрока – талант, возраст, национальность (игрок с паспортом Евросоюза или футболист, который соответствует лимиту на местных игроков), текущая зарплата и срок контракта.
Но в верхней части рынка эти факторы часто искажаются. Топ-игроки – большая редкость, и клубы часто верят, что им подойдет только вот этот конкретный игрок.
Возьмем Эдена Азара. «Реал» заплатил за него около 110 миллионов долларов плюс бонусы. Это не означает, что мадридский клуб был бы также рад, если бы купил одиннадцать игроков по 10 миллионов. В этом смысле к игрокам не применяются законы товаров.
Ещё один фактор – срочность. После того, как Неймар покинул «Барселону», клубу срочно нужен был вингер. При этом у «Барселоны» была гора денег после трансфера бразильца. Как результат, каталонцы купили Усмана Дембеле из «Боруссии» за 120 миллионов. Он хороший игрок, но уверен, что в начале трансферного окна он стоил бы в два раза меньше. Сроки могут иметь значение.
Также имеет значение, кто покупает. В 2016 году «Ренн» продал центрального полузащитника Абдулая Дукуре «Уотфорду» примерно за 12 миллионов долларов. У французов было предложение в 20 миллионов от клуба побольше, но Дукуре был лишь второй опцией на позицию в центр. Поскольку клуб смог подписать главного кандидата, Абдулай уехал в «Уотфорд». Такого рода вещи случаются постоянно. Урок ясен: для богатых клубов продавцы всегда взвинчивают цены.
А пункт о выкупе игрока? Зачем клубы вообще его устанавливают?
Стоит различать пункты, которые используют в мире, и те, которые работают в Испании.
Как правило, игрок сам просит внести в контракт пункт о сумме отступных. В обмен на это он чаще всего соглашается на меньшую зарплату. По сути, так футболист ставит на себя. «Хорошо, сейчас я оставлю некоторую сумму [недоплаченный контракт], но если я буду играть хорошо, моему покупателю не придется платить космические деньги за меня. А значит, мой новый клуб сможет мне предложить лучший контракт».
Ага, это немного похоже на бесплатные переходы игроков. Клубы экономят на трансфер, поэтому игрок получает больше…
Вроде того, да. Правда, в последнее время «бесплатные переходы» становятся неправильными. Когда Эмре Джан переехал в «Ювентус», он не только получил существенные подъемные, но и почти 18 миллионов долларов пошло на комиссионные агента. Примерно такие же цифры будут фигурировать в договоре с Аароном Рэмзи и Адрианом Рабьо (в каком бы клубе он в итоге ни оказался).
Часть этих денег идет на создание конфликта интересов – чтобы футболист не подписывал новый контракт. Так работает футбол теперь. Такие суммы всё равно меньше, чем трансфер игрока, но разрыв сокращается.
Самое большое заблуждение в нашем понимании рынка трансферов?
Многие до сих пор не понимают, как большинство клубов оценивают стоимость игрока. Когда клубы покупают игроков, они амортизируют (списывают первоначальную стоимость) плату в течение срока действия контракта. Если игрок X (опять он) присоединяется за 50 млн долларов и подписывает пятилетний контракт на 5 млн в год, он обходится клубу в 15 млн долларов ежегодно (амортизация 10 млн долларов и заработная плата 5 млн долларов). Если игрок Y переходит бесплатно (да, не совсем бесплатно, но опустим эту деталь) и подписывает пятилетний контракт на 20 миллионов за сезон, он будет стоить клубу больше, чем игрок X.
Но есть особенность. Допустим, оба играют довольно плохо и через два года клуб хочет от них избавиться. Если игрока X продадут за сумму 30 млн и выше, клуб возвращает свои деньги (с точки зрения бухгалтерского учета), поскольку именно такая стоимость осталась в контракте. В случае с игроком Y амортизации нет, а потому любая плата за его переход пойдет клубу в прибыль. (Ещё одна оговорка: поскольку игрок подписал контракт на 20 миллионов в год, сложнее найти покупателя, которые возьмет на себя эти расходы в дополнение к стоимости игрока).
Кстати, амортизация – ещё одна причина того, почему клубы предпочитают более длительные контракты. Возьмите Игрока X. Если через два года он подпишет еще одну пятилетнюю сделку – допустим, с повышением зарплаты до 6 миллионов в год, – он будет счастлив, верно? Но клуб тоже получает выгоду, поскольку распределяет остаточную стоимость его трансфера (30 миллионов долларов) еще на пять лет. Теперь он обходится клубу в 12 миллионов долларов (6 миллионов долларов в амортизации плюс 6 миллионов долларов в зарплате).
Таким образом, футболист получил прибавку в зарплате, при этом клуб тоже сэкономил. Все в выигрыше.
Мало кто знает, но у блога «Буря в стакане» есть шикарный телеграм-канал. Там мы ежедневно собираем мощные истории из мира спорта. Подписывайтесь!