15-летний русский в «Леванте»: переезд всей семьей на ПМЖ, учеба в двух школах, тренировки с Карповой
Дома играл за «Динамо» и «Спартак».
В Валенсии много наших даже после отъезда Надежды Карповой в Севилью. Там до сих пор Денис Черышев, 18-летний Эдгар Севикян в «Леванте» (вот его большое интервью нашему блогеру), бывший игрок академии «Зенита» Иван Яковлев в «Атлетико Сагунтино» из третьего дивизиона (Сегунда Б).
Теперь в Испании плюс один.
Знакомьтесь – Анатолий Смехунов (второй слева), 15 лет, опорный полузащитник из подмосковного Дедовска. Начинал в «Динамо» и «Спартаке», в юношеской сборной России играет с Сергеем Пиняевым – парнем из «Чертаново», который ежегодно ездит на стажировки в «Манчестер Юнайтед».
Анатолий почти два года живет в Испании и играет в структуре «Леванте». Не в конкретной возрастной команде, потому что в «Леванте» составы формируются в зависимости от соревнований. Например, на турнир детей только 2004 года рождения поедут лучшие игроки 2004-го из всех команд внутри «Леванте». У клуба несколько команд по разным возрастным группам – чтобы не потерять футболистов.
В этом сезоне у Смехунова 7+6 в 35 матчах во всех турнирах (официальную статистику для его возраста еще не ведут, данные – со слов папы). Он приехал в Испанию в августе 2017-го и через год попал в академию «Леванте», несмотря на то, что ФИФА запрещает трансферы несовершеннолетних игроков (до 18 лет). Но в правилах есть три исключения:
• академия может принять ребенка из другой страны или города, если игрок переехал вместе с родителями по нефутбольным причинам;
• трансфер происходит между клубами из Европейского Союза или Европейской экономической зоны и футболисту при этом от 16 до 18 лет;
• между городом проживания игрока и городом его клуба – расстояние не более 50 км.
«Мы доказали правительству Испании, что приехали сюда не по футбольным причинам, – объяснил Sports.ru отец футболиста Алексей Смехунов. – Приехали на ПМЖ по своим соображениям: климат, здоровье, учеба Толи в испанской школе. Доказали это документально – нам повезло».
Смехуновы рассказали Евгению Маркову о жизни в Валенсии, динамичных испанских тренировках и просмотрах в португальских топ-клубах. Сейчас вы узнаете, что в академии «Леванте» не пускают на установку опоздавших, а Карпова играла в футбол на университетских полях с мужиками. И снова убедитесь, что Черышев – красавчик.
Из «Спартака» в «Леванте» через маленький валенсийский клуб
– Почему именно в Валенсию?
– Все началось в 2015 году, – начинает Анатолий. – Я впервые попал на Международный турнир IberCup в Марбелье, играл за филиал «Бенфики», а после турнира прошел просмотры в «Бенфике» и «Спортинге». Но мы все же очень хотели в Испанию, и папа стал изучать вопрос, искать пути в испанский футбол. Нашел в Валенсии: в 2016 году организовал мне просмотр в «Леванте», я им понравился, меня пригласили. С августа 2017 года – в команде.
– Расскажи о папе, который отвечал за твой переход.
– Фанат футбола. В студенческие годы стоял у истоков формирования женского студенческого футбола (там он и встретил маму, она была капитаном команды, а он тренером). Выиграл много турниров со своими командами: женский общероссийский проект «Мини-футбол в вузы», чемпионат Москвы, пляжный чемпионат России. Он также был тренером молодежного «Локомотива» – его пригласил Илья Леонов (двукратный чемпион мира по пляжному футболу – Sports.ru). C 2001 года тренировал студенческую команду МГУП (Московского государственного университета Природообустройства), в 2012 году за них играла Надежда Карпова.
Папа у меня максималист – может, поэтому я и здесь. Сейчас он всегда рядом с подсказом и советом. Сильно люблю свою семью.
***
– Что вы делали, чтобы ребенка просмотрели в Европе? – вопрос Смехунову-старшему
– Прежде всего сын сам хотел играть на приличном уровне. А нам, родителям, нужно было посвятить себя ребенку, решиться на кардинальную смену жизни и места жительства. И идти вперед, верить до конца, что все получится. Это не такая уж и сказка, как видится со стороны, а настоящие испытание для всех членов семейства. Когда в семье есть еще и маленькие дети (младшему Архипу 8 лет, закончит второй класс, и мы его перевезем), их надо резко перебросить из русской школы в незнакомую среду. Пока мы оформляли документы, всей семье надо было периодически приезжать в Россию. Два года жили на две страны.
