С аптечкой по жизни
Бывший физиотерапевт ливерпульского «Эвертона» Мик Ратбон дал интервью репортеру ESPN Soccernet Марку Ломасу, в котором поведал о том, как это - быть главой медицинского штаба клуба Премьер-лиги? Перевод материала - в блоге Football is coming home.
После трансфера Криштиану Роналду в мадридский "Реала", обошедшегося клубу в 80 миллионов фунтов стерлингов, "сливочные" решили застраховать ноги футболиста на сумму примерно 90 млн. Таким образом, можно предположить, что один-единственный волосок на бедре Роналду стоит дороже, чем бюджет, скажем, среднестатистического представителя миддл-класса. Такие цифры недвусмысленно дают понять, насколько важны физиотерапевты в современном футболе.
Подход к физподготовке и восстановлению игроков после травм серьезно изменился за две минувших декады, следовательно, изменилась и роль терапевтов. Времена, когда одинокий специалист выбегал на поле с "волшебной губкой" в руках, вне зависимости от того, какого рода повреждение было получено тем или иным футболистом, давно канули в лету, и теперь большинство европейских топклубов содержит целую команду медицинских работников высокого уровня.
Однако, несмотря на наличие корифеев врачебного искусства в полном распоряжении клуба и явный прогресс в изучении спортивной медицины, некоторые полагают, что краеугольным камнем работы физиотерапевта по-прежнему является ежедневное общение с футболистами клуба. Именно такой точки зрения придерживается бывший физиотерапевт "Эвертона", Мик Ратбон, работавший с первоклассными игроками АПЛ без малого десять лет - до того момента, как Мик покинул "Гудисон Парк" около года назад.
Подход Ратбона к физиотерапии сформирован его личным опытом, полученным во время игровой карьеры, продолжавшейся в 1970-х, 80-х и ранних 90-х. Будучи болельщиком "Бирмингем Сити" с самого детства, он осуществил мечту любого мальчишки, попав в состав клуба, который он поддерживал. Тогда Мик и сам был, по сути, еще мальчишкой. Наверное, кто-то подумает, что выступления на позиции левого фуллбэка "Бирмингема" в те времена предполагали только хорошее, например, матчи на "Олд Траффорд" и "Энфилде", пребывание в одной команде с легендой "синих" Тревором Фрэнсисом... Но не все так просто. Как только Ратбон выходил на поле, он каждый раз чувствовал неуверенность в себе и сильно нервничал. Лишь спустя три года терзаний и эмоциональной нестабильности Ратбон перешел в "Блэкберн", где наконец обрел душевное равновесие.
Завершив карьеру игрока в 1991 году, Ратбон начал работать физиотерапевтом сначала в клубе "Галифакс", а затем в "Престоне", где ему посчастливилось встретить Дэвида Мойеса. Впоследствии этот дуэт окажется в "Эвертоне". Мик Ратбон никогда не забывал свой трудный стартовый отрезок в "Блэкберне", поэтому он полагался в первую очередь как на хорошее физическое, так и на моральное состояние футболистов, попутно стараясь создать благоприятную атмосферу в раздевалке.
"Безусловно, мой игроцкий опыт помог мне на новом поприще, - рассказывает Ратбон в интервью ESPN. - Работать физиотерапевтом значит быть тем, на кого можно положиться, тем, с кем футболисты могут поговорить по душам - лично я горд, что был именно таким человеком, и счастлив, что занимался этим. Когда я видел, как молодые ребята упорно работают на тренировках, я пытался приободрить их и, надеюсь, помог им поверить в себя".
"Думаю, на мою не слишком выдающуюся карьеру в качестве игрока повлияли мои личные особенности: иногда я был слишком чувствителен, возможно, даже проявлял мягкотелость. Знаете, я разговаривал с кучей парней, и они рассказывали мне то же самое, правда, у них было все не настолько плохо. Зайдите в раздевалку любой команды; вы увидите там невероятное разнообразие характеров и личностей. Порой самые веселые и шумные футболисты клуба оказываются наиболее нервными".
