Сергей Семак: «Веллитон против Акинфеева играл не в мяч, он шел на столкновение»
Самый опытный игрок нынешнего «Зенита» Сергей Семак – настоящий подарок для журналистов. Вежливый, доброжелательный, рассудительный и, что важно, умеющий дать строгую и точную оценку событиям и процессам, происходящим в российском футболе.
_____________________________________________________
Хочу играть
– Сергей, это ведь первый случай в вашей карьере, когда из-за травмы приходится пропускать так много матчей?
– У меня бывали из-за повреждений максимум двухмесячные перерывы. В этот раз случился рецидив травмы, поэтому приходится лечиться и восстанавливаться заново.
– Как сейчас себя чувствуете? Скоро вернетесь на поле?
– Сам стремлюсь побыстрее начать играть. Но быстрее не получается, получается, как должно быть. Занимаюсь пока в тренажерном зале. Надеюсь, что скоро начну тренироваться в общей группе.
– Как вы вообще относитесь к травмам, которые получаете по вине соперника? Я когда-то говорил об этом с Николаем Ларионовым, игроком сборной СССР и «Зенита» 80-х. Ему пришлось пропустить больше года из-за повреждения, полученного в стыке с тбилисским динамовцем Тенгизом Сулаквелидзе. На вопрос, обижен ли он на Сулаквелидзе, Ларионов ответил: «Нет, чего обижаться. Я ведь тоже мог кого-нибудь так зацепить».
– Свою травму и в первый раз, и во второй я получил не в стыке. Когда же такое случается, то чаще всего это неумышленно, редко кто-то на поле хочет кого-то специально сломать.
– А в случае травмы Акинфеева? Виноват ли Веллитон в том эпизоде? И стоило ли его так сурово наказывать?
– Мое мнение – Веллитон против Акинфеева играл не в мяч, он шел на столкновение с вратарем. Но умысла нанести вратарю травму у него не было. Поэтому именно за этот эпизод Веллитона, наверное, не стоило наказывать так строго. Но у него ведь это не первый случай. Странно, что его тогда не дисквалифицировали за нанесение травмы Габулову. Поэтому сейчас бразилец получил наказание по совокупности вины.
– «Зенит» впервые за время работы с командой Лучано Спаллетти потерпел два поражения подряд – от «Локомотива» в чемпионате России – 2:4 и от АПОЕЛа в Лиге чемпионов – 1:2. В обоих матчах петербуржцы вели в счете. В чем причина этих неудач? Есть ли что-то общее между этими играми?
– В каждом матче причины поражения свои. В Москве произошел несчастный случай. У «Локомотива» мы могли выиграть с крупным счетом, но в итоге проиграли. Ничего страшного, как я считаю, не произошло. Неприятные моменты бывают у каждой команды.
– В матче с АПОЕЛ тоже был несчастный случай?
– Что касается игры в Лиге чемпионов, то полагаю, что все-таки не хватило нам лигочемпионского опыта. Команда соперника, точнее, ее название, всех заставила думать, что «Зенит» должен ее уверенно побеждать. Наверное, более справедливым итогом матча должна была быть ничья – по игре, по моментам в концовке. И мы, и АПОЕЛ совершали ошибки. Игра «Зенита» в этой встрече, конечно, была невысокого уровня – за первые 70 минут не было создано ни одного опасного момента.
– «Зенит» поплатился за недооценку соперника?
– Наверное, недооценка в какой-то степени была. Так как я не играл в этом матче, то говорю сейчас как болельщик. И у меня как болельщика были другие ожидания от этого матча. Я, как все, ждал победы.
– У вас огромный опыт игрока. Скажите, матчи Лиги чемпионов это действительно что-то особенное для игрока, или отношение к ним такое же будничное, как к играм чемпионата России?
– Конечно, матчи еврокубков – особенные. Тем более, матчи Лиги чемпионов. Я сам сыграл в этом турнире не так много, чтобы он стал для меня чем-то обыкновенным. Это самый сильный в мире турнир. Лиге Европы еще очень далеко до Лиги чемпионов. Наверное, и чемпионаты некоторых стран – Испании, Англии – будут интереснее, чем Лига Европы. А Лига чемпионов – это командный турнир номер один.