– А если нет связей и знакомств – как попасть на просмотр?
– На просмотр практически в любой клуб можно попасть без всяких знакомств, дальше все уже зависит от пацана. А для просмотра – писать в клубы, искать пути. Одного ответа нет. Когда человек очень хочет – приезжает, решает вопросы, ищет. Как это еще бывает? А если сидеть в Москве – ничего не произойдет.
Но все должно соответствовать определенному уровню – в Испании футболистов и хороших, и средних, и не очень хороших гораздо больше, чем у нас. Футбольная емкость огромная. Здесь все нужно начинать с нуля. Главное – чтобы вывозил ребенок.
Но мы решили рискнуть. Теперь снимаем в Валенсии квартиру, живем в достаточно простом эконом-режиме. В Москве у меня был небольшой бизнес, так что сейчас помогают сбережения. В женском футболе я больше не работаю: адаптируюсь к жизни в Испании, учу язык. Знаком со многими тренерами и скаутами академий, некоторые родители обращаются ко мне за советами, где показать ребенка и как закрепиться в Испании, помогаю им с этим.
– Как именно переходил ваш сын?
– Приехали в Валенсию, я писал в разные клубы, ответили только из «Торре Леванте» (средний клуб, к «Леванте» отношения не имеет) и назначили день просмотра. У Толи после «Спартака» был хороший уровень, без проблем отобрался и оттарабанил сезон там. Нас заметили скауты и позвали в «Леванте». Большие академии в первую очередь проверяют футболистов или в дочерних клубах, или в клубах-середнячках. И только потом приглашают к себе. Просто так – нет. Только если ты не из космоса.
– Детский и юношеский футбол в России и Испании. В чем разница? Что необычного?
– Динамика тренировок выше в Испании, каждый раз серьезная заруба, никто никого не жалеет, все понимают: если проигрываешь борьбу здесь, попадаешь в команду уровнем ниже. В клубах топ-3 нашего региона («Валенсия», «Вильярреал», «Леванте») никаких денег не берут, выдают всю экипировку – как в клубной лиге в России. В остальных школах – берут по 60-70 евро в месяц.
Я был на многих матчах – сложнее всего играть с «Барселоной». Они маленькие, шустренькие, потрясающий контроль мяча. Философия как у большой «Барселоны».
– Вы сказали, что Толя спокойно прошел просмотры. Значит, наши игроки на детском уровне не такие уж и слабые?
– В «Торре Леванте» 13-летний Толя играл за старших (14 лет). В этом возрасте наши футболисты даже прилично превосходят испанских, а потом происходит обратное. Наверное, устают от постоянного давления, футбол становится рутиной. В Испании же футбол интенсивнее, но воспринимается как праздник. Все играют в удовольствие и развиваются маленькими шажками.
Запрет телефонов в «Леванте», тренировки в «Спортинге» и «Бенфике»
– Расскажи о европейских просмотрах и как ты дошел до филиала «Бенфики»? – вопрос Анатолию.
– Играть за «Бенфику» на тот турнир меня пригласил мой друг Владимир Соловьев, мы вместе пришли в «Динамо» в 2010-м, но в 2013-м Вован перешел в «Локомотив», а я – в «Спартак». Он с семьей много лет отдыхал в Португалии и тренировался с той командой, наши родители дружат, они пригласили нас на турнир. После турнира тренер остался нами доволен и предложил приехать в Португалию в марте 2016 года на турнир Mundialito. Приехать в Лиссабон и упустить возможность было бы глупо. Там я тоже понравился тренерам и после турнира поехал на просмотры в «Бенфику» и «Спортинг».
Это были не общие централизованные просмотры, а обычные тренировки команд моего возраста, куда меня подпускали и где отсматривали. Из интересного: в «Спортинге» дети приносят с собой только бутсы, им выдают форму перед каждой тренировкой, а после – забирают. Еще в «Спортинге» я попал в квадрат к чернокожим парням – они очень пластичные и длинноногие, было непривычно и сложно.
В «Спортинге» у меня была одна круговая тренировка (различные упражнения по базам) и одна игровая, я забил два гола и отдал голевую. После той игры к папе подошел селекционер и предложил остаться, но для этого, как сказал сам португалец, надо было change your life – вся семья должна была переехать. Родители долго думали, но когда появился вариант в Испании, выбрали его.
– Как выглядит твой обычный день?
– Подъем в 7:00. В 7:30 выхожу в школу. Учеба с 8:30 до 17:00. В 19:30 тренировка. В 21:30 я дома, около 23:00 отбой.
– Как устроена академия «Леванте»: правила, запреты, фишечки?