"Если бы тогда я осознал, что мои страхи не являются чем-то необычным, то, вероятно, почувствовал бы себя лучше. В мое время поблизости не было спортивных психологов, так что сейчас мне было бы полегче. Сейчас во многих клубных академиях молодых футболистов уже в пятилетнем возрасте учат справляться со своими эмоциями и держать себя в руках".
Однажды Дэвид Мойес сказал, что Мик Ратбон является его "несомненно лучшим приобретением"
Ратбон сумел преодолеть собственные ментальные проблемы, однако требования, предъявляемые не только ему, но и всем физиотерапевтам АПЛ, чрезвычайно высоки, и психологическое состояние игроков стоит далеко не на последнем месте. Бывший защитник "Бирмингема", 8 лет отработавший в "Эвертоне", знает об этом непонаслышке: "ириски" довольно-таки продолжительное время обладают одним из самых изношенных составов в Премьер-лиги, и поэтому потребность в скорейшем восстановлении игроков от травм ощущается особенно остро. За все эти годы на операционном столе Ратбона побывали такие звездные футболисты, как Уэйн Руни, Микель Артета и Тим Кэйхилл, но Мик не боялся совершить роковую ошибку, он предпочитал просто наслаждаться предоставленной ему возможностью сотрудничать с такими талантливыми парнями.
"Ты не чувствуешь сильного давления, если являешься физиотерапевтом хорошего уровня, но как только ты начнешь ошибаться, тебе придется его ощутить, - объясняет Мик. - Находясь в должности руководителя медицинского штаба в клубе Премьер-лиги, где суммарная трансферная стоимость всех игроков составляет около 100 млн фунтов, ты должен принимать правильные решения. Ты не можешь допустить, чтобы эти игроки вышли из строя. К счастью, в "Эвертоне" у нас был потрясающий врачебный коллектив, и мы ошибались всего пару раз, поэтому мы не ощущали на себе этого давления".
"У нас в наличии было не так много игроков, и я до сих пор помню, как однажды перед гостевым матчем в Сандерленде - это случилось на Новый Год - ситуация была такова, что нам нужно было провести три фитнес-теста; если бы двое из трех обследуемых игроков не оказались бы готовы для выхода на поле, мы бы не смогли заявить столько запасных игроков, сколько положено. С точки зрения медицины это было трудно, однако я всегда находил немало преимуществ в том, что у нас был дружный коллектив - главным образом, это касается потрясающего командного духа и невероятной сплоченности, которая явилась результатом хороших отношений в команде. Прекрасный клуб, в котором приятно работать; прекрасный менеджер Дэвид Мойес, да и все остальные работники клуба. Наше единство было нерушимо и достойно восхищения".
Будь то клуб с ограниченным составом, подобно "Эвертону", будь то клуб с изобилием игроков - например, "Манчестер Сити" - так или иначе, всегда найдутся спортсмены, которые будут посещать физиотерапевта чаще других. В сезоне Премьер-лиги 2011/12 мы уже имели возможность наблюдать, как некоторые футболисты упустили предоставленный им второй шанс, поскольку были измучены травмами. "Сток Сити" пошел на риск, приобретя Джонатана Вудгейта, КПР - Кирона Дайера, "Ман Сити" - Оуэна Харгривза. Итоги неоднозначны. Дайеру удалось отыграть лишь 6 минут перед тем, как получить повреждение плюсны в первом туре чемпионата, в то время как Харгривз провел памятную дебютную встречу в составе "горожан" в Кубке Лиги, забив гол на "Ислендс", а Вудгейт уже выглядит довольно уверенно в защитной линии "гончаров".
Ратбон полагает, что единственно верный подход к игрокам, вынужденным принимать удар за ударом и терять уверенность в себе, - позитивный настрой.
