Фактор Пирло
Вы никогда не задумывались о том, какую ключевую роль в команде может играть один единственный футболист. Нам всем известна аксиома: футбол – игра командная. Однако наличие харизматичного лидера вовсе не отрицает этого положения. Другое дело – один в поле не воин, но даже в этом случае функции лидера не сводятся к решению командных вопросов исключительно индивидуальными действиями. Он может не забивать так часто или не поспевать возвращаться в оборону, тем не менее, сам факт его присутствия на поле является наиважнейшим фактором становления командной игры в данном конкретном матче. Именно он задаёт тон игре, направляя своих партнёров в нужное русло. Между тем, убрать такого игрока без видимых и серьёзных потерь практически невозможно. Длина и класс скамейки сумеют замаскировать столь огромную дыру, однако, полностью залатать брешь сумеет только время.
Нечто подобное сейчас вырисовывается в «Милане», обескровленном потерей Андреа Пирло. Именно сейчас становится по-настоящему понятно, какое важное место занимал Андреа в системе «россонери». Как грамотный организатор, Пирло чётко следил за претворением тактических установок тренера – он успевал покрывать весь центр поля. Не будем кривить душой, изобретательность атакам «Милана» добавляли филигранные передачи Пирло, а его талант руководителя создавал фундамент для всей многоэтажной игры «дьяволов». Но теперь за всё это в Милане отвечают совсем другие футболисты. В их классе и мастерстве не приходится сомневаться, однако, в лице Пирло «россонери» потеряли гораздо больше, чем великолепного созидателя и идейного лидера.
Ведь вся игра «Милана» последнее десятилетие строилась на творческом подходе Пирло. Не назвать его сердцем команды просто язык не поворачивается. Конечно, его результативность не блещет цифрами – но ведь это не его работа. Вклад Пирло в развитие «Милана» более глубокий и масштабный, чем кажется сперва. Тут стоит отметить, что вариативная и остроатакующая игра «россонери» - следствие усилий всей команды до последнего резервиста. Действия Пирло в этом отношении были сродни функциям редактора ежедневного издания, который следил за общим процессом и вносил какие-то корректировки. Однако футболистов такого плана не так уж и мало, и в том же «Милане» подобные цели мог исповедовать, к примеру, Боатенг. А для того чтобы и Кевин Принс также здорово выполнял свою работу нужна крепкая, соответствующая амбициям клуба основа. Ведь, грубо говоря, редакция той же газеты не может нормально работать без уютного помещения. Казалось бы, что за чепуха? На крайний случай можно найти и какой-нибудь сарай, или же переместить издание в Интернет. Ведь главная идея и желание… Но, так или иначе, с течением времени все поймут, что в сарае холодно и банально неудобно, а онлайн-газета не имеют особенной популярности, на которую рассчитывала редакция. Вывод один – целеустремлённая работа амбициозного коллектива просто не может приносить плоды без соответствующей основы.
И как раз эту основу в «Милане» строил и отлаживал именно Андреа Пирло. Его деятельность в клубе сродни архитектору, продуктом творчества которого является весьма крепкое здание, где «дьяволы» чувствовали себя уютно и могли стабильно развиваться. Футбол «Милана» делал не один Пирло, зато именно Андреа подготавливал благоприятную почву для построения очередных игровых моделей команды в каждом матче, будь то быстрая контратак или же продуманный и основательный выпад. Главное, что игра «россонери» строилась на действиях Пирло и за счёт его КПД воплощалась в том или ином стилях.
Вспомним хотя бы прошлый год, когда грозный «Милан» во второй половине сезона столкнулся с неожиданным спадом и чуть было не распрощался с первой строчкой. Именно в это время в лазарет команды попал Пирло. Просто-таки навязывается некая параллель, которая, увы, прослеживается и на старте нынешнего сезона. Хуже «россонери» не начинали уже порядка 20 лет, а сам стиль игры «Милана» не только превратился в фрагментарный, но и зачастую кажется размытым. Конечно, необходимо ссылаться и на большой список травмированных игроков, однако, отсутствие Пирло на поле вновь даёт о себе знать. Блиставший своими организаторскими способностями Боатенг уже не играет столь грандиозных ролей в клубе, а связь между средней и атакующей линиями стала слишком прерывистой. Можно вычленить ещё ряд проблемных зон «россонери», но и так понятно, что большинство из них породил уход Пирло.
Массимо Алегри не был бы тренером «Милана», если бы упустил из виду подобного рода проблемы. Именно поэтому на флажке трансферного отрезка был приобретён Альберто Аквилани, который с первых же матчей взял на себя обязанности диспетчера, каким был Пирло. Новая роль пришлась по душе Аквилани, да и игра «россонери» заметно прибавила в остроте и креативности. Однако сейчас Альберто не является железным игроком основы – Аллегри больше доверяет Ночерино, которого также пробует на место Пирло.
Так или иначе, подыскать достойную замену Пирло очень и очень непросто. Его гений позволял выполнять огромную работу, с которой и в одиночку справится не всегда удаётся. Вот попробуйте выкинуть Хави из «Барсы». Каталонцы, конечно – отдельная тема, но и в их игре наступит некий дисбаланс, пусть и менее серьёзный, чем в «Милане». Хави и Пирло – это системообразующие игроки, именно поэтому потеря Пирло столь существенным образом отразилась на действительности «россонери».
Аллегри предстоит перекрыть огромную брешь и от того, насколько быстро он справится с этой задачей, будет зависеть будущее «Милана». Во всяком случае, Пирло уже в «Юве» и уже там заправляет командной игрой. И «старая синьора» - нынешний лидер Серии А, а «Милан» довольствуется только 15 строчкой. Закономерно ли это? Думается, да.