– База академии в пригороде Валенсии: три натуральных и четыре искусственных поля. Детей привозит и отвозит в город автобус. Атмосфера доброжелательная. За 30 минут до тренировки – сбор. Дверь закрывается, кто опоздал – мимо установки и ждет за дверью. В раздевалке запрещено пользоваться телефоном.
Тренировки очень динамичные, запомнилось упражнение «аквариум».
На площади 20 на 40 метров ставят двое ворот, в них – по вратарю. Выполняется по парам, пара стоит по штангам. Старт: первый игрок первой пары выходит один на один с вратарем и бьет. Сразу после удара (не важно, попал или нет) первый игрок второй пары выходит один в одного защитника и бьет. Сразу выбегает второй игрок первой пары и идет атака двоих в одного защитника. После удара выходит второй игрок второй пары, происходит розыгрыш два в два и удар. Конец. И так много кругов. Упражнение очень динамичное, вообще все тренировки проходят на больших скоростях.
Смотрите:
Уроки флейты в испанской школе, учеба на две страны
– Как часто возвращаешься в Россию? Кто там у тебя остался?
– Если школьные каникулы совпадают с паузами в тренировках, всегда лечу в Москву. Там друзья, родственники и любимая бабушка. В детстве провел с ней так много времени, что в детский сад почти не ходил и тусовался у нее в Дедовске. Бабушка меня понимает, но в плане кормления все строго: она сама вырастила сына-футболиста (мой дядя Анатолий Балакин – выпускник ЦСКА-1979) и понимает в здоровой и качественной пище, никаких булочек и пирожков.
– Какой уровень испанского был у тебя на момент переезда?
– За полгода до переезда стал усиленно заниматься с репетитором, но попав в ту среду, понял, что не знаю практически ничего. Было сложно. По дороге в школу в первый день (11 сентября, в Испании начало учебного года выпадает на второй понедельник сентября) я спросил у родителей, есть ли русские дети в школе, – улыбаясь они ответили: «Нет!»
– Сейчас говоришь свободно? Акцент есть?
– Говорю намного лучше, акцент остается, но незначительный, испанцы хвалят произношение.
– Любимое выражение на испанском.
– Vamos!
– А слова-паразиты у тебя завелись?
– Например, es que, то есть «как бы», очень приставучее.
– Учеба в Испании – интересно?
– Учусь в хорошей сильной школе, требования к знаниям высокие. Интересно, но бывают сложности из-за недостаточного уровня языка. Из необычного для нас – физика и химия объединены в один предмет, как и история с географией. Еще и музыка здесь два раза в неделю, все в обязательном порядке играют на флейте. В 13 лет впервые прикоснулся к нотной грамоте.
Флейта – маленькая пластиковая дудочка с семью дырочками, тут детей с трех лет учат играть на ней, и в течение года разучивают две мелодии. По нотам мне играть трудно, я запоминаю и играю на слух. Выбор мелодии лежит на преподавателе, но это всегда интересные и актуальные вещи – например, я умею играть Ламбаду и We are the world Майкла Джексона. Это прям круто! В России такого не хватает. Разбор оперы «Иван Сусанин» на нашей музыке – жестковато.
В остальном учусь нормально: лучший на физре, худший по языку. На физре каждый триместр разделен на разные виды спорта, в этом году у нас бейсбол, волейбол и баскет. В прошлом году был футбол, хаха.
– Ты грамотно отвечаешь в нашей переписке. Откуда это в тебе, ты же футболист?
– Спасибо за комплимент, но я обычный. В Москве учился до 7-го класса, так что пишу достаточно грамотно. Кто-нибудь наверняка учился бы лучше, но я делаю что могу. Хотелось бы оценки получше. В московской школе у меня сдан 7-й класс, летом буду сдавать контрольные работы за 8-й, сейчас на дистанционном обучении. Любимые предметы – история и география. С алгеброй посложнее.
– То есть ты еще и в двух школах учишься?
– На всякий случай – если вдруг придется вернуться. Чтобы я оставался российской системе и мог сдать ЕГЭ. Сдавать работы для русской школы успеваю на выходных, так как на неделе времени вообще нет. С испанской стало тоже сложнее, потому что в этом году с меня спрос, как с испанцев.
– Читаешь книжки?
– Стараюсь каждый день, но получается не всегда. А читаю я биографии великих спортсменов, из последнего – книги о Златане и Иньесте. Златан, например, воровал в детстве велосипеды. Из книжек почерпнул такую мысль: чтобы чего-то добиться, надо много работать, слушать учителей и стараться, а там как Бог даст.
– Кого слушаешь?