"Я сочувствую футболистам вроде Кирона Дайера. Им ужасно не везет. Немудрено, что те игроки, у которых не раз возникали проблемы со здоровьем, порой боятся совершать рывки и выпрыгивать, когда ощущают легкую боль - это человеческая природа. Некоторым спортсменам приходится через это пройти, и вы каждый раз должны говорить им одно и то же: "Это твоя последняя травма - ты справишься". Нужно быть оптимистом; игрок ни в коем случае не должен подумать, что он подвержен травмам. Такие футболисты должны смотреть в будущее, восстанавливаться и двигаться вперед. История футбола знает немало примеров, когда игроки возвращались на поле спустя продолжительное время после очень серьезных травм и снова оказывались на том же уровне, на котором находились раннее, а иногда даже начинали выступать лучше, чем прежде".
Несколько раз Ратбон помог экс-форварду "Ман Юнайтед" Луи Саа добиться полного восстановления. Саа приехал на "Гудисон Парк" в 2008, и уже тогда у него был весьма внушительный список травм. Недавно английская пресса раскритиковала его за то, что он отказался выступать за резервистов. Репортеры предположили, будто бы он слишком привередлив для проведения матчей в составе второй команды "ирисок", поскольку она, по его мнению, недостаточно сильна. Но характеристика француза, которую озвучил нам Ратбон, чрезвычайно далека от того, что пишут в газетах.
"Мне нравилось с ним работать. Мы были в приятельских отношениях, - вспоминает Мик. - Мы хорошо поладили друг с другом, и я должен сказать, что много, много раз наблюдал, как Луи выходил на поле с ушибами, травмами и другими проблемами. У него часто случались растяжения мышц из-за его взрывной манеры игры".
"Многие быстрые игроки страдают от травм такого типа, так же как и спринтеры на стометровые дистанции. У Саа были проблемы с коленом и ряд других повреждений, но он тренировался чуть ли не каждый день и сыграл почти 30 матчей в моем последнем сезоне на посту терапевта (2009/10). Мои воспоминания о нем сугубо положительны - когда он оказался в "Эве", мы были очень рады познакомиться и поработать с ним. Здорово, что Луи всегда был рядом; он много раз выступал за клуб, когда не был готов на 100%".
Ратбон рассказывает, что огромное число футболистов, в частности, Тим Кэйхилл, играют "на уколах"
Ратбону довелось играть в те времена, когда футбол был намного жестче, но 55-летней физиотерапевт, ныне работающий на полставки в "Престоне" и в английской сборной до 17 лет, совершенно несогласен с тем, что современные игроки не дотягивают до своих предшественников по силе духа. Он верит, что футбол сегодня стал намного быстрее, больше внимания уделяется физическим кондициям; он удверждает, что большинство игроков, с которыми он работал, выходили на поля, несмотря на незалеченные болячки.
"Не знаю, будут ли мои слова подтверждены статистикой, однако я бы сказал, что в современном футболе травмы стали более частым явлением, потому что команды заиграли быстрее, а поля стали жестче. Сейчас ребята стали намного сильнее, поэтому вероятность получить повреждение в единоборстве также увеличилась. Не думаю, что игроки стали мягкотелыми или потеряли интерес к футболу - дело в том, что матчи теперь проходят на более высоких скоростях. Если вы сидите в нескольких метрах от газона, то вскоре понимаете, насколько быстро проходит игра - я сполна это ощутил. Иногда тебе остается лишь затаить дыхание".
"Многие клубы сейчас имеют в своем составе больше футболистов - в наше время команда состояла из 14 человек, поэтому ты просто не мог себе позволить пропустить игру. Объяснение в стиле "мы играли жестко, а они чересчур изнежены" представляется малость примитивным. Ребята из "Эвертона" показались мне неуступчивыми и решительными - они привыкли не унывать и были готовы выступать за клуб. Они никогда не говорили: "Этот матч я играть не буду, а этот, так уж и быть, проведу". Они держали себя в тонусе, и многие парни - одну неделю за другой - выходили на поле с больными сухожилиями, воспаленными лодыжками и просто незначительными ушибами. Про некоторых футболистов иногда говорят, что "у него заболело ухо, и он не хочет играть", но, исходя из своего собственного опыта, могу сказать, что мне довелось работать с ребятами, которые бились, несмотря на болевые ощущения".