Если надо, готов помочь сборной
– Вам понравились матчи россиян с македонцами и ирландцами?
– В последнем матче с Ирландией наша сборная прекрасно сыграла в обороне, создала много моментов. Единственное, что не удалось – забить. Если бы смогли реализовать хоть один момент из тех, что создали, то это была бы образцово-показательная игра сборной за долгий период. С Македонией не все получалось в атаке, были и ошибки в обороне. Игра сборной в целом мне не понравилась, понравились только действия отдельных футболистов. Возможно, команде помешало напряжение, давила ответственность за результат, поэтому ощущалась некоторая нервозность. В игровой актив матч с Македонией нашим занести сложно, не так все было хорошо, а с точки зрения результата – несомненный успех.
– Вы свои отношения со сборной считаете законченными? Не надеетесь еще сыграть за национальную команду?
– Скорее всего, да. Хотя еще всякое может случиться.
– Дик Адвокаат с вами говорил на эту тему или просто перестал вызывать, и все?
– Адвокаат мне позвонил, объяснил, почему не вызывает, и сказал, что если будет необходимость, то он меня пригласит, и спросил, может ли на меня рассчитывать в таком случае. Я ответил, что прекрасно его понимаю, а если буду нужен сборной, то, конечно, постараюсь помочь ей, сделать все, что в моих силах.
– О сборной в последнее время сложилось мнение, что команда, в которой играют одни и те же люди, уже исчерпала свой ресурс и не способна добиться успехов. Согласны?
– Согласен с тем, что команда у нас возрастная. Но ей по силам решить задачу выхода на чемпионат Европы. Для победы в группе надо сделать всего один шаг. Если же сборная выйдет в финальную часть чемпионата Европы, то сможет достойно и там сыграть. А вот к следующему турниру – чемпионату мира 2014 года будут перемены. Насколько масштабные, пока трудно сказать.
Лига чемпионов пока не наш уровень
– Наш чемпионат становится сильнее, растет за счет того, что в наши команды приходят такие звездные футболисты, как Самюэль Это’О, Роберто Карлос, Кевин Кураньи, Юрий Жирков?
– Растут финансовые вложения в некоторые команды, что позволяет приглашать хороших игроков. Если же говорить об уровне игры, то прогресс пока не очень большой. В Лиге Европы наши команды выступают уверенно, вот и сейчас «Локомотив» и «Рубин» начали с побед. А вот в Лиге чемпионов российским командам очень тяжело, пока это не наш уровень. Если и есть успехи, то они абсолютно незначительны, и добиваемся мы их эпизодически. Мы не можем конкурировать не только с «Барселоной», «Реалом», «Манчестер Юнайтед» и другими суперклубам, которых немного. Мы проигрываем и менее солидным командам. То место, что занимает чемпионат России в рейтинге УЕФА, оно справедливо. Пять-семь чемпионатов сильнее нашего – итальянский, французский, португальский… Украинцы нас поджимают, которые пока тоже играют в Европе не очень удачно, но иногда выстреливают.
– Нынешний чемпионат экспериментальный – проходит в два этапа, закончится только весной, а потом наш футбол перейдет на календарь «осень-весна». Много было споров об этой реформе, а чего от нее ждете вы?
– Плюс от этого перехода один – что команды, которые выйдут в еврокубки, будут стартовать в них через два-три месяца, а не ждать почти целый год, за который команда может полностью измениться. Как футболист я рад тому, что летом у нас будет отпуск, время, которое можно будет уделить своим семьям. Минусы? Сроки проведения чемпионата в Премьер-лиге почти не изменятся, только второй круг будет называться первым и наоборот. А вот для первой и второй лиги и вообще для нашего футбола будут большие проблемы. В России много регионов, где лето – время, когда надо проводить львиную долю матчей. Выход один – в переходе на искусственные поля и манежи, а это не очень хорошо. В футбол все же лучше играть на натуральных полях.
Больше мне мечтать не о чем
– Вы работаете в «Зените» под руководством Лучано Спаллетти. В вашей карьере, за исключением периода в «ПСЖ», не было иностранных специалистов. Наш клубный футбол созрел для привлечения тренеров из Европы? Ведь до сих пор принято считать, что российским игрокам требуется железная дисциплина, а иностранцы этого не понимают, дают игрокам слишком много свободы, ошибочно считая их профессионалами.
– Ну и в моей российской карьере был тренер-иностранец – португалец Артур Жорже в ЦСКА. Да и Курбан Бердыев, хотя и наш человек, но не совсем русский. На мой взгляд, не важно, из какой страны тренер, важнее его подход к работе, его квалификация. Сборная России под руководством Гуса Хиддинка добилась неплохого результата. «Зенит» выиграл Кубок УЕФА и Суперкубок Европы с Диком Адвокаатом, успешно выступает и под руководством Спаллетти.
– Вы играете на профессиональном уровне почти двадцать лет. Во времена вашей молодости футболисты не относились к футболу очень уж серьезно – могли себе позволить погулять, повеселиться. Сейчас, когда заработки в футболе многократно выросли, нравы изменились? Игроки реже нарушают режим, стали профессиональнее относиться к себе?
– Тогда, в девяностые, нас запирали на базах неделями, поэтому было желание оторваться, отдохнуть. Тогда было совсем другое время, а мое поколение было другими людьми. Совсем по-другому были воспитаны, чем сейчас. Нынешний футбол, нынешняя атмосфера в командах отличается от той, что была лет 15–20 назад. Но так и вся жизнь в стране отличается от тех времен. Футбол – это неотъемлемая часть жизни. Меняется жизнь, меняется футбол. Но талантливых ребят всегда хватало, и они очень разные. И тогда были парни целеустремленные, много работавшие на тренировках, и были разгильдяи, которые неблагодарно относились к тому, что у них есть, а соотношение между ними не слишком изменилось.
– После вашего перехода в «Зенит» прошел уже год с небольшим. Как вы себя чувствуете в петербургской команде, как расцениваете этот период карьеры?
– Замечательно себя чувствую! Грех жаловаться на что бы то ни было в моей футбольной судьбе. Когда получил предложение перейти в «Зенит», то был немного удивлен – меня в таком солидном для футболиста возрасте приглашают в клуб, решающий большие задачи. С «Зенитом» я стал чемпионом России, выиграл Суперкубок России, сейчас выступаю в Лиге чемпионов. Это то, о чем мечтает любой футболист. Занимаюсь любимым делом, живу в таком прекрасном городе как Санкт-Петербург. Больше мне мечтать не о чем.
– В «Зените» вы успели сыграть на разных позициях – и в средней линии, и даже в обороне на правом фланге – в прошлогоднем матче с «Андерлехтом». Вы действительно одинаково комфортно себя чувствуете на любой позиции?
– Если нужно команде, то готов сыграть на любой позиции. Конечно, я уже возрастной футболист. На некоторых позициях от игрока требуется скорость, готовность выполнять большой объем работы, а этого от меня в моем возрасте ждать уже сложно. Мне надо за счет других качеств искать способы помогать команде. И тогда, с «Андерлехтом», мне понравилось играть правого защитника, я сделал в том матче голевой пас Саше Кержакову. Главное – играть, а как, на какой позиции – посмотрим.
беседу вёл
Михаил ГРИГОРЬЕВ, Санкт-Петербург
короче, он не Веллитон...
Унылый октобус, я ведь тебе уже скидывал тебе ссылку из «советского спорта», где было написано о том, что думают про этот эпизод. Хватит врать и нести чушь!
человечище!!! (с)
ахахахахах, ну и клоун же ты) Не верь и дальше. семак послал куда подальше леню-бегемотика и продался ради газовых бабок и рекламы дезодоранта рексона. Вот такой он «человечище».