– Рауф & Фаик, Bad Bunny, Anuel. Люблю, потому что поют от души.
Валенсия, Карпова и мужики, добряк Черышев
– Как тебе Валенсия?
– Прекрасный город. Места – парк Турия, пляж Патакона и университетские футбольные поля. Люблю местную паэлью с морепродуктами (испанцы говорят «паэйя», удвоенная ll читается как наша «й»).
– Что самое крутое можно купить в «Меркадоне» (испанский супермаркет)?
– Свежевыжатый апельсиновый сок!
– А ресторан, как Черышев, можешь порекомендовать?
– Простите, мне 15 лет, я редко бываю в ресторанах. Где бывал с родителями – названия не помню. Только знаю, что на пляже есть хороший Casa Navarro.
– Чем тебя поразил испанский футбол?
– В Испании принято ходить на футбол семьями, болельщики покупают абонементы, сидят на одном и том же кресле, в окружении знакомых лиц, как в театре и болеют. В Испании болельщики понимают футбол и оценивают каждое движение. Могут крикнуть и предъявить, если действие им не понравилось. Фанаты тоже есть, но немного. Основные зрители – обычные люди, семьи с детьми. С Надей Карповой ходили на «Валенсия» – «Уэска»: «Валенсия» проигрывала 0:1, потом сравняла и на последней минуте забила победный. Что творилось на трибунах – не передать словами!
– Да, ты жил в одном городе с Надей Карповой, теперь с Черышевым.
– С Денисом виделись один раз, в Вильярреале. У нашей команды была гостевая игра с «Вильярреалом», а у Дениса проходила тренировка на соседнем поле. Я тогда не играл, были проблемы с левым коленом, и док меня отстранил. Когда Денис уходил в раздевалку, мы попросили с ним сфоткаться, он с радостью (как мне показалось) согласился, увидел перевязанное колено и спросил: «Что с коленом?». Я ответил, он потрепал меня по затылку и сказал, чтобы я выздоравливал. Сфотографировались, я его поблагодарил, разошлись. Денис очень приятный человек, веселый и всегда улыбается.
– А Надя Карпова?
– Еще в России Надя играла за команду, которую тренировал мой папа. Мы часто посещали ее игры, когда она играла за «Валенсию», Надя поддерживала меня и на матчах «Леванте». Была вместе с моей семьей на моей первой игре за сборную (юношеская сборная России участвовала в международном турнире в Испании – Sports.ru). В свободное время мы с ней часто тренировались, она как опытный футболист научила меня паре фишечек. Например – тренировочной аэробной нагрузке и интервальному бегу. Еще подсказала, как удобнее обработать на приеме мяч, чтоб вторым касанием ударить по воротам.
Играет она отлично, особенно для девчонки. Высокая, мощная, агрессивная, нацеленная на ворота – этому мне тоже следует поучиться.
Когда у нас совпадали выходные, мы с ней шли на университетские поля при Политехническом Университете, там собирались команды, мы с ней рубились в футбик с мужиками. Не знаю, что за мужики, какие-то студенты. Мы играли семь на семь, она была нападающим, я исполнял десятку. Выиграли 6:3. Надя забила два или три. Я забил два, один с ее передачи, сам отдал ей голевую. Мужики подошли после игры и спросили, где играем. Надя ответила, что в «Валенсии» – они были в шоке.
– Какая она в жизни?
– Настоящая! Надеюсь, я могу назвать ее своим корешем, она всегда готова помочь. Ее подсказки всегда к месту, я ей очень благодарен, планирую съездить к ней в гости в Севилью.
– И последний вопрос. Какая у тебя мечта?
– Быть счастливым и заниматься любимым делом всю жизнь.
Показываем, как живет (кайфует) Черышев: пляж, черный Porsche, съемная квартира и немного вина
Не надо писать эти байки, что якобы мажоры не дают проходу простым людям.Если "простой пацан" всех рвет на чемпе области, то его все равно заметят.А если есть простой серый пацан и такой же богатый серый пацан, то что неправильного в том, что академии предпочитают тех, чьи родители могут помочь финансово?
В любом случае, проф спорт недешевое удовольствие, может у кого-то в семье грузчика есть большой талант к хоккею, теннису или вообще к формуле 1, что же теперь поделать? Никто не будет вкладывать деньги в то, чтобы простой Васек по кайфу пинал мячик в академии, для этого есть двор и школьный зал.
Или у тебя все мажоры, у кого родители зарабатывают больше 100 тысяч рублей в месяц?
https://www.transfermarkt.ru/roman-tugarinov/profil/spieler/503851
Младший брат моей бывшей одноклассницы